U5- это линия на Берлинской U-Bahn. Он проходит от Александерплац в Митте на восток через Фридрихсхайн, Лихтенберг и Фридрихсфельде, поверхности в Бисдорфе -Сюд пройти Каулсдорф и Хеллерсдорф над землей и, наконец, достигнет городской черты в Хёнов.
U5 в настоящее время соединяется с другими линиями U-Bahn только на своем Конечная остановка на Александерплац, хотя продолжаются работы по ее продлению через центр Берлина до Berlin Hauptbahnhof, обеспечивая дальнейшие пересадки U-Bahn и S-Bahn.
До того, как управление сетью U-Bahn было полностью передано до BVG в 1929 году, Hochbahngesellschaft начал строительство последней линии, которая, в отличие от своих предыдущих линий, была построена как часть сети Großprofil. Предполагалось, что это будет ветка для U2, которая начинается от Клостерштрассе в 1908 году. Линия E проходила под Frankfurter Allee, концессию на которую компания получила в 1914 году, между Александерплац и Фридрихсфельде до Второй мировой войны.
Строительные работы продолжались с 1927 года без задержек и неоправданных затрат, и первая станция технического обслуживания была открыта в восточной части города; линия, открывшаяся 21 декабря 1930 г. и получившая название «Линия E. Weberwiese)
Тяжелые бомбовые повреждения, нанесенные воздушными налетами союзников и вторгшейся водой в конце войны, резко ограничили операции в первые послевоенные месяцы. После этого составы этой линии пришлось отправить в ремонт в Москву и соответственно заменить. Только в 1960-х годах были закуплены полностью новые поезда, до 1968 года все еще использовались малопрофильные поезда. Линия E была единственной линией чисто Восточного Берлина. Долгое время планировалось расширить его за пределы бывшей конечной остановки Фридрихсфельде и пройти через Карлсхорст к Обершеневейде. Карлсхорст был особенно известен своей дачной колонией. Там после войны обосновалась советская военная администрация. Но обеих причин было недостаточно, чтобы продлить линию E до Карлсхорста. В связи с большим спросом на жилье в Берлине большая часть строительных мощностей требовалась для жилищного строительства.
Районы, предназначенные для жилья, включали районы к западу от зоопарка Tierpark. Для примерно 25 тысяч жителей здесь планировалось построить 9 тысяч квартир. Чтобы лучше связать этот жилой район с центром города, было решено продлить линию метро Е на одну остановку. Кроме того, ожидалось около 2,5 миллионов посетителей зоопарка в год. Для таких ожидаемых пассажиропотоков стоило расширить метро.
В то время, когда Берлин был разделен, линия U5 была единственной линией, полностью входившей в состав Восточного Берлина, и единственной линией, которая активно продлевалась властями Восточной Германии. Работа над этим расширением была начата в сентябре 1969 года. 6 июня 1973 года была открыта первая пристройка к станции Tierpark, обслуживающей зоопарк.
В 1970-х годах также планировалось продлить линию до Hellersdorf. С этой целью тогдашний район Марцан был разделен на Марцан и Хеллерсдорф. Из-за большой протяженности развивающейся территории требовалось быстрое транспортное сообщение с центром Восточного Берлина Александерплац. Для этого было разработано несколько предложений. Идея построить S-Bahn, как это делалось ранее для новых жилых районов в Марцане и Хоэншёнхаузене, была отклонена, поскольку трамваи уже были загружены и не могли вместить другую группу поездов. Скоростной трамвай, который был реализован в Потсдаме, не имел бы достаточной вместимости. Только расширение метро (U5) соответствовало всем требованиям. Опять же, было несколько вариантов маршрута. Было решено провести подземку над землей на неиспользуемой железнодорожной линии трассы ВНК (соединение с Каульсдорфом). Кроме того, требовалась развязка в Улетале для подключения к линии S-Bahn S5.
Расширение было запланировано в 1983 и 1984 годах. Оно будет иметь длину 10,1 км и будет иметь девять станций. Новое здание, которое было почти полностью надземным, было открыто в двух секциях. Строительство началось 1 марта 1985 года.
Последняя пристройка была введена в эксплуатацию 1 июля 1988 года (Elsterwerdaer Platz ) и 1 июля 1989 года (Hönow ). Две последние станции расширения, Louis-Lewin-Straße и Hönow, изначально располагались за пределами города Берлина, в Bezirk Frankfurt. Этот район был присоединен к Берлину при воссоединении Германии в 1990 году.
Все станции были спроектированы Deutsche Reichsbahn (EVDR) при проведении проектно-изыскательских работ. Впервые станции были оборудованы пандусами, чтобы пассажиры с колясками и инвалидными колясками могли без ступенек добраться до платформ. В Hellersdorf была создана связь с местным трамваем: до островов остановок можно добраться через туннель, что исключает возможность пересечения улицы.
После воссоединения U5 был модернизирован до новой системы сигнализации под Systemtechnik für den automatischen Regelbetrieb (STAR). Испытательный участок пролегает от Фридрихсфельде до Бисдорф-Зюд с использованием поездов H-Zug, которые были введены с 1996 по апрель 2000 года. Класс H, используемый на U5, может быть преобразован в полностью автоматический режим движения поездов, и до сих пор существует испытательный поезд Bombardier, построенный в 1995 году, который может управлять поездом автоматически.
В отличие от тестирования с LZB 501 на строке U9, а также с SelTrac на U2 и U4 линии, в которых использовалась передача информации между диспетчерской службой маршрута и поездом с использованием линейных проводников (Linienzugbeeinflussung), STAR использовала радиотехнологию (Funkzugbeeinflussung).
Когда Сенат Берлина подтвердил в 2002 году, что U5 не следует первоначально расширять, BVG объявила, что больше не будет осуществлять проект автоматической работы. По мнению BVG, операция на U5 Александерплац - Хёнов имела мало смысла. В то время технологическим лидером была компания BVG. Линии метро U2 и U3 линии Nuremberg U-Bahn - первые автоматизированные линии метро в Германии с 2008 и 2010 годов соответственно. В предыдущие 1980-е годы на U4 без водителя водитель продолжал присутствовать, но только наблюдал за поездкой.
При воссоединении линия была переименована в U5, чтобы соответствовать системе именования, используемой в Западном Берлине. В период с января 2003 года по декабрь 2004 года между Александерплац и Фридрихсфельде была проведена реконструкция с целью устранения повреждений, возникших во время Второй мировой войны. Не все станции сохранились как монументальные ценности. Перенесено 1330 метров железнодорожных путей и путей. Для этого движение поездов по маршруту было приостановлено на три месяца. Целью было улучшить качество пребывания на станциях. Освещение было обновлено и стало ярче, техника была обновлена, штукатурка была капитально отремонтирована, а стены облицованы вандализмом из листовой эмалированной стали. BVG переняла принцип Гренандера идентификации цветов, но выбрала новые цветовые узоры. Многие станции метро оборудованы лифтами и оборудованы безбарьерным режимом. Примером совершенно нового дизайна, включающего реконструкцию северного конца станции, является станция Schillingstraße.
к Международной выставке садов 2017 и соседние «сады world », станция Neu Grottkauer Straße была перестроена весной 2017 года, чтобы обеспечить лифт, новую крышу и новое освещение, и переименована в Kienberg (Сады мира). Переименование произошло при изменении расписания в декабре 2016 года. Стоимость всех мероприятий оценивается примерно в 6,6 миллиона евро.
Последние станции, построенные между 1973 и 1989 годами от Tierpark до Hönow, должны быть поставлены под охрану памятников, за исключением уже значительно измененной станции метро Kienberg (Garten der Welt).
Реконструкция других надземных станций, построенных во времена ГДР, не планируется раньше середины 2020-х годов. Оснащение лифтами для полностью доступного доступа не планируется до тех пор, пока не будет завершена программа лифтов на остальной части сети метро. Существующие системы пандусов с уклоном около 10% считаются безбарьерными.
Раньше бывший U5 работал от Deutsche Oper до Richard-Wagner-Platz с 1 марта 1966 года по 1 мая 1970 года. До 1966 года он имел номера A и B и ветка как A. В 1970 г. участок был закрыт, а в 1974 г. станцию снесли.
Планы по продлению U5 на запад были давно. Короткая линия U55 открылась в августе 2009 года и проходит от Berlin Hauptbahnhof через станцию метро Bundestag до станции Brandenburger Tor. Обозначение линии как U55 указывает на то, что в конечном итоге она должна стать частью линии U5.
Строительство линии связи началось в апреле 2010 года и, как ожидается, будет завершено к концу 2020 года. Линия будет иметь длину 2,2 км (1,4 мили) и соединить конечную станцию Бранденбургских ворот текущий U55 до конечной станции Alexanderplatz текущего U5. На своем маршруте он будет обслуживать новые станции U-Bahn на Berliner Rathaus, Museumsinsel и Unter den Linden, причем последняя обеспечит пересадку с линией . U6.
В долгосрочной перспективе планируется продлить линию от Berlin Hauptbahnhof через Turmstraße и Jungfernheide to Максим Тегель. Этот план был отложен из-за слишком длинного маршрута, предстоящего закрытия аэропорта Тегель и плохого финансового положения Берлина. Дополнением к плану является расширение в сторону Rathaus Reinickendorf через Cité Pasteur Nord, Scharnweberstraße и Eichborndamm.
В расширении участвовали следующие станции:
В сентябре 2016 года более длинное расширение было заменено на удлинение трамвая от Hauptbahnhof, через Turmstraße, Mierendorffplatz, Jungfernheide и в сторону аэропорта Тегель, и после закрытия аэропорта Тегель оно может быть преобразовано в новый район развития Urban Tech Republic., таким образом, позволяя сократить U5 до Берлинского Hauptbahnhof. Возможность продления трамвайной линии до Cité Pasteur Nord, Scharnweberstraße и Eichborndamm до Rathaus Reinickendorf все еще находится в стадии видения. Расширение трамвая планировалось завершить незадолго до 2028 года.
В Jungfernheide были построены две островные платформы для запланированной пересадочной станции между U7 и U5. Готовая секция используется для учений по тушению пожаров совместно с службой безопасности аэропорта и BVG. Используются поезда 2712/2713 («9 Zoolog. Garten») и 2714/2715 (Якоб-Кайзер-Платц), из которых они были испорчены с помощью законной окраски распылением. Во время открытия 1980 года Юнгфернхайде был в тупике из-за Берлинской стены, которая не позволяла U5 расширяться на запад.
Частота U5 составляет около 5 минут в периоды пиковой нагрузки. Альтернативные поезда будут останавливаться на станции Kaulsdorf-Nord в периоды низкой нагрузки, таким образом, секция с более низким спросом составляет 10 минут. С 2003 года U5 предлагает 15-минутное ночное сообщение в выходные дни, заменяющее автобусное сообщение "N5" предлагается в будние дни.
СМИ, относящиеся к U5 (Берлинская метро) на Wikimedia Commons