A значение является универсальным значением, если оно имеет одинаковую ценность или ценность для всех или почти всех людей. Сферы человеческих ценностей включают мораль, эстетические предпочтения, человеческие качества, человеческие стремления и социальный порядок. Существуют ли универсальные ценности - это бездоказательное предположение моральной философии и культурной антропологии, хотя ясно, что определенные ценности встречаются в большом разнообразии человеческих культур, например, основные атрибуты физическая привлекательность (например, молодость, симметрия), тогда как другие атрибуты (например, стройность) подвержены эстетическому релятивизму в соответствии с культурными нормами. Это возражение не ограничивается эстетикой. Релятивизм в отношении морали известен как моральный релятивизм, философская позиция, противоположная существованию универсальных моральных ценностей.
Претензия на универсальные ценности может быть понята двумя разными способами. Во-первых, может случиться так, что что-то имеет универсальную ценность, когда все считают это ценным. Так Исайя Берлин понимал этот термин. Согласно Берлину, «... универсальные ценности... - это ценности, которые очень многие люди в подавляющем большинстве мест и ситуаций почти всегда на самом деле разделяют, сознательно и явно или как выражено в их поведении... »Во-вторых, что-то может иметь универсальную ценность, если у всех людей есть основания полагать, что это имеет ценность. Амартия Сен интерпретирует этот термин таким образом, указывая, что когда Махатма Ганди утверждал, что ненасилие является универсальной ценностью, он утверждал, что у всех людей есть основания ценить ненасилие., не то чтобы в настоящее время все люди ценят отказ от насилия. Было заявлено, что много разных вещей имеют универсальную ценность, например, плодородие, удовольствие и демократия. Вопрос о том, имеет ли что-либо универсальную ценность, и если да, то что это за вещь или эти вещи, актуален для психологии, политологии и философии, среди других полей.
Философское исследование универсальных ценностей затрагивает такие вопросы, как значимость универсальных ценностей или существование универсальных ценностей.
Социологическое исследование универсальных ценностей касается того, как такие ценности формируются в обществе.
С. Х. Шварц вместе с рядом коллег-психологов провел эмпирическое исследование, в котором выяснялось, существуют ли универсальные ценности и что это за ценности. Шварц определил «ценности» как «концепции желаемого, влияющие на то, как люди выбирают действия и оценивают события». Он предположил, что универсальные ценности будут относиться к трем различным типам человеческих потребностей: биологические потребности, потребности социальной координации и потребности, связанные с благополучием и выживанием групп. Результаты Шварца из серии исследований, которые включали опросы более 25 000 человек в 44 странах с широким спектром различных культурных типов, предполагают, что существует пятьдесят шесть конкретных универсальных ценностей и десять типов универсальных ценностей. Десять типов универсальных ценностей Шварца: сила, достижения, гедонизм, стимуляция, самоуправление, универсализм, доброжелательность, традиции, соответствие и безопасность. Ниже приведены типы значений с соответствующими значениями:
Шварц также проверил одиннадцатую возможную универсальную ценность, «духовность » или «цель поиска смысла жизни », но обнаружил, что это не похоже на быть признанным во всех культурах.
Викицитатник содержит цитаты, относящиеся к: Универсальная ценность |