Целтальское восстание 1712 г.

редактировать

В 1712 году ряд общин майя в районе Соконуско штата Чьяпас подняли восстание, известное как восстание Целталь или Восстание Цендал. Это было многонациональное восстание, в котором участвовали 32 города коренных народов Целталь (14), Цоциль (15) и Чол (3). Коренные жители отказались от власти католической иерархии и учредили священство из числа мужчин коренных народов. Широко применялась военная мобилизация мужчин из числа коренных народов, называющих себя «воинами Богородицы».

Ученые обсуждают истоки конфликта, но причины видятся в повышении требований к рабочей силе и налогообложению, когда коренное население было низким и когда обязательство по выплате натуральной дани было обязано выплачиваться наличными, что вынудило коренное население войти в испанскую экономику. Восстание приняло явно религиозный и антииспанский характер, который «не требовал реформ и справедливости в рамках режима. Вместо этого они бросили вызов испанскому суверенитету, духовенству и религиозной легитимации». Местное население считало, что Дева Мария чудесным образом явилась молодой замужней представительнице коренных народов, Марии де ла Канделарии, за пределами общины Канкук. По словам Марии, Дева Мария просила построить часовню в ее честь. Местный священник отец Симон Гарсиа Лара усомнился в этом чуде и заставил туземца, который верил в него, выпороть. Поскольку жители Канкука хотели, чтобы культ был признан, но не получили одобрения местного священника, они разыскали епископа и отправили делегацию в Сьюдад-Реаль. Епископ заключил большинство из них в тюрьму, но некоторые сбежали, чтобы рассказать о жестоком обращении. Житель коренных народов, Себастьян Гомес де ла Глория, приехал в Канкук из соседнего Ченальо и заявил, что решение проблемы непризнания культа Богородицы католической иерархией состоит в создании местной религиозной иерархии. В различных городах коренных народов были созданы воинские части, которые были организованы по иерархии, аналогичной испанским колониальным подразделениям. Они напали на местное испанское население, уничтожая испанские войска, убивая испанских детей и уводя испанских женщин в качестве наложниц. Испанские женщины были вынуждены одеваться в одежду коренных народов и выполнять ручной труд, например измельчать кукурузу. После поражения восстания 1713 года эти испанские женщины предстали перед мексиканской инквизицией и подверглись интенсивному допросу. Испанские вооруженные силы победили местных солдат Девы. Город Канкук был разрушен, а его жители переселились в другие города. Испанские власти были встревожены масштабом и направлением восстания, скоординированного, многоэтнического восстания, которое бросило вызов испанской гражданской и церковной власти и потребовало серьезного военного ответа. «Поражение восстания было настолько окончательным, что провинция оказалась опустошенной и в еще большей нищете». Испанцы казнили почти сотню участников, а тех, кто сбежал, неуклонно преследовали в течение многих лет.

Смотрите также
дальнейшее чтение
  • Брикер, Виктория Райфлер. Индийский Христос, Индийский король: исторический субстрат мифа и ритуала майя. Остин: Техасский университет Press 1981, стр. 55-69.
  • Госнер, Кевин, Солдаты Богородицы: Этоисторический анализ восстания Целталь 1712 года, Тусон: Университет Аризоны, 1992.
  • Викиера, Хуан Педро. Indios rebeldes e idólatras: Dos ensayos históricos sobre la rebelión india de Cancuc, Chiapas, acaecida en el año de 1712. Мехико 1997.
  • Вассерстрем, Роберт. «Этническое насилие и протест коренных народов: восстание целталов (майя) 1712 года». Журнал латиноамериканских исследований 12 (1980): 1-19.
Ссылки
Последняя правка сделана 2023-04-05 07:10:19
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте