Азиатский флот Соединенных Штатов

редактировать

Азиатский флот Соединенных Штатов
Хьюстон в Циндао, Китай. Тогдашний флагман Азиатского флота, тяжелый крейсер Хьюстон, Циндао, Китай, 4 июля 1933 года. Он несет четырехзвездный вымпел командующего флотом. начальник, адмирал Монтгомери М. Тейлор и одет в комбинезон на День независимости.
Активный1902–07. 1910–42
ПриверженностьСША
ФилиалВМС США
ТипВоенно-морской флот
Адмирал Фрэнк Б. Апхэм, Главнокомандующий Азиатским флотом США (в первом ряду, в центре) и его штабные офицеры, ок. 1935 г.

Азиатский флот был флотом из ВМС США на протяжении большей части первой половины 20 века. Перед Второй мировой войной флот патрулировал Филиппинские острова. Большая часть флота была уничтожена японцами к февралю 1942 года, после чего он вошел в военно-морскую составляющую командования юго-западной части Тихого океана, которое в конечном итоге стало Седьмым флотом.

. Созданная, когда ее предшественница, Азиатская эскадрилья, была повышена до статуса флота в 1902 году. В начале 1907 года флот был понижен в ранге и стал Первой эскадрильей в Тихоокеанском регионе Соединенных Штатов. Флот. Однако 28 января 1910 года корабли этой эскадры снова были организованы в Азиатский флот. Созданный таким образом Азиатский флот, базирующийся на Филиппинах, был организационно независим от Тихоокеанского флота, который базировался на Западном побережье США, пока не переместился в Перл-Харбор в Территория Гавайев в 1940 году.

Азиатский флот, хотя он намного меньше, чем любой другой флот ВМС США, и действительно намного меньше, чем тот, который обычно считается флотом, с 1916 года командовал одним из четырех четырехзвездных адмиралов, уполномоченных на то время в ВМС США. Это отражало престиж должности главнокомандующего Азиатским флотом, который в целом был более могущественным и влиятельным в делах Соединенных Штатов в Китае, чем американский министр, или позднее посол США в Китае.

Содержание

  • 1 1902–1907
  • 2 1910–1941
  • 3 Вторая мировая война
    • 3.1 Китайский отряд
    • 3.2 Минные поля
    • 3.3 Суда Азиатского флота и 16-го военно-морского округа: 8 декабря 1941 года
    • 3.4 Самолеты Азиатского флота: 8 декабря 1941 года
    • 3.5 Компоненты Азиатского флота: 8 декабря 1941
    • 3.6 Битвы Азиатского флота: начало 1942 года
      • 3.6.1 Битва при Баликпапане: 24 января 1942 года
      • 3.6.2 Битва у моря Флорес: 4 февраля 1942 года
      • 3.6.3 Битва при Бадунге Пролив: 19/20 февраля 1942 года
      • 3.6.4 Битва за Яванское море: 27 февраля 1942 года
      • 3.6.5 Битва за Зондский пролив: 28 февраля 1942 года
      • 3.6.6 Потеря половины американского флота
    • 3,7 Последствия
  • 4 Главнокомандующие Азиатского флота
  • 5 См. Также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки

1902–1907

В 1904 году все броненосные крейсера были отозваны с Дальнего Востока. Канонерские лодки патрулировали реку Янцзы в составе патруля Янцзы.

После того, как контр-адмирал Чарльз Дж. Трейн стал командующим будучи главнокомандующим флотом в марте 1905 г., он был задействован различными способами в последние недели русско-японской войны 1904–1905 гг. После решительного поражения Императорского флота Японии над Императорским флотом России в битве при Цусимском проливе в мае 1905 г. части Азиатского флота сопровождали трех бегущих Русские крейсера в Манильский залив на Филиппинских островах, где Train позаботился о том, чтобы их экипажи были хорошо обработаны во время длительного пребывания, пока они не смогли вернуться в Россия.

В ноябре 1905 года Трейн оказался в центре дипломатического спора во время охоты на фазана с группой американских офицеров около Нанкина, Китай, когда он случайно выстрелил в китаянку из птичьего полета, нанеся ей легкие ранения. Толпа из сотен китайских сельских жителей сформировалась вокруг группы Трейна и напала на нее, толкнув Трейна в грязь, захватив офицерские ружья и взяв в заложники сына Трейна, лейтенанта флота Чарльза Р. Трейна. Когда азиатский флот высадил 40 морских пехотинцев, чтобы спасти офицеров, жители деревни атаковали их с вилами, и они произвели два выстрела. Местные китайские власти отказались вернуть оружие офицерам, но Трейн и его товарищи смогли выбраться, никого не ранив. Губернатор Нанкина позже извинился за действия мафии, вернул оружие американским офицерам и наказал главарей банды.

4 августа 1906 г. Трейн умер в Яньтае (известно жители Запада ( в то время как «Чефу»), Китай, в то время как все еще командовали Азиатским флотом. После поминальной церемонии, на которой японский адмирал Хейхатиро Того и другие высокопоставленные лица присутствовали в Йокогаме на борту флагмана Трейна, линкора USS Ohio, пароход «Императрица Китая» вынес его тело из гавани под конвоем по пути в Вашингтон, округ Колумбия

В начале 1907 года Азиатский флот был упразднен, а его корабли и персонал стали Первыми Эскадрилья Тихоокеанского флота США.

1910–1941

28 января 1910 года Азиатский флот Соединенных Штатов был восстановлен.

В декабре 1922 года военно-морской флот США был реорганизован: Тихоокеанский флот США и Атлантический флот США объединились в единый флот Соединенных Штатов. Однако Азиатский флот оставался отдельной единицей, и ему было поручено защищать Филиппины и Гуам, а также придерживаться политики открытых дверей в Китае.

В конце июля 1937 года главнокомандующий Азиатского флота адмирал Гарри Э. Ярнелл взял свой флагман, тяжелый крейсер Augusta, на главную военно-морскую базу Советского Союза в Тихом океане, Владивосток, а также четыре эсминца флота. Визит, по настоянию советского правительства, был попыткой продемонстрировать солидарность между Советским Союзом и Соединенными Штатами перед лицом все более агрессивного поведения Японии в Китае и вдоль границы между Советским Союзом и Японией. марионеточное государство Маньчжоу-го в Маньчжурии. Визит не привел к сдерживанию дальнейших военных операций Японии в любом районе.

Вторая мировая война

25 июля 1939 года адмирал Томас К. Харт назначен главнокомандующим флотом. Он базировался на военно-морской базе Кавите и военно-морской базе Олонгапо на Лусоне, со штаб-квартирой в Маниле. 22 июля 1941 года была построена военно-морская база Маривелес, и Азиатский флот также начал ее использовать.

Харт имел разрешение уйти в Индийский океан в случае войны с Японией по своему усмотрению.

подводные лодки Харта, которыми командует командующий подводными лодками Азиатского флота () капитан Джон Э. Уилкс, шесть пожилых S-класса подводных лодок (плюс тендер на подводную лодку Canopus ) и семь Porpoises (). В октябре 1941 года 12 Salmons или Sargos - в Captain Stuart » 15-я дивизия подводных лодок Саншайна и 16-я капитанская дивизия подводных лодок в сопровождении тендера Холланда были добавлены в качестве помощника Уилкса. План обороны Харта в значительной степени полагался на свои подводные лодки, которые считались «самым смертоносным оружием незначительного азиатского флота», чтобы перехватить японцев и сократить их силы до высадки, а также сорвать попытки подкрепления после высадки. началась война, неопытность Дойла в азиатских водах означала, что Уилкс оставался де-факто COMSUBAF.

Проблемы возникали почти с самого начала. Никаких защитных минных полей не устанавливали. Неэффективные и нереальные Практическая подготовка мирного времени, неадекватные (или несуществующие) планы обороны, плохое развертывание и неисправные торпеды в совокупности сделали операции подводных лодок по обороне Филиппин предрешенными. Лодки не размещались в заливе Лингайен, поскольку многие ожидали, что они будут там, где японцы высадятся; В этом случае несколько S-лодок с агрессивным управлением добились здесь успехов. Также не было никаких лодок из портов удерживаемой японцами Формозы, несмотря на более чем недельное предупреждение о надвигающихся боевых действиях. В первые дни войны успехов было немного.

Китайский отряд

С 1901 по 1937 год армия США сохраняла сильное присутствие в Китае для поддержания Дальний Восток торговые интересы и стремление к постоянному союзу с Китайской республикой после долгих дипломатических трудностей с Китайской империей. Отношения между США и Китаем в основном возобновлялись, снова и снова, с периодами как теплых дипломатических отношений, так и времен разрыва отношений и жестоких антиамериканских протестов. Центральное правительство Китая было относительно слабым по сравнению с местным влиянием региональных полевых командиров. Вооруженные солдаты-ренегаты и лодочники рыскали по реке Янцзы, готовые захватить любое судно, неспособное защитить себя.

Повара, пекари, стюарды и столовая на всех канонерских лодках и крейсерах были исключительно китайцами Китайские воды. Эти люди не носили военно-морскую форму, а носили традиционную китайскую гражданскую одежду. На них были черные атласные тапочки и тюбетейка с декоративной пуговицей сверху. Остальная часть их одежды была сделана из белого атласа, состояла из длинных, довольно свободных панталонов, завязанных вокруг щиколоток, и короткой куртки, застегнутой спереди лягушками. В состав экипажа корабля не входили китайские девушки, которые жили на борту сампан, привязанных к корме каждой канонерской лодки, когда они стояли на якоре в Шанхае. Эти сампаны по запросу доставляли членов экипажа канонерской лодки на берег. Девушки также раскрасили канонерскую лодку и отполировали блески в обмен на мусор с корабля.

. В 1920-1930-х годах Азиатский флот базировался из Китая, а классический образ «Китайского моряка» "развивалась, поскольку большое количество военнослужащих ВМС США оставалось на своих постах в Китае в течение 10–12 лет, а затем ушел на пенсию и продолжил жить в стране. Классический фильм Песчаные камешки - инсценировка жизни китайских моряков.

Военные США также учредили несколько наград и наград в знак признания тех сотрудников, которые выполняли свои обязанности в Китае. Медаль за службу в Китае, Медаль за службу в Китае, медаль за службу в Янцзы и все военные медали, которые можно было вручить тем, кто выполнял службу в Китае.

С приближением Второй мировой войны американские вооруженные силы в Китае постепенно выводились, чтобы защитить другие интересы США в Тихом океане. С возвышением коммунистического Китая военное присутствие США в материковом Китае прекратилось, и этот статус сохраняется и по сей день.

В начале ноября 1941 года военно-морское ведомство приказало Харту отозвать морских пехотинцев и канонерские лодки, размещенные в Китае. Пять канонерских лодок были переведены в Манилу, Уэйк остался со скелетной командой в качестве радиобазы и был захвачен японцами 8 декабря, а Тутуила был передан Китайской Республике. Военно-морской флот по ленд-лизу.

Большая часть 4-го полка морской пехоты находилась в Шанхае, а другие отряды находились в Пекине (Пекин) и Тяньцзинь (Тяньцзинь). Эти войска были погружены на два пассажирских лайнера Президент Мэдисон и Президент Харрисон 27–28 ноября (либо в Шанхае, либо в Чинвантао (Цинхуандао) и прибыли в Филиппины 30 ноября - 1 декабря.

Президент Харрисон вернулся в Чинвантао, чтобы перебросить оставшихся морских пехотинцев, но был захвачен японцами 7 декабря. Тем морпехам, которые достигли Филиппин, была поставлена ​​задача защищать военно-морской флот. станции, в частности военно-морская база Маривелс.

Минные поля

Манила-Бэй и Субик-Бэй, имели минные поля, эксплуатируемые армией, а также морские мины. Армейские минные поля эксплуатировались береговой артиллерией гаванью обороны Манилы и Субик-Бэйс. Эти минные поля были предназначены для остановки всех судов, кроме подводных лодок и мелкосидящие надводные суда. В Манильском заливе были установлены два контролируемых минных поля: одно между Коррехидором и островами Ла Монха, а другое - между n Остров Коррехидор и Батаан полуостров к востоку от залива Маривелес, оба действовали из Коррехидора. Кроме того, в середине 1941 года ВМС США установили минные поля контактных мин между заливом Маривелес и островом Ла Монха, а также между Коррегидором и островами Карабао. Минное поле Субик-Бей было заложено в июле 1941 г. и действовало из форта Винт, с контролируемыми армейскими минами в канале кораблей и военно-морскими минами по сторонам канала.

Суда Азиатский флот и 16-й военно-морской округ: 8 декабря 1941 г.

Азиатский флот и 16-й военно-морской округ имели:

Морской патруль (технически часть вооруженных сил США на Дальнем Востоке ) имел:

  • 3 торпедных катера
  • 2 канонерские лодки (переоборудованные моторные катера)
    • Q-114 Danday
    • Q-115 Baler

Самолеты Азиатского флота: 8 Декабрь 1941 г.

В состав авиации Азиатского флота входили патрульное крыло 10 с двумя патрульными эскадрильями (VP или PatRons), вспомогательным подразделением и авиационными частями на борту двух крейсеров флота и тендер на большой гидросамолет Langley.

Patrol Wing 10 был сдан в эксплуатацию в декабре 1940 года и включал в себя 101 () и 102 () патрульные эскадрильи, каждая из которых оснащена четырнадцатью Consolidated PBY- 4 Каталина летающие лодки. К середине 1941 года эти 28 PBY были пронумерованы с 1 по 14 для VP 101, с 16 по 29 для VP 102. В состав вспомогательного подразделения входили Grumman J2F Duck амфибии (1 J2F-2 и 4 J2F-4), а также пять новых гидросамолетов Vought OS2U-2 Kingfisher , поставленных в конце лета. Также присутствовало несколько гидросамолетов Curtiss SOC Seagull. Хьюстон нес четыре, Марблхед два и Лэнгли два или три, а еще два находились в ремонте или на хранении в цехе капитального ремонта самолетов (цех X 34) на верфи Кавита.

По состоянию на 8 декабря PBY из патрульного крыла 10 ежедневно патрулировали северо-запад и северо-восток Лусона. Эти полеты базировались либо на NAS Sangley Point, вспомогательной станции гидросамолетов ВМС в Олонгапо на Subic Bay, либо на тендере для гидросамолетов Childs в Манильском заливе. Трио PBYs повернули вниз к южным островам, чтобы базироваться на Уильяме Б. Престоне в заливе Давао, Минданао. Эти патрули над Филиппинским морем на востоке граничили с аналогичными патрулями на летающих лодках Королевской военно-морской авиации Нидерландов, базирующихся в Голландской Ост-Индии. Гидросамолет-тендер Heron с отрядом из четырех OS2U-2 из вспомогательного подразделения выполнял утреннее и вечернее патрулирование с острова Балабак над стратегически важным проливом Балабак с 4 по 13 декабря..

Рано утром 8 декабря Престон направил один самолет в патрулирование, и вскоре был атакован самолетами небольшого японского авианосца Рюдзё и ее два других PBY затонули на воде.

Патрульное крыло 10 было отдано на юг, в Нидерландскую Ост-Индию 12 декабря, когда рушащаяся оборона островов сделала дальнейшие операции невозможными. В течение первых 90 дней войны патрульное крыло 10 вернулось в Перт, Западная Австралия, получив усиление от VP 22 с Гавайев, но потеряв 43 из 45 PBY - все, кроме четырех. проиграли врагу вместе с Лэнгли.

  • PBY-4 (28. Добавлено: 12 PBY-5 из VP 22 и 5 бывших голландских Catalinas в январе)
  • J2F-2 или -4 (4)
  • OS2U- 2 (5)
  • SOC-1 или -2 / SON (10-12)

Компоненты Азиатского флота: 8 декабря 1941 г.

Штаб Азиатского флота, на берегу с середины 1941 года в здании Marsman Building на набережной Манилы. Флагману флота Houston было поручено возглавить оперативную группу 5 (TF 5).

TF 4, Азиатский флот: патрульное крыло 10, тендеры на гидросамолеты и авиационные ресурсы.

TF 5, Азиатский флот: надводные ударные силы, включая крейсеры и эскадрилью 29 эсминцев (DesRon 29).

TF 6, Азиатский флот: подводные силы, включая все подводные лодки, тендеры и спасательные корабли.

TF 7, Азиатский флот: патрульные силы, включая канонерские лодки Талса и Эшвилл.

4-й полк морской пехоты

Комендант 16-го военно-морского округа (COM16): Военно-морская верфь Кавите и все береговые сооружения на Лусоне, включая радиостанцию, склад боеприпасов, госпиталь, ТРЕТЬЮ эскадрилью торпедных катеров, военно-морской аэродром, шахтный склад и аналогичные объекты на Коррегидоре, в Маривелесе, Батаане и Олонгпаго на Субике Залив.

Исторический патруль Янцзы был завершен в начале декабря 1941 года. Из пяти оставшихся канонерских лодок Тутуила оставались в Чунцине, Уэйк был в сниженной комиссии в Шанхае как радиостанция для США. Государственный департамент и ComYangPat отправились в Лусон с Оаху в Манилу, к ним присоединился Минданао.

. Сражения азиатского флота: начало 1942 г.

По желанию японцев Источники нефти и полезных ископаемых в Голландской Ост-Индии и на Борнео сразу после Перл-Харбора, единственный флот, доступный для защиты от них, - это Азиатский флот. Превышенные численностью, вооружением и численностью, ВМС США, входившие в состав ABDA (американских, британских, голландских и австралийских), не смогли остановить японцев и могли только попытаться их замедлить.

Битва при Баликпапане: 24 января 1942 г.

Захват японского вторгшегося флота, состоящего из 16 транспортов, крейсера и нескольких эсминцев, стоящих на якоре в заливе Баликпапан, четырех американских эсминцев "четыре штабеля" - Джон Д. Форд, Поуп, Пол Джонс и Пэрротт - атакованы ночью с использованием торпед и из огнестрельного оружия, чтобы потопить четыре транспорта и один патрульный катер. Японцы полагали, что атака была нанесена с подводных лодок, и отправили в погоню крейсер и эсминцы в море, оставив транспорты незащищенными. Это была первая американская надводная операция в Тихоокеанской войне и первая после испано-американской войны. Хотя это значительно подняло боевой дух, оно оказало незначительное влияние на японские операции.

Битва на море Флорес: 4 февраля 1942 г.

Воодушевленные успехом рейда на Баликпапан, была предпринята попытка прорваться еще одно вторжение, когда было получено сообщение о том, что японские силы планируют высадку в Макассар на острове Селебес.

Планируя ночную атаку, силам ABDA пришлось пройти некоторое расстояние в открытой воде при дневном свете.. Он был атакован японскими бомбардировщиками, которые серьезно повредили легкий крейсер Marblehead и вывели из строя башню № 3 тяжелого крейсера Houston. Войска отступили к Тджилатжап, Ява, не сумев предотвратить высадку японцев.

Битва при проливе Бадунг: 19/20 февраля 1942 г.

Пытаясь остановить новое вторжение, небольшая группа кораблей ABDA прибыла на остров Бали после японцы высадились и удалились, оставив на боевом посту только четыре японских эсминца. Эта атака не удалась. Три японских эсминца были повреждены обстрелом, но голландский эсминец Piet Hein был потоплен, а голландский и американский эсминец были повреждены.

Битва на Яванском море: 27 февраля 1942 г.

Это было крупнейшее сражение воевал в районе. Отряд ABDA в составе пяти крейсеров и 11 эсминцев под командованием голландского адмирала Дормана выступил против японских сил из семи крейсеров и 25 эсминцев. У японцев было прикрытие с воздуха, а у ABDA - нет (ни в одном из других сражений, описанных здесь). Это был разгром днем ​​и вечером, непрерывная перестрелка с японскими самолетами, постоянно сбрасывающими сигнальные ракеты, чтобы осветить корабли ABDA. Голландцы потеряли два крейсера и эсминец, англичане - два эсминца. Один японский эсминец был поврежден.

Битва при Зондском проливе: 28 февраля 1942 г.

Отступая на юг в Батавию после битвы в Явском море накануне, американский крейсер Houston и австралийский легкий крейсер HMAS Perth, направляясь на высокой скорости в Зондский пролив, между Суматрой и Явой, наткнулся на японские силы вторжения, совершавшие высадку в заливе Бантам (ныне Бантен). В суматошном ночном бою оба корабля были потоплены в заливе, а не в Зондском проливе, как обычно пишут. Два корабля союзников храбро сражались, но были подавлены превосходящими силами. Четыре японских транспорта были торпедированы, скорее всего, с их собственной стороны. За первые полчаса боя японцы выпустили 87 торпед.

Половина американского флота потеряла

Из 40 надводных кораблей Азиатского флота в день Перл-Харбора 19 были потоплены 5 мая 1942 года, день, когда генерал Уэйнрайт сдался японцам в Коррегидор на Филиппинах. Большинство уцелевших кораблей благополучно добрались до Австралии.

Последствия

После поражений в защите Филиппинского Содружества и Голландской Ост-Индии оставшиеся суда отступили в Австралию. Они подпадут под командование юго-западной части Тихого океана, которая создаст 7-й флот в 1943 году.

Главнокомандующие Азиатского флота

Главнокомандующими Азиатского флота были:

контр-адмирал Робли Д. Эванс 29 октября 1902 г.21 марта 1904 г.
контр-адмирал Филип Х. Купер 21 марта 1904 года11 июля 1904 года
Контр-адмирал Йейтс Стирлинг 11 июля 1904 года23 марта 1905 года
Контр-адмирал Уильям М. Фолгер 23 марта 1905 года30 марта 1905 года
Контр-адмирал Чарльз Дж. Трейн 30 марта 1905 года4 августа 1906 года
Контр-адмирал Уиллард Х. Браунсон 15 октября 1906 года31 марта 1907 года
Контр-адмирал Уильям С. Коулз 1 апреля 1907 годаавгуст 1908 года
Азиатский флот упразднен,. стал Первой эскадрильей,. Тихоокеанский флот США 1908
Азиатский флот восстановлен28 января 1910 г.
контр-адмирал Джон Хаббард 19 февраля 1910 г.16 мая 1911
Контр-адмирал Джозеф Б. Мердок 16 мая 1911 года24 июля 1912 года
Контр-адмирал Реджинальд Ф. Николсон 24 июля 1912 года3 мая 1914 года
Контр-адмирал Уолтер К. Коулз 3 мая 1914 г.9 июля 1915 г.
Контр-адмирал Альберт Г. Винтерхальтер 9 июля 1915 г.4 апреля 1917 г.
Контр-адмирал Остин М. Найт 22 мая 1917 г.7 декабря 1918 г.
Вице-адмирал Уильям Ледьярд Роджерс 7 декабря 1918 г.1 сентября 1919 г.
Адмирал Альберт Гливс 1 сентября 1919 года4 февраля 1921 года
Адмирал Джозеф Штраус 4 февраля 1921 года28 августа 1922 года
Адмирал Эдвин А. Андерсон младший 28 августа 1922 г.11 октября 1923 г.
адмирал Томас Вашингтон 11 октября 1923 г.14 октября 1925 г.
адмирал Кларенс С. Уильямс 14 октября 1925 года9 сентября 1927 года
Адмирал Марк Л. Бристоль 9 сентября 1927 года9 сентября 1929 года
Адмирал Чарльз Б. Маквей младший 9 1 сентября 9291 сентября 1931 года
Адмирал Монтгомери М. Тейлор 1 сентября 1931 года18 августа 1933 года
Адмирал Фрэнк Б. Апхэм 18 августа 1933 года4 октября 1935 года
Адмирал Орин Г. Мерфин 4 октября 1935 года30 октября 1936 года
Адмирал Гарри Э. Ярнелл 30 октября 1936 года25 июля 1939 года
Адмирал Томас К. Харт 25 июля 1939 г.14 февраля 1942 г.

См. Также

Примечания

Ссылки

  • Блэр, Клей мл. Тихая победа. Нью-Йорк: Бантам, 1976.
  • Гливс, Альберт. Адмирал: Мемуары Альберта Гливса, адмирала, USN. Hope Publishing, 1985.
  • Льюис, Эмануэль Рэймонд (1979). Укрепления на побережье США. Аннаполис: Подветренные публикации. ISBN 978-0-929521-11-4.
  • Уинслоу, У.Г. Флот, о котором забыли Боги: Азиатский флот США во Второй мировой войне. Аннаполис, Мэриленд: Naval Institute Press, 1982.

Дополнительная литература

  • Джеймс Д. Хорнфишер, Корабль призраков: история военного корабля США «Хьюстон», легендарный затерянный крейсер FDR и эпическая сага о ее выживших.
  • Роберт В. Лав, История ВМС США
  • Кемп Толли, Круиз по Ланакаи
  • Дуайт Р. Мессимер, В руках судьбы

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-20 11:56:03
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте