Урарина

редактировать
Для языка см язык Урарина. Урарина шаман, 1988

Urarina являются коренными жителями этого перуанского бассейна Амазонки ( Лорето ), населяющих долины рек Chambira, Urituyacu и рек Корриентеса. Согласно археологическим и историческим источникам, они веками проживали в бассейне Чамбира на северо-востоке Перу. Урарины называют себя кача (букв. «Человек»), а этнологи знают их под этнонимом урарина.

Местный жаргоне термин для Urarina является Shimaku, который рассматривается Urarina быть уничижительным, как это термин кечуа означает «ненадежный». Этноним «урарина» может происходить от кечуа - урай, что означает ниже, и рина, имея в виду руну, или людей. Урарина переводится на кечуа как урай-руна или люди снизу или люди ниже по течению.

Содержание

  • 1 Общество и культура
  • 2 Язык
  • 3 Мифология
  • 4 Выживание
  • 5 Права коренных народов
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 ссылки
  • 9 Внешние ссылки

Общество и культура

Urarina общество и культура получили мало внимания в расцветающей этнографической литературе региона, и лишь единичные упоминания в энциклопедическом жанре перуанской Амазонии. Рассказы о народах урарина ограничиваются данными, представленными Кастильо, немецким этнологом Г. Тессманном в его книге «Индеец нордост -Перу», а также наблюдениями миссионеров и современных искателей приключений.

Урарина - это полумобильное охотничье и садоводческое общество, население которого оценивается примерно в 2000 человек. Поселения Урарина состоят из нескольких групп длинных домов, расположенных на возвышенностях ( restingas ) или на набережных вдоль непереводимых окраин многих рек и ручьев бассейна Чамбира. Набережные ограничены низменными территориями ( тахуампа и байалес ), которые подвержены затоплению в сезон дождей (примерно ноябрь – май).

Локальная политика Урарины характеризуется непостоянным балансом сил между демами, объединенными родственными связями и эпизодическими политическими союзами, отношениями обмена и спорами. Окруженный Jivaroan, и тупи-гуарани -speaking Cocama-Cocamilla коренных народов в верхней Амазонки, то Urarina имеют сложную анимистических космологическую систему. Он основан на шаманизме аяхуаски, который частично основан на глубоко ритуализированном потреблении Brugmansia suaveolens.

Urarina обычно практикует brideservice, uxorilocal модели пост- брачного жительства и сестринское многоженство. В то время как мужчин уважают за их охотничье мастерство и шаманские навыки, женщины Урарины также известны своим мастерством: женщины являются непревзойденными производителями тканых лубяных циновок из пальмового волокна, гамаков и сетевых мешков.

Урарина женское ткачество, 1988 г.

Язык

Документация языка Urarina, который был классифицирован как изолят языка или неклассифицированном языка по Терренс Кауфман (1990) в настоящее время под-пути. Лингвистическая работа среди ураринов была впервые инициирована SIL International.

Мифология

У Урарины есть миф о потопе, в котором человек спасся от потопа, взобравшись на дерево cudí (amasiza, Erythrina elei); жена мужчины превратилась в гнездо термитов, цепляясь за это дерево, а их два сына стали птицами. Впоследствии этот мужчина обзавелся женой, другой женщиной, которая сначала вызвала последовательно ямочную гадюку, паука и гигантского кусающегося муравья в безуспешной попытке уклониться от него. В другом Urarina потоп мифе, потоп был произведен, по случаю маниока фестиваля -Пивы, по мочеиспусканию от дочери аяхуаски -Бог, «давая начало хтонического миру духов».

Urarina продолжают рассказывать сложные мифы и истории о насилии, которые они испытывают от посторонних, которые исторически включали принудительный труд повинность, рапс, болезнь, сожительство, и жестокое обращение со стороны посторонних лиц. Отрывки из Библии были впервые опубликованы в Урарине в 1973 году; однако полная Библия не публикуется.

Выживание

Несмотря на проблемы, препятствующие их продолжающемуся культурному выживанию, в том числе экоцид, неадекватное здравоохранение и культурное присвоение, урарины были вдохновлены насилием колониальных и постколониальных столкновений в Амазонии, особенно во время режима Альберто Фухимори, и сопротивлялись им.

Права коренных народов

Современное сопротивление коренных народов включает проекты межкультурного образования, а также политическую мобилизацию Урарины.

Смотрите также

Ноты

Рекомендации

Варфоломей Дин: «Поэтика творения: космогония Урарины и историческое сознание». В: - ЖУРНАЛ ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИХ ИНДИЙСКИХ ЛИТЕРАТУР, Vol. 10 (1994)

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2024-01-10 03:46:36
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте