Обложка от 22 августа 2004 г. | |
Тип | еженедельный журнал |
---|---|
Владелец (и) | Tygodnik Powszechny sp. z oo |
редактор | Петр Мучарский |
Основан | 1945 г. |
Политический расклад | либеральный католицизм |
Главное управление | Краков |
Тираж | 38000 (октябрь 2016 г.) |
Интернет сайт | tygodnikpowszechny.pl |
Tygodnik Powszechny ( польское произношение: [tɨˈɡɔdɲik pɔˈfʂɛxnɨ], Католический еженедельник) - это польский римско-католический еженедельный журнал, издающийся в Кракове и посвященный социальным и культурным вопросам. Он был основан в 1945 году под эгидой кардинала Адама Стефана Сапеги. Ежи Турович был ее главным редактором до своей смерти в 1999 году. Его сменилсвященник Адам Бонецки.
Его публикация была приостановлена в 1953 году после того, как он отказался напечатать некролог Иосифа Сталина ; новые редакторы, представляющие проправительственную ассоциацию, занимали его до 1956 года. После польского октября бывшим редакторам было разрешено возобновить контроль.
Кардинал Адам Стефан Сапега помог основать еженедельный журнал Tygodnik Powszechny, первый выпуск которого вышел 24 марта 1945 года, в последние месяцы Второй мировой войны. Первоначально в его редакции было четыре человека: священник Ян Пивоварчик; Ежи Турович, главный редактор на протяжении многих лет; Константин Туровский и Мария Чапска. Позже к ним присоединились Зофии Starowieyska-Morstinowa, Стефан Киселевский, Леопольд Тайрманд, Антоний Голубев, Павел Ясеница (пока он не был арестован коммунистами в 1948 году), Станиславом Стомма, Ханна Malewska и Jozefa Golmont-Hennelowa.
В 1953 году еженедельник был закрыт и лишился типографии после того, как отказался печатать некролог советскому премьеру Иосифу Сталину. С 1953 по 1956 год он был опубликован проправительственной ассоциацией PAX Association и был неофициально известен как Tygodnik Paxowski. В тот период использовался тот же формат, и нумерация была непрерывной, хотя ни один из предыдущих редакторов еще не работал с газетой.
После польского октября 1956 года «оттепель» позволила первоначальным редакторам возобновить контроль над журналом в декабре. Обозреватели включили видные священнослужитель, такие как Кароль Войтылы (впоследствии Папа Иоанн Павел II ), ученые и поэт, журналист и другие автор, в том числе Владислава Бартошевски, Джерзите Завииски, Яцек Возняковского, Стефан Wilkanowicz, Адама Сзосткиуикс, Колаковский, Станислав Лема, Zbigniew Герберт, Войцех Карпинский, Тадеуш Кудлинский и Чеслав Згожельский.
Чеслав Милош много лет публиковал свои стихи в « Тыгоднике Повшечном». В 1945 году он подготовил рукописный сборник стихов « Wiersze pół-perskie» для редактора Ежи Туровича. Вынужденный бежать в Соединенные Штаты, Милош продолжал публиковаться в журнале. После получения Нобелевской премии это был единственный журнал, в котором Милош публиковал свои стихи.
В конце 1950-х годов газета вошла в состав официально признанной политической партии « Знак», созданной после «оттепели». Когда Знак помог основать движение «Солидарность», отец Юзеф Тишнер, один из авторов краковского издания, стал его капелланом.
После объявления военного положения журнал приостановил выпуск на несколько месяцев. С 1982 года « Тайгодник Повшечный » издается непрерывно.
После того, как Войтыла был избран Папой Иоанном Павлом II, Тыгодник Повшечный стал самым популярным проводником его учений в Польше. Долгое время это был единственный журнал в мире, получивший интервью с новым папой, которое вышло 3 августа 1980 года.
В 80-е годы журнал неофициально представлял польскую демократическую оппозицию. Иногда его считали единственным легальным оппозиционным журналом в Польской Народной Республике (PRL). В 1987 году он опубликовал противоречивое эссе Яна Блонски «Бедные поляки смотрят на гетто» («Biedni Polacy patrzą na getto»), в котором исследуются исторические отношения между католическими и еврейскими поляками и опыт Холокоста во время мировой войны. Вторая война.
С 1990-х годов часть церковной иерархии критиковала Тыгодника Повшечного за то, что считается его чрезмерно либеральным мировоззрением. Это не отражает ограниченного распространения журнала.
В 1998 году Мария Змарц-Кочанович сняла документальный фильм « Обыкновенная доброта» ( Zwyczajna dobroć), в котором рассказывается история Туровича.
В 1999 году, после смерти Туровича, главным редактором стал отец Адам Бонецкий.
В апреле 2007 года ITI Group приобрела 49% журнала. С 5 декабря 2007 г. « Тайгодник Повшечный » издается меньшим тиражом. Изменился его формат и редакция.
Tygodnik Powszechny пытался примирить ценности либерализма с принципами веры. Он представил открытый экуменический взгляд на польский католицизм. Его целью был диалог. Лица, придерживающиеся некатолических идей, приглашаются к участию в печатных дебатах. Согласно анализу Ярослава Говина, представленному в его книге Kościół w czasach wolności («Церковь во времена свободы»), журнал является одним из главных представителей «открытого» католицизма, вдохновленного католическим персонализмом Сергиуша Ковальского.
Сергиуш Ковальский, анализировавший историю журнала с 1993 по 1995 год, писал: «Авторы Tygodnik Powszechny ценят умеренность, открытость, готовность к диалогу и компромиссу, ища modus vivendi между либеральной демократией и церковью, между современностью и традициями». (Ковальский 1997: 148).
Во времена Польской Народной Республики (ПНР ) Tygodnik Powszechny считался журналом, который, согласно цензуре, позволял публиковать некоторую критику коммунистических властей.
После 1989 года журнал рассматривался как один из вариантов диалога внутри церкви, который назывался «открытым католицизмом» и подвергался критике со стороны представителей других кругов. После 1989 года считалось, что Тыгодник Повшечный представляет только одну политическую партию - Демократический союз, который позже был преобразован в Союз свободы. Многие люди, связанные с журналом, участвовали в политических изменениях той эпохи ( Юзефа Хеннелова, Тадеуш Мазовецкий, Кшиштоф Козловский ).
Критики еженедельного журнала Cracow часто цитируют письмо Иоанна Павла II 15 мая 1995 года по случаю 50-летия журнала:
1989 год принес Польше глубокие изменения, связанные с падением коммунистической системы. Восстановление независимости парадоксальным образом совпало с усилением нападок светских левых партий и либеральных групп, направленных против церкви, епископата, а также против папы. Я почувствовал это особенно в контексте моего последнего визита в Польшу в 1991 году. Дело было в том, чтобы стереть из памяти граждан, какова была роль Церкви в стране в течение последних лет. Обвинения и клевета на клерикализм множились, как и на предполагаемое намерение церкви править Польшей и о препятствовании политической эмансипации в польском обществе. Простите меня, если я скажу, что эти влияния были заметны и в Tygodnik Powszechny. В те трудные времена, к сожалению, Церковь не нашла в нем поддержки и защиты, которых она могла бы ожидать: «она не чувствовала себя достаточно лелеяемой», как я однажды сказал.
- Письмо Иоанна Павла II от 15 мая 1995 г. главному редактору Tygodnik Powszechny Ежи Туровичу.