Номера вагонов (или номера вагонов ) являются ключевыми данными для железнодорожных операций. Они позволяют идентифицировать железнодорожный вагон или вагон и образуют общий язык между железнодорожными операторами, инфраструктурными компаниями и государственными органами. Система нумерации вагонов была разработана Международным союзом железных дорог (Международный союз химин-дефер или МСЖД) и аналогична системе, используемой для локомотивов и нескольких единиц. Нумерация транспортных средств теперь регулируется Межправительственной организацией по международным железнодорожным перевозкам и Техническими спецификациями для взаимодействия (TSI) Европейского Союза.
Полный номер вагона включает 12 цифр. Отдельные цифры имеют следующее значение:
Цифры 1-2: | Тип транспортного средства и указание вместимости. (на нескольких блоках тип ) |
---|---|
Цифры 3-4: | Код страны (Владелец до 2006 г.) |
Цифры 5-8: | Информация о типе транспортного средства |
Цифры 9-11: | Индивидуальный рабочий номер (серийный номер) |
Цифра 12: | Цифра самопроверки |
Как показано на фотографиях справа, код может располагаться либо вертикально (например, в закрытых вагонах) на трех или более строках на уровне человека с буквенными кодами рядом с соответствующей частью цифрового кода, либо горизонтально (например, на платформах.) в нижней части корпуса со всеми цифрами вместе (с группами, разделенными пробелами, и контрольным знаком его через тире) и все буквы вместе. Он всегда находится на обеих сторонах вагона, а не на передней или задней части.
Цифры умножаются по отдельности справа налево поочередно на 2 и 1, а цифра суммируется с использованием алгоритма Луна. Разница между этой суммой и следующим кратным десяти - это контрольная цифра, помещенная после одиннадцатой цифры и разделенная тире.
Номер вагона: 21 81 2471217
2 1 - 8 1 - 2 4 7 1 2 1 7 умножение на 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 дает 4 1 16 1 4 4 14 1 4 1 14-значная сумма 4 1 7 1 4 4 5 1 4 1 5 сумма = 37, следующее кратное десяти = 40 =>контрольная цифра = 3
Номер вагона: 51 80 084 001
5 1 8 0 0 8 4 3 0 0 1 умножение на 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 дает 10 1 16 0 0 8 8 3 0 0 2-значная сумма 1 1 7 0 0 8 8 3 0 0 2 сумма = 30, следующее кратное десяти = 30 =>контрольная цифра = 0
В начале 2006 года страна сменила владельца (почти исключительно государственные железные дороги), теперь владелец обозначается следующими буквами. Например, для транспортного средства, зарегистрированного в Германии, которое имело собственный код частной железной дороги, «68 AAE» превратилось в «80 D-AAE». (см. также код страны UIC )
Цифры считываются визуально, метод выбора сегодня (2008 г.). Ни одна железная дорога не может считывать номер автоматически с требуемой надежностью (менее более 1 ошибки из 10 000). С помощью считывателей OCR нумерация (DB AG: Font Gerade Normschrift DIN 16 Variant DB) может быть считана только с точностью не выше 5% (1 из 20).
МСЖД имеет следующие системы нумерации, как подробно описано в брошюрах:
Эти соглашения еще не достигли статуса стандарта или нормы.