Освещенная рукопись Tusculanae Disputationes | |
Автор | Цицерон |
---|---|
Страна | Римская республика |
Язык | Классическая латынь |
Предмет | Этика |
Жанр | Философия |
Дата публикации | 45 г. до н.э. |
Первоначальный текст | Tusculanae Disputationes в Latin Wikisource |
Tusculanae Disputationes (также Tusculanae Quaestiones ; английский: Tusculan диспуты) представляет собой серию из пяти книг, написанных Цицерона, около 45 г. до н.э., пытаясь популяризировать греческой философии в Древнем Риме, в том числе стоицизма. Это так называется, потому что, как сообщается, оно было написано на его вилле в Тускулуме. Его дочь недавно умерла, и в трауре Цицерон посвятил себя философским занятиям. « Тускулские диспуты» состоят из пяти книг, каждая из которых посвящена определенной теме: о неуважении к смерти; От боли; О горе; Об эмоциональных расстройствах; и достаточно ли одной Добродетели для счастливой жизни.
В 45 году до нашей эры, когда Цицерону было около 61 года, его дочь Туллия умерла после родов. Ее потеря настолько поразила Цицерона, что он оставил все государственные дела и покинул город, уединившись в Астерре, загородном доме, который он имел недалеко от Антиума. Там он посвятил себя философским исследованиям, написав несколько работ, в том числе De finibus. У него был обычай брать с собой друзей в деревню для интеллектуального обсуждения. На его тоскуланской вилле была галерея под названием Академия, которую Цицерон построил для философских бесед.
Многие согласны с тем, что Цицерон написал « Тускуланские диспуты» летом и / или осенью 45 г. до н. Э. Цицерон обращается к Disputationes со своим другом Брутом, известным политическим деятелем, а позже убийцей Юлия Цезаря. В первой книге Цицерон утверждает, что они являются рекордом пяти дней дискуссий с его друзьями, написанных после недавнего отъезда Брута. Вторая книга включает подробности о том, что Цицерон и его друзья проводили утро в риторических упражнениях, а после обеда - в философских дискуссиях. Однако беседы очень односторонние - анонимный друг каждого диалога действует просто для того, чтобы задать тему дня и обеспечить плавные переходы внутри темы.
Цицерон сильно полагался на «О горе» Крантора ( лат. De Luctu, греч. : Περὶ Πένθους) в своих Тускуланских диспутах. Цицерон также широко использовал это при написании своего знаменитого Consolatio о смерти своей дочери Туллии. Несколько отрывков из «О скорби» сохранились в трактате Псевдо-Плутарха об утешении, адресованном Аполлонию, который имеет много параллелей с Тускулскими диспутами.
В Tusculanae Disputationes состоит из пяти книг:
Цель лекций Цицерона - укрепить разум практическими и философскими уроками, адаптированными к жизненным обстоятельствам, и поднять нас над влиянием всех его страстей и страданий. В каждом диалоге один из гостей, которого называют Аудитором, устанавливает тему для обсуждения. Каждый диалог начинается с введения в превосходство философии и преимущества переноса мудрости греков на латинский язык.
В первом диалоге одитор утверждает, что смерть - это зло, которое Цицерон опровергает:
Какое бы мнение о сущности души ни было верным, из этого следует, что смерть - это либо добро, либо, по крайней мере, не зло, ибо, если это будет мозг, кровь или сердце, она погибнет вместе со всем телом - если огонь, он будет потушен, если дыхание, он рассеется, если гармония, он будет нарушен, не говоря уже о тех, кто утверждает, что это ничто;... но другие мнения вселяют надежду, что жизненная искра, покинув тело, может подняться на Небеса как свое надлежащее жилище.
Цицерон предлагает в основном платонические аргументы в пользу бессмертия души и ее восхождения к небесным областям, где она будет пересекать все пространство, получая в своем безграничном полете бесконечное наслаждение. Он отвергает мрачные мифы о греческом преисподней. Но даже если рассматривать смерть как полное исчезновение разума и чувств, Цицерон все же отрицает, что ее следует считать злом. Эту точку зрения он поддерживает из соображений незначительности удовольствий, которых мы лишены. Он иллюстрирует это судьбой многих исторических персонажей, которые своей более ранней смертью избежали бы величайших жизненных невзгод.
Во втором диалоге тот же гость объявляет боль злом. Цицерон утверждает, что его страдания можно преодолеть не с помощью эпикурейских изречений: «Короткие, если суровые, и легкие, если длинные», а с помощью силы духа и терпения; и он осуждает тех философов, которые изображают боль слишком грозными красками, и упрекает тех поэтов, которые описывали своих героев, как поддающихся его влиянию. Боль может быть нейтрализована только тогда, когда моральное зло рассматривается как единственное зло или как величайшее из зол, когда болезни тела и судьбы считаются бесконечно малыми по сравнению с ним.
В третьей книге Цицерон рассматривает лучшие способы облегчения печали. Цицерон обращался с этим очень параллельно с лечением боли. Он отмечает, что горе откладывается или пропускается во время стресса или опасности, и он отмечает, что горе часто появляется или продолжается исключительно потому, что этого ожидает мир. Люди неверно оценивают причины горя: недостаток мудрости и добродетели, которые должны быть объектами глубочайшей печали, вызывающие меньше сожалений, чем те, которые вызваны сравнительно небольшими разочарованиями или потерями. Предвидеть бедствия и быть к ним готовым - значит либо отражать их нападения, либо уменьшать их тяжесть. После того, как они произошли, мы должны помнить, что скорбь не может помочь нам и что несчастья не свойственны нам самим, но являются общим уделом человечества. Боль и горе можно встретить, вынести и преодолеть, чтобы не мешать нашему счастью и нашему постоянному благополучию.
Четвертая книга посвящена тем страстям и неприятностям, которые Цицерон считает душевными болезнями. Эти Цицерон подразделяет на четыре стоические категории: горе (включая такие формы, как зависть), страх, чрезмерная радость и неумеренное желание. Все они являются результатом ложных представлений о зле и добре. Горе и страх возникают из-за веры в то, что их объекты - настоящее и великое зло; чрезмерное веселье и желание из-за веры в то, что их объекты - настоящие и великие блага. Единственная профилактика или лекарство - это отношение стоиков к добродетели как к единственному добру и к пороку как к единственному злу или, по крайней мере, с точки зрения перипатетиков, считающих моральное добро и зло крайностями добра и зла, которые никакое добро или зло тела или удачи не могут иметь сравнительного значения.
В пятой книге Цицерон пытается доказать, что одной добродетели достаточно для счастья. Здесь его мнение в значительной степени совпадает со взглядами стоиков, в большей степени, чем в некоторых других его работах, таких как « Де Финибус», написанные незадолго до этого. Добродетели вполне достаточно для счастливой жизни при всех возможных обстоятельствах: в бедности, в ссылке, в слепоте, в глухоте, даже под пытками. Счастье и несчастье зависят от характера и не зависят от обстоятельств, а Добродетель - это источник всего того, ради чего стоит жить в этой земной жизни.
В произведении часто встречаются отсылки к древним басням, событиям греческой и римской истории, а также памятным высказываниям героев и мудрецов. Цицерон ссылается также на древних латинских поэтов и цитаты из их произведений. Tusculan диспутов является локус Classicus легенды о дамоклов меч, а также единственного упоминания CULTURA Animi как сельскохозяйственный метафора человеческой культуры. Цицерон также неодобрительно упоминает Амафиния, одного из первых латинских писателей по философии в Риме.
В ритор тема «сек De contemptu Мунди, на презрении мира, был рассмотрен Боэция в неспокойном завершающем этапе поздней античности и Бернарда Клюни в первой половине 12 - го века.
Томас Джефферсон включил «Тускуланские вопросы» вместе с De Officiis Цицерона в свой список рекомендаций Роберту Скипвиту о книгах для общей личной библиотеки.