Похоронный кризис У Тана

редактировать

Похоронный кризис У Тана
Дата1 декабря 1974 (1974-12-01) - 11 декабря 1974 г. (1974-12-11)
МестоположениеЯнгон, Мьянма
Вызваноотказом правительства провести государственные похороны У Тана
ЦелиГосударственные похороны на старом месте Студенческого союза Рангунского университета
МетодыГражданское сопротивление, демонстрации, ненасильственное сопротивление
Статусжестоко подавлен
Потери
СмертьНеизвестно
ТравмыНеизвестно
АрестованНеизвестно

похоронный кризис У Тана или кризис У Тана (бирманский: ဦး သန့် အရေးအခင်း) был серией протестов и беспорядков в тогдашней бирманской столице Янгоне вызвано смертью У Тана, третьего Генерального секретаря Организации Объединенных Наций 25 ноября 1974 года.

В ответ на отказ бирманского военного правительства предоставить ему На государственных похоронах студенты-активисты из Рангунского университета искусств и наук (РАСУ) забрали его тело с официальной похоронной процессии и отправили его в университетский городок, где они провели для него свою церемонию. Студенты, семья Тана и правительство пришли к соглашению похоронить тело в новом мавзолее рядом с пагодой Шведагон, но прежде, чем это могло произойти, другая группа студенческих активистов перенесла тело в мавзолей. они построены на месте снесенного здания Союза студентов РАСУ. 11 декабря власти штурмовали территорию университета, захватили тело и закопали его в мавзолее в саду Кандавмин.

. Вслед за этим разгромом последовали общегородские беспорядки, и правительство объявило военное положение. Мир вернулся в город к 15 декабря после того, как армия расправилась с мятежниками и протестующими. Согласно официальным источникам, тысячи протестующих были арестованы и не менее восемнадцати погибли, но неофициальные цифры намного выше.

Содержание

  • 1 Предыстория
    • 1.1 Об У Тане
    • 1.2 Политический и экономический контекст
    • 1.3 Связь с восстаниями 1962 и 1988 годов
  • 2 Похороны
    • 2.1 Споры о роли Не Вина
  • 3 Первый похищение гроба
    • 3.1 Переговоры
  • 4 Второе похищение гроба
  • 5 Репрессии и беспорядки
  • 6 Конец кризиса
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки

История вопроса

У Тан, третий генеральный секретарь Организации Объединенных Наций с 1961 по 1971 год

Об У Тане

Перед тем, как занять должность Генерального секретаря ООН с 1961 по 1971 год, Тан был государственным служащим при администрация У Ну, первого премьер-министра Бирмы. В качестве секретаря по проектам в канцелярии премьер-министра Тан сопровождал Ну в нескольких официальных поездках за границу. Тан также представлял Бирму в 1952 Генеральной Ассамблее ООН и 1955 Бандунгской конференции в Индонезии. В 1957 году он стал постоянным представителем Бирмы при Организации Объединенных Наций. Когда Генеральный секретарь Даг Хаммаршельд погиб в авиакатастрофе в 1961 году, Тан был назначен исполняющим обязанности Генерального секретаря на оставшийся срок полномочий Хаммаршельда. Его срок был продлен в 1962 году до пяти лет со дня вступления в должность, и в 1966 году ему не встретили сопротивления на второй срок.

В декабре 1971 года Тан ушел в отставку после того, как был госпитализирован с кровоточащей язвой.. Оставшись в Нью-Йорке, он стал старшим научным сотрудником Института международных отношений Адлая Стивенсона и был награжден медалью мира ООН в 1972 году. 25 ноября 1974 года он умер от осложнений от рака.

Политический и экономический контекст

Не Вин, лидер Бирманского государственного переворота 1962 года

Смерть Тана произошла всего через два года после перехода Бирманской социалистической программы Не Вина Правительство партии (БСПП) перешло от военного к мнимому гражданскому правлению, и в том же году было принято новая конституция. Комментатор Раджа Арумугам утверждает, что переход был просто «сменой одежды», и что Не Вин и его старшие командиры просто уволились из армии и стали руководителями гражданского правительства. Более того, как он утверждает, реализация новой конституции только узаконила консолидацию военной мощи через BSPP.

На фоне этих политических событий, народное недовольство правительством росло из-за высоких цен и нехватки продовольствия.. Кроме того, производство риса вдоль реки Иравади снизилось из-за интенсивных муссонных дождей и наводнений. Эти экономические и политические условия вылились в забастовки рабочих в мае и июне 1974 г., а также в последовавшие за ними беспорядки и жестокие репрессии. По словам бирманского ученого Эндрю Селта:

Общественный гнев, вызванный жестокой реакцией на эти беспорядки, вскоре усугубился разоблачениями о том, что большие количества нераспределенной еды, одежды и лекарств гниют на государственных складах. Кроме того, в результате масштабных наводнений в августе резко сократился урожай риса, что привело к дальнейшему дефициту продовольствия и росту цен. По мере приближения конца 1974 года настроения против Не Вина и правительства накалялись.

Связь с восстаниями 1962 и 1988 годов

Селт отмечает, что похоронный кризис «[имеет тенденцию] забываться или игнорироваться как простая сноска в бирманской истории ". Тем не менее, некоторые исторические описания похоронного кризиса формулируют его причины в терминах политических репрессий, экономических неудач и как часть более широкой борьбы за демократию и свободу. Некоторые авторы рассматривают это как часть более широкой схемы, которая включает в себя восстание 1988 года и протесты Рангунского университета 1962 года. Например, ученый Дональд Сикинс отмечает, что похоронный кризис был пробуждением студенческой политической активности, которая в остальном бездействовала с тех пор, как Не Вин закрыл Комитет народного мира в ноябре 1963 года, и способ распространения протестов от студентов к населению в целом был следующим: модель, которая стала очевидной в гораздо большем масштабе во время беспорядков 1988 года ". Историки также указали на мощный символизм того места, где студенческие активисты захоронили тело У Тана, бывшее место бывшего Союза студентов РАСУ, которое было снесено правительством во время репрессий в июле 1962 года и служило ежедневным напоминанием студентам об этом. события.

Напротив, историк Роберт Тейлор придерживается другого взгляда на похоронный кризис. Он пишет, что студенческие активисты были связаны с «аморфными, но мощными» подпольными политическими организациями, связанными с Коммунистической партией Бирмы, и что студенты «часто были в центре внимания их деятельности» и «не нуждались в особой поддержке, когда им давали. причина для сплочения оппозиции правительству ".

Похороны

1 декабря в сопровождении членов семьи и сотрудников ООН тело У Тана прибыло в аэропорт Мингаладон Рангуна. 1974. Ни почетный караул, ни официальные представители правительства не принимали гроб. Его проехали к ипподрому Кьяиккасан мимо «растущего числа людей», которые «выстроились вдоль дороги» в безмолвном почтении и, как можно было подумать, с ужасным унижением ». Там он простоял до 5 декабря. Согласно Тан Мьинт-У, внуку У Тана, которому в то время было восемь лет, большое количество представителей общественности пришло засвидетельствовать свое почтение. Другие называют эти цифры тысячами или десятками тысяч.

Споры по поводу роли Не Вина

То, как тело было принято правительством, привело к значительному недовольству бирманцев. публике и была главной причиной последовавших за этим событий. Часто упоминаемая причина того, что правительство Не Вина отказалось организовать государственные похороны У Тана, заключается в том, что он злился на то, что он был близким союзником У Ну. Некоторые историки специально указывают на инцидент 1969 года, когда У Ну осудил режим Не Вина в Организации Объединенных Наций перед прессой в качестве дополнительного доказательства этого.

Согласно Тан Мьинт-У, пресс-конференция была организована полностью У Ну и без разрешения У Тана, который в то время находился с миссией в Африке. Это был первый раз, когда призыв к свержению правительства государства-члена ООН прозвучал внутри ООН. У Тан был ошеломлен и сказал У Ну, что его действия неуместны. Не Вин был в ярости и убежден, что У Тан замышлял с У Ну. Генерал сказал своим людям считать У Тана «врагом государства». У Тан прилетел в Янгон, чтобы объясниться, но Не Вин отказался его видеть. Злоба была такой, что У Тан, по-прежнему официально являющийся главным дипломатом страны, с трудом продлил свой паспорт.

Тан Мьин-У сообщает, что Не Вин даже уволил своего заместителя министра образования за то, что он предложил кабинету министров, что день похороны сделать праздником. Роберт Тейлор, однако, утверждает, что гнев Не Вина на У Тана со временем уменьшился и что он не играл никакой роли в организации похорон.

Первый похоронный гроб

Правительство планировало похоронить У Тан на кладбище Кянндо 5 декабря. Сообщается, что относительная незначительность места захоронения возмутила студенческих активистов. Таким образом, они организовались маршем к территории. В марше приняли участие студенты Рангунского технологического института (RIT), РАСУ, Рангунского медицинского колледжа и Института образования, который поддержали зрители и монахи. 50 000 человек присутствовали на территории Кьяиккасан во время заключительных погребальных обрядов. В 15:00, во время запланированной похоронной процессии, группа монахов передала тело У Тана студентам, которые «объявили через громкоговорители, что они желают обеспечить достойное погребение Тана, и раскритиковали отказ правительства сделать это». Они отвезли гроб в кампус РАСУ и поставили его на импровизированную платформу в Зале для собраний. Там студенты потребовали от правительства «найти подходящее место захоронения и построить мавзолей, подобающий такой выдающейся личности». Тын Мьинт-У, зять У Тана, сообщает, что присутствовали тысячи студентов, а Селт отмечает, что Зал стал платформой для левых студентов, выступающих с пламенными политическими речами против Не Вина и правительства.

Переговоры

6 декабря состоялась встреча с семьей У Тана, группой студенческих активистов из РАСУ и представителями правительства. Счета этих переговоров различаются. Мья Маунг пишет:

Студенческие лидеры проголосовали за передачу тела семье, и голоса одиннадцати лидеров были семь против четырех. Четыре голоса против были поданы двумя братьями и двумя другими R.I.T. студенческие лидеры. В ратуше состоялось собрание, на котором присутствовали руководители студентов, семья и правительственные чиновники. Студенческие лидеры и монахи сделали предложение из трех пунктов: построить мавзолей в парке Кандавмин (Кантонмент-парк) у подножия знаменитой пагоды Шведагон после возвращения гроба, провести государственные похороны, соответствующие росту У Тана, и объявить амнистию. всем учащимся и гражданам, участвующим в демонстрации. Правительство согласилось с первым и третьим пунктами предложения и отклонило второй. Семья также не поддержала второй пункт предложения, опасаясь конфликта и репрессий.

Напротив, Тын Мьинт-У заявляет, что он убедил студентов-лидеров, что в государственных похоронах нет необходимости, поскольку У Тан уже вышел на пенсию. от ООН, и что студенты согласились, потому что Тын был членом семьи.

Второй похищение гроба

Студенты на встрече с семьей и правительством были из того, что Тын называет " Группа Зала созыва », в состав которой входят студенты РАСУ. Однако была еще одна «конкурирующая» группа студентов из RIT, «Mandalay Hostel Group», которая была против передачи тела семье. Эти студенты РИТ начали строительство мавзолея на месте старого здания Союза студентов, имевшего большое политическое и историческое значение для студенческих активистов.

8 декабря гроб был доставлен в этот мавзолей «как жест в сторону студентов, пожелавших его там похоронить». Драпированный флагом ООН, он был помещен на возвышение и окружен золотыми зонтиками, разноцветным буддийским флагом, флагом запрещенного Союза студентов и флагом ООН. Однако неожиданно для семьи:

Моя семья пала ниц на земле перед гробом вместе с множеством молодых мужчин и женщин поблизости. Казалось, что весь Рангун выстроился вдоль широких проспектов от кампуса до пагоды Шведагон в паре миль отсюда. Но все было не так. В последний момент более радикальная студенческая фракция снова захватила гроб с намерением похоронить У Тана на территории Студенческого союза, несмотря ни на что.

Семья сбежала, опасаясь бунта. Студенты похоронили тело в построенном ими мавзолее, а также заперли и забаррикадировали входы в кампус. Студенты и монахи охраняли входы и не допускали никого с оружием или фотоаппаратами. В течение следующих пяти дней студенты произносили страстные речи на ступенях Зала собраний. Они осудили Не Вина и то, как он обращался с останками У Тана, и говорили о демократии, мире и свободе. Сайт превратился в настоящий «революционный центр». Как описывает Сикинс:

Обычные граждане стекались в университет, чтобы сделать пожертвования демонстрантам (примерно K 200000), а лидеры активистов произносили все более подстрекательские речи в мавзолее, в которых не только раскрывались скандальные подробности о Ne Частной жизни Вина, но также призвал к свержению его «фашистского» режима. Они неоднократно указывали на контраст между У Таном как «человеком мира» и государством БСПП как правительством, правившим страной через дуло пистолета. Некоторые студенты провозгласили создание «Народной партии» в качестве альтернативы BSPP, хотя последняя была по новой конституции единственной легальной политической партией.

Настроение на местах было смесью солидарности и воодушевления в качестве тона. выступлений правительства становились все более вызывающими. Однако по мере того, как вмешательство государства вырисовывалось, студенты, вооруженные палками, сформировали «отряды самоубийц», чтобы охранять входы в кампус, и «звучали трогательные речи на тему свободы или смерти, от которых собравшиеся в кампусе люди заплакали». В ночь на 10 декабря мавзолей охраняли 2000 человек.

В ту ночь государственная Бирманская радиовещательная служба осудила студентов за нарушение своего соглашения и заявила, что студенты пошли против воли семьи У Тана. Кроме того, он обвинил студентов в незаконном использовании государственных строительных материалов и занятии территории университета (на которой построили свой мавзолей) без разрешения. Было двухдневное затишье, во время которого государственные газеты и радио несли постоянный поток разоблачений против студентов.

Репрессии и беспорядки

Около 2 часов ночи 11 декабря произошел крупный несколько солдат и полицейских сломали ворота с помощью тяжелой техники и штурмовали университетский городок. Слезоточивый газ и дубинки разогнали студентов, и, несмотря на некоторое сопротивление, силы безопасности взяли под контроль университетский городок к 3 часам ночи. К 4 часам утра офицеры взломали мавзолей и забрали гроб. Рано утром следующего дня гроб был похоронен в мавзолее Кандавминского сада под пагодой Шведагон.

Сообщенные цифры арестов и раненых сильно различаются. Селт заявляет, что было арестовано около 2900 человек, но не упоминает о погибших. Маунг цитирует рассказы студентов о том, что армия убила так много студентов, что «кровь мертвых студентов текла в реку на территории кампуса, и когда она застыла, люди собирали ее в мешки и карманы». Роберт Тейлор, напротив, утверждает, что «никто не был убит и мало ранено».

Разгон спровоцировал массовые беспорядки в Рангуне. Возмущенные обращением властей со студентами, разъяренная толпа напала на полицейские участки, подожгла автомобили и повредила рынки и кинотеатры. Пострадали также правительственные здания, в том числе Министерство кооперативов, Дорожно-транспортная корпорация и Жилищный совет. В официальном правительственном отчете говорится, что «38 офисов, 4 полицейских участка, 11 кинотеатров, 65 автомобилей, 4 мотоцикла, дизельный поезд и 15 дорожных постов» были повреждены.

Власти объявили военное положение и состояние экстренная помощь в 16:00 Войска вошли в город вместе с броневиками и танками. Армия с «зверской эффективностью» стреляла по толпе и арестовывала протестующих. Контролируемые государством СМИ охарактеризовали ситуацию как широко распространенную «мафию». Комендантский час введен с 18:00. до 6 часов утра, и были созданы специальные суды, чтобы быстро назначить наказания для виновных.

По данным правительства, 2887 человек были арестованы, в то время как Тейлор сообщает, что было произведено 1800 арестов. Число летальных исходов также не определено. В то время как официальные данные о погибших и раненых, как сообщает Тейлор, составляли 9 убитых и 74 раненых, другие источники рисуют гораздо более мрачную картину:

Тайская газета процитировала одного бирманского гробовщика, который утверждал, что лично исследовал около 50 тел на первый день. Стейнберг заявляет, что 13 человек были убиты и 70 ранены, но также ссылается на слухи о более 1000 погибших, похороненных в безымянной братской могиле недалеко от военного городка Мингаладон. Студенческие источники утверждают, что более 100 из них были убиты во время демонстраций. Какой бы ни была точная цифра, мало кто сможет поспорить с представителем посольства США, который заявил международным информационным агентствам, что «военные действуют очень жестоко». По его оценке, количество пострадавших, подсчитанное правительством, было «слишком низким».

Конец кризиса

Насилие утихло к 15 декабря, и военные ограничения города ослабли в течение следующей недели. Домашние обыски и аресты продолжаются. Были опрошены 2 000 человек, половина из которых были студентами, но по неофициальным данным их число достигло 7 000. По официальным данным, 196 человек были заключены в тюрьму за массовые беспорядки и уничтожение государственной собственности, а от 100 до 200 были обвинены в государственной измене.

Политические последствия инцидента в основном связаны с состоянием правительства БСПП и его зависимостью от военные, чтобы использовать свою власть. Арумугам утверждает, что беспорядки были свидетельством «городского недовольства неспособностью правительства обеспечить людей необходимыми предметами первой необходимости» и в более широком смысле продемонстрировали, что БСПП не удалось полностью развиться в народную партию. Селт утверждает, что «за пределами вооруженных сил режим не мог заявлять о лояльности какой-либо значительной социальной группы, и что городские кадры БСПП не смогли обеспечить соблюдение закона и порядка, поскольку для прекращения беспорядков им пришлось полагаться на армию. Более того, он утверждает, что что события показали отсутствие «жизнеспособного альтернативного руководства, способного заменить Не Вина и его сторонников», и что даже монахи не смогли использовать протесты для эффективного противодействия правительству. Тейлор также отмечает, что кризис 1974 года был одним из последних Политические восстания под руководством студентов до конца правления Не Вина, за исключением протестов во время 100-летия националиста Такин Кодо Хмэйнг в 1976 г.

Ссылки

Внешние ссылки

  • Фотографии похорон У Тана
Последняя правка сделана 2021-06-20 09:04:29
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте