Право вето Совета Безопасности ООН

редактировать
Право вето U.N.S.C. резолюции

Зал Совета Безопасности ООН

«Право вето» Совета Безопасности ООН относится к праву пяти постоянных членов ООН Совет Безопасности (Китай, Франция, Россия, Великобритания и Соединенные Штаты ) наложить вето на любое "существенное" решение. Однако воздержание или отсутствие постоянного члена не препятствует принятию проекта резолюции. Это право вето не распространяется на «процедурные» голоса, определяемые самими постоянными членами. Постоянный член также может заблокировать выбор Генерального секретаря, хотя формальное вето не требуется, поскольку голосование проводится за закрытыми дверями.

Право вето является спорным. Сторонники рассматривают его как средство обеспечения международной стабильности, сдерживание военного вмешательства и важнейшую гарантию против господства США. Критики говорят, что вето является наиболее недемократическим элементом ООН, а также основной причиной бездействия в отношении военных преступлений и преступлений против человечности, поскольку оно эффективно предотвращает действия ООН против постоянных членов и их союзников.

Содержание

  • 1 Устав ООН
  • 2 Истоки
  • 3 Использование
    • 3.1 История
    • 3.2 Субъекты
    • 3.3 Выбор генерального секретаря
  • 4 Анализ по странам
    • 4,1 Китай (КР / КНР)
    • 4,2 Советский Союз / Россия
    • 4,3 Франция
    • 4,4 Соединенное Королевство
    • 4,5 США
  • 5 Споры
    • 5.1 Критика
    • 5.2 Поддержка
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки

Устав ООН

Право вето проистекает из статьи 27 Устав Организации Объединенных Наций, в котором говорится:

  1. Каждый член Совета Безопасности имеет право голоса.
  2. Решения Совета Безопасности по процедурным вопросам принимаются девятью голосами «за».
  3. Решения Совета Безопасности по всем остальным м аттестаты составляются девятью членами «за», включая совпадающие голоса постоянных членов; при условии, что в решениях в соответствии с главой VI и пунктом 3 статьи 52 сторона в споре воздерживается от голосования.

Голосование против любого из постоянных членов блокирует принятие проекта резолюции. Однако постоянный член, который воздерживается или отсутствует при голосовании, не будет препятствовать принятию резолюции.

Хотя «право вето» не упоминается поименно в Уставе ООН, статья 27 требует одновременного голосования. от постоянных членов. По этой причине «право вето» также называют принципом «единогласия великой державы », а само право вето иногда называют «вето великой державы»

Истоки

Идея стран, имеющих право вето на действия международных организаций, не была новой в 1945 году. В Лиге Наций каждый член Совета Лиги имел право вето на любое непроцедурный вопрос. В основании Лиги было 4 постоянных и 4 непостоянных члена. К 1936 году Совет Лиги расширился до 4 постоянных и 11 непостоянных членов, что означает, что было 15 стран с правом вето. Наличие такого большого количества вето затруднило Лиге согласие по многим вопросам.

Право вето стало результатом обширных дискуссий в ходе переговоров о создании Организации Объединенных Наций в Думбартон-Окс (август – октябрь 1944 г.) и Ялте (февраль 1945 г.)). Доказано, что Соединенные Штаты, Советский Союз, Великобритания и Китай выступали за принцип единогласия не только из-за желания крупных держав действовать вместе, но и для защиты своих суверенных прав. и национальные интересы. Гарри С. Трумэн, который стал президентом Соединенных Штатов в апреле 1945 года, писал: «Все наши эксперты, гражданские и военные, выступали за это, и без такого Сенат не получил бы права вето ».

В Сан-Франциско Большая Пятерка дала понять, что Организации Объединенных Наций не будет, если бы им не было предоставлено право вето. Фрэнсис О. Уилкокс, советник делегации США, так описал драматические переговоры: «В Сан-Франциско лидеры Большой пятерки ясно заявили о проблеме: либо это была Хартия с правом вето. Сенатор Конналли [из делегации США] во время одной из своих речей резко разорвал копию Хартии и напомнил малым государствам, что они будут виноваты в том же самом, если они выступят против принципа единогласия. «Вы можете Если хотите, - сказал он, - идите домой с этой конференции и скажите, что вы сняли вето. Но каков будет ваш ответ, когда вас спросят: «Где находится Устав?»

