Операция Организации Объединенных Наций по восстановлению доверия в Хорватии

редактировать

Операция Организации Объединенных Наций по восстановлению доверия в Хорватии
Эмблема Организации Объединенных Наций.svg
АббревиатураUNCRO
Формирование31 марта 1995 г.
ТипМиссия по поддержанию мира
Правовой статусЗавершена 15 января 1996 г.
ГлаваБьюнг Сок Мин (руководитель миссии, с июля 1995 г.). (командир ОООНВД, до июля 1995 г.). (командир ОООНВД, с июля 1995 г.)
Головная организацияСовет Безопасности ООН
Веб-сайтhttps://www.un.org/en/peacekeeping/missions/past/uncro.htm

Операция Организации Объединенных Наций по восстановлению доверия в Хорватии, обычно сокращенно ОООНВД, была миссией Организации Объединенных Наций (ООН) миротворческой в Хорватии. Он был учрежден в соответствии с Главой VII Устава Организации Объединенных Наций и утвержден Советом Безопасности ООН (СБ ООН) Резолюцией 981 31 марта 1995 года. ОООНВД унаследовал персонал и инфраструктура из Сил Организации Объединенных Наций по охране (СООНО). Его команда находилась в Загребе ; миротворческие войска были развернуты в четырех секторах: Север, Юг, Восток и Запад. Двадцать разных стран предоставили войска для миссии.

ОООНВД начало с более чем 15 000 военнослужащих, перешедших из состава СООНО; К концу миссии в начале 1996 года численность персонала постепенно сократилась примерно до 7000 человек. Южнокорейский дипломат Бюнг Сок Мин был гражданским главой миссии, в то время как военными командирами ОООНВД были генералы и генералы. ОООНВД была связана с СООНО, которые продолжали действовать в Боснии и Герцеговине, и с Силами превентивного развертывания Организации Объединенных Наций (СПРООН), которые были развернуты в Республике Македония. Миссия была прекращена 15 января 1996 г. Резолюцией 1025 Совета Безопасности ООН, принятой 30 ноября 1995 г. Шестнадцать военнослужащих ОООНВД были убиты, в том числе четверо во время операции «Буря в августе 1995 года.

ОООНВД было поручено поддерживать перемирие в марте 1994 г. в хорватской войне за независимость, поддерживая соглашение об экономическом сотрудничестве между Хорватией и самопровозглашенной Республикой Сербская Краина (RSK), наблюдение за территориями между противостоящими армиями, наблюдение за демилитаризованным Превлакским полуостровом, выполнение функций связи, доставка гуманитарной помощи и захват 25 контрольно-пропускных пунктов вдоль международных границ Хорватии между контролируемой РСК территорией Союзной Республикой Югославией и Босния и Герцеговина. ОООНВД, как и предыдущая миссия СООНО, подвергалась критике за нехватку военнослужащих и адекватных ресурсов для выполнения миссии, а выполнение мандата миссии оказалось практически невозможным.

Содержание
  • 1 Предыстория
  • 2 Переход от СООНО к ОООНВД
  • 3 Миссия
    • 3.1 Полномочия и функции
    • 3.2 Боевой порядок
    • 3.3 Реакция на хорватские наступления
  • 4 Прекращение действия и последствия
  • 5 Сноски
  • 6 Ссылки
Предыстория
Операция Организации Объединенных Наций по восстановлению доверия в Хорватии проводится в Хорватии Оккупированные территории Хорватии 30 апреля 1995 г. Sectors.svg ОкучаниОкучани Пакрач Пакрац Нова Градишка Нова Градишка НовскаяНовска Дарувар Дарувар Загреб Загреб Осиек Осиек ВиньковциВинковци Вуковар Вуковар Синь Синь Карловац Карловац ОгулинОгулин Сплит Сплит Шибеник Шибеник Задар Задар Сисак Сисак СлуньСлунь Госпич Госпич КнинКнин Глина Глина ДворДвор Удбина Удбина Бихач Бихач Баня-Лука Баня-Лука Контролируемый Хорватией Контролируется Хорватией Контролируемый сербами Контролируется сербами Контролируемый боснийцами Контролируется боснийцами Секторы ОООНВД в Хорватии: Север Юг Запад Восток

В 1990 году, после поражения коммунистического режима на выборах в Хорватии, этническая напряженность обострилась. После выборов Югославская народная армия (Jugoslovenska narodna armija, или JNA) конфисковала оружие Хорватских территориальных сил обороны (Teritorijalna obrana, или TO), чтобы минимизировать любое сопротивление. 17 августа 1990 г. напряженность переросла в открытое восстание хорватских сербов, сосредоточенное в преимущественно сербонаселенных районах далматинских внутренних территорий около Книн, а также части регионов Лика, Кордун, Бановина и восточная Хорватия. Республика Сербская Краина (RSK), позже созданная в этих районах, заявила о своем намерении интегрироваться с Сербией и рассматривалась правительством Хорватии как сепаратистский регион. ЮНА предотвратила вмешательство хорватской полиции. К марту 1991 года конфликт перерос в хорватскую войну за независимость. В июне Хорватия провозгласила независимость, поскольку Югославия распалась, но выполнение решения было отложено до 8 октября из-за трехмесячного моратория. Затем в РСК началась кампания этнической чистки ; большинство несербов были изгнаны к началу 1993 года.

Поскольку ЮНА все больше поддерживало RSK, хорватская полиция не могла справиться с ситуацией. В мае 1991 года Хорватская национальная гвардия (Zbor narodne garde, или ZNG) была сформирована как вооруженные силы Хорватии и в ноябре была переименована в хорватскую армию (Hrvatska vojska, или HV).. В конце 1991 года произошли самые ожесточенные бои войны, кульминацией которых стали битва при казармах, осада Дубровника и битва при Вуковаре. В январе 1992 года соглашение о прекращении огня для реализации плана Вэнса было подписано представителями Хорватии, ЮНА и ООН, и боевые действия были приостановлены. План Вэнса был разработан, чтобы остановить боевые действия в Хорватии и позволить переговоры путем нейтрализации любого влияния, вызванного боевыми действиями, но заранее не предлагал никаких политических решений. План предусматривал развертывание Сил Организации Объединенных Наций по охране (СООНО) численностью 10 000 человек в основных зонах конфликта, известных как «районы, охраняемые ООН» (РОООН). Перед СООНО была поставлена ​​задача создать буфер между воюющими сторонами, разоружить хорватских сербских элементов ТО, контролировать вывод ЮНА и ВВ из РОООН и возвращение беженцев в этот район. Резолюция 743 Совета Безопасности ООН от 21 В феврале 1992 г. описывалась правовая основа миссии ООН, которая была запрошена и согласована в ноябре 1991 г., и не содержалось прямых ссылок на главу VI или главу VII Устава Организации Объединенных Наций. Только ссылка на главу VII позволила бы миротворческим силам обеспечить выполнение своего мандата независимо от уровня сотрудничества воюющих сторон.

Из-за организационных проблем и нарушений соглашения о прекращении огня СООНО не начали развертывание до 8 марта, и на полное развертывание в РОООН ушло два месяца. Несмотря на то, что к январю 1993 года СООНО поместили большую часть тяжелого вооружения Армии Республики Сербская Краина (АРСК) на склад, совместно контролируемый ООН и RSK, силы не смогли выполнить все положения. плана Вэнса, включая разоружение АРСК, возвращение беженцев, восстановление гражданской власти и создание этнически интегрированной полиции. Ему также не удалось вывести силы АРСК из районов за пределами обозначенных РОООН, которые находились под контролем АРСК на момент подписания соглашения о прекращении огня. Эти районы, позже известные как "розовые зоны", с самого начала должны были быть возвращены под контроль Хорватии. Невыполнение этого аспекта плана Вэнса сделало розовые зоны основным источником разногласий между Хорватией и RSK. В 1993 году, опасаясь того, что ситуация на местах может стать постоянной, Хорватия предприняла несколько небольших военных операций против RSK, чтобы захватить важные местные объекты и привлечь внимание международного сообщества. В ответ на это ВСК забрали свое оружие из хранилищ, контролируемых ООН / РСК, что предотвратило единственный крупный успех СООНО в Хорватии.

Переход от СООНО к ОООНВД

Мандат СООНО был продлен несколько раз, с шагом до шести месяцев, с согласия правительства Хорватии. Ситуация изменилась в начале 1995 года, когда президент Хорватии Франьо Туджман написал Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций, информируя его о том, что Хорватия не согласится на дальнейшее продление миссии после ее истечения 31 марта, и прося СООНО покинуть страну. Хорватия к концу июня. В то время установилась практика ООН запрашивать согласие страны, в которой размещены ее миротворцы, и письмо фактически требовало от СООНО полного вывода из Хорватии. Такие действия также потребуют упразднения РОООН, которые были определены как неотъемлемые части Хорватии Резолюцией 815 Совета Безопасности Организации Объединенных Наций от 30 марта 1993 года. Двумя днями позже Генеральный секретарь сообщил Совет Безопасности Организации Объединенных Наций (СБ ООН), что СООНО не смогли реализовать важные элементы плана Вэнса, обеспечить соблюдение режима прекращения огня или защитить свои автомобили от угонов в ЮНПА.

31 января США посол Питер Гэлбрейт безуспешно пытался убедить помощника Туджмана Хрвое Шаринич согласиться на новое продление мандата СООНО, объясняя это тем, что конфликт неизбежно обострится после вывода сил ООН. За этим отказом последовали резкие дипломатические ответы Франции и Великобритании, призывающие ООН игнорировать решение Хорватии, в результате чего Туджман отклонил любое продление мандата. Помощник государственного секретаря США по европейским и евразийским делам, Ричард Холбрук встретился с Туджманом и предположил, что, если СООНО будет разрешено остаться, Хорватия может рассчитывать на интеграцию в Европейский Союз и НАТО. В качестве выхода из дипломатического скандала Холбрук предложил заменить СООНО новой миссией с тем же персоналом и организационной структурой. После хорватского соглашения СБ ООН принял резолюцию 981 об учреждении Операции Организации Объединенных Наций по восстановлению доверия в Хорватии (ОООНВД), заменив СООНО в стране. Название новой миссии придумал заместитель Генерального секретаря ООН Шаши Тарур.

Миссия

Мандат и функции

Миссия ОООНВД была учреждена в соответствии с главой VII Устав ООН. Первоначально его планировалось завершить 30 ноября 1995 года, и его мандат заключался в поддержке выполнения соглашения о прекращении огня, согласованного Хорватией и RSK 29 марта 1994 года, а также соглашения об экономическом сотрудничестве, заключенного 2 декабря 1994 года. наблюдение за зонами между передовыми позициями HV и ARSK, проверка того, что определенные типы тяжелого вооружения находятся на расстоянии не менее 10 или 20 километров (6,2 или 12,4 мили) от передовых военных позиций или помещены на хранение, техническое обслуживание контрольно-пропускных пунктов, председательство в совместных комиссиях и эффективность функций связи. Экономические функции заключались в поддержке переговоров и реализации дальнейших экономических договоренностей, а также в содействии и поддержке деятельности, направленной на открытие транспортных маршрутов, сетей электроснабжения и водоснабжения.

ОООНВД также было поручено доставить гуманитарную помощь и контролировать, контролировать, и сообщения о любых перевозках военного персонала, предметов снабжения, оборудования или оружия через пограничные контрольно-пропускные пункты, укомплектованные сотрудниками ОООНВД, между контролируемыми RSK частями Хорватии с одной стороны и Боснией и Герцеговиной или Союзной Республикой Югославией с другой. ОООНВД обслуживает 25 пунктов пропуска через границу. Мандат также предписывал ОООНВД осуществлять наблюдение за демилитаризацией Превлакского полуострова у входа в Которский залив, согласно Резолюции 779 СБ ООН. Развертывание ОООНВД было официально одобрено СБ ООН 28 апреля. Миссия должна была быть сокращена в июне до 8750 военнослужащих из более крупных сил СООНО в стране.

ОООНВД подверглось критике по нескольким причинам. В докладе Генерального секретаря Совету описываются неудачи СООНО, но новая миссия их не рассматривает. Не хватало военнослужащих, которые были сокращены с уровня СООНО в соответствии с новым мандатом миссии, и не хватало людских и материальных ресурсов для выполнения задач миссии. В результате выполнение мандата миссии было практически невозможно. Хотя хорватские источники заявили, что название миссии было единственным реальным отличием от СООНО, власти RSK не были удовлетворены миссией ОООНВД. В частности, RSK возражала против размещения войск ОООНВД вдоль международных границ и против названия миссии. И наоборот, хорваты были довольны тем, что акроним миссии оказался аббревиатурой Хорватии. В ответ чешские войска ОООНВД использовали номерные знаки транспортных средств с акронимом новой миссии при действиях на территории, контролируемой ВН, и номера СООНО в районах, удерживаемых АРСК по соображениям безопасности.

Резолюции СБ ООН, относящиеся к ОООНВД
Резолюция СБ ООНДатаПримечания
981 31 марта 1995 г.Создание ОООНВД
990 28 апреля 1995 г.Развертывание ОООНВД
994 17 мая 1995 г.Выполнение миссии ОООНВД после Операция Flash
1025 30 ноября 1995 г.Прекращение действия приказа ОООНВД

битвы

ОООНВД командовалось из штаб-квартиры миротворческих сил ООН (Штаб-квартира ООН), расположенной в Загребе. Штаб СООНО контролировал ОООНВД, Силы превентивного развертывания Организации Объединенных Наций (СПРООН) в Республике Македония и СООНО, которые с конца марта были ограничены Боснией и Герцеговиной. Командующим штабом UNPF был французский генерал-лейтенант Бернар Жанвье. В июле южнокорейский дипломат Бён Сок Мин был назначен главой ОООНВД, а генерал-майор Эйд Камаль аль-Родан из Королевской иорданской армии был командующим миссией. До Аль-Родана этот пост занимал канадский генерал-лейтенант. ОООНВД изначально были развернуты в тех же частях Хорватии, что и СООНО, однако в современных документах СБ ООН они больше не назывались РОООН - с применением обозначений секторов Восток, Запад, Север и Юг или «районы, находящиеся под контролем местных сербских властей. "вместо этого. Одна группа источников называет районы развертывания ОООНВД РОООН, другая отражает практику СБ ООН и опускает аббревиатуру, в то время как другие называют эти районы «бывшими РОООН».

Войска из Аргентины, Бельгии, Канады, Чехия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Индонезия, Иордания, Кения, Непал, Нидерланды, Норвегия, Польша, Россия, Словакия, Швеция, Украина и Соединенные Штаты внесли свой вклад в миссию. Когда ОООНВД заменило СООНО в Хорватии в марте 1995 года, в Хорватии находилось 15 229 военнослужащих ООН, включая персонал штаб-квартиры МСООН. К середине ноября численность миссии была сокращена до 7041 человек, включая 164 военных наблюдателей ООН и 296 сотрудников гражданской полиции ООН (UNCIVPOL).

UNCRO приказ боя 17 ноября 1995 г.
РазвертываниеКомпонентПерсонал. (ноябрь 1995 г.)Персонал. (март 1995 г.)Примечания
Штаб336404Включает 39 UNMO и 26 UNCIVPOL сотрудников (ноябрь); Находится в Загребе
Командование гарнизона26Включает 19 сотрудников УНИВПОЛ (ноябрь); Находится в Загребе
14Включает 4 сотрудника UNCIVPOL (ноябрь); Находится в Сплите
6Находится в Плоче
секторе ВостокБельгия 693769Пехота
Россия 912856
Словакия 590567Инженерный батальон (подразделение поддержки, развернутое в Восточном секторе)
UNMO48
UNCIVPOL16
Бывший сектор СеверДания 119953Пехота
Польша 4611,141
Украина 5555
Иордания 6см. ПримечаниеПехота; В марте 1995 года Иордания развернула 3283 военнослужащих в нескольких секторах Хорватии
UNMO31
UNCIVPOL61
Бывший сектор ЮжныйКанада 91218Operation Harmony ; 2-й батальон 22-го королевского полка, замененный 1-м батальоном Королевского канадского полка в середине апреля 1995 г.; Развернут в Южном секторе; Официально развертывание закончилось 17 октября 1995 года.
Чешская Республика 5239572-й миротворческий батальон Чешской Республики; К середине января 1996 года численность военнослужащих сокращена до 130 человек; Командует подполковник Людовит Цирок
Кения 2974Пехотный батальон, развернутый с СООНО, выведен и заменен военными наблюдателями
Иордания 6см. ПримечаниеПехота; В марте 1995 года Иордания развернула 3283 военнослужащих в нескольких секторах Хорватии
UNMO34
UNCIVPOL71
Бывший сектор ЗападНепал 165898Пехота
Аргентина 0862
Иордания 0см. ПримечаниеПехота; В марте 1995 года Иордания развернула 3283 военнослужащих в нескольких секторах Хорватии, в том числе в Западном секторе
UNMO12
UNCIVPOL99
Вспомогательные подразделенияКанада 4500В ноябре 1995 года назначена в качестве подразделения поддержки. развернут в Южном секторе в марте 1995 г.
Дания 11?Логистический контингент; Март 1995 г. численность войск включена в состав Северного сектора
Франция 828843Батальон тылового обеспечения
Финляндия 3943Штаб-квартира Фингуарда
Индонезия 236220Медицинский батальон
Нидерланды 78148База материально-технического снабжения
Норвегия 114111Блок управления движением
Швеция 100128Штаб-квартира
США 361299Полевой госпиталь, расположенный в Загребе; Часть Operation Provide Promise
Украина 60555Вертолетная часть
Германия 5190Полевой госпиталь, расположенный в Трогире для поддержки СООНО в Боснии и Герцеговине
ИТОГО7,04115,229

Ответ на наступление хорватов

1 мая HV начал Operation Flash и захватили контролируемую АРСК часть Западного сектора в течение нескольких дней. Шаринич предупредил Краббе о нападении за несколько часов до нападения, чтобы войска ОООНВД могли укрыться. Власти RSK заявили, что некоторые подразделения ARSK не смогли вывести противотанковые средства со складов ОООНВД в Старой Градишке и около Пакраца до начала наступления. Это оружие хранилось там в соответствии с соглашением о прекращении огня от марта 1994 года. Тем не менее ОООНВД не помешало войскам АРСК вернуть оружие. Во время боевых действий войска ARSK взяли в заложники 15 членов UNCIVPOL, двух переводчиков и 89 непальских и аргентинских военнослужащих, которые использовали их в качестве «живого щита» против HV. Войска HV угнали бронетранспортер ОООНВД и Land Rover, опередив танки HV, двигавшиеся на запад по автомагистрали A3. 3 мая аргентинский батальон ОООНВД способствовал сдаче 600 военнослужащих АРСК возле Пакрача в соответствии с соглашением, достигнутым между Хорватией и RSK при посредничестве Ясуши Акаши, личного представителя Генерального секретаря ООН. Во время операции «Вспышка» три иорданских военнослужащих ОООНВД были ранены огнем HV. Наступление ясно показало, что развертывание ОООНВД не будет сдерживать дальнейшее наступление хорватов.

4 августа HV инициировала операцию «Буря», направленную на возвращение Северного и Южного секторов, в которые входили основная часть РСК. ОООНВД было уведомлено за три часа до нападения, когда Шаринич позвонил Жанвье по телефону. Кроме того, каждый корпус HV уведомил сектор ОООНВД о своем запланированном продвижении и запросил письменное подтверждение того, что информация была получена. ОООНВД передало информацию властям РСК. Два дня спустя ОООНВД было предложено защитить 35 000 сербских гражданских лиц, сопровождавших АРСК, когда они отступали в сторону Боснии и Герцеговины. Они оказались в ловушке возле Топуско, когда войска HV захватили Глину, перекрыв последнюю доступную им дорогу. База украинского батальона ОООНВД использовалась в качестве места для переговоров о сдаче захваченного корпуса АРСК Кордун; переговоры велись в присутствии сотрудников ОООНВД. Командир северного сектора ОООНВД подписал соглашение о сдаче в качестве свидетеля. Это наступление также включало действия против миротворцев ООН; Армия Республики Боснии и Герцеговины, которая поддерживала наступление из Бихачского анклава, атаковала наблюдательные посты ОООНВД, укомплектованные польскими войсками, в то время как войска HV использовали нескольких датских миротворцев в качестве живого щита. Во время наступления АРСК задержала пять сотрудников штаба Восточного сектора, несколько автомобилей ОООНВД были угнаны, а персонал ООН подвергся преследованиям. В ходе наступления четверо миротворцев ООН были убиты - трое в результате действий ВН и один в результате огня АРСК, а 16 получили ранения. Войска HV также уничтожили 98 наблюдательных пунктов ООН.

После двух наступательных операций и переговоров под руководством Акаши ОООНВД продолжал контролировать прекращение огня в Восточном секторе. Роль ОООНВД в секторах "Север" и "Юг" ограничивалась постконфликтным миростроительством по соглашению между хорватскими властями и Акаши. К ноябрю 1995 года ОООНВД отошла в Восточный сектор. Несмотря на то, что ООН планировала сократить ОООНВД до 4 190 военнослужащих к концу сентября и примерно до 2,500 к октябрю, численность миссии оставалась на уровне более 7 000 военнослужащих до ноября.

Прекращение действия и последствия

Миссия ОООНВД была завершена Резолюцией 1025 Совета Безопасности ООН, принятой 30 ноября 1995 года. Резолюция была принята вслед за Эрдутским соглашением между Хорватией и представителями сербов в Восточном секторе. В нем определены механизмы мирного восстановления региона под контролем Хорватии и установлен промежуточный период, заканчивающийся 15 января 1996 года, когда власть должна была быть передана от ОООНВД новым переходным силам, которые должны были быть развернуты в этом районе. По истечении промежуточного периода СБ ООН принял резолюции 1037 и 1038, в соответствии с которыми была учреждена Временная администрация Организации Объединенных Наций для Восточной Славонии, Бараньи и Западного Срема в бывшем регионе. Сектор Восток и Миссия наблюдателей ООН на Превлакском полуострове. Начало двух новых миссий совпало с прибытием НАТО в Боснию и Герцеговину для обеспечения соблюдения Дейтонских соглашений.

Шестнадцать сотрудников ОООНВД погибли во время миссии: трое кенийских солдат были убиты; чешский, датский, французский и русский батальоны потеряли по два; а аргентинский, бельгийский, иорданский, польский и украинский контингенты потеряли по одному. Четверо миротворцев ОООНВД были убиты во время крупных боев в районе миссии.

Медалью Организации Объединенных Наций были награждены военнослужащие, прослужившие в ОООНВД не менее 90 дней подряд. Медаль была выпущена на ленте шириной 35 миллиметров (1,4 дюйма) с 9-миллиметровой (0,35 дюйма) красной полосой с белой каймой на синем фоне, по бокам которой располагались 6-миллиметровые (0,24 дюйма) полосы - оливково-зеленого цвета на краю. слева и коричневый справа - на расстоянии 3 миллиметра (0,12 дюйма) от белой границы.

Сноски
Ссылки
Книги
Новостные репортажи
Другие источники
Последняя правка сделана 2021-06-20 11:40:19
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте