Всероссийский центр изучения общественного мнения

редактировать

России центр изучения общественного мнения ( ВЦИОМ) (русский: Всероссийский центр изучения общественного мнения - ВЦИОМ, . Тр Vserossiysky центр izucheniya obshchestvennogo mneniya) является государственное учреждение, созданное в 1987 году, известный как Всесоюзный центр по изучению общественного мнения до 1992 г.

ВЦИОМ - старейшее социологическое учреждение в постсоветской России и одна из ведущих российских социологических и маркетинговых компаний. Он был создан в 1987 году постановлением ВЦСПС ( Всесоюзный центральный совет профсоюзов ) и Государственного комитета труда СССР как Всесоюзный центр изучения общественного мнения (а в 1992 году переименован во Всероссийский центр изучения общественного мнения). В 2003 году ВЦИОМ стал «открытым акционерным обществом с полной государственной собственностью». ВЦИОМ проводит маркетинговые, социальные и политические исследования «полного цикла» - от разработки инструментов и сбора данных до анализа и представления результатов своим клиентам.

Филиалы ВЦИОМ работают во всех семи федеральных округах России. Помимо собственных филиалов, Центр имеет партнерские соглашения со значительным количеством местных региональных исследовательских фирм. ВЦИОМ имеет собственную сеть интервьюеров, которая насчитывает около 5000 человек.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Наука и обучение
  • 2 История
    • 2.1 Фонд (1987)
    • 2.2 Рост, 1989–2003 годы
    • 2.3 Конфликт (2003)
    • 2.4 Современная роль главного центра социологических исследований государства
  • 3 Критика
  • 4 Исследования
    • 4.1 Методы
    • 4.2 Избранные проекты ВЦИОМ
  • 5 ссылки
  • 6 Внешние ссылки
Наука и обучение

ВЦИОМ имеет статус научного учреждения. Кроме того, в Центре действует научный Экспертный совет, в который входят известные российские социологи, политологи, маркетологи, философы и историки. ВЦИОМ проводит конкурсы научных работ среди молодых исследователей.

С 2003 года он издает собственный журнал « Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены», который выходит шесть раз в год. С 2009 года он доступен в открытом доступе в Интернете (как в архиве, так и в последних выпусках). В состав редакционного совета входят ведущие российские социологи (сотрудники РАН, МГУ, РГСУ, Высшая школа экономики, Институт маркетинговых исследований ГФК-Рус и другие). С 2008 года работает кафедра ВЦИОМ в Высшей школе экономики, с 2008 года - Научный центр ВЦИОМ в Российском государственном социальном университете.

Центр регулярно разрабатывает и издает монографии и редакционные сборники социологических исследований, посвященных состоянию общественного мнения в России. Недавние монографии: От Ельцина до Путина: три эпохи в историческом сознании россиян (2007), Политическая Россия: предвыборный справочник - 2007, Политический словарь современности (2006), Россия на перекрестке 2-го срока ( 2005). Подробнее см.: «Библиотека ВЦИОМ: некоторые из последних книг» Исследования общественного мнения, датированные до 1992 года, хранятся в архиве. Результаты опросов общественного мнения «Экспресс» с 1992 года хранятся в «Базе данных архивистов».

ВЦИОМ является членом международных профессиональных сетей, в том числе InterSearch и Eurasian Monitor. Он руководствуется стандартами и нормами Европейского общества изучения общественного мнения и исследования рынка ESOMAR. В головном офисе компании в Москве работают более 70 специалистов (со специализацией в области социологии, маркетинга, политологии, финансов, психологии и статистики), а также десятки специалистов в офисах по всей стране. Возглавляет Центр Валерий Федоров. Сотрудники ВЦИОМ регулярно выступают на российских и международных научно-практических конференциях и круглых столах.

История

Фонд (1987)

Постановление о создании ВЦИОМ (по тем временам Всесоюзный) было принято на июльском заседании ЦК КПСС в 1987 году. Учредителями выступили ВЦСПС (Всесоюзный центральный совет профсоюзов) и СССР. Государственный комитет труда. Первым директором была Татьяна Заславская (академик). Заславская рассказывает, что при создании Центра за образец был взят Институт демоскопии (ФРГ), возглавляемый Элизабет Ноэль-Нойман.

В 1987-1988 годах Грушин приложил немало усилий для создания сети социологических центров в республиках СССР и регионах России. Это позволило провести первые массовые опросы среди взрослого населения на репрезентативных выборках в ноябре 1988 г.; год спустя эти опросы стали систематическими.

В 1988 году Юрий Левада вместе со своими учениками (Лев Гудков, Борис Дубин, Алексей Левинсон и др.) Перешел на работу во ВЦИОМ (сначала руководителем отдела теоретических исследований, а затем - с 1992 года - руководителем компании). В интервью Юрий Левада рассказывает о первых годах ВЦИОМа, называет Татьяну Заславскую (Татьяна Заславская) и Бориса Грушина (Борис Грушин) учредителями ВЦИОМ в 1987 году и заявляет, что был приглашен ими во ВЦИОМ.

Рост, 1989–2003 гг.

ВЦИОМ получил широкое признание за свою объективность и профессионализм среди ученых и журналистов как в Советском Союзе, так и на Западе. В 90-е годы опросы агентства приобрели репутацию очень надежных. За это время ВЦИОМ провел более 1000 опросов.

Будучи первым социологическим институтом в СССР (и России), ВЦИОМ послужил колыбелью для многочисленных маркетинговых и социологических центров страны.

В августе 1989 года Борис Грушин покинул ВЦИОМ, чтобы создать собственную организацию по изучению общественного мнения "Vox Populi - Glas Naroda" (Голос народа).

В 1992 году Фонд общественного мнения (ФОМ), изначально созданный как подразделение Центра по сбору благотворительных средств, отделился от ВЦИОМ. В 1999 году ВЦИОМ получил статус научного института.

Конфликт (2003)

Хотя ВЦИОМ не получал бюджетных денег и финансировался за счет контрактов (грантов) на проведение опросов в частном и государственном секторах после распада Советского Союза в 1992–2003 годах, Левада не учел тот факт, что агентство по проведению опросов оставалось государственной компанией как ФГУП ( Сокращенное на русском языке сокращение от: Federal State Unit). В 2003 году Минимущество РФ приняло решение о преобразовании ФГУП ВЦИОМ в ОАО «Всероссийский центр изучения общественного мнения», 100% акций которого должно было принадлежать государству. На это по-прежнему не было бы бюджетных ассигнований со стороны государства, и компания должна была продолжить свою работу, опираясь на финансирование как частных, так и государственных учреждений. Однако Юрий Левада воспринял это изменение как попытку повлиять на результаты исследований ВЦИОМ. В результате предыдущие сотрудники ВЦИОМ покинули компанию и последовали за Юрием Левадой в новый негосударственный Левада-центр.

Возглавил офис молодой политолог Валерий Федоров, который, как отмечают некоторые источники, был близок к Администрации Президента РФ.

ВЦИОМ продолжил исследовательские программы, внедренные прежним составом, и продолжил выпуск журнала « Мониторинг общественного мнения» ; в 2003 году бывшие члены редколлегии начали издавать новый журнал под названием « Вестник общественного мнения».

Есть противоречивые данные о реакции других российских социологов на распад ВЦИОМ. Одни источники сообщают, что все социологи ушли с Левадой, другие утверждают, что они молчали, кроме Грушина. Спор о законности использования бренда ВЦИОМ в социологическом сообществе завершился в 2004 году. Федеральная антимонопольная служба решила предоставить ВЦИОМу полное право использования бренда «ВЦИОМ» и запретила Левада-Центру использовать его.

Отвечая на вопрос о смене руководства ВЦИОМ во время его визита в Колумбийский университет в США в сентябре 2003 года, президент России Владимир Путин поддержал смену руководства.

Современная роль главного центра социологических исследований государства

Приоритетными направлениями исследований сегодня являются политические рейтинги, индексы социальных настроений, государственные программы и реформы. ВЦИОМ по-прежнему проводит исследования для наиболее значимых российских частных и государственных учреждений. Ново-прикладная и прагматическая направленность исследовательской программы выражается в изменении ее слогана - «Информация для успеха!» вместо прежнего «От мнения - к пониманию».

Критика

Центр иногда подвергается критике по предметам его изучения. Геннадий Зюганов (лидер КПРФ ) раскритиковал объективность ВЦИОМ при оценке результатов исследования ВЦИОМ о Мавзолее Ленина по запросу СМИ , заявив, что «я считаю это исследование непрофессиональным». По данным ВЦИОМ, россияне выступали за то, чтобы захоронить останки Ленина на кладбище, а не хранить их в мавзолее.

Исследовать

ВЦИОМ проводит исследования как на региональном, так и на федеральном уровнях, а также на постсоветском пространстве (совместно с коллегами из бывшего СССР - членами агентства «Евразийский монитор») и других странах.

Темы, представляющие интерес, включают:

  • Политика: выборы, рейтинги одобрения политиков, протестный потенциал.
  • Социальная сфера: образование, здравоохранение, семья, жилье, коррупция.
  • Бизнес: финансы и страхование, развитие продуктов и корпоративных брендов, корпоративная репутация, товарные знаки, информационные технологии и СМИ, автомобильный сектор, недвижимость, спортивная индустрия.

Методы

Используется широкий спектр методов исследования, таких как личные интервью, фокус-группы, тайный покупатель, холл-тесты, экзит-поллы, экспертные опросы и телефонные интервью. Методы исследования включают описательный и логический статистический анализ, а также программы построения выборки. Опросы по репрезентативной выборке проводятся еженедельно среди 1600 человек из 140 населенных пунктов 42 регионов России.

Избранные проекты ВЦИОМ

ВЦИОМ регулярно координирует и реализует международные исследовательские проекты для зарубежных и российских заказчиков, таких как ПРООН, Госдепартамент США, Бюро НАТО в Москве и другие. С 2004 года Центр активно участвовал в разработке системы регулярных социологических исследований в области постсоветский (в рамках «Евразийского монитора» ВЦИОМа является одним из основателей Евразийского монитора, а также других социологических служб в бывшем СССР республики.

  • «Экзит-опросы на парламентских и президентских выборах» (заказчик - «1-й телеканал») 2007 - 2008 гг.
  • «Оценка имиджа компании-работодателя» («Роснефть») 2007 г.
  • «Оценка имиджа компании-работодателя» («Северсталь») 2008 г.
  • «Оценка имиджа компании-работодателя» («РусАл - управляющая компания») 2007 г.
  • «Исследование общей славы бренда» («Heineken-Commercial») 2007 г.
  • «Социальная адаптация ВИЧ-инфицированных: оценка ситуации в сфере здравоохранения, образования и занятости» (ПРООН) 2007 г.
  • «Исследование национальных отношений по результатам общенациональных исследований» (Институт диаспоры и интеграции) 2007 г.
  • «Исследование условий предпринимательской среды, оценка взаимодействия бизнеса и власти» (РСПП) 2007-2008 гг.
  • «Исследование уровня доверия россиян к СМИ» (Офис Общественной палаты России) 2007 г.
  • «Отношение россиян к правосудию» (Офис Общественной палаты России) 2007 г.
  • «Социологическое исследование недобросовестной конкуренции» (Федеральная антимонопольная служба) 2007 г.
  • «Факторы и перспективы развития футбола в России» (Фонд Национальной Футбольной Академии) 2006 г.
  • «Оценка жилищной привлекательности инвестиционного проекта« Большое Домодедово »(« Уголько ») 2006-2007 гг.
  • «Исследование восприятия НАТО россиянами» (Бюро НАТО в Москве) 2006 г.
  • «Анализ и оценка восприятия коррупции в госсекторе населением» (ПРООН и Счетная палата РФ) 2006 г.
  • «Инвестиционное поведение населения и осведомленность о системе страхования вкладов» (Агентство по страхованию вкладов) 2005-2006 гг.
  • «Исследование восприятия крупных фармацевтических брендов в России и странах Восточной Европы» (Stanton Beringer consulting), ежегодно с 2005 г.
  • «Условия функционирования малых предприятий в регионах России» (ОПОРА России) 2004-2006 гг.
  • «Оценка репутационных показателей» (Аэрофлот - Российские авиалинии), ежегодно начиная с 2005 г.
  • «Синдицированное исследование корпоративной репутации десяти крупнейших компаний России», дважды в год с 2004 г.
  • «Мониторинг основных показателей социального настроения в странах постсоветского пространства». Участники: ведущие социологические службы 14 постсоветских стран. Дважды в год с 2003 г. в рамках «Евразийского монитора».
использованная литература
внешние ссылки
Последняя правка сделана 2024-01-09 03:18:28
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте