Тувинское горловое пение, основная техника которого известна как хоомей ( тувинский : хөөмей, романизированный: xöömej, монгольский : хөөмий, романизированный: khöömii, русский : хоомей, турецкий : höömey), включает в себя тип обертонного пения, практикуемый людьми в Туве, Монголии., и Сибирь. В 2009 году он был включен в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества в ЮНЕСКО. Термин hömey / kömey означает горло и гортань на разных тюркских языках. Это могло быть заимствовано из монгольского khooloi, что также означает горло, происходящего от протомонгольского слова * koul-aj.
В тувинском горловом пении исполнитель производит основную высоту звука и - одновременно - одну или несколько высот поверх нее. История тувинского горлового пения уходит далеко в прошлое. Многие пастухи-мужчины умеют горловое пение, но женщины тоже начали практиковать эту технику. Популярность горлового пения среди тувинцев, по-видимому, обусловлена географическим положением и культурой. Открытый ландшафт Тувы позволяет звукам разноситься на большие расстояния. Этномузыкологи, изучающие горловое пение в этих местах, отмечают хоомей как неотъемлемую часть древнего пастырского анимизма, который практикуется и по сей день. Часто певцы уезжают далеко за город в поисках нужной реки или поднимаются в степи на горном склоне, чтобы создать подходящую среду для горлового пения.
Анимистическое мировоззрение этого региона определяет духовность объектов в природе не только по их форме или расположению, но и по их звуку. Таким образом, человеческое подражание звукам природы рассматривается как корень горлового пения. Примером этого является тувинская история о водопаде над Буянт-Гёлем (Оленьей рекой на Тувинском языке), где, как говорят, таинственные гармонические звуки привлекали оленей купаться в воде, и где, как говорят, впервые были обнаружены гармонические звуки. людям. Действительно, культуры этой части Азии разработали множество инструментов и техник для имитации звуков животных, ветра и воды. В то время как культуры этого региона разделяют горловое пение, их стили различаются по широте развития.
Обычно мелодии создаются путем выделения 6-го, 7-го, 8-го, 9-го, 10-го и 12-го партий в соответствии с гармоническим рядом. Таким образом, если бы основная частота была C3, обертоны были бы G5, B ♭ 5, C6, D6, E6, G6. Однако можно достичь как 2-го, так и 24-го. Основная высота звука обычно находится на уровне E и G ниже среднего C, и это влияет на диапазон частичных звуков, которые певец может достичь, при этом более высокие частичные партии легче достигаются на более низких нотах, и наоборот.
Иллюстрация гармонического ряда в нотной записи. Цифры над гармоникой указывают на количество центов, отличающееся от одинаковой темперации (с округлением до ближайшего цента ). Синие ноты плоские, а красные - резкие.Жители Тувы обладают широким диапазоном вокализаций горлового пения и были пионерами шести высших гармоник. Существует несколько различных классификационных схем тувинского горлового пения. В одном из трех основных стилей - хоомей, каргыраа и сыгыт, а к подстилам - борбангнадыр, чиландык, думчуктаар, эзенгилеер и канзып. В другом - пять основных стилей: хоомей, сыгыт, каргыраа, борбангнадыр и эзенгилеер. В подстили включает chylandyk, despeng borbang, opei хоомей, буг хоомей, kanzyp, Хову kargyraazy, kozhagar kargyraazy, даг kargyraazy, Oidupaa kargyraazy, uyangylaar, damyraktaar, kishteer, serlennedyr и byrlannadyr. Во всех этих схемах используется тувинская терминология.
Хоректеэр относится к « грудному голосу». Это голос, который горловые певцы используют при использовании хоомей, каргыраа или любого другого стиля, вызывающего гармонию. Термин также может быть использован для обозначения всех стилей тувинского горлового пения, как и хоомей. Это также может относиться к ощущению резонанса в груди или давления, которое испытывает человек при горловом пении. Хоректер часто используется как стартовая площадка для стилей горлового пения хоомей, сыгыт или каргыраа.
Самый популярный стиль тувинского горлового пения известен как хоомей (или хоэмей в кириллице : хөөмей). Khoomei - традиционно более мягкий стиль звучания, с основным (или дроном ) обычно в низко-средне- и среднечастотном диапазоне нормального голоса певца. В этом стиле обычно можно услышать 2 или 3 гармоники между одной и двумя октавами выше основной. В хоомей живот достаточно расслаблен, а гортань испытывает меньшее напряжение, чем в других стилях. Высота звука регулируется комбинацией движений губ, горла, языка или челюсти.
Пение в этом стиле создает впечатление ветра, кружащегося среди скал.
Термин хоомей также используется как общий термин для обозначения всех техник горлового пения в этом регионе.
Сыгыт (в кириллице : цыгыт), буквально «свистящий», имеет среднюю основу и характеризуется сильными, флейтовыми или, скорее, пронзительными гармониками, напоминающими свист. Также описывается как имитация легкого летнего ветерка, пения птиц, идеальный звук для гармоник называется Чистый звук - по-русски чистый звук.
Чтобы выполнить сыгыт, язык поднимается и закрывается вокруг десен сразу за зубами. Сзади от коренных зубов остается небольшое отверстие слева или справа. Затем звук направляется между зубами к передней части рта. Губы имеют форму колокольчика, обычно с гласной «е-е», и звук направляется через это маленькое отверстие. Высота тона регулируется точно так же, как и в стиле хоомей.
Стиль горлового пения с более глубоким звучанием известен как каргыраа (в кириллице : каргыраа). Kargyraa имеет глубокий, почти рычащий звук и технически связан с сардинским басовым пением в хоре Canto a Tenore, а также с пением тибетского буддизма и имеет некоторое сходство с тем, как был создан мультяшный голос Попая. Он одновременно использует голосовые и вестибулярные складки (также известные как «ложные голосовые связки»), создавая два связанных источника звука.
По сужая гортань, вестибулярные складки могут быть сведены вместе (аддукты) и, при определенных условиях, вибрируют. Он может воспроизводить полутон ровно половину основной частоты, создаваемой голосовыми связками. Следовательно, за каждую секунду вибрации голосовых связок вестибулярная складка завершает полный цикл вибрации. В то время как гортань издает такой богатый звук, ротовая полость может иметь форму, точно так же, как при манипуляции с гласными, для выбора определенных гармоник, в результате чего звук может восприниматься как имеющий разную высоту звука одновременно.
Было выяснено, что этот вокальный механизм похож на сардинский бассу, который является одним из четырех голосов сардинского хора « canto a tenore ». Это также похоже на пение, практикуемое в Тибете монастырем Гьюто и другими буддийскими орденами.
Есть два типа каргыраа: даг (гора) и хову (степь). Стиль даг более глубокий, а ксову более грубый и поется на более высокой высоте с большим напряжением горла и меньшим резонансом в груди. Существуют также отличительные стили каргыраа Владимира Ойдупаа и Альберта Кувезина, последний также носит название канзат. Иногда это описывают как завывание зимних ветров или жалобные крики верблюдицы после потери теленка.
Из приведенного ниже списка, два эффекта, которые обычно используемые в Хоомее, сыгыты и каргыраа стилях: Borbangnadyr и Ezengileer.
В истории Тувы было несколько горловых певиц, хотя считалось, что горловое пение может навредить своим родственникам-мужчинам и вызвать у нее трудности во время родов. Чолдак-Кара Оюн, мать известного горлового певца Сорукту Кыргыс и бабушка мужа известной тувинской актрисы Кара-Кыс Намзатовны Мунзук, всю жизнь пела горло, пока она доила коров, распевала колыбельные детям, а иногда и во время питья. Тувинская арага (кисломолочный спирт). Близкие родственники известных певцов, такие как племянница Хунаштаар-оола (в 1960-х) и дочь Комбу (в 1940-х или 1950-х), неоднократно публично исполняли хоомей (горловое пение). Жена горлового пения шамана Билек-оола из Маньчжурека Алдинсова Тортоявна говорила, что всегда пела хоомей, «потому что это было [ей] врожденно от рождения». Она не могла устоять перед пением хоомей после того, как вышла замуж и родила детей, и пела хоомей публично в 1950-х и 1960-х годах. Но ее сестра, которая также пела хоомей девочкой, сдалась, когда другие неоднократно напоминали ей о предполагаемых опасностях.
Валентина Салчак публично исполнила горловое пение в 1979 году. Валентина Чулдум из Монгун-Тайги (1960 - осень 2002) гастролировала по странам Европы в качестве горловой певицы в начале 1990-х. С началом Международного симпозиума хоомей женщины могли петь там публично.
Тыва Кызы (Тыва Кызы, произносится [tɯˈva kɯˈzɯ] ) («Дочери Тувы», на тувинском языке), основанный в 1998 году, представляет собой женский фольклорный ансамбль, исполняющий тувинское горловое пение под руководством Чодураа Тумат. Это первый и единственный женский коллектив в Туве, исполняющий все стили тувинского горлового пения.