Ласта 95 | |
---|---|
Ласта 95 P2 | |
Роль | Учебно-тренировочный самолет |
Производитель | UTVA |
Дизайнер | Военно-технический институт Белграда |
Первый полет | Прототип Lasta 1: 2 сентября 1985 г. Lasta 95: 26 февраля 2009 г. |
Вступление | 5 августа 2010 г., совместно с ВВС Ирака. |
Статус | В сервисе |
Основные пользователи | ВВС Сербии ВВС Ирака |
Количество построенных | 37 |
Утва Lasta 95 представляет собой легкий военно - тренировочный самолет производства УТВЫ. Это тандемный двухместный низкоплан с металлическим планером. Самолет может выполнять базовые тренировочные функции, включая фигуры высшего пилотажа, полеты по приборам и тактические полеты, а также базовую подготовку по использованию оружия. Первый прототип Lasta 1 поднялся в воздух 2 сентября 1985 года, а первый прототип текущей версии Lasta 3 - 26 февраля 2009 года. Ласта в переводе с сербского означает ласточка для сарая.
Изначально Lasta разрабатывался как замена Utva 75 и частично Soko G-2 Galeb, которые до 1991 года были наиболее часто используемыми учебно-тренировочными самолетами югославских ВВС. Первый прототип Lasta 1 был завершен к весне 1985 года. После завершения начальной фазы испытаний, первый полет был совершен 2 сентября 1985 года. В январе 1989 года было начато проектирование модифицированной версии - Lasta 2, после изменений в Требования югославских ВВС. Lasta 2 был легче, с более коротким фюзеляжем и новой системой электроники, включая управление огнем Ferranti ISIS D-282. К началу 1990-х годов Утва и ее партнеры произвели достаточно деталей для завершения 10 предсерийных планеров. Во время бомбардировки Югославии НАТО в 1999 году все пять существующих прототипов были уничтожены во время бомбардировки Utva Aviation Industry (шестой прототип уцелел с повреждениями и был подарен Музею авиации в аэропорту Белграда имени Николы Теслы ).
В 2006 году разработка Lasta была возобновлена. Новая версия была известна как Lasta 95 и следовала основным концепциям Lasta 2 с обновлениями, связанными с более новыми доступными технологиями. В 2009 году было объявлено, что Ирак закупит 20 таких учебно-тренировочных самолетов.
Благодаря своим техническим характеристикам и обновленной авионике, самолет обеспечит полную подготовку пилотов по всем элементам применения самолета, включая:
Возможна установка катапультных кресел, но с большей стоимостью и массой самолета. Также не исключено, что для Lasta 95 будут разработаны новые контейнеры с вооружением и сенсорами, а также предложенная турбовинтовая версия самолета с более продвинутыми учебными и боевыми возможностями.
Существуют трехзаводские версии Lasta 95.
Этот легкий учебно-поршневой самолет предназначен в первую очередь для начальной и базовой подготовки военных летчиков. Тренажер со встроенными тандемными сиденьями был разработан в соответствии с Федеральными авиационными правилами ( Совместные авиационные требования ) 23 правил для самолетов акробатической категории, и он обеспечивает легкий переход к Kobac, а затем к реактивному самолету на более высоких уровнях подготовки. LASTA оснащена шестицилиндровым двигателем оппозитного типа мощностью 224 кВт (300 л.с.) и двухлопастным металлическим воздушным винтом Hartzell HC-C2YR-4CF / FC 8475-6, обеспечивающим максимальную скорость полета (при высотой 3000м и взлетной массой 1085 кг) 345 км / ч. Масса пустого составляет 888 кг, максимальная взлетная масса - 1210 кг для высшей категории и 1450 кг для служебной (вооруженной) категории. Общая длина самолета - 7,97 метра. Крылья трапециевидной формы имеют размах 9,7 м и площадь 12,9 м 2. Высотный барьер полета 6000 м. Этот низкоплан с винтовым приводом имеет трехопорное убирающееся шасси, подходящее для работы в сложных полевых условиях. Бортовой GPS и система посадки по приборам (ILS) поддерживают работу в погодных условиях CAT-II. Самолет оборудован транспондером режима S для идентификации полета. Помимо учебных целей, он может использоваться для боевой огневой подготовки, ракетных стрельб и бомбометания. Вооруженная версия LASTA 95 может быть оснащена 7,62- мм или 12,7- мм пулеметами, 57-мм гранатометами или бомбами массой до 120 кг на двух узлах подвески.
Обозначение Lasta 95V-54 предназначено для ВВС и ПВО Сербии. Различия между Lasta 95N и Lats 95V-54 заключаются в следующем:
Это та же версия, что и Lasta 95V-54, предназначенная для экспортных заказчиков, с возможностью незначительных отличий по запросу заказчика.
В декабре 2007 года ВВС Ирака заказали 36 самолетов (20 фирм с опцией на 16 единиц) Lasta 95. Первые Lasta 95 были переданы Ираку 5 августа 2010 года. Последний из 20 заказанных самолетов Lasta 95 прибыл в феврале 2012 года. По сообщениям СМИ, эти самолеты использовались во время войны Ирака против ИГИЛ.
К марту 2012 года два из 15 заказанных самолетов Lasta 95 поступили на вооружение ВВС Сербии.
По слухам, несколько стран выразили заинтересованность в приобретении учебно-тренировочного самолета Lasta:
Данные ВТИ - Военно-технический институт Белграда
Общие характеристики
Представление
Вооружение
Связанная разработка
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи