Уэнуку

редактировать

Уэнуку
Атуа радуг
ПолМужской
РегионНовая Зеландия
Этническая группаМаори
Личная информация
Родители
Братья и сестры
Консорт
  • Хинепукохуранги / Тайри-а- коху
  • Ивипупу

Уэнуку (или Уэнуку-Кепако, также дается некоторым, кто назван в его честь) - атуа из радуги и выдающийся предок традиции маори. Маори верил, что появление радуги представляет собой предзнаменование, и одним из видов ежегодного подношения ему приносили молодые листья первого посаженного урожая кумара. Он был племенным богом войны, которого призывали перед битвами, особенно в северной половине страны. Было сказано, что если тауа появится под аркой радуги, он потерпит поражение в битве, и точно так же, если они появятся по обе стороны от радуги, они одержат победу. Маори определили ястребиные перья и особую звезду по имени Уэнуку как священные для него.

В Нгати Пору и Нгаи Таху Уэнуку был Арики. из Хавайки с 71 сыном, все от разных жен. Согласно преданиям дальнего севера Тихого океана, вождь Уануку Ракейора и его сын Руатапу жили на острове Раиатеа чуть более 27 поколений назад, как потомки Тангиа, современника Иро-нуи-ма-Оата (Виро). У племен аотеа и арава также есть истории, связанные с вождем Уэнуку из Хавайки.

В рассказах Нгай Тухо о вознесении Уэнуку к божественности он предает доверие своей сверхъестественной жены Хинепукохуранги и бродит по земле в поисках ее, пока не умрет и не превратится в олицетворение радуга. Интересно, что племя заявляет о своем происхождении от союза Хинепукохуранги и Те Маунга. Эта история также известна Нгапухи и Нгати Кахунгуну из Вайроа, которые заявляют о своем происхождении от союза, где Хинепукохуранги известен как Тайри-а- коху. Племена каноэ Kurahaupō в Мальборо также считают его своим предком.

Уэнуку также особенно важен для тайнуи маори, которые, как говорят, принесли свой дух с Хавайки внутри камня, а затем перенесли его в резьбу Те Уэнуку. Вайкато Тайнуи использовал его дух, чтобы временно заселить меньших идолов во время войны, которых они будут нести в битву, чтобы представлять своего опекуна.

Первый фильм Джефф Мерфи был вольной адаптацией истории Уэнуку и его возлюбленной, Девы тумана, 1974 года. Это была первая телевизионная драма, полностью исполненная в те рео (Слушатель журнал смягчил зрителей, предоставив перевод перед просмотром).

Содержание
  • 1 Арики с Хавайки
    • 1.1 Уэнуку и Тури
    • 1.2 Уэнуку и Таухета
    • 1.3 Уэнуку и Таматекапуа
  • 2 Уэнуку и дева тумана
  • 3 Ивипупу и радуга
  • 4 Артефакты
  • 5 Похожие персонажи
    • 5.1 Кахукура
    • 5.2 Хаэре
    • 5.3 ʻĀnuenue
  • 6 См. также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
Арики из Хавайки
Уэнуку
Обожествленный предок из Хавайки
Другие именаУануку Ракейора
ПолМужчина
РегионПолинезия
Этническая группаМаори, Повар Острова Маори
Родители
  • Моторо
Консорт
  • Такарита
  • Паймахутанга
Потомство
  • Тайес
  • Ина
  • Руатапу
  • Пайкеа
  • Хавепотики
  • Мапутукитеранги
  • Ропануи
  • Махинайтеата
  • Вивхингайтеранги
  • Ронгоруароа / Ронгоуэроа
  • Ирау

У и Тури

Согласно легендам народа каноэ Аотеа, Хойматуа послал своего маленького сына Потикиророа принести часть всесожжения арики, Уэнуку. К несчастью, бедный мальчик споткнулся о вход в дом Уэнуку, Варекура, который так обеспокоил Уэнуку, что он убил и съел его в сыром виде.

Следующим летом родственник Хойматуа Тури убил Уэнуку. сын Хавепотики в отместку. Затем он и его друзья приступили к поеданию тела, и даже сумели положить сердце ребенка в корзину с едой, предназначенную для вождя Уэнуку. Уэнуку оплакивал отсутствие сына, не зная, где он, и невольно впился в сердце. Однако он был быстро проинформирован о деяниях Тури и спокойно поклялся отомстить, пригрозив, что накормит убийц своего сына Той-те-хуатахи. Жена Тури Ронгоронго позже подслушала, как Уэнуку повторяет заклинания мести, поэтому он взял своих людей и бежал в Новую Зеландию.

Уэнуку и Таухета

Согласно традиции, Уэнуку был потомком of Tūmatauenga и рассердился, когда его жена, Такарита, прелюбодействовала с двумя другими мужчинами, поэтому он убил всех троих. Чтобы добавить обиду к обиде, он приготовил ее сердце и скормил его сыну Ире. Ее брат Таухета был более чем расстроен этим, поэтому собрал группу людей и устроил засаду на пятерых сыновей Уэнуку. Мапутукитеранги, Ропануи, Махинайтеата и Уивингитеранги были убиты. Пятый, Ронгоруароа, едва выжил, но был ранен. Он поплелся обратно в па Уэнуку, который все время невольно принимал своих врагов в качестве гостей. Узнав о нападении и чувствуя себя гостеприимным хозяином, он приказал гостям уйти и предупредил, что будет преследовать их позже.

Через некоторое время Уэнуку собрал свои тауа и напали на деревню Таухеты. Это привело к резне жреца Таухеты, Хапопо, и многих других из его родственников. Уэнуку даже украл дочь Таухеты, Паймахутангу, чтобы стать его женой. Эта битва получила название Whatiuatakamarae. Однако Уэнуку не был закончен, и, используя мощные заклинания и заклинания, он призвал великую тьму и туманы с гор, чтобы подняться на землю, после чего враг начал в замешательстве убивать своих собственных, пока только Таухета и горстка его людей остался. Затем Уэнуку призвал свет и с легкостью перебил оставшихся врагов. Это второе сражение называлось Битвой при Роторуа или Тайпарипари.

Есть вариант, в котором двое детей Вхины, Ватино и Варо, были известны как великие воры и, вероятно, много раз воровали у Уэнуку. Однажды Уэнуку удалось поймать их и, вероятно, убить. Затем Уэну в отместку убивает всех детей Уэнуку, кроме Ронгуэроа. Затем Уэнуку отдает свой тауа па У Когда на Раротонга. Призвав туман к силам Когда, он выиграл битву, которая теперь называется Те Ракунгия. Рассеяв туман с помощью новых заклинаний, он снова атаковал врага с помощью собак и преуспел в битве под названием Те Мау-а-те-Карарехе у Роторуа. После битвы с Те Моана-вайпу он вернулся домой в Новую Зеландию, где родился Руатапу.

В традициях Нгати Пору и Нгай Таху Уэнуку позже опозорил Руатапу либо за то, что он гулял по крыше своего дома, либо за использование священного гребня его или Кахутиа-тэ-ранги, или отказ в тапу в уходе за его волосами перед тем, как семья отправится на новое каноэ, построенное Уэнуку - независимо от причины, он не может использовать гребень, потому что он сын рабыни Уэнуку. В некоторых рассказах говорится, что Руатапу - первенец, но все еще младше своего младшего брата из-за разницы в их происхождении. После этого Руатапу заманивает знатных жителей Хаваики в каноэ, а затем убивает их всех, кроме Кахутия-тэ-ранги, которому удается сбежать и мигрировать в Новую Зеландию с помощью богов. Впоследствии, в некоторых версиях, он использует заклинания, чтобы уничтожить землю.

Уэнуку и Таматекапуа

В традициях Те Арава вождь Уэнуку острова Раиатеа раздражается из-за собаки по имени Потака Таухити, домашнее животное Хоумаитавхити, за поедание протекшего вещества язвы Уэнуку, из-за чего оно совершает акт осквернения. Он убивает собаку, после чего Той-те-хуатахи съедает ее. Предок Таматекапуа и его брат Факатурия, сыновья Хомая, ищут собаку и слышат, как она лает в животе Тоя. В отместку они сделали ходули для Тамы (самого высокого из братьев) и украли плоды с дерева поропоро Уэнуку. Вакатурия был схвачен и повешен на крыше дома Уэнуку, где люди каждую ночь танцевали и пели у костра под ним. Как сообщается, их пение было настолько ужасно плохим, что братья под покровом темноты придумали хитрый способ обманом заставить людей освободить его; При следующей возможности он сказал людям, что их танцы и пение ужасны, и действительно, они призвали его стать лучше и подвели его. Он попросил их побаловать себя, очистив от копоти и подарив ему несколько прекрасных украшений, в которые он мог бы одеться для танцев. Затем он обманом заставил их открыть дверь, чтобы почувствовать прохладный воздух, снаружи которого прибыл его брат Тама с двумя деревянными шестами, чтобы запереть людей внутри. Вакатурии удается бежать через открытую дверь, и братья запирают здание снаружи. Уэнуку объявляет войну, и вместе со своим другом Тои он атакует деревню Хумай, но силы Уэнуку в конечном итоге разбиты. Факатурия также пал в битве, поэтому каноэ Arawa было отправлено в Новую Зеландию с одной целью - найти смысл его смерти. В это время каноэ Tainui также направлялось в Новую Зеландию. В этом рассказе Уэнуку жил через четыре поколения после Руатапу, который был одним из предков Хумаитавхити.

Уэнуку и туманная девушка

В традициях, наиболее часто связанных с Нгаи Тухо - дети тумана - Уэнуку когда-то был человеком, и однажды ранним утром, когда он выходил на охоту на поляну, он увидел двух женщин. Одного звали Хинепукохуранги, которая, казалось, возникла из утреннего тумана, а ее сестрой была Хинэвай. Они были дочерьми Рангинуи, небесного отца. Он убедил Хинепукохуранги остаться и немного поговорить с ним и вернуться на следующую ночь. После этого она продолжала возвращаться к нему каждую ночь, и вскоре они полюбили друг друга. Ее дом был в небе как девица тумана, поэтому ей пришлось покинуть его на рассвете по зову своей сестры Хинэвай. Наконец, она согласилась выйти замуж за Уэнуку при условии, что он никому о ней не расскажет.

У них было несколько месяцев счастья, хотя она все еще появлялась только ночью и уходила на рассвете, и со временем Хинепукохуранги забеременела, но никто другой не мог ее видеть, и поэтому Уэнуку высмеяли. Его родственники скептически относились к этой жене, которую они никогда не видели - в некоторых рассказах их дочь уже родилась. Он пытался объяснить, что его жена уходила от него каждое утро с первыми лучами солнца, поэтому его друзья посоветовали ему заблокировать двери и окна, чтобы она не могла видеть солнце. В конце концов, после еще более мучительных насмешек, он был убежден заблокировать окна и дверь, когда она пришла к нему однажды ночью, чтобы она не могла видеть дневной свет утром, тогда он мог доказать, что она существует. Он так и сделал, но, конечно, девушка из тумана почувствовала себя обманутой, когда обнаружила, что он обманул ее. Она спела ему прощальную песню, вернулась в небо и оставила его на всю жизнь.

Радуга на вечернем солнце в The Remarkables. Уэнуку - знаменитый атуа радуги.

Уэнуку странствовал по миру в поисках своей любимой жены. Наконец, ближе к смерти, увидев его одиноким и согнутым от возраста, Рангинуи сжалился и превратил его в радугу, чтобы он мог присоединиться к своей семье в небе, где они остаются по сей день, и вместе наблюдать за своими потомками.

Название горы Тапуаэ-о-Уэнуку в хребтах Кайкура переводится как «след радуги», но прежнее название - гора Тапуаэнуку, что означает «шаркать ногами» был памятником вождю Тапуаэнуку, который поднялся на Нга Тапу Ваэ о Уэнуку («священные ступени Уэнуку»), радужный путь своего предка, бога войны, Уэнуку, на Тапуаэ-о-Уэнуку в поисках своего жена, богиня, и погибла на вершине, где двое воссоединились в загробной жизни, подобно Уэнуку, который в традициях Курахаупо также поднялся на гору в поисках своей сверхъестественной жены и ребенка, где они стали горными хребтами. Сегодня видение радуги над Тапуаэ-о-Уэнуку служит напоминанием о его путешествии.

Ивипупу и радуга

В одном из рассказов Уэнуку посещает женщину по имени Ивипупу на протяжении всего путешествия. много ночей, пока ее муж вождь Хаваики Таматеа-арики-нуи находится вдали от дома. Ивипупу забеременел от сверхъестественного существа, и ему было приказано называть ребенка Уэнуку-тити, если это была девочка, и Уэнуку-ранги, если это был мальчик. Как только Таматеа вернулась, Ивипупу сказал ему, что ее посетил кто-то похожий на него, а затем он решил, что это был дух Уэнуку, который сделал ее беременной.

Несколько месяцев спустя Ивипупу родила мертворожденного ребенка.. Таматеа отвел ребенка в место тапу, где он подстригает волосы, чтобы потом похоронить их. По возвращении тело исчезло и проявилось в виде радуги над океаном рядом с Хине-корако.

В версии, записанной Хори Ропиха из Вайпава в конце 19 века, Ивипупу его посетили после того, как Таматеа протянул пуповину своему атуа, Уэнуку, повесив ее над окном. Позже родился ребенок по имени Уэнуку-варекута.

Артефакты

Согласно местной легенде, дух Уэнуку был принесен с Хавайки на Северный остров в камне. люди тайнуи. Когда они приземлились, они сделали большую резьбу, известную как Уэнуку или Те Уэнуку, из тотара с круглым отверстием наверху, в котором находился камень. размещены так, чтобы дух Уэнуку населял резьбу. Резьба уникальна по форме и имеет заметное сходство с гавайскими стилями резьбы.

Сегодня Музей Те Авамуту в Вайкато имеет Те Уэнуку во владении. Из-за его духовного значения запрещено фотографировать без разрешения повелителя маори.

Подобные персонажи

Кахукура

Две радуги. Кахукура - еще один атуа радуги. Туавиоранги - его жена, представленная нижним луком.

В традициях Нгати Ава Кахукура (также Кахукура-панго и Кахукура-и-те-ранги) - имя другого атуа, который проявляется как верхний лук во время двойной радуги, а также может быть богом войны в некоторых местах, чье появление представляет собой предзнаменование. Он был духовным хранителем, которого призывали племенные тохунги и к которому обращались за советом и знамениями во время войны. В каждом хапу было изображение Кахукуры, часто небольшая резная деревянная фигурка, которая хранилась в месте тапу. Дословный перевод Кахукуры - «красная одежда». Ронгонуйатау может быть похожим атуа.

Говорят, что он был потомком Поу-те-аниванива (возможно, По-те-ануануа Раротонга ) и сыном Ронго- май (олицетворение метеоров и метеоритов) и хинэ-тэ-вай. Используя тела своей матери, отца, Паока-о-те-ранги, Тотоэ-ранги, Тахайна, Каурукируки и Херему, он построил мост из Хаваики в Новую Зеландию для себя и своей жены Ронгоямо, чтобы пересечь Тихий океан. Благодаря этому мосту они являются источником кумара в Новой Зеландии. Предположительно, эти сущности представляли цвета радужного моста.

Жена этого атуа - Туавиоранги, которая появляется как нижняя радуга во время двойной радуги, иногда ее можно назвать «Атуа вхароро май те ранги». Другие названия включают По-те-аниванива и Кахукура-вхаре.

Те Тихи о Кахукура («цитадель Кахукуры») выше Ферримид на полуострове Бэнкс в Кентербери назван в его честь. В некоторых традициях Кай Таху он покрывает земли лесами и птицами во время творения, роль, которую взял на себя Тане в других традициях маори. Окахукура в Окленд также назван в его честь.

Кахукура также разделяет свое имя с двумя предками; один был северным предком, который научился искусству изготовления сетей у патупайарех, другой вернулся на Хавайки на борту Хорута, чтобы вернуть кумару в Новую Зеландию.

Хаэре

Хаэре - это Нгаи Тухое имя другого атуа радуги. Есть по крайней мере три представляющих брата или формы: Haere-kohiko, Haere-waewae и Haere-atautu. Одна история гласит, что они пошли отомстить за смерть своего отца и в первый раз потерпели неудачу, нарушив правило тапу, а затем преуспели с использованием заклинаний. В некоторых древних традициях Моэкаху, собака атуа из Тухо, считается их сестрой. О Хаэре до сих пор помнят очень мало.

ʻĀnuenue

В гавайской мифологии ʻAnuenue - это девушка-радуга, которая выступает в качестве посыльного для своих братьев Канэ и Каналоа, которые часто посылают ее за потомством Ку и Хайна. Она играет второстепенную роль в истории Lau-ka-ʻieʻie, но более заметна как призрак Лаки в другой истории. В Полинезии она может быть известна как Ануануа.

См. Также
  • Портал мифологии
  • флаг Новозеландский портал
  • значок Портал Океании
Notes
Ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-20 09:21:41
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте