Ульмская школа дизайна (немецкий : Hochschule für Gestaltung Ulm) был колледжем дизайна, базирующимся в Ульме, Германия. Он был основан в 1953 году Инге Айхер-Шолль, Отл Айхером и Максом Биллом, причем последний был первым ректором школы и бывшим учеником Баухаус. HfG быстро завоевал международное признание, сделав упор на целостный, междисциплинарный контекст дизайна, выходящий за рамки подхода Баухауса к интеграции искусства, ремесел и технологий. Предметы социологии, психологии, политики, экономики, философии и системного мышления были интегрированы с эстетикой и технологиями. Во время работы HfG с 1953 по 1968 годы прогрессивные подходы к процессу проектирования были реализованы в отделах продуктового дизайна, визуальной коммуникации, промышленного строительства, информации и кинопроизводства.
Здание HfG было спроектировано Максом Биллом и остается нетронутым сегодня как исторически важное и функциональное здание под эгидой Фонда Ульма. HfG был самым прогрессивным учебным заведением дизайна в 1950-х и 1960-х годах и пионером в изучении семиотики. Он считается одной из самых значительных школ дизайна в мире, равных по влиянию Баухаусу.
История HfG развивалась благодаря инновациям и изменениям в соответствии с их собственным представлением о школе как экспериментальном учреждении.. Это привело к многочисленным изменениям в содержании, организации занятий и продолжающихся внутренних конфликтах, которые повлияли на окончательное решение о закрытии HfG в 1968 году. Хотя школа прекратила работу через пятнадцать лет, «Ульмская модель» продолжает оказывать большое влияние на международную дизайнерское образование.
Послевоенные годы, между 1945 и 1952 год в Западной Германии характеризовался масштабными планами реструктуризации и финансирования, такими как План Маршалла..
Истоки HfG восходят к инициативе брата и сестры Scholl Foundation.. Фонд Шолля был создан в 1950 году Инге Шолль в память о своих братьях и сестрах Софи и Ганс Шолль, членах группы сопротивления «Белая роза », казненных в 1943 г. национал-социалистами (нацистами ).
В 1946 году Инге Шолль вместе с Отл Айхером и группой молодых интеллектуалов задумывались о создании учебно-исследовательского учреждения для продвижения идеала гуманистического образования и увязки творческой деятельности с повседневная жизнь. Они будут стремиться к этой цели в контексте культурной реконструкции немецкого общества, морально разрушенного нацизмом и Второй мировой войной. Проект финансировался за счет притока миллиона марок от Джона Макклоя из американского верховного командования Германии в послевоенной структуре управления.
Благодаря контактам с Максом Биллом и Вальтером Гропиусом фонд также получил финансовую поддержку от Федерального финансового управления Германии и Европейской помощи Европе, а также частные пожертвования и финансирование отрасли. 251>Часы, разработанные Максом Биллом для Юнгханса во время его работы в HfG.
HfG начала работать в новом колледже в 1953 году с Максом Биллом, бывшим студентом Баухауза, в качестве ректора. 3 августа того же года были начаты операции в помещениях Ульмской Volkshochschule (учебного заведения для взрослых) с преподавателями, состоящими из Йозефа Альберса, Йоханнеса Иттена и Вальтер Петерханс (бывшие преподаватели Баухауза) и Хелен Нонне-Шмидт (выпускница Баухауза). Позже на факультете HfG будут входить Ханс Гугелот, Отл Айхер, Томас Мальдонадо, Фридрих Фордемберг-Гильдеварт и Вальтер Цайшегг. Выдающиеся лекторы были приглашены из различных дисциплин, включая: Мис ван дер Роэ, Уолтер Гропиус, Чарльз и Рэй Имз, Герберт Байер, Йозеф Мюллер-Брокманн, Рейнер Бэнхэм, Бакминстер Фуллер, Хьюго Херинг, Конрад Ваксманн, Норберт Винер и Миа Сигер.
Обучение основывалось на программе, рассчитанной на четыре года. Первый учебный год был посвящен базовому курсу, а затем студенты выбрали специальность из продуктового дизайна, визуальной коммуникации, промышленного строительства, информации (которая длилась до 1962 года) и кинопроизводства, которая до 1961 года принадлежала отделу визуальных коммуникаций с 1962 года и стала независимой..
В 1953 году было начато строительство нового здания по проекту Макса Билла, и открытие состоялось 2 октября 1955 года. Комплекс зданий HfG был одним из первых в Германии, построенных в виде железобетонных конструкций с просторными цехами, общежития и кафетерий. Интерьеры и обстановка были рассчитаны на гибкое использование, а открытые террасы часто использовались для лекций.
В 1956 году Макс Билл ушел с поста ректора из-за изменений в академическом развитии и различий в подходе к преподаванию в школах дизайна. Томас Мальдонадо занял его место в качестве ректора. Билл продолжал преподавать, но окончательно покинул школу в 1957 году. Макс Билл предпочел метод обучения, который продолжал «героическую» традицию Баухауса, основанную на модели Arts and Crafts, в которой художник-дизайнер видели свою главную роль в разработке продукта как создание формы. Ключевой задачей Баухауза было также убедиться, что художник-дизайнер, задающий форму, учел технологию материалов и методы массового производства. Однако многие преподаватели HfG, особенно преподаватели теоретических курсов, стремились уделять особое внимание аналитическим методам, охватывающим социологические, экономические, психологические и физиологические соображения.
Среди них был Томас Мальдонадо, который видел в процессе проектирования систему, воплощающую как научное, так и интуитивное мышление. Эстетические соображения больше не были основной концептуальной основой дизайна. Профессиональный дизайнер будет «интегратором», отвечающим за интеграцию большого количества специальностей в дополнение к эстетике, в основном за различные требования к материалам, производству и контексту использования продукта, а также за соображения удобства использования, идентичности и маркетинга. Под руководством Мальдонадо школа отказалась от «художественной» направленности Макса Билла и предложила новую философию образования как «оперативную науку», подход системного мышления, который воплощал в себе искусство и науку.
Дизайн фирменного стиля для Lufthansa.Уход Макса Билла ознаменовал новый этап: создание «групп разработчиков», которые были созданы специально для установления связей с промышленностью. Многие из полученных дизайнов сразу же пошли в производство. Среди наиболее успешных - аудиотехника для компании Braun, фирменный стиль немецкой авиакомпании Lufthansa и надземные поезда для Railroad Hamburg. Эти промышленные комиссии принесли школе богатый опыт преподавания и оказали решающее влияние на ее репутацию.
Осенью 1958 года в HfG прошла большая выставка, через пять лет после ее открытия. HfG впервые был представлен широкой публике, демонстрируя как результаты работы студенческих мастерских, так и работу учителей. В том же году вышел первый номер журнала HfG "ulm", который выходил на немецком и английском языках и просуществовал до закрытия школы в 1968 году.
Процесс формального обучения продолжал развиваться в течение 1960-х. Такие учителя, как математик Хорст Риттель, социолог Ханно Кестинг и промышленный дизайнер Брюс Арчер, выступали за методологию проектирования, основанную главным образом на аналитических исследованиях, включая бизнес-анализ. Этот подход вызвал внутренние конфликты, поскольку Отл Айхер, Ханс Гугелот, Вальтер Зейшегг и Томас Мальдонадо сопротивлялись такому чрезмерно аналитическому акценту и вместо этого заявляли, что процесс проектирования должен быть более чем строго «методом анализа». Это должно быть сочетание искусства и науки, например, с изучением семиотики.
чашки как части штабелируемой посуды для отелей, разработанной Гансом Ником Рерихтом для дипломной работы в 1958 и 1959 годах.Последствия Эта дискуссия была большой выставкой работ, созданных в классах HfG и продемонстрировавшей успешный баланс искусства и науки. Первоначально выставка проходила в Ульме и Штутгарте в 1963 году, позже в Neue Sammlung в Мюнхене и в Stedelijk Museum Амстердаме. В дополнение к фундаментальным дебатам по учебной программе, были внесены изменения в устав и повторное введение единственного ректора вместо Совета управляющих.
«Семейные» ссоры из-за направления учебной программы, что привело в 1963 году к нападению прессы на HfG. Парламент земли Баден-Вюртемберг неоднократно обсуждал, заслуживает ли школа субсидий. Проблемы становились все более частыми. После неудачного требования парламента о присоединении HfG к Ульмской инженерной школе федеральные субсидии были отменены, и финансовое положение стало неприемлемым.
После прекращения выдачи грантов школьный фонд оказался в долгах. В 1968 году некоторые учителя были уволены из-за тяжелого материального положения, а количество классов сократилось. В ноябре региональный парламент проголосовал за прекращение финансирования, поэтому школа была закрыта из-за протестов в том же году.
Учебная программа длилась 4 года. Первый год был посвящен базовому курсу дизайна (Воркурс), призванному восполнить дефицит начального и среднего образования в плане творческой проектной деятельности.
Второй и третий годы были выборными специализациями: Дизайн продукта, Промышленное строительство, Визуальная коммуникация и Информация, а Кинопроизводство будет добавлено позже.
Последний год обучения был предназначен для защиты диссертации. План был предметом исследований, которые были проведены в отношении новых подходов к проектированию и которые затем были внедрены на каждом отделении специальностей.
Студенты всех программ использовали одни и те же базовые знания. дизайнерский курс, который длился год. Этот курс был обязательным перед переходом к одной из пяти программ специализации, предлагаемых учреждением. Содержание курса было:
Отдел дизайна продуктов был тем, кто добился большего, и это радикально изменило видение промышленного дизайна. Развитие новых методов массового производства во время Второй мировой войны побудило дизайнера перестать сосредотачиваться в первую очередь на художественной точке зрения профессии. Таким образом, обучение HfG уделяет повышенное внимание научным и технологическим соображениям, в большей степени отвечающим требованиям времени, а также процессам промышленного производства, которые определяют качество конечного продукта и влияют на эстетический вид продукта.
Сначала отдел назывался «Визуальный дизайн», но вскоре стал Ясно, что их целью было решение проектных задач в области СМИ, так что в 1956/56 учебном году название изменилось на «Отдел визуальных коммуникаций».
Учебная программа включала разработку и внедрение визуальных репортажей, новостных систем и средств передачи. Особое внимание уделялось области планирования и анализа современных средств коммуникации с четким акцентом на иллюстративное искусство. Мальдонадо также ввел изучение семиотики. Этот отдел тесно сотрудничал с Департаментом информации. Хотя HfG дистанцировался от связи с индустрией рекламы в СМИ.
HfG в основном работала в области убедительной коммуникации в таких областях, как системы дорожных знаков для транспортных средств и пешеходов, планы технического оборудования, визуальный перевод научного содержания, чтобы быть легко понятным, и единство коммуникационных материалов компании.
В первые годы работы и под руководством Макса Билла преподавание в школе руководствовалось принципами Баухауса, где У дизайнера был профиль больше художественного, чем аналитического. Основываясь на несоответствиях между подходом Билла и подходами других учителей, включая системные принципы Томаса Мальдонадо, школа сместила свою идеологию в более методологическую и структурированную область обучения, но в то же время решительно использовала эстетику как главный фактор. Результатом стала академическая программа с общим базовым курсом и введением в консолидированные теоретические дисциплины. Новый подход к обучению дизайну стал известен как «Ульмская модель», которая значительно повлияла на мировое дизайнерское образование, особенно промышленный дизайн, поскольку репутация HfG распространилась и многие выпускники HfG создали образовательные программы под влиянием Ульма по всему миру.
В середине 1950-х, HfG и Braun начали этап сотрудничества. Брауну нужно было выделиться среди конкурентов, и он попросил Отла Айхера, Ханса Гугелота и студентов поработать над новыми проектами для компании. Дитер Рамс, недавно нанятый дизайнером Braun, сотрудничал с HfG в разработке перспективного подхода к дизайну продукции Braun. Благодаря этому партнерству был разработан «стиль Braun», и, по словам Томаса Мальдонадо, «стиль отличался от Olivetti, который стремился к единству в разнообразии, в то время как стиль Braun стремился к единству продукта и его согласованности с другими Поэтому сотрудничество Braun-HfG стало серьезным испытательным стендом для разработки «честной» формы и последовательной идентичности в качестве альтернативы случайному «стилю» отдельных объектов.
До основания Ulm HfG в 1953 году не существовало системного подхода к образованию в области дизайна. HfG была пионером в интеграции науки и искусства, тем самым создав обучение дизайну, основанное на структурированном подходе к решению проблем: размышления о проблемах использования людьми, знание материалов и производственных процессов, методов анализа и синтеза, выбор и обоснованные проективные альтернативы, упор на научные и технические дисциплины, учет эргономики, интеграция эстетики, знание семиотики и тесные академические отношения с промышленностью. Концептуально «Модель Ульма» представляет собой ранние фундаментальные принципы дисциплины дизайн-менеджмент.
Здания Ульмской школы дизайна, спроектированные Максом Биллом, и окружающие зеленые насаждения содержатся в хорошем состоянии, используются различными организациями и считаются важным наследием.
С сентября 2011 г. по апрель 2012 г. в Disseny Hub Barcelona прошла выставка, посвященная Ульмской школе дизайна. Это было названо системным дизайном. школа ульма
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Hochschule für Gestaltung Ulm. |
Координаты : 48 ° 22'50 "N, 9 ° 57'10" E / 48,38056 ° N, 9,95278 ° E / 48,38056; 9.95278