Использование

История

Количество резолюций, на которые наложено вето каждым из пяти постоянных членов Безопасности Совет с 1946 года по настоящее время. v • t •

Использование права вето прошло несколько отдельных этапов, отражающих смещение политического баланса в Совете Безопасности. С 1946 по 1969 год большинство членов Совета Безопасности было на стороне Соединенных Штатов, которые не наложил вето, потому что он получил все голоса. Чтобы заблокировать резолюции западного большинства, Советский Союз наложил 93% всех вето. Франция и Соединенное Королевство иногда использовали право вето для защиты своих колониальных интересов, а Китайская Республика использовала только вето один раз.

Западное большинство ослабло в течение 1960-х, когда деколонизация расширила членский состав Организации Объединенных Наций. Новые независимые страны третьего мира часто голосовали против западные державы, которые заставили Соединенные Штаты сортировка к вето. После первого вето Соединенных Штатов в 1970 году советский посол заявил: «Используя свое автоматическое большинство, вы навязываете свою волю другим и заставляете ее идти им в глотку. Но теперь времена изменились». С 1970 по 1991 год Соединенные Штаты наложили 56% вето, иногда к ним добавлялись французские и британские вето. Советский Союз наложил меньше вето, чем любая из западных держав, а Китайская Народная Республика применила вето только один раз.

После окончания холодной войны в Совете Безопасности наступил короткий период согласия. Период с 31 мая 1990 г. по 11 мая 1993 г. был самым длительным периодом в истории ООН без применения вето. Увеличилось количество принимаемых ежегодно постановлений. Право вето стало применяться в начале 21 века, особенно в связи с гражданской войной в Сирии. С 1992 года Россия является наиболее частым пользователем вето, за ней следуют США и Китай. Франция и Великобритания не применяли вето с 1989 года.

По состоянию на июль 2020 года Россия / СССР использовали свое вето 116 раз, США - 81 раз, Великобритания - 29 раз, Франция - 16 раз и Китай - 16 раз..

Субъекты

Выбор генерального секретаря

Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности. Следовательно, право вето может быть использовано для блокировки выбора Генерального секретаря. С 1981 года Совет Безопасности выбирает Генерального секретаря посредством серии соломенных опросов. Голосование постоянного члена за «отговорку» от кандидата считается равносильным вето. Официальная рекомендация Генерального секретаря утверждается единогласно путем аккламации. Хотя личность постоянного члена, обладающего правом вето, обычно известна, вето не регистрируется как формальное вето на резолюцию Совета Безопасности.

Каждый постоянный член наложил вето как минимум на одного кандидата на пост Генерального секретаря. Соединенные Штаты обошли советское вето в 1950 году, попросив Генеральную Ассамблею продлить срок Трюгве Ли без рекомендации Совета Безопасности. Однако каждый генеральный секретарь с 1953 года был рекомендован единогласным голосованием постоянных членов Совета Безопасности.

Анализ по странам

Китай (КР / КНР)

В период с 1946 по 1971 год место Китая в Совете Безопасности занимала Китайская Республика, чье националистическое правительство проиграло Гражданскую войну в Китае в 1949 году и эвакуировалось на Тайвань. За это время ее представитель воспользовался правом вето только один раз, чтобы заблокировать заявку Монголии на членство в 1955 году, поскольку Китайская Республика считала всю Монголию частью Китая. Это отложило прием Монголии до 1961, когда Советский Союз объявил, что он заблокирует весь дальнейший прием новых членов, если только Монголия не будет принята. Столкнувшись с этим давлением, Китайская Республика в знак протеста уступила.

В 1971 году Китайская Республика была исключена из Организации Объединенных Наций, и китайское место было передано Китайской Народной Республике. Китай впервые применил вето 25 августа 1972 года, чтобы заблокировать прием Бангладеш в Организацию Объединенных Наций. С 1971 по 2011 год Китай использовал свое вето умеренно, предпочитая воздерживаться, а не накладывать вето на резолюции, напрямую не связанные с интересами Китая. Китай превратил воздержание при голосовании в «форму искусства», воздержавшись при голосовании по 30% резолюций Совета Безопасности в период с 1971 по 1976 год. С момента начала сирийской гражданской войны в 2011 году Китай присоединился к России во многих случаях двойного вето. Китай не применял единственное вето с 1999 года.

Советский Союз / Россия

В первые дни существования Организации Объединенных Наций Советский Союз был ответственен за почти все вето. Из-за их частых вето посол СССР Андрей Громыко получил прозвище господин. Нет и Вячеслав Молотов был известен как Мистер. Вето . Молотов регулярно наложил вето на прием новых членов, чтобы противостоять отказу США принять членов Восточного блока. Тупиковая ситуация была окончательно разрешена 14 декабря 1955 года, когда 16 стран из Западного и Восточного блоков были одновременно приняты в ООН.

Советское правительство приняло политику «пустого кресла» в Совете Безопасности в январе 1950 года в знак протеста. факт, что Китайская Республика по-прежнему занимает место Китая в Организации Объединенных Наций. Советский Союз не присутствовал в Совете Безопасности, чтобы наложить вето на Резолюции Совета Безопасности ООН №83 (27 июня 1950 г.) и 84 (7 июля 1950 г.), разрешающие помощь Южной Корее в Корейской войне. Советский Союз вернулся в Совет Безопасности в августе 1950 года и возобновил использование права вето.

После распада Советского Союза Российская Федерация редко использовала право вето. Однако в начале 21 века российские вето стали более обычным явлением для блокирования разрешений конфликтов с участием российских военных, включая Грузию, Сирию и Украину.

Франция

Франция экономно использует право вето. Последний раз она в одностороннем порядке наложила вето на проект в 1976 году, чтобы заблокировать резолюцию по вопросу о независимости Коморских островов, что было сделано для того, чтобы остров Майотта оставался заморским французским государством. сообщество. Он также наложил вето, наряду с Великобританией, на резолюцию, призывающую к немедленному прекращению военных действий израильской армии против Египта в 1956 году во время Суэцкого кризиса. Франция не использовала право вето с 1989 года, когда она присоединилась к Соединенным Штатам и Соединенному Королевству, чтобы наложить вето на резолюцию, осуждающую вторжение Соединенных Штатов в Панаму. В 2003 году угроза вето Франции на резолюцию в отношении надвигающегося вторжения в Ирак вызвала трения между Францией и США.

Соединенное Королевство

Соединенное Королевство использовало свое право вето Совета Безопасности 32 раза. Первый случай произошел в октябре 1956 года, когда Великобритания и Франция наложили вето на письмо США Председателю Совета Безопасности по вопросу о Палестине. Последний раз было в декабре 1989 года, когда Соединенное Королевство, Франция и Соединенные Штаты наложили вето на проект резолюции, осуждающий вторжение Соединенных Штатов в Панаму.

Соединенное Королевство использовало свое право вето вместе с Францией, чтобы наложить вето на проект. Резолюция, направленная на разрешение кризиса Суэцкого канала (в котором Франция и Великобритания были в военном отношении) в 1956 году. Великобритания и Франция в конечном итоге вышли из Египта после того, как США инициировали «чрезвычайную специальную сессию» Генеральной Ассамблеи. в соответствии с условиями резолюции «Единство во имя мира», что привело к созданию Чрезвычайных вооруженных сил Организации Объединенных Наций I (ЧВС ООН I) путем принятия резолюции 1001. Ассамблеи. Великобритания также использовала свое вето семь раз в отношении Родезии с 1963 по 1973 год, пять из этих случаев были односторонними; единственные случаи, когда Великобритания использовала свое право вето в одностороннем порядке. Великобритания не использовала право вето с 1989 года, когда она присоединилась к Соединенным Штатам и Франции, чтобы наложить вето на резолюцию, осуждающую вторжение США в Панаму.

США

Посол Чарльз У. Йост наложил первое вето США в 1970 году на Родезию, а в 1972 году США наложили единственное вето, чтобы заблокировать резолюцию, осуждающую Израиль за войну против Сирии и Ливана. С тех пор Соединенные Штаты были наиболее частым пользователем права вето, в основном в отношении резолюций, критикующих и осуждающих Израиль; с 2002 года Соединенные Штаты применяют доктрину Негропонте, чтобы наложить вето на большинство резолюций, касающихся продолжающегося израильско-палестинского конфликта. Это было постоянной причиной трений между Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности. 23 декабря 2016 года администрация Обамы воздержалась при резолюции, призывающей к прекращению израильских поселений, что впервые сделали Соединенные Штаты. Однако Соединенные Штаты возобновили использование права вето в администрации Трампа.

Противоречие

Критика

Право вето подверглось критике за его недемократический характер. Одна страна может помешать большинству Совета Безопасности предпринять какие-либо действия. Например, Соединенные Штаты регулярно налагают одиночные вето на резолюции, критикующие Израиль. Постоянные члены также накладывают вето на резолюции, в которых критикуются их собственные действия. В 2014 году Россия наложила вето на резолюцию, осуждающую аннексию Крыма. Amnesty International утверждала, что пять постоянных членов использовали свое право вето, чтобы «продвигать свои политические интересы или геополитические интересы выше интересов защиты гражданских лиц».

Некоторые критики видят тот факт, что право вето исключение для постоянной пятерки как анахронизм, несправедливость или контрпродуктивность. Питер Надин пишет, что «вето - это анахронизм... В двадцать первом веке вето стало почти повсеместно рассматриваться как несоразмерная сила и препятствие для заслуживающих доверия международных действий по преодолению кризисов». «Огромное влияние права вето» было названо причиной неэффективности ООН в предотвращении геноцида, насилия и нарушений прав человека и реагировании на них. Различные страны, не входящие в P5, такие как Движение неприсоединения и Африканский союз, предложили ограничения на право вето. Реформа права вето часто включается в предложения по реформированию Совета Безопасности.

Утверждалось, что с принятием Генеральной Ассамблеей резолюции «Единство во имя мира » толкования полномочий Ассамблеи, которые стали обычным международным правом в результате того, что проблема «права вето» Совета Безопасности могла быть преодолена. Приняв A / RES / 377 A 3 ноября 1950 г., более двух третей государств-членов ООН заявили, что в соответствии с Уставом ООН постоянные члены СБ ООН не могут и не должны препятствовать ГА ООН предпринимать какие-либо действия. необходимо для восстановления международного мира и безопасности в тех случаях, когда СБ ООН не выполняет свою «главную ответственность» за поддержание мира. Такое толкование рассматривает ГА ООН как возложенную на нее «конечной ответственностью» - а не «вторичной ответственностью» - по вопросам международного мира и безопасности в соответствии с Уставом ООН. В различных официальных и полуофициальных отчетах ООН содержится прямая ссылка на резолюцию «Единство во имя мира» как на механизм, позволяющий ГА ООН преодолевать любые вето СБ ООН; таким образом, это не более чем отсрочка в действиях ООН, если впоследствии две трети Ассамблеи согласны с необходимостью принятия мер.

Поддержка

Сторонники считают вето важной гарантией в международных отношениях. Томас Г. Вайс и Джованна Куэле назвали это «вариантом клятвы Гиппократа : решения ООН не должны причинять вреда». Президент России Владимир Путин высоко оценил «глубокую мудрость» основателей Организации Объединенных Наций, назвав право вето основой международной стабильности. Министр иностранных дел Китая Ван И высоко оценил его «важную роль в сдерживании инстинкта войны».

См. Также

Ссылки

Дополнительная литература

  • Бардо Фассбендер, Реформа Совета Безопасности ООН и право вето: конституционная перспектива, Kluwer Law International, Гаага / Лондон / Бостон, 1998. ISBN 90-411-0592- 1.
  • Бардо Фассбендер, «Давление в пользу реформы Совета Безопасности», в: Дэвид М. Мэлоун (редактор), Совет Безопасности ООН: от холодной войны до 21 века, Lynne Rienner Publishers, Боулдер, Колорадо и Лондон., 2004, pp. 341–355.
  • Бардо Фассбендер, «Совет Безопасности: прогресс возможен, но маловероятен», в: Антонио Кассезе (ред.), Реализация утопии: будущее международного права, Оксфордский университет Press, 2012, стр. 52–60.
  • Воан Лоу; Адам Робертс; Дженнифер Уэлш; Доминик Заум (ред.). Совет безопасности Организации Объединенных Наций и война: эволюция мысли и практики с 1945 года, Oxford University Press, 2008.ISBN 978-0-19-953343-5 (переплет) ; ISBN 978-0-19-958330-0 (мягкая обложка). Версия для США. В Google.
  • Дэвид Мэлоун (редактор), Совет Безопасности ООН: от холодной войны до 21 века, Линн Риннер, Боулдер, Колорадо, 2004. ISBN 1-58826-240-5 (мягкая обложка).

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-20 11:46:59
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте