Тайхимба Джесс | |
---|---|
Родившийся | 1965 (возраст 55–56) Детройт, Мичиган, США |
Занятие | Поэт, учитель |
Национальность | Американец |
Образование | Чикагский университет (BA), Нью-Йоркский университет (MFA) |
Известные работы | Олио (2016) |
Известные награды | Пулитцеровская премия в поэзии |
Активные годы | 1992 – настоящее время |
Тайхимба Джесс (родился в 1965 году в Детройте ) - американский поэт. Его книга Олио была удостоена Пулитцеровской премии 2017 года в области поэзии.
Тайхимба Джесс родился Джесси С. Гудвин. Он вырос в Детройте, где его отец работал в Департаменте здравоохранения этого города. Его отец позже стал первым вице-президентом Детройтского отделения Национальной ассоциации содействия развитию цветных людей (NAACP). Мать Джесс была учительницей и медсестрой, которая в 1972 году основала школу медсестер в муниципальном колледже округа Уэйн.
По словам Джесса, он начал писать стихи в 16 лет. Всего через несколько лет, когда ему было 18, он выиграл вторую премию по поэзии на академическом конкурсе NAACP. Он окончил среднюю школу в 1984 году. Затем он поступил в Чикагский университет, где намеревался изучать английский язык и продолжить писать стихи. Однако вскоре он отказался от этого варианта и бросил университет в 1987 году. В течение этого времени, чтобы поддержать себя, Джесс работал стажером в банке, организатором местного сообщества и замещающим учителем в системе государственных школ. в Чикаго.
В 1989 году он вернулся в Чикагский университет и переключился на государственную политику. Примерно в то же время он начал заниматься в соседнем Иллинойском университете в Чикаго (UIC) у поэта и ученого Стерлинга Д. Пламппа, который стал наставником, и он понял, что его настоящая страсть - это поэзия. Уроки Пламппа были сосредоточены на литературных деятелях Гарлемского Возрождения и Движения черных искусств 1960-х и 1970 -х годов, что вдохновило его снова начать писать. Он окончил Чикагский университет в 1991 году со степенью бакалавра государственной политики. Позже он получил степень магистра иностранных дел в Нью-Йоркском университете, которую получил в 2004 году.
По состоянию на 2017 год, Джесс учит стихи и беллетристику в качестве ассоциированного профессора английского языка в колледже Статен - Айленд в Городском университете Нью - Йорка. Он также является консультантом факультета Caesura, литературного журнала колледжа.
Бригит Пегин Келли выбрала первый сборник стихов Джесс, « Свинцовый живот» (Wave Books, 2005), победителем в конкурсе Национальной поэтической серии 2004 года. Library Journal и Black Issues Book Review назвали его одним из "Лучших поэтических книг 2005 года".
В апреле 2016 года Джесс выпустил свой второй полнометражный сборник стихов под названием « Олио». Эта работа была описана как «отчасти факт, отчасти вымысел… сонет, песня и повествование, чтобы исследовать жизни в основном незарегистрированных афро-американских исполнителей…». В своей книге он пишет несколько стихотворений в отношении Эдмонии Льюис, Джона Уильяма Буна, Генри Бокса Брауна, Пола Лоуренса Данбара, Фиск Джубили Певцов, Эрнеста Хогана, Сиссиеретты Джонс, Скотта Джоплина, Милли и Кристин Маккой, Букера Т. Вашингтона, Слепого Тома. Виггинс, Берт Уильямс и Джордж Уокер.
Работы Джесс появлялись в фильмах «Огни души: молодые чернокожие мужчины о любви и насилии», « Обсидиан III: литература в африканской диаспоре», « Линии электропередачи: десять лет поэзии от комплекса гильдии Чикаго» и « Шлеп: искусство перформанса».
Вдохновение Джесса на написание произведений связано с его стремлением выразить историю через выражение и исполнение.
В « Олио» Тайэхимбы Джесса, новом перформансе поэзии, песни, коллажа и арт-объекта размером с книгу, музыкальные знания возвращаются к своему источнику - до восковых цилиндров устаревшей записывающей технологии, до Алана Ломакса и У. К. Хэнди, до XIX века. черные музыканты. Поэтическая сосредоточенность Джесса настолько абсолютна, дифирамбична, мультимодальна, энциклопедична, что не поддается классификации так же, как ранняя музыка певцов госпела и пионеров джаза, блюзовых исполнителей и исполнителей водевилей, которых он описывает и прославляет. История как песня; как выражение; как свобода. То есть живая история, которая следует за великой миграцией афроамериканцев между Гражданской войной и Первой мировой войной, которые предприняли путешествия через тысячи миль, а также музыкальную историю. В результате получился один из самых глубоких портретов, которые я знаю, о том, как художники изменили само свое бытие в мире.
Джесс, хотя и обладает голосом, который нельзя ошибиться, действует скорее как нежный гид через период черного артистизма, который часто представлен иначе, чем здесь.
Тайхимба Джесс.