Система ООН состоит из Объединенной Наций и шесть главных органов Организации Объединенных Наций: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), Совет по опеке, Международный Суд (ICJ) и Секретариат ООН, а также различные специализированные учреждения и аффилированные с ними организации. Исполнительные главы некоторых организаций системы Организации Объединенных Наций и Всемирная торговая организация, которая формально не является частью системы Организации Объединенных Наций, имеют места в Координационном совете руководителей системы Организации Объединенных Наций (CEB). Этот орган, возглавляемый Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций, собирается два раза в год для координации работы организаций системы Организации Объединенных Наций.
Система Организации Объединенных Наций включает Организацию Объединенных Наций и ее вспомогательные органы (например, отдельно управляемые фонды и программы, научно-исследовательские и учебные институты и другие вспомогательные организации), специализированные учреждения и аффилированные организации. Некоторые организации системы Организации Объединенных Наций возникли еще до основания Организации Объединенных Наций в 1945 году и были унаследованы после роспуска Лиги Наций.
Главным органом системы ООН является Организация Объединенных Наций сама. Он состоит из шести главных органов, установленных Уставом Организации Объединенных Наций :
Главными органами Организации Объединенных НацийГенеральная Ассамблея ООН. — совещательная ассамблея всех государств-членов ООН - | Секретариат ООН. - Административный орган ООН - | Международный Суд. - Универсальный суд по международному праву — | ||||
|
|
| ||||
Совет Безопасности ООН. - По вопросам международной безопасности - | Экономический и социальный совет ООН. - По глобальным экономическим и социальным вопросам - | Совет по опеке ООН. - Для управления подопечными территориями (в настоящее время неактивными) - | ||||
|
|
|
Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций (ГА ООН / ГА) состоит из всех государств-членов Организации Объединенных Наций и собирается на очередную сессию один раз в год под руководством президента, избранного из числа представители. Его полномочия заключаются в надзоре за бюджетом Организации Объединенных Наций, назначении непостоянных членов в Совет Безопасности, получении отчетов от других подразделений Организации Объединенных Наций и вынесении рекомендаций в форме Резолюций Генеральной Ассамблеи. Он также учредил большое количество вспомогательных органов.
Совет Безопасности Организации Объединенных Наций (СБ ООН) отвечает за поддержание международного мира и безопасности. Его полномочия, изложенные в Уставе Организации Объединенных Наций, включают учреждение операций по поддержанию мира, установление международных санкций и санкционирование военных действий. Его полномочия реализуются резолюциями Совета Безопасности ООН.
Совет Безопасности провел свое первое заседание 17 января 1946 года в Черчхаусе, Вестминстер, Лондон. Со времени своего первого заседания Совет, который существует в непрерывном режиме, много путешествовал, проводя заседания во многих городах, таких как Париж и Аддис-Абеба, а также в своем нынешнем постоянном месте в штаб-квартире Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке.
В состав Совета Безопасности входит 15 членов, в том числе , пять постоянных членов с правом вето (Китай, Франция, Россия, Великобритания и США) и 10 избранных, не имеющих права вето. постоянные члены с двухлетним сроком полномочий. Эта базовая структура изложена в главе V Устава ООН. Члены Совета Безопасности должны всегда присутствовать в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, чтобы Совет Безопасности мог собраться в любое время.
Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС) отвечает за координацию экономической, социальной и смежной работы 15 специализированных агентств ООН, их функциональных комиссий и пяти региональные комиссии. ЭКОСОС состоит из 54 членов; он проводит четырехнедельную сессию каждый год в июле. С 1998 года каждый апрель он также проводит встречи с министрами финансов, возглавляющими ключевые комитеты Всемирного банка и Международного валютного фонда (МВФ). ЭКОСОС служит центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных вопросов, а также для формулирования политических рекомендаций, адресованных государствам-членам и системе Организации Объединенных Наций.
Секретариат Организации Объединенных Наций возглавляет Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций, которому помогает штат международных гражданских служащих со всего мира. Он предоставляет исследования, информацию и условия, необходимые органам Организации Объединенных Наций для их встреч. Он также выполняет задачи по указанию Совета Безопасности ООН, Генеральной Ассамблеи ООН, Экономического и Социального Совета ООН и других органов ООН. Устав Организации Объединенных Наций предусматривает, что персонал должен отбираться с применением «высочайших стандартов эффективности, компетентности и добросовестности» с должным учетом важности набора персонала на широкой географической основе.
Устав предусматривает, что персонал не должен запрашивать или получать инструкции от какого-либо органа, кроме ООН. Каждой стране-члену ООН предписывается уважать международный характер Секретариата и не пытаться влиять на его сотрудников. Только Генеральный секретарь отвечает за подбор персонала.
Международный Суд является основным судебным органом Организации Объединенных Наций. Он расположен во Дворце мира в Гааге, Нидерланды. Его основные функции заключаются в разрешении юридических споров, переданных ему государствами, и предоставлении консультативных заключений по правовым вопросам, переданным ему надлежащим образом уполномоченными международными органами, агентствами и Генеральной Ассамблеей ООН.
Совет по опеке Организации Объединенных Наций, один из главных органов Организации Объединенных Наций, был создан для обеспечения управления подопечными территориями в наилучших интересах их жителей и в интересах международного мира. и безопасность. Подопечные территории - большинство из них - бывшие мандаты Лиги Наций или территории, взятые у стран, потерпевших поражение в конце Второй мировой войны, - теперь все достигли самоуправления или независимости, либо как отдельные страны, либо путем присоединения к соседним независимым странам. Последним был Палау, ранее входивший в подопечную территорию тихоокеанских островов, которая стала государством-членом Организации Объединенных Наций в декабре 1994 года.
Отдельно управляемые фонды и программы, научно-исследовательские и учебные институты и другие вспомогательные органы являются автономными вспомогательными органами Организации Объединенных Наций.
На протяжении всей своей истории Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций учредила ряд программ и фондов для решения конкретных гуманитарных проблем и проблем развития. Эти органы обычно подотчетны Генеральной Ассамблее через исполнительный совет. Только одна программа ООН когда-либо закрывалась за всю историю организации - Управление Организации Объединенных Наций по оказанию помощи и реабилитации (UNRRA), которое прекратило свое существование в 1959 году и впоследствии было заменено УВКБ ООН.
Каждый из фондов и программ возглавляет исполнительный директор на уровне заместителя Генерального секретаря и управляется Исполнительным советом. Один из бывших фондов, Фонд Организации Объединенных Наций для развития в интересах женщин (ЮНИФЕМ), был объединен с другими элементами системы Организации Объединенных Наций в новую организацию ООН-Женщины в январе 2011 года.
Генеральная Ассамблея учредила различные исследовательские и учебные институты для проводить самостоятельные исследования и обучение. Один из бывших институтов, Международный научно-исследовательский и учебный институт по улучшению положения женщин (INSTRAW), был объединен с другими элементами системы Организации Объединенных Наций в новую организацию ООН Женщины в Январь 2011 г.
Специализированные учреждения являются автономными организациями, работающими с Организацией Объединенных Наций и друг с другом через механизм координации Экономического и Социального Совета. Каждый из них был интегрирован в систему ООН в соответствии с соглашением с ООН в соответствии со статьей 57 Устава ООН.
Некоторые организации имеют отношения с ООН, определенные соглашением, отличным от соглашений между специализированными учреждениями и ООН, которые установлены в соответствии со статьями 57 и 63 Устав Организации Объединенных Наций.
МОМ, основанная в 1951 году, является ведущей межправительственной организацией в области миграции и тесно сотрудничает с правительственными, межправительственными и неправительственными партнерами. МОМ работает, чтобы помочь обеспечить упорядоченное и гуманное управление миграцией, способствовать международному сотрудничеству по вопросам миграции, помочь в поиске практических решений проблем миграции и предоставить гуманитарную помощь нуждающимся мигрантам, включая беженцев и внутренне перемещенных лиц. В сентябре 2016 года МОМ присоединилась к системе Организации Объединенных Наций в качестве связанной организации во время саммита высокого уровня Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, посвященного проблеме массовых перемещений беженцев и мигрантов.
Подготовительная комиссия ОДВЗЯИ подчиняется непосредственно Генеральной Ассамблее ООН.
Отношения между МАГАТЭ и ООН были установлены резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. В отличие от специализированных агентств, которые подчиняются ЭКОСОС, МАГАТЭ подчиняется непосредственно Генеральной Ассамблее, а также Совету Безопасности и ЭКОСОС. Как и главы других специализированных учреждений, их руководители входят в состав Координационного совета руководителей системы Организации Объединенных Наций (КСР).
ОЗХО не является агентством Организации Объединенных Наций, но сотрудничает как по политическим, так и по практическим вопросам. 7 сентября 2000 г. ОЗХО и Организация Объединенных Наций подписали соглашение о сотрудничестве, в котором излагалось, как они должны координировать свою деятельность. В соответствии с этим соглашением ОЗХО отчитывается перед Генеральной Ассамблеей ООН.
ВТО не имеет официального соглашения с ООН. Вместо этого их отношения регулируются обменом письмами. В отличие от специализированных агентств и МАГАТЭ, ВТО не имеет обязательств по отчетности перед каким-либо из главных органов ООН, но вносит разовый вклад в работу Генеральной Ассамблеи и ЭКОСОС. ВТО входит в состав КСР.
Координационный совет руководителей Организации Объединенных Наций (КСР) на регулярной основе объединяет исполнительных глав организаций Система Организации Объединенных Наций под председательством Генерального секретаря ООН. КСР нацелен на дальнейшую координацию и сотрудничество по целому ряду основных и управленческих вопросов, с которыми сталкиваются организации системы ООН. Помимо регулярных обзоров современных политических вопросов и основных проблем, стоящих перед системой ООН, КСР утверждает заявления о политике от имени системы ООН в целом. КСР подчиняются три комитета, а именно Комитет высокого уровня по программе (HCLP), Комитет высокого уровня по управлению (HCLM) и Группа развития ООН (UNDG). Каждый из этих органов, в свою очередь, разработал вспомогательный механизм регулярных и специальных органов по основным и управленческим аспектам межучрежденческой координации. Структура комитета поддерживается секретариатом КСР, расположенным в Нью-Йорке и Женеве.
Существует также Группа высшего руководства, в которую входят некоторые из старших должностных лиц Секретариата, фондов и программы в ранге заместителя Генерального секретаря и помощника Генерального секретаря, который служит кабинетом Генерального секретаря.
Организация Объединенных Наций, его вспомогательные органы, тринадцать специализированных агентств (МОТ, ФАО, ЮНЕСКО, ВОЗ, ИКАО, ВПС, МСЭ, ВМО, ИМО, ВОИС, МФСР, ЮНИДО и ЮНВТО) и один связанный орган (МАГАТЭ) являются частью Общая система Организации Объединенных Наций заработной платы, надбавок и льгот, администрируемая Комиссией по международной гражданской службе. Большинство, но не все, члены системы Организации Объединенных Наций являются частью общей системы; бреттон-вудские учреждения (т.е. Группа Всемирного банка и МВФ) являются заметным исключением. ВТО использует общую систему ОЭСР. Общая система ООН была создана для предотвращения конкуренции между организациями системы Организации Объединенных Наций за персонал и для облегчения сотрудничества и обмена между организациями.
Некоторые международные организации, которые не являются частью Система Организации Объединенных Наций (и, следовательно, не члены общей системы), но которые добровольно следуют политике общей системы полностью или частично, включают:
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Система ООН. |