Резолюция Совета Безопасности ООН 1441

редактировать

ООН Совет Безопасности. Резолюция 1441
Ирак Кувейт Locator.svg Карта Ирака (зеленая) и Кувейт (оранжевый).
Дата8 ноября 2002 г.
Номер встречи4,644
КодS / RES / 1441 (Документ )
ТемаСитуация между Ираком и Кувейтом
Итоги голосования
  • 15 проголосовали за
  • Никто не проголосовал против
  • Никто не воздержался
РезультатПринят
Совет Безопасности состав
Постоянные члены
Непостоянные члены

Резолюция Совета Безопасности ООН 1441 - Организация Объединенных Наций Резолюция Совета Безопасности, единогласно принятая Советом Безопасности ООН 8 ноября 2002 г., предлагает Ираку при Саддаме Хусейне «последнюю возможность t o соблюдать свои обязательства по разоружению, которые были изложены в нескольких предыдущих резолюциях (Резолюции 660, 661, 678, 686, 687, 688, 707, 715, 986 и 1284 ). Он предоставил оправдание тому, что впоследствии было названо вторжением США в Ирак..

В резолюции 1441 говорилось, что Ирак существенно нарушил условия прекращения огня, представленные в соответствии с положениями резолюции 687. Нарушения Ирака касались не только оружие массового уничтожения (ОМУ), но также известная конструкция запрещенных типов ракет, покупка и импорт запрещенного вооружения и продолжающийся отказ Ирака компенсировать Кувейту широко распространенное грабежи, проведенные его войсками во время вторжения и оккупации 1990–1991 гг.. Он также заявил, что "... ложные заявления или пропуски в заявлениях, представленных Ираком в соответствии с этой резолюцией, и несоблюдение Ираком в любое время этой резолюции и полное сотрудничество в ее выполнении представляют собой дополнительное существенное нарушение Обязательства Ирака ".

Содержание

  • 1 Прохождение резолюции
  • 2 Голосование Совета Безопасности
  • 3 Реализация
  • 4 Последствия
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки

Прохождение Резолюция

Джордж Буш обратился к Генеральной Ассамблее 12 сентября 2002 г., чтобы изложить жалобы Соединенных Штатов на иракское правительство.

Сама резолюция никогда не упоминала войну, а только потребовал от Ирака поддержки инспекций ЮНМОВИК и МАГАТЭ.

12 сентября 2002 г. США Президент Джордж Буш выступил перед Генеральной Ассамблеей и изложил перечень жалоб на правительство Ирака. К ним относятся:

После выступления начались интенсивные переговоры началось с других членов Совета Безопасности. В частности, известно, что трое постоянных членов Совета (с правом вето) опасаются вторжения в Ирак: Россия, Китай и Франция.

Тем временем Ирак, отрицая все обвинения, объявил, что он разрешит повторный въезд в Ирак инспекторов Организации Объединенных Наций по вооружениям. Соединенные Штаты охарактеризовали это как уловку Ирака и продолжали призывать Совет Безопасности к принятию резолюции, разрешающей применение военной силы.

Текст резолюции был разработан совместно Соединенными Штатами и Соединенным Королевством, результат восьми недель бурных переговоров, особенно с Россией и Францией. Франция поставила под сомнение фразу «серьезные последствия» и неоднократно заявляла, что любое «существенное нарушение», обнаруженное инспекторами, не должно автоматически приводить к войне; вместо этого ООН должна принять другую резолюцию, определяющую курс действий. В пользу этой точки зрения говорит тот факт, что в предыдущих резолюциях, узаконивающих войну в соответствии с главой VII, использовались гораздо более сильные термины, такие как «... все необходимые средства...» в резолюции 678 1990 года. и что в резолюции 1441 говорилось, что Совет Безопасности «продолжает заниматься этим вопросом».

Голосование Совета Безопасности

8 ноября 2002 г. Совет Безопасности единогласно принял Резолюцию 1441 15–0; Россия, Китай, Франция и арабские государства, такие как Сирия, проголосовали за, оказав более широкую поддержку резолюции 1441, чем даже резолюция о войне в Персидском заливе 1990 года.

Хотя некоторые политики утверждали, что резолюция может разрешить Во время войны при определенных обстоятельствах представители на встрече ясно дали понять, что это не так. Посол США в ООН, Джон Негропонте, сказал:

[T] его резолюция не содержит «скрытых триггеров» и «автоматизма» в отношении использования силы. В случае дальнейшего нарушения со стороны Ирака, о котором Совету сообщили ЮНМОВИК, МАГАТЭ или государство-член, вопрос будет возвращен в Совет для обсуждения, как требуется в пункте 12.. В резолюции ясно говорится, что любое невыполнение Ираком этого неприемлемо и что Ирак должен быть разоружен. И так или иначе Ирак будет разоружен. Если Совет Безопасности не сможет действовать решительно в случае дальнейших нарушений со стороны Ирака, эта резолюция не ограничивает какое-либо государство-член от действий по защите от угрозы, исходящей от Ирака, или по обеспечению выполнения соответствующих резолюций Организации Объединенных Наций и по защите мира и безопасности во всем мире.

Посол Соединенного Королевства, соавтор резолюции, сказал:

Во время переговоров мы четко и ясно слышали озабоченность по поводу «автоматизма» и «скрытых триггеров» - озабоченность, которая возникла в связи с столь важным решением. мы не должны спешить с военными действиями; что в связи с столь важным решением любые нарушения Ираком должны обсуждаться Советом. Позвольте мне быть столь же ясным в ответ... В этой резолюции нет "автоматизма". Если Ирак в дальнейшем нарушит свои обязательства по разоружению, этот вопрос вернется в Совет для обсуждения, как требуется в пункте 12. Мы ожидаем, что Совет Безопасности тогда выполнит свои обязанности.

Сообщение было дополнительно подтверждено послом от Сирии:

Сирия проголосовала за резолюцию, получив заверения от своих спонсоров, Соединенных Штатов Америки и Великобритании, а также от Франции и России через контакты на высоком уровне, что она не будет использоваться в качестве предлог для нанесения удара по Ираку и не является основанием для любых автоматических ударов по Ираку. Резолюция не должна толковаться через определенные пункты как разрешающая любому государству применять силу. Он подтверждает центральную роль Совета Безопасности в рассмотрении всех этапов иракского вопроса.

Выполнение

Ирак согласился с Резолюцией 13 ноября. 27 ноября вернулись инспекторы по оружию во главе с Хансом Бликсом из ЮНМОВИК и Мохамедом эль-Барадеи из Международного агентства по атомной энергии. Инспекторы отсутствовали в Ираке с декабря 1998 года, когда они были отозваны непосредственно перед Операцией Desert Fox.

Инспекторы начали посещать объекты, где предполагалось производство ОМУ, но не обнаружили никаких доказательств такой деятельности, за исключением 18 незаявленных 122-мм химических ракеты, уничтоженные под наблюдением ЮНМОВИК. Как было обнаружено после вторжения в Ирак, ОМУ не производилось, и никаких запасов не существовало. Инспекторы ООН также установили, что ракеты Ас-Самуд 2 и Аль-Фатах нарушили ограничения ООН по дальности стрельбы, причем первые также были частично уничтожены под наблюдением ЮНМОВИК. Таким образом, дебаты по поводу Резолюции 1441 сводятся к вопросу о том, не выполнил ли Ирак, несмотря на отсутствие ОМУ и согласие на инспекции, условия Резолюции, и было ли вторжение оправданным в отсутствие каких-либо дальнейших резолюций безопасности ООН по этому вопросу.

7 декабря 2002 года Ирак подал в ООН декларацию об оружии на 12 000 страницах, чтобы выполнить требования этой резолюции. Пять постоянных членов Совета Безопасности получили неотредактированные версии отчета, а отредактированная версия была предоставлена ​​другим государствам-членам ООН. 19 декабря Ханс Бликс выступил перед Организацией Объединенных Наций и заявил в отношении доклада Ирака от 7 декабря (неотредактированная версия): «В период 1991–1998 годов Ирак представил множество заявлений, называемых полными, окончательными и завершенными. К сожалению, в этих заявлениях много оказались неточными или неполными, или не были подтверждены или опровергнуты доказательствами. В таких случаях не может возникнуть уверенности в том, что запрещенные программы или элементы были исключены ". К марту Бликс заявил, что отчет от 7 декабря не выявил никаких новых документальных свидетельств.

Ирак по-прежнему не учитывал значительные запасы химического и биологического оружия, которые инспекторы ЮНМОВИК подтвердили как существующие еще в 1998 году. Ирак утверждал, что он уничтожил свои запасы сибирской язвы на определенном месте, но ЮНМОВИК сочла это невозможным подтвердить, поскольку Ирак не позволил инспекторам засвидетельствовать разрушение, как того требуют соответствующие резолюции. Проведенные на месте химические испытания не смогли показать, что там была уничтожена сибирская язва.

Ханс Бликс и Мохамед эль-Барадей представили несколько отчетов в ООН с подробным описанием уровня соблюдения Ираком резолюции 1441. 27 января 2003 года главный инспектор ООН по вооружениям Бликс обратился к Совету Безопасности ООН и заявил, что «Ирак, похоже, не пришел к подлинное принятие - даже не сегодня - разоружения, которого от него требовали и которое необходимо осуществить, чтобы завоевать доверие мира и жить в мире ". Далее Бликс заявил, что иракский режим якобы потерял «1000 тонн» нервно-паралитического агента VX - одного из самых токсичных из когда-либо разработанных.

К середине февраля выпуски сибирской язвы, нервно-паралитический агент VX и ракеты большой дальности остались нерешенными. В отчете Бликса от 7 марта говорилось, что «Ирак с высокоразвитой административной системой должен быть в состоянии предоставить больше документальных свидетельств о своих программах запрещенных вооружений. На данный момент появилось лишь несколько новых таких документов, которые были переданы с тех пор, как мы начали инспекции. "

В отчете Бликса также говорилось:

Что мы должны делать с этой деятельностью? Вряд ли можно избежать впечатления, что после периода несколько неохотного сотрудничества с конца января наблюдается активизация инициатив с иракской стороны. Это приветствуется, но о ценности этих мер нужно трезво судить по тому, сколько вопросительных знаков им действительно удается устранить. Это пока не ясно. На этом фоне теперь задается вопрос, сотрудничал ли Ирак «немедленно, безоговорочно и активно» с ЮНМОВИК, как того требует пункт 9 резолюции 1441 (2002). Ответы можно увидеть из предоставленных мною фактических описаний. Однако, если требуются более прямые ответы, я бы сказал следующее:

Иракская сторона иногда пыталась оговорить условия, как это было сделано в отношении вертолетов и самолетов У-2. Однако Ирак до сих пор не придерживался тех или иных условий для осуществления каких-либо наших инспекционных прав. Если бы это было так, мы бы сообщили об этом.

Очевидно, что, хотя многочисленные инициативы, которые сейчас предпринимаются иракской стороной с целью решения некоторых давних открытых проблем разоружения, можно рассматривать как «активные» или даже «упреждающие» эти инициативы через 3-4 месяца после принятия новой резолюции нельзя назвать «немедленным» сотрудничеством. Они также не обязательно охватывают все актуальные области. Тем не менее они приветствуются, и ЮНМОВИК отвечает на них в надежде решить нерешенные в настоящее время вопросы разоружения.

В этот момент администрация США заявила, что Ирак продолжал существенно нарушать резолюции ООН, и что согласно 1441 году это означало Совет Безопасности должен был собраться незамедлительно, «чтобы рассмотреть ситуацию и необходимость полного соблюдения всех соответствующих резолюций Совета в целях обеспечения международного мира и безопасности».

Перед встречей президент Франции Жак Ширак заявил 10 марта, что Франция наложит вето на любую резолюцию, которая автоматически приведет к войне. Это вызвало открытую тревогу со стороны правительств США и Великобритании. Стремление Британии к единогласию и «второй резолюции» было фактически прекращено на этом этапе.

В преддверии встречи стало очевидно, что большинство членов Совета Безопасности ООН будут выступать против любой резолюции, ведущей к войне. В результате такого решения в Совет не поступило.

На конференции Азорских островов 16 марта Тони Блэр, Джордж Буш, премьер-министр Испании Хосе Мария Аснар, а также португальский Премьер-министр Хосе Мануэль Баррозу, проводивший встречу, объявил о приближающемся крайнем сроке 17 марта для полного подчинения Ирака, сделав такие заявления, как «Завтра - момент истины для мира». 17-го в выступлениях Буша и министра иностранных дел Великобритании Джека Стро недвусмысленно заявлено, что период дипломатии закончился, как было объявлено в соответствии с запретом Резолюции 1441 предоставлять Ираку новые возможности для выполнения обязательств, и что до вторжения в Ирак не потребуется дальнейшего разрешения ООН (см. вторжение в Ирак в 2003 г. ). США и Великобритания, признавая, что такая резолюция была желательна с дипломатической точки зрения, настаивали на том, что Ираку было дано достаточно времени (отмечая также время, прошедшее с момента принятия первых резолюций о разоружении 1991 года), чтобы разоружиться или представить доказательства этого, и что война была узаконена 1441 и предыдущие резолюции ООН. Непостоянный член Совета Безопасности Испания заявила о себе вместе с США и Великобританией. Тем не менее, эта позиция администрации Буша и ее сторонников оспаривалась и оспаривается многими экспертами-правоведами. По мнению большинства членов Совета Безопасности, именно сам совет, а не отдельные члены, должен определять, как должны выполняться решения органа.

Более подробную информацию можно найти в Действия Организации Объединенных Наций в отношении Ирака.

Последствия

Администрация Буша поручила Исследовательской группе Ирака определить, действительно ли в Ираке существует какое-либо ОМУ. После полутора лет тщательного обыска в стране инспекторы сообщили:

Хотя было обнаружено небольшое количество старых, брошенных химических боеприпасов, ISG считает, что Ирак в одностороннем порядке уничтожил свои необъявленные запасы химического оружия в 1991 году. Признаки того, что Багдад после этого возобновил производство химических боеприпасов, политика ISG связывает с желанием Багдада добиться отмены или прекращения действия санкций или с его страхом применения силы против него в случае обнаружения ОМП.

Обзор проводил Чарльз. А. Дуэльфер и Исследовательская группа Ирака. В октябре 2004 года Буш сказал об анализе Дуэльфера: «Главный инспектор по вооружениям Чарльз Дуэльфер выпустил исчерпывающий отчет, подтверждающий сделанный ранее вывод Дэвида Кея о том, что у Ирака не было оружия, которое, по мнению нашей разведки, было там» <73.>

См. Также

Ссылки

Внешние ссылки

Wikisource имеет оригинальный текст, связанный с этим статья: Резолюция 1441 Совета Безопасности ООН
Последняя правка сделана 2021-06-20 11:43:24
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте