Мученики Уганды

редактировать
Группа христианских мучеников XIX века

Мученики Уганды
Кароли Лванга и его последователи.jpg
Умерла1885–87, Уганда
замученМванга II
ПочитаетсяРимско-католической церковью. Англиканской общиной. лютеранством
Беатифицирован 6 июня 1920 г. Базилика Святого Петра, Королевство Италия, Папа Бенедикт XV
Канонизирован 18 октября 1964 г., Св. Петра, Ватикан, от Папы Павла VI
Майор святыня Базилика Церковь мучеников Уганды, Намугонго Храм Мучеников Муньоньо
Праздник 3 июня
Известные мученикиЧарльз Лванга. Кизито. Эндрю Каггва
Явление УГАНДСКИХ МУЧЕНИКОВ КАТОЛИЧЕСКИЙ ХРАМ НАМУГОНГО

.

>Мученики Уганды - группа из 23 англиканцев и 22 католиков, обращенных в христианство в историческом королевстве Буганда, ныне часть Уганды, казненных в период с 31 января 1885 года по 27 января 1887 года.

Они были убиты по приказу Мванга II, Кабака (Король) Буганды. Смерть произошла в то время, когда при королевском дворе Буганды велась трехсторонняя религиозная борьба за политическое влияние. Этот эпизод также произошел на фоне «Битвы за Африку » - вторжения, оккупации, разделения, колонизации и аннексии африканской территории европейскими державами. Спустя несколько лет Английское Церковное миссионерское общество использовало эти смерти, чтобы заручиться широкой общественной поддержкой британского приобретения Уганды для Империи. Католическая церковь беатифицировала 22 католических мученика своей веры в 1920 году и канонизировала их в 1964 году.

.

.

.

.

.

Содержание
  • 1 Контекст
  • 2 Казни в 1885–86
  • 3 Политические последствия
  • 4 Поклонение католической церкви
    • 4.1 Список мучеников
      • 4.1.1 Два мученика Паймола
  • 5 Англиканство
  • 6 В массовой культуре
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки
Контекст
Изображение пыток угандийских мучеников

Публикация в Великобритании письма 1875 года, которое якобы являлось приглашением от короля Буганды, Мутисы I, послать миссионеров В результате в 1877 году в Буганду прибыл Александр Маккей из англиканского церковного миссионерского общества. Группа французских католиков белых отцов во главе с Пер Симоном Лурделем (Отец Мапера) появился два года спустя. Арабские торговцы из Занзибара принесли в королевство ислам. Это фактически привело к трехсторонней религиозной борьбе за политическое влияние при королевском дворе Буганды. К середине 1880-х годов многие были обращены каждой из трех групп, и некоторые из обращенных занимали важные посты при королевском дворе. Сам Мутиса симпатизировал исламу, но многие выдающиеся вожди стали христианами.

Кабака Мванга II вступил на престол в 1884 году. Он был обеспокоен ростом влияния христианства и появлением нового класса чиновников, в частности от традиционных территориальных вождей, которые были образованными, имели религиозную ориентацию и хотели реформировать общество Ганда. Немецкая аннексия того, что сейчас является Танзанией, вызвало еще большую тревогу. Через год после того, как он стал королем, он приказал казнить Юсуфу Ругарама, Макко Какумбу и Нува / Ноя Серванга, которые обратились в христианство. Воодушевленный своим премьер-министром, 29 октября 1885 г. он убил нового англиканского епископа Джеймса Ханнингтона на восточной границе своего королевства. Возможно, это было намеренно сделано, чтобы отразить возможное британское вторжение. Однако Мванга впоследствии назначил нескольких христиан на важные военные должности.

Казни в 1885–86
Памятник в Святилище мучеников Муньоньо, отмечая место, откуда будущие мученики шли на смерть Мученичество Эндрю Каггвы

В 1886 году Мванга приказал казнить несколько своих пажей. Хайке Беренд говорит, что они были обращенными и христианами, и мусульманами; другие источники говорят только об англиканских и католических жертвах и упоминают об убийстве мусульман десятью годами ранее, совершенным отцом Мванги Мутиса. Джозеф Мукаса, обращенный в христианство, который сожалел об убийстве Ханнингтона и пытался защитить судебные страницы, был первым, кого казнили 15 ноября 1885 года: это было по наущению Катиккиро ( премьер-министр) Мукаса, чей преемник Джозеф Мукаса должен был стать королем. Затем, с 25 мая по 3 июня 1886 года, была проведена более широкая серия казней. Мванга приказал убить всех молодых людей, которые не слушались его - отчасти для удовлетворения требований старших вождей. Двадцать два человека, перешедших в католицизм, были заживо сожжены в Намугонго в 1886 году.

«Причины преследования все еще активно обсуждаются», - заявляет Беренд. Политические факторы, безусловно, сыграли свою роль. Среди убитых были мелкие вожди, некоторые из которых, такие как Джозеф Мукаса, были «жертвами особых обид со стороны своих старших... завидующих, что эти многообещающие молодые люди скоро свергнут их от власти». Уорд утверждал, что мотивацией было представление о том, что «эти христиане были мятежниками против кабаки, невольными инструментами иностранного империализма».

Свидетель этого события, французский миссионер-священник Лурдель, считал, что основной причиной была Чувство презрения Мванги со стороны грамотных христиан, заявлявших о превосходном знании религии. В качестве второстепенной причины действий Мванги Лурдель назвал отказ страниц удовлетворить традиционные королевские требования подчинения. Король, который по традиции имел власть над жизнью и смертью над своими подданными, был возмущен этим отказом подчиниться его желанию заняться с ним сексом.

Мария де Кивет-Хемфилл заключает, что это непосредственный предлог, если не вся причина, следовательно, отказ пажей уступить Мванге. Роланд Оливер отвергает возмущение христианством как достаточную причину, так как это не объясняет, почему Мванга предпринял действия против этих молодых людей, а не против выдающихся вождей и женщин среди новообращенных.. Сильвия Антония Наньонга-Тамусуза обращает внимание на то же самое. Дж. П. Тонен в своей книге по данному вопросу соглашается с анализом Кивет-Хемфилла, признавая при этом существование других политических факторов. В частности, некоторые из тех, кто отрекся от своей веры, были избавлены от смерти ».

За неделю до казни христианин Маттиас Гайинга отверг сексуальные требования близкого друга Мванги, мусульманина Лутая, которому король оказал послал его с этой целью. За это он был сурово наказан, но не убит. Его жест был описан как «великолепный отказ» английским миссионером А. П. Эшем, который позже сказал, что это послужило искрой для последующих событий. отказ другого новообращенного, Анатоля Кирригваджо, принять назначение на высокий пост, «который он мог выполнять только с риском для своей души».

В то время как многие христианские страницы часто пропадали, когда Мванга хотел или сразу отказался от его требований, одна страница Мувафи действительно выполнила. Мванга, как говорят, поймал другую страницу, рассказывающую Мувафи о христианстве. Он увидел в этом попытку «отнять у него его любимую и до сих пор всегда послушную игрушку, обучая его религии. который сделал они предпочитают смерть покорности ". Мванга созвал пажей и попросил тех, кто молился, встать в сторонку. Этих людей, большинству из которых было от 15 до 30 лет, отправили в долгий путь к казни, сожгли заживо. Продемонстрировав мужество, которого требовало христианство, они помогли устранить любое представление о том, что новая религия несовместима с традиционными идеалами героизма.

Политические последствия

Новообращенных, по крайней мере католиков, учили им рисковал мученической смертью. Светская пресса того времени называла их мучениками. Такое же описание, конечно, появлялось и в религиозных публикациях, как протестантских, таких как журнал миссионера Маккея, опубликованном в Intellegencer 1886 г., так и католических, таких как отчеты миссионеров Лурделя, Денуа и Дельмаса, опубликованные в Enquête. родственники мучеников христиан: Ste Marie de Rubaga, Buganda 1888 и Les Missions Catholiques 18 (1886).

Новости о действиях Мванги вызвали противоречивую реакцию в Великобритании. Некоторые считали это признаком тщетности миссионерских усилий в Буганде, другие - призывом к новым усилиям. The Times от 30 октября 1886 года, цитируя изречение «кровь мучеников - это семя церкви», заявила: «Об успехе эксперимента в Уганде с его чередованием благоприятных и неблагоприятных обстоятельств, зависит от счастья внутри огромного континента на протяжении поколений ". Это мнение переросло в кампанию за британское вмешательство в этот регион.

В сентябре 1888 года Мванга планировал избавиться от оставшихся христианских и мусульманских лидеров, оставив их голодать на острове в озере Виктория, кишащем крокодилами. Весть о его плане просочилась, и восстание христиан и мусульман вместе привело брата Мванги Кививу на трон. В октябре 1888 года мусульмане захватили власть, изгнали христианских лидеров и, когда Кивева отказался от обрезания, свергнули и убили его, заменив его другим братом, Калема. В декабре 1888 года Мванга заручился поддержкой христиан и в апреле 1889 года выступил против столицы Буганды. Он потерпел поражение, но христианские силы под предводительством протестантского вождя Аполлона Каггвы вернули столицу, что позволило Мванге с триумфом войти в нее 11 октября 1889 года. Мусульмане нашли убежище в соседнем королевстве Буньоро, которое помогли им победно вернуться в ноябре 1889 г., но они потерпели решительное поражение в феврале 1890 г. и снова ушли в Буньоро.

В 1888 г. Великобритания разрешила Имперскую Британскую Восточно-Африканскую компанию для управления территорией Восточной Африки, закрепленной за Великобританией в договоре 1886 года с Германией. В ноябре 1889 года Мванга обратился за помощью к агенту компании Фредерику Джексону. Джексон не решился принять просьбу, потому что ему приказали не входить в Буганду. Карл Петерс, агент соответствующей немецкой компании, узнав об обращении Мванги, решил на него ответить. Он прибыл в Менго, новую столицу Мванги, через две недели после поражения мусульман в феврале 1890 года. Поскольку они все еще представляли угрозу, Мванга принял его предложение о заключении договора. Затем прибыл Джексон и предложил договор, который Мванга отверг, поскольку даже английские миссионеры считали его условия слишком обременительными.

Соглашение, которое Петерс заключил с Мванга, было аннулировано договором от 1 июля 1890 г. между Великобританией и Германией, которые расширили внутри страны линию раздела между своими зонами влияния в Восточной Африке, оставив Буганду в британской сфере и переместив центр интересов с побережья на внутренние районы. Имперская британская восточноафриканская компания отправила Фредерика Лугарда, своего военного администратора, в Менго, где в декабре 1890 года он убедил Мвангу подписать с компанией соглашение сроком на два года. Это соглашение оказалось выгодным для Мванги, когда мусульмане в Буньоро предприняли еще одну попытку восстановить власть. Трения между католической и протестантской партиями привели к столкновениям в январе 1892 года в Менго. Лугард поддержал протестантов в борьбе с более сильной католической стороной, вынудив Мвангу и католиков бежать. Лугарду удалось убедить Мвангу вернуться с территории Германии, где он укрылся, в Менго 30 марта 1892 года и заключить новый договор. В соответствии с этим договором отдельные районы были закреплены за протестантами (самая большая территория), католиками и (только небольшая территория) мусульманами; Сам Мванга номинально стал протестантом.

С помощью церковного миссионерского общества, которое использовало смерть своих мучеников, чтобы завоевать широкую общественную поддержку в Великобритании для приобретения Уганды, Лугард затем успешно отговорил премьер-министра Уильяма Юарт Гладстон и его кабинет покинули Уганду. Полномочия компании были переданы британской короне 1 апреля 1893 года, а 27 августа 1894 года Мванга признал, что Буганда становится британским протекторатом. Однако 6 июля 1897 года он объявил войну англичанам. Побежденный 20 июля в Будду (в сегодняшнем районе Масака ), районе, закрепленном за католиками по договору 1892 года, он снова бежал в Германскую Восточную Африку. Он был объявлен низложенным 9 августа. После неудачной попытки вернуть свое королевство, он был сослан в 1899 году на Сейшельские острова, где был принят в англиканскую церковь. Он умер в 1903 году в возрасте 35 лет.

Поклонение католической церкви
Храм в Муньоньо, построенный в знак благодарности за канонизацию Угандийских мучеников Открытый амфитеатр, построенный на гробнице Святого Андрея в Муньоньо

После смерти Римско-католическая церковь использовала этот эпизод, чтобы сделать жертв центром «культа мучеников».

В 1897 году архиепископ Анри Штрейхер основал в Уганде Гильдию мучеников Уганды, чтобы участвовать в евангелизации. Некоторые отделения Гильдии стали политизированы в 1950-х годах. Под влиянием харизматического движения оно позже превратилось в важное движение против колдовства в Тооро.

Честь, оказанная мученикам Уганды в других частях Африки, служит африканизированию католицизма, что касается Например, в Сенегале, где церковь, построенная в 1890 году, хранит их реликвии и где есть несколько церквей, посвященных Кизито, самому молодому из их числа. 6 июня 1920 г., и Папа Павел VI канонизировал их 18 октября 1964 года. На церемонии канонизации католических мучеников Папа Павел упомянул также англикан, сказав: «И действительно, хотим ли мы забыть других, которые, принадлежащие к англиканской конфессии, противостояли смерти во имя Христа ». Их праздник 3 июня включен в Общий римский календарь. Набор почтовых марок был выпущен в следующем году Ватиканом в ознаменование канонизации.

Базилика Угандийских мучеников в Намугонго была построена в 1968 году. С 1980-х годов он стал местом массовых паломничеств, а в 2014 году было объявлено о планах масштабного расширения.

В 1993 году Епископальная конференция Уганды учредила университет названа в честь Угандийских мучеников, получившая гражданскую хартию в 2005 году.

В 2014 году Уганда отпраздновала 50-летие канонизации Угандийских мучеников и возведения их в сан святых Папой Павлом VI 18 октября 1964 года. 14>Храм мучеников Муньоньо - памятник благодарения за их канонизацию. Официальная закладка фундамента была произведена 3 мая 2015 года папским нунцием в Уганде, архиепископом Майклом А. Блюмом и кардиналом Эммануэлем Вамала. Реконструкция включает строительство новой церковной святыни, музея, офисов и мест мученичества святых.

Список мучеников

  1. Ахиллеус Киванука
  2. Адольф Лудиго-Мукаса
  3. Амвросий Кибуука
  4. Анатолий Кириггваджо
  5. Эндрю Каггва
  6. Чарльз Лванга
  7. Денис Ссебуггваво Вассва
  8. Джозеф Мукаса
  9. Кизито
  10. Матия Мулумба

Два мученика Паймола

Дауди Окева и 234>Родилсяок. 1900 (Дауди); 1906 (Джилдо)
Умер18 октября 1918 года, Паймол, Уганда
Мученичествопронзено копьями
Почитается вРимско-католической церкви
Беатифицирован 20 октября 2002 г. Папой Иоанном Павлом II
Праздник 18 октября

Были также два угандийских мученика более позднего периода, которые умерли в Паймоле в 1918 году и были беатифицированы в 2002 году. Они еще не канонизированы.

Мученики Дауди Окело и Джилдо Ирва были двумя молодыми катехизаторами из Уганды. Они принадлежали к племени ачоли, подразделению большой группы луо. Они жили и были замучены в годы сразу после основания миссии Китгума Комбони миссионерами в 1915 году.

Англиканство

Поминая мучеников Уганды, англиканская церковь включает архиепископа Джанани Лувума, убитого в 1977 году приспешниками Иди Амина ; они также поминают Лувум отдельно 16 февраля.

В массовой культуре

Угандийские мученики были показаны в одном эпизоде ​​фильма Миллионы. В DVD с фильмом упоминается, что один из актеров, сыгравших мучеников, утверждал, что является потомком одного из мучеников.

Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-20 09:23:58
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте