Уберизация или уберизация - это неологизм, описывающий коммерциализацию существующей индустрии, основанной на услугах, новыми участниками, использующими вычислительные платформы, такие как мобильные приложения, для агрегирования транзакций между клиентами и поставщиками услуг, часто минуя роль существующих посредников как часть так называемой платформы экономика. Эта бизнес-модель имеет другие операционные расходы по сравнению с традиционной бизнес-моделью.
Этот термин образован от названия компании «Uber ». Компания разработала мобильное приложение, которое позволяет потребителям отправлять запросы на поездку, которые затем направляются водителям Uber, которые используют свои собственные автомобили.
Уберизация стала возможной благодаря развитию цифровых технологий, разработанных в 20-м и 21-м веках. Такие бизнес-организации, как Uber, Grab, Lyft и Airbnb, позволяют потенциальным клиентам напрямую контактировать с потенциальными поставщиками услуг.. Феномен уберизации характеризуется устранением или квази-устранением ролей среднего звена.
Уберизованные бизнес-форматы характеризуются следующими элементами:
Уберизация пока имеет место в ограниченном, но постоянно растущем количестве отраслей. Например, с появлением Airbnb индустрия гостеприимства претерпела значительные изменения, по оценкам отраслевых аналитиков, общая годовая стоимость только в Нью-Йорке превышает 2,1 миллиарда долларов США. В то время как уберизация подвергалась критике как потенциально способствующая хаотическому сдвигу, подрывая существующие корпоративные модели в индустрии гостеприимства и такси, существующие компании в таких отраслях, как маркетинг, могут использовать это явление для сокращения расходов и предоставления более специализированных услуг для клиентов..
Уберизация подвергалась критике за ее роль в облегчении упадка трудоемких отраслей и, следовательно, за создание угрозы для рабочих мест.
Уберизация также вызвала обеспокоенность по поводу государственное регулирование и налогообложение, поскольку формализованное применение экономики совместного использования привело к спорам о том, в какой степени поставщик услуг через уберизованную платформу должен быть подотчетен корпоративным правилам и налоговым обязательствам.