USS Franklin (CV-13)

редактировать
Авианосец класса «Essex» ВМС США

USS Franklin на пути USS Franklin на пути. около Марианас, 1 августа 1944 г.
История
США
Тезка:USS Franklin (1775), названный в честь Бенджамина Франклина
Строитель:Ньюпорт Новости Судостроение
Заложен:7 декабря 1942 г.
Спущен:14 октября 1943 г.
Введен в эксплуатацию:31 января 1944 г.
Списан:17 февраля 1947 г.
реклассифицировано:
  • CV в CVA 13 октября 1952
  • CVA в CVS 13 августа 1953
  • CVS в AVT 8 мая 1959
Пораженный:1 октября 1964 года
Судьба:Продан на металлолом, 1966 год
Общие характеристики
Класс и тип:Эссекс-класс авианосец
Водоизмещение:
Длина:
Ширина:93 фута (28,3 м) (по ватерлинии)
Осадка:34 фута 2 дюйма (10,41 м) (полная нагрузка)
Установленная мощность:
Силовая установка:4 вала; 4 × редукторные паровые турбины
Скорость:33 узлов (61 км / ч; 38 миль / ч)
Диапазон:14,100 морская мили (26 100 км; 16 200 миль) со скоростью 20 узлов (37 км / ч; 23 мили в час)
Состав:2600 офицеров и рядовых
Вооружение:
Броня:
На борту самолета:91–103 самолета

USS Franklin (CV / CVA / CVS-13, AVT-8), по прозвищу «Биг Бен», был одним из 24 авианосцев класса Essex , построенных в 328>Вторая мировая война для ВМС США и пятый корабль ВМС США, носящий это имя. Вступив в строй в январе 1944 г., она участвовала в нескольких кампаниях Тихоокеанской войны, заработав четыре боевых звезды. Он был сильно поврежден японским воздушным ударом в марте 1945 года, в результате чего погибло более 800 человек экипажа, что стало самым сильно поврежденным авианосцем Соединенных Штатов, пережившим войну. Видеозапись фактического нападения была включена в фильм 1949 года Оперативная группа с Гэри Купером.

в главной роли. После нападения она вернулась на материковую часть США для ремонта, пропустив остаток войны; она была списана в 1947 году. Находясь в резерве, она была реклассифицирована как ударный авианосец (CVA), затем противолодочный авианосец (CVS) и, наконец, авианосец (AVT), но никогда не модернизировался и больше никогда не входил в строй. Франклин и Банкер Хилл (поврежденные двумя камикадзе ) были единственными авианосцами класса Эссекс, которые не принимали активное участие в качестве авианосцев после Второй мировой войны. Франклин был продан за лом в 1966 году.

Содержание

  • 1 Строительство и ввод в эксплуатацию
  • 2 История обслуживания
    • 2.1 Вторая мировая война
      • 2.1.1 Бонинские и Марианские острова
      • 2.1.2 Пелелиу
      • 2.1.3 Лейте
      • 2.1.4 19 марта 1945 г.
      • 2.1.5 Возвращение в США
      • 2.1.6 Ремонт
    • 2.2 Послевоенный
  • 3 Ссылки
    • 3.1 Сноски
    • 3.2 Источники
  • 4 Дополнительная литература
  • 5 Внешние ссылки

Строительство и ввод в эксплуатацию

Вновь введенный в эксплуатацию Франклин, вылетевший из Норфолка в феврале 1944 года

