Тьяри ( сирийский : ܛܝܵܪܹܐ, латинизированный : yārē) - ассирийское племя и исторический район в Хаккари, Турция. Район традиционно делился на Верхний ( Тьяри Лета) и Нижний Тьяри ( Тьяри Хтетха) - каждый из которых состоял из нескольких ассирийских деревень. И Верхний, и Нижний Тяри расположены на западном берегу реки Заб. Сегодня район в основном расположен вокруг города Чукурджа. Исторически самая большая деревня региона была известна как Ашита. По словам Ганнибала Трэвиса, ассирийцы тьяри были известны своими навыками ткачества и вязания.
До 1915 года Тьяри был домом для ассирийцев из племени тьяри, а также меньшинства курдов. После геноцида ассирийцев, Ṭyārāyē, наряду с другими ассирийцами, проживающих в высокогорных районах Хаккарей, был вынуждены покинуть свои деревни в юго - восточной Анатолии и бежал присоединиться к своим коллегам ассирийских братий в современном северном Ираке ( Sarsink, Sharafiya, Chammike и различные деревни в Nahla долина ), северо - восточная Сирия ( Тель Укротитель и Al Хасак ), Армения, Грузия и, с концом 20 - го века, в западные страны. По словам Роберта Эллиота Шпеера, племя тьяри было одним из ассирийских аширетов. В 1869 году насчитывалось 15000 Tyari ассирийцев, живущих в 2500 домах в районе Tyari согласно Джону Джорджу Тейлор в докладе граф Кларендона. Ассирийцы тьяри жили в 51 разных деревнях и составляли 50 000 членов, что делало их самыми могущественными среди полунезависимых ассирийских племен. Район Тяри расположен в границах древнего королевства Адиабене.
Следует особо отметить, что самые центральные части этого региона были и были с незапамятных времен полностью населенными несторианами, за исключением любого другого класса людей. Большая часть Независимых племен Тиари [Тияри] и целые племена Техома, Басс, Джелу и другие племена Смейлеров входят в пределы Адиабене.
- Асаэль Грант, «Несториане, или затерянные племена», (1841)Тьяри может быть вариацией древнего « Аутияра ». Американский историк Альберт Т. Олмстед описывает в своей работе « История Персидской империи», как персидский генерал Ваумиса выигрывает битву в районах Аутияра, расположенных в Тьяри, и упоминает, что именно здесь ассирийские христиане сохраняли независимость до наших дней.
На сирийском языке слово ṭyārē ( ܛܝܪ̈ܐ ) является формой множественного числа от yārā, что означает «овчарня» или «пастбища». Действительно, ассирийцы Тьяри были известны даже среди соседних курдов и армян своим йогуртом, сыром и другими молочными продуктами, в основном из овечьего или козьего молока. Они также были известны своими тканями, которые снова были прядены и сотканы из овечьей шерсти. Они также делали шерстяной войлок для своих характерных конических шапок.
Диалект Tyari принадлежит к группе аширета, наряду с диалектами, например, Tkhuma и Баз, о северовосточной Neo-арамейский (NENA) диалектов. Как и Джилу, диалект тьяри является очень отличным ассирийским неоарамейским диалектом. В отличие от Jilu, БАЗ и Gawar диалектов (которые очень похожи друг на друга), на этот раз более «толстые». Это своего рода « рабочий » акцент ассирийских диалектов. Диалекты в пределах тьяри, и особенно в западной группе, имеют больше общего с халдейским неоарамейским языком, чем с иракским койне (похожим на генерала Урмиана). Диалект тьяри делится на два основных поддиалекта; верхний Тяри и нижний Тяри.
Многие ораторы Tyari могут переключаться назад и вперед от Tyari до «ассирийского Стандарта» (или «Иракская койне») при разговоре с ассирийскими носителями других диалектов. Некоторые носители склонны принимать форму спряжения глаголов, которая ближе к иракскому койне или урмианскому стандарту. Это связано с растущим воздействием на ассирийскую литературу и средства массовой информации, основанными на стандартах, и использованием этого языка в качестве литургического языка Ассирийской церковью Востока. Кроме того, ассирийские артисты обычно поют на иракском койне, чтобы они были понятны и получили широкое признание. Песни на диалектах тьяри обычно относятся к жанру народной танцевальной музыки и привлекают определенную аудиторию.
английский | Ассирийский койне | Диалект тьяри |
---|---|---|
Волосы | 'ch: osa | 'chawsa |
Голубь | 'лет: на | 'зева |
Голодание | так: ма | 'савма |
Выгода | 'ph: айда | 'феда |
Тело | 'Phaġra | 'Phaxra |
господин | 'a: ġa | 'a: xa |
Классифицировать | 'дарша | 'даркса |
английский | Диалект тьяри | Примечание |
---|---|---|
дом | Bεθα | Это также распространено в деревне Араден. |
Ее дом | Bεθα дия | |
Он спускается | продажа | |
Он поднимается | каим | |
Он не пьет | la-šate-Ø (Ашита) | le-šate-Ø (Халмун) |
Смерть | mθta (Ашита) | mawθta (Халмун) |
Болезнь | maṛ'a | |
Шерсть | ´amṛa | |
Она говорит | Амра |
английский | Диалект тьяри | Ассирийский койне |
---|---|---|
Курица | kεša | ܟܬܵܬ݂ܵܐ / ктатха |
Масло | zεša | ܙܲܝܬܵܐ / zéta |
Напиток | štεša | ܫܬܵܝܬܵܐ / штета |
Хотя притяжательные аффиксы ( beti - «мой дом») более удобны и распространены среди носителей ассирийского языка, те, кто говорит на диалектах тьяри и барвари, придерживаются более аналитического подхода в отношении владения, как и современные иврит и английский.
Верхний Тяри | |||||
---|---|---|---|---|---|
Клан | Bne Qalatha | Дадошошное | Bne Roomta | Вальто | Кланы одной деревни |
Подклан или поселение | Калата | Дадош | Мар Сава | Серта | Сиадор (Сиядор) |
Чамба Д'Малик | Мабуа | Сариспидон | Мата Д Мат Мариам | Коэ (Ко) | |
Малота | Ставка Маригго | Roomta | Хадиана | Коха | |
Чамба Д'Хассо | Чамикта | Реша Д'Нахра | Mazrogeh | ||
Чамба Д'Нене | Shwawootha | ||||
Чамба Д'Элия | Дарава | ||||
Ишта Д'Нахра | |||||
Зорава |
Нижний Тяри | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Клан | Бне Бе-Алахта | Bne-Matha | Бне-Лагиппа | Ашита | Bne Rawel | Кланы одной деревни |
Подклан или поселение | Бе-Алахта | Лизан | Лагиппа | Бе-Маркус | Равел (Раволе) | Minianish |
Салабаккан (Равола д-Салабхан) | Зарне | Курхе | Бе-Каша-Хошаба | Шурт (Шурд) | Завита | |
Мата Д'Касра | Чамба д-Бе-Сусина | Бе-Одишка | Бориш | |||
Наше д-матха | ||||||
Чамманайе | ||||||
Хатибнайе | ||||||
Бе-Рабин | ||||||
Be-Merwatte |
Нижний Тяри:
Вальто:
Верхний Тяри:
На его голове, там, где можно было бы увидеть «траншеекопателя» колледжа, была высокая коническая фуражка из белого фетра с пагри из черного шелка, скрученная в веревку, настоящий тюрбан Тьяри.
- Изабелла Л. Берд, «Путешествие по Персии и Курдистану», (1891)