Unitatis redintegratio (латинское означает «Восстановление единства») - это указ Второго Ватиканского Собора о экуменизме. Он был принят 2137 голосами против 11 из епископов, собравшихся на Соборе, и провозглашен Папой Павлом VI 21 ноября 1964 года.
Название документа взято из первых слов латинского текста. Вступительные слова официального английского перевода: «Восстановление единства между всеми христианами - одна из основных задач Второго Ватиканского Собора».
Unitatis Redintegratio призывает к воссоединению христианского мира и аналогичен предыдущему призыву к единству Папы Льва XIII в энциклике Praeclara gratulationis publicae 1894 года.. Однако Юнитатис формулирует иной тип экклезиологии, чем Praeclara. Он фокусируется на единстве народа Божьего и разделенных христианских братьев, а не на настаивании согласно классической формулировке, что раскольники должны вернуться в лоно под единством Наместника Христа.
Юнитатис признает, что существуют серьезные проблемы, стоящие перед перспективами воссоединения с реформационными общинами, которые не пытаются претендовать на апостольское преемство, как это делает англиканская община. Церковные общины, придерживающиеся кальвинизма, представляют собой особенно сложный случай, потому что они и католицизм имеют важные доктринальные различия по ключевым вопросам, таким как экклезиология, литургия и мариология.. Другие общины имеют неразрешимые доктринальные различия с католическим христианством, потому что их богословие Святой Троицы явно несовместимо с доктриной, сформулированной Никейским собором в ранней Церкви.
Приведенные числа соответствуют номерам разделов в тексте.
«... остается верным, что все, кто были оправданы верой в крещении, являются членами тела Христа и имеют право называться христианами, и поэтому правильно принимаются как братьев детьми католической церкви.
Когда мы рассматриваем, как Церковь может разрешить «общее богослужение», которое никогда не должно использоваться «без разбора», это для «местной епископальной власти, если иное не предусмотрено Епископской конференцией в соответствии с ее уставом или Святым Престолом», чтобы определить курс, которым следует следовать, с учетом конкретных «обстоятельств времени, места и лиц» ( 8)
Католики-традиционалисты утверждают, что этот документ противоречит учения пап, предшествовавших Второму Ватиканскому собору, и дают ложное представление о единстве католической церкви. Они цитируют такие документы, как Mortalium Animos (1928) Папы Пия XI, в котором рассматриваются утверждения, аналогично выраженные в Unitatis Redintegratio. Папа Пий XI посчитал ложным мнение о том, что Церковь Христова можно разделить на части и что Единство Церкви не достигнуто. Принимая во внимание эти понятия, Пий XI продолжил: «Апостольский Престол ни на каких условиях не может принимать участие в [некатолических] собраниях, и в любом случае католикам не разрешается поддерживать такие предприятия или работать на них; если они так и сделают, то в этом случае они будут поддерживать ложное христианство, совершенно чуждое единой Церкви Христа. Будем ли Мы терпеть то, что действительно было бы беззаконным, истину и истину, открытую Богом, чтобы стать предметом компромисса? Ибо здесь есть вопрос защиты открытой истины. "
Папа Иоанн Павел II ссылается на учение Unitatis Redintegratio в его энциклическом письме от 25 мая 1995 г. и основывается на нем, Ut unum sint.
Кардинал Вальтер Каспер обсудил статус проблем в документе, посвященном 40-летию провозглашения Unitatis, в комментариях, озаглавленных «Указ об экуменизме - читать заново через сорок лет»