Киль Франклина была заложена 7 декабря 1942 г. на Шипвей 11, в первую годовщину нападения на Перл-Харбор, и она была спущена на воду Судостроительная компания Ньюпорт-Ньюс, в Вирджиния, 14 октября 1943 года спонсируется лейтенант-командир Милдред Х. Макафи, американский морской офицер, который был директором WAVES. Военный корабль был назван в честь отца-основателя Бенджамина Франклина и в честь предыдущих военных кораблей, названных в его честь; он не был назван в честь битвы при Франклине, штат Теннесси, которая велась во время гражданской войны в США, как иногда ошибочно сообщается, хотя сноска в The Franklin Comes Home действительно приписывает именование битвы при Франклине. (Франклин, Теннесси был также назван в честь Бенджамина Франклина.) Франклин был введен в эксплуатацию 31 января 1944 года под командованием капитана Джеймса М. Шумейкера. Среди владельцев планки был корабельный оркестр, состоящий из нескольких рядовых, которые в то время были профессиональными музыкантами, в том числе Сакси Доуэлл и Дин Кинкейд, назначенные Франклину по поручению лотерея.

История обслуживания

Вторая мировая война

Франклин двинулся на юг в Тринидад для вытеснения и вскоре после этого, она отправилась в составе оперативной группы 27.7 (TG 27.7) в Сан-Диего, чтобы принять участие в интенсивных тренировках перед боевым дежурством. В июне она прошла через Перл-Харбор на остров Эниветок, где присоединилась к TG 58.2. Франклин служил флагманом контр-адмирала Ральфа Э. Дэвисона большую часть времени в западной части Тихого океана.

Бонинские и Марианские острова

В последний день июня 1944 года он вылетел для авианосных ударов по островам Бонин в поддержку последующего нападения на Марианские острова . Ее самолеты уничтожали самолеты на земле и в воздухе, артиллерийские установки, аэродромы и корабли противника. 4 июля были нанесены удары по Иводзима, Чичи Дзима и Хаха Джима, по наземным целям, потопившему большое грузовое судно в гавани и горят три меньших корабля.

6 июля Франклин начал удары по Гуаму и острову Рота, чтобы смягчить их для сил вторжения, которые собирались высадиться на Гуам, и эти удары продолжались. до 21 июля, когда она оказала прямую поддержку, обеспечив безопасную посадку первой волны штурма. Два дня пополнения запасов на Сайпан позволили ей участвовать в оперативной группе 58 (TF 58) для фотографической разведки и воздушных ударов по островам группы Палау. 25 и 26 июля ее самолеты наносили удары по самолетам, кораблям и наземным объектам противника. Франклин вылетел 28 июля и направился в Сайпан, а на следующий день был переведен на TG 58.1.

Хотя открытое море не позволило взять на себя необходимую нагрузку в виде бомб и ракет, Франклин предпринял еще один набег на бонинов. 4 августа ее истребители атаковали Чичи Дзима, а ее пикирующие бомбардировщики и торпедоносцы атаковали конвой кораблей к северу от Ототодзимы. Цели включали радиостанции, базу гидросамолет, взлетно-посадочные полосы и корабли.

Период содержания и отдыха с 9 по 28 августа последовал в Эниветоке, прежде чем она уехала с Энтерпрайз, Белло Вуд и Сан-Хасинто на нейтрализация и диверсионные атаки против бонинов. С 31 августа по 2 сентября в результате ударов Франклина были повреждены земли, потоплены два грузовых корабля, уничтожены самолеты противника в полете и были проведены фотографические исследования.

Пелелиу

4 сентября 1944 года Франклин взяла припасы на Сайпане, а затем отправилась на TG 38.1 для атаки на остров Яп (3–6 сентября) который включал прямое воздушное освещение вторжения в Пелелиу 15-го числа. Оперативная группа приняла припасы на острове Манус с 21 по 25 сентября.

Франклин, теперь флагман TG 38.4, вернулась в район Палау, где она начала ежедневные патрули и ночные истребители.

Лейте

Рано 14 В сентябре 1944 года истребитель нанес удар по Апарри, Лусон, после чего она направилась к востоку от Лусона, чтобы нейтрализовать сооружения на востоке перед высадкой вторжения на Лейте. 15 сентября Франклин был атакован тремя вражескими самолетами, один из которых был поражен бомбой, которая попала в задний внешний угол края палубы лифт, убив трех человек и ранив 22.

В составе оперативной группы 38.4 «Франклин» затем отправился на северо-запад, чтобы принять участие в воздушном сражении «Формоза» с 12 по 16 октября, где ВМС США должны были уничтожить несколько японских авиабаз, контролировавших воздушное пространство от Филиппин до Окинавы. на южные домашние острова. Никакое вторжение в Лусон не могло произойти, пока эта японская авиация не была нейтрализована. 13 октября был сбит японский бомбардировщик Бетти, который пытался совершить камикадзе на Франклин. Он несколько повредил кабину экипажа, но соскользнул с правого борта корабля. После этого Франклина выступили в поддержку вторжения на Филиппины. Самолет авианосца врезался в Манильский залив 19 октября, когда его самолеты затонули и повредили корабли и лодки, уничтожили плавучий сухой док и унесли 11 японских самолетов.

Белло Вуд (слева) и Франклин сбиты камикадзе, 30 октября 1944 г.

Во время первоначальной посадки на Лейте (20 октября) самолет Франклина атаковал близлежащие взлетно-посадочные полосы. и запустили поисковое патрулирование в ожидании приближения атакующей группы противника. Утром 24 октября в битве на Сибуянском море ее самолеты составляли часть волн, атаковавших Японский первый рейдовый отряд (под командованием вице-адмирала Такео Курита ), помогая потопить Мусаси к югу от Лусона, повредить Фусо и Ямасиро и потопить Вакаба. Поскольку в другом квартале, казалось, материализовались новые вражеские угрозы, Франклин с TG 38.4, 38.3 и 38.2 ускорился, чтобы перехватить наступающие японские авианосные силы и атаковать на рассвете. Дистанционный авианосец был фактически жертвенной уловкой, так как к тому времени у японцев почти не было исправных самолетов и, что еще более важно, очень не хватало подготовленных пилотов, но главный адмирал, Уильям Холси, принял наживку и устремился за ними, не сообщая эффективно о своих намерениях, что привело к печально известному провалу коммуникации "чудеса мира ". Ударные группы Франклина объединились с группами других авианосцев 25 октября в сражении у мыса Энганьо, чтобы повредить Chiyoda (впоследствии она будет потоплена артиллерийским огнем американского крейсера) и потопить Зуихо.

Выйдя из своей оперативной группы для дозаправки, она вернулась к действиям Лейте 27 октября, ее самолеты сосредоточились на тяжелом крейсере и двух эсминцах к югу от Миндоро. 30 октября он находился примерно в 160 км от Самар, когда вражеские бомбардировщики, казалось, решили выполнить задание-самоубийство. Истребители ВМФ сбили большинство японских самолетов, но шесть прорвались через боевой воздушный патруль в оперативную группу Франклина из четырех авианосцев, оборонявшихся в окружении примерно из двадцати сопровождающих крейсеров и эсминцев. Судовые зенитные орудия сбили три из четырех камикадзе, независимо пикирующих в сторону каждого из четырех авианосцев; но тот, нацелившийся на Франклина, попал в летную палубу и врезался в палубу галереи, убив 56 человек и ранив 60. Когда оставшиеся два камикадзе атаковали, один был сбит зенитными орудиями, а второй промазал Франклин с двумя бомбами перед полетом в корму Белло Вуд.

Франклин смог потушить пожары и залатать летную палубу, чтобы самолеты могли быть спасены через 76 минут после удара камикадзе. Оба авианосца удалились на атолл Улити для временного ремонта, а затем Франклин проследовал на военно-морскую верфь Пьюджет-Саунд, прибыв 28 ноября 1944 года для ремонта своих боевых повреждений. Между тем, 7 ноября капитан Шумейкер был заменен капитаном Лесли Э. Герес в качестве командира авианосца. Капитан Герес был строгим приверженцем дисциплины, чье самодержавие не нравилось многим членам экипажа Франклина.

Франклин покинул Бремертон 2 февраля 1945 года для тренировок и операций по повышению квалификации пилотов. После остановки с провизией она покинула Перл-Харбор 3 марта 1945 года, чтобы присоединиться к TG 58.2 для нанесения ударов по японской родине в поддержку высадки на Окинаве. На борту находились RADM Ральф Э. Дэвисон, командующий оперативной группой, RADM Джеральд Ф. Боган на пути, чтобы принять командование авианосным дивизионом 4 и CAPT Арнольд Дж. Исбелл. на пути к командованию военно-воздушным судном Йорктаун. 15 марта она встретилась с подразделениями TF 58, а через три дня начала зачистки и удары по Кагосима и Идзуми на юге Кюсю.

19 марта 1945 года

Black and white photograph of a World War II-era aircraft carrier on fire. The portion of the ship rear of its island has been consumed by a huge fire. People with large hoses are visible on the ship's flight deck. Военный корабль США Франклин в огне после попадания двух бомб 19 марта 1945 года Горящий Франклин с USS Santa Fe (CL-60) рядом. Список Франклина с экипажем на палубе, 19 марта 1945. Загорелась кормовая 5-дюймовая орудийная башня, 19 марта 1945 года.

Перед рассветом 19 марта 1945 года Франклин, который маневрировал в пределах 50 миль (80 км) от материковой части Японии, ближе, чем любой другой Американский авианосец во время войны нанес истребительный удар по Хонсю, а затем по судоходству в гавани Куре. Экипаж Франклина был вызван на боевые посты двенадцать раз в течение шести часов той ночью, и Герес понизил состояние готовности до состояния III, предоставив своим людям свободу есть и спать, хотя артиллерийские расчеты оставались на своих постах.

A единственный японский самолет приблизился к Франклину, не будучи обнаруженным американскими войсками. Когда Франклин был примерно на полпути к запуску второй волны ударных самолетов, японский бомбардировщик пробил облачный покров и сбросил две полубронебойные бомбы, прежде чем зенитчики корабля смогли выстрелить. Анализ повреждений пришел к выводу, что бомбы были 550 фунтов (250 кг). Существуют разные мнения относительно того, сбежал ли атакующий самолет или был сбит.

Одна бомба попала в осевую линию кабины экипажа, пробив ангарную палубу, вызвав разрушения и воспламеняя второй и третий палубы, а также выбивание БИЦ и авиационного участка. Второй попал в корму, пробив две палубы. В то время, когда она была поражена, у Франклин был 31 вооруженный и заправленный топливом самолет, прогревающийся на ее летной палубе, и эти самолеты почти сразу загорелись. 13–16 тонн фугасных веществ на борту этих самолетов вскоре начали постепенно детонировать, хотя ракеты класса «воздух-поверхность» «Tiny Tim » были загружены на борт Vought F4U Corsairs, трехточечный Положение носа вверх позволило большинству ракет вылететь за борт при загорании двигателей. На ангарной палубе находились самолеты, из которых 16 были заправлены топливом, а 5 - вооружены. Передняя бензиновая система была защищена, но кормовая система работала. Взрыв на ангарной палубе привел к возгоранию топливных баков самолета, а взрыв пара бензина разрушил палубу. Двенадцать ракет "Крошечный Тим" на борту этих самолетов срикошетили по палубе ангара, пока их 500-фунтовые (230 кг) боеголовки не взорвались. Только два члена экипажа выжили в огне. Одна боеголовка «Крошечный Тим» застряла на третьей палубе под передним лифтом и не была удалена, пока Франклин не достиг Улити.

Вскоре густой дым заполнил инженерные помещения, которые было приказано эвакуировать с установленными дросселями. Вскоре Франклин умер в воде, лишившись радиосвязи, и кипел от окутывающего пожара. На мостике капитан Герес приказал затопить магазины Франклина, но это не могло быть выполнено, так как водопровод корабля был разрушен взрывами или огнем. Крейсеры USS Pittsburgh и USS Santa Fe с эсминцами USS Miller, USS Hickox, USS Hunt и USS Marshall покинул боевую группу, чтобы помочь Франклину. Сопровождаемый RADM Bogan, RADM Davison передал свой флаг эсминцу USS Miller с помощью бриджа и предложил покинуть корабль, но Герес отказался затопить «Франклин», так как внизу еще оставалось много людей. палуба.

Остальные эсминцы упали за корму авианосца, чтобы спасти членов экипажа, которые были выброшены за борт, или спрыгнули, чтобы избежать пожара. Некоторые из эсминцев приставили свои луки к борту горящего авианосца, чтобы снять людей, попавших в ловушку огня. Многие были убиты или ранены, но сотни офицеров и солдат, которые добровольно остались, спасли свой корабль. Среди погибших был один из корабельных хирургов , LCDR Джордж У. Фокс, доктор медицины, который был убит, когда ухаживал за ранеными моряками; он был награжден Военно-морским крестом посмертно. При суммировании потерь для обоих круизов Франклина число погибших в бою увеличивается до 924, что является худшим показателем для всех уцелевших американских военных кораблей и уступает только линкору USS Arizona. Конечно, количество жертв намного превысило бы это число, если бы не работа многих выживших. Среди них были награждены Почетной медалью лейтенант-коммандер Джозеф Т. О'Каллахан, католический капеллан военного корабля, который проводил последние обряды, организовывал и руководил тушением пожаров. и спасательные отряды, и привели людей внизу, чтобы мочить журналы, которые угрожали взорваться; а также лейтенант младшего ранга Дональд А. Гэри, который обнаружил 300 человек, запертых в почерневшей столовой, и, найдя выход, неоднократно возвращался, чтобы вести группы в безопасное место. Позже Гэри организовал и возглавил пожарные группы для тушения пожаров на ангарной палубе и вошел в пожарную комнату № 3, чтобы поднять пар в одном котле. USS Santa Fe спас членов экипажа с моря и подошел к Франклину, чтобы вывести множество раненых и второстепенный персонал. Среди эвакуированных были выжившие члены отправившейся на борт авиагруппы 5, которые считались незаменимыми.

Официальные данные о потерях ВМФ в результате пожара 19 марта 1945 года составили 724 убитых и 265 раненых. Тем не менее, количество жертв обновлялось по мере обнаружения новых записей. Согласно недавнему подсчету, проведенному историком и исследователем Франклина Джозефом А. Спрингером, общее число жертв на 19 марта 1945 года составило 807 убитых и более 487 раненых. Франклин понес самые серьезные повреждения и самые высокие потери среди всех авианосцев США, переживших Вторую мировую войну. Помимо почетных медалей Дональда Гэри и Джозефа О'Каллахана и посмертного военно-морского креста Джорджа Фокса, в результате действий в этот день были вручены 21 дополнительный Военно-морской крест и 26 Серебряных звезд. Среди них была золотая звезда вместо третьего Navy Cross для CDR (позже RADM) Джозефа Ф. «Джо» Тейлора, старшего офицера корабля и бывшего пилота торпедоносца, и Navy Crosses для CAPT (позже RADM) Гарольда К. Фитц, командир Санта-Фе, CDR Стивен Юрика, штурман Франклина, а также бывший пилот бомбардировщика-торпедоносца, LCDR (позже RADM) Дуайт Л. Джонсон, командир Miller, LCDR Макгрегор «Мак» Килпатрик, опытный летчик-истребитель и командир Пятой боевой эскадрильи, и LT Фред Р. «Красный» Харрис, офицер летной службы Франклина и член экипажа Законодательное собрание Техаса до и после войны. Среди тех, кто получил Серебряные звезды, были LT Grimes W. Gatlin, другой капеллан корабля и методист министр, и Дональд Х. Рассел, гражданский Vought F4U Corsair инженер технической поддержки.

Франклин, как и многие другие корабли военного времени, был модифицирован с добавлением дополнительного вооружения, что потребовало большего количества экипажей и значительных запасов боеприпасов. Самолеты были многочисленнее и тяжелее, чем планировалось изначально, поэтому кабина экипажа была усилена. Таким образом, авианосец сместился больше, чем планировалось изначально, его надводный борт был уменьшен, а его характеристики остойчивости были изменены. Санта-Фе пришла вместе с Франклин, чтобы перелить воду из пожарных шлангов над огнем, когда она получала носилки и амбулаторных раненых от перевозчика. Огромное количество воды, вылитой на борт для тушения пожаров, еще больше уменьшило надводный борт, что усугубилось креном на 15 градусов по правому борту, и его устойчивость была серьезно подорвана, так что ее выживание оказалось под угрозой. Закачка балласта для исправления крена правого борта привела к крену на 15 градусов. Питтсбург буксировал Франклина со скоростью 5 узлов (9,3 км / ч; 5,8 миль / ч) в оставшиеся световые часы. По прошествии шести часов, когда огонь был окончательно подавлен, так что корабль можно было спасти, люди вернулись в инженерные помещения и двинулись со скоростью 25 узлов (46 км / ч; 29 миль в час) только с двумя из четырех гребных винтов вождение. Самолеты Франклина, которые находились в воздухе, когда авианосец был сбит, приземлились на борту других авианосцев в оперативной группе, хотя необходимо было сбросить несколько самолетов за борт, чтобы освободить для них место. Адмирал Дэвисон направил пять эсминцев на поиски любого из людей Франклина, которые были сброшены за борт или прыгнули в море.

Возвращение в США

Франклин приближается к Нью-Йорку, 26 апреля 1945 года. USS Franklin, стоящий на якоре в гавани Нью-Йорка, 28 апреля 1945 года.

Франклин проследовала к атоллу Улити на скорости 14 узлов (26 км / ч; 16 миль / ч) своим ходом для аварийного ремонта. Затем она направилась в Перл-Харбор, Гавайи, для временного ремонта. Согласно процедурам Перл-Харбора, на борт прибыл пилот гражданского порта, чтобы помочь провести авианосец к причалу; Однако капитан Герес отказался и сказал, что сам «примет ее». Он слишком быстро втащил Франклин в док, врезав ее в док; смущенный, Герес обвинил в происшествии детали швартовки.

После завершения временного ремонта корабль продолжил свой путь через Панамский канал к Бруклинской военно-морской верфи, Нью-Йорк, куда она прибыла 28 апреля 1945 года. Ей пришлось отправиться на восточное побережье США для ремонта в Нью-Йорк, потому что все ремонтные верфи на Западном побережье были сильно перегружены американскими военными кораблями, поврежденными японцами. камикадзе.

По прибытии Франклина в Нью-Йорк давние споры по поводу поведения экипажа корабля во время ее борьбы наконец достигли апогея. Капитан Герес обвинил многих из тех, кто покинул корабль 19 марта 1945 года, в дезертирстве, несмотря на то, что те, кто прыгнул в воду, чтобы спастись бегством, сделали это, чтобы предотвратить вероятную смерть от пожара, или были убеждены, что было приказано «покинуть корабль». На пути с атолла Улити на Гавайи Герес объявил 704 члена экипажа членами «Клуба Биг Бен 704» за то, что они остались с сильно поврежденным военным кораблем, но исследователи в Нью-Йорке обнаружили, что на самом деле на борту находилось только около 400 человек. Франклин постоянно. Остальные были доставлены на борт либо до, либо во время остановки в Улити. Все обвинения против мужчин из ее команды были тихо сняты. Капитан Герес ушел в отставку в качестве контр-адмирала, никогда больше не выполняя заграничные задания или командуя другим кораблем ВМС США.

Ремонт

Несмотря на серьезные повреждения, Франклин был в конечном итоге восстановлен до хорошего состояния. История почти разрушения и спасения этого авианосца была описана в документальном фильме военного времени Сага о Франклине (1945) и в документальном фильме 2011 года USS Franklin: Honor Restored.

Послевоенный

Франклин в Байонне в 1964 году.

Франклин получила четыре боевые звезды за службу во время Второй мировой войны. После войны Франклин был открыт для публики для празднования Дня военно-морского флота. 17 февраля 1947 года она была списана в Байонне, штат Нью-Джерси.

Пока Франклин лежал законсервированной в Байонне, она была переименована в авианосец-штурмовик CVA-13 на 1 октября 1952 г., противолодочный авианосец CVS-13 8 августа 1953 года и, в конечном итоге, как транспортный самолет AVT-8 15 мая 1959 года. снова в море, и 1 октября 1964 года была исключена из Морского Регистра Судов. Она и Банкер Хилл, которые также понесли серьезные повреждения в результате атаки с воздуха, были единственными авианосцами в своем классе, которые никогда не видели активных- дежурства послевоенной службы, хотя их повреждения во время войны были успешно устранены. Фактически, это было их как новое состояние, которое выводило их из строя, поскольку ВМФ на протяжении многих лет предполагал «окончательную реконфигурацию» для них, которая так и не состоялась.

Флот изначально продал Франклина компании Peck Iron и Metal Company из Портсмута, Вирджиния, но вернули ее из-за срочной потребности Морского управления в ее четырех турбогенераторах. Она была снова продана за лом Портсмутской спасательной компании из Чесапик, Вирджиния, 27 июля 1966 года. Вечером она покинула военно-морскую охрану на буксире (буксирной компанией Red Star Towing Company). от 1 августа 1966 г.

Ссылки

Сноски

Источники

Дополнительная литература

  • Springer, Joseph A. (2007). Inferno: Эпическая борьба жизни и смерти авианосца «Франклин» во Второй мировой войне. Нью-Йорк: Zenith Press. ISBN 0-7603-2982-6
  • О'Каллахан, Джозеф Т. (2019). Я был капелланом на Франклине. Аннаполис: издательство военно-морского института; Переиздание. ISBN 1-6824-7477-1
  • Биг-Бен, плоский верх: история США. Франклин. Атланта, Джорджия: Альберт Лав Энтерпрайзис. 1946. OCLC 18477191.
  • Джексон, Стив (2002). Lucky Lady: The World War Heroics of the USS Santa Fe and Franklin. Нью-Йорк: Кэрролл и Граф. ISBN 0-7867-1310-0. OCLC 54493284.
  • Nilo, James R.; Санкт-Петербург, Роберт Э. (1989). Военный корабль США Франклин (CV-13): Корабль, который не погибнет. Paducah, KY: Turner Publishing. OCLC 26127930.
  • Прато, Питер Дж. (2001). Спасение Биг-Бена: Сага о США. Франклин и самый титулованный экипаж в истории военно-морского флота. 1-я книжная библиотека. ISBN 1-58820-183-X. OCLC 47170707.
  • Саттерфилд, Джон Р. (2011). Спасение Биг-Бена: военный корабль США Франклин и отец Джозеф Т. О'Каллахан. Аннаполис, Мэриленд: Издательство военно-морского института. ISBN 1-59114-808-1. OCLC 670481779.
  • USS Franklin [S.l.] Книга по запросу. 2012. ISBN 5-511-10424-8. OCLC 855756404.
  • USS Franklin (CV-13): исходные документы 1943–1946 гг. Paducah, KY: Turner Publishing. 1994. ISBN 1-56311-145-4. OCLC 1563111454.

Внешние ссылки

Викискладе есть медиа, относящиеся к: USS Franklin (CV-13) (категория )
Последняя правка сделана 2021-06-20 07:39:05
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте