Турецкая народная литература

редактировать

Турецкая народная литература - это устная традиция, глубоко уходящая корнями в традиции кочевников Центральной Азии. Однако в своей тематике турецкая народная литература отражает проблемы, присущие оседлым (или оседлым) народам, отказавшимся от кочевого образа жизни. Одним из примеров этого является серия сказок, окружающих фигуру Келоглана, маленького мальчика, страдающего от трудностей с поиском жены, помощи своей матери в сохранении семейного дома и решения проблем, вызванных его соседями. Другой пример - довольно загадочная фигура Насреддина, обманщика, который часто шутит над своими соседями.

Aşık выступает в Анатолии, от западной гравюры 18-го века

Насреддин также отражает другое существенное изменение, которое произошло между днями, когда турки были кочевниками, и днями, когда они в основном осели в Анатолии; а именно Насреддин - мусульманский имам. Турецкий народ впервые стал исламским примерно в IX или X веке нашей эры, и с тех пор религия стала оказывать огромное влияние на их общество и литературу; особенно сильно мистически ориентированные суфийские и шиитские разновидности ислама. Влияние суфизма, например, ясно видно не только в рассказах о Насреддине, но и в произведениях Юнуса Эмре, выдающегося деятеля турецкой литературы и поэта, жившего в конце 13 - начале 14 веков. Н.э., вероятно, в государстве Караманидов на юге центральной Анатолии. С другой стороны, влияние шиитов широко прослеживается в традициях ашиков или озанов, которые примерно сродни средневековым европейским менестрелям и которые традиционно имели сильную связь с алевитской верой, что может можно рассматривать как своего рода доморощенную турецкую разновидность шиитского ислама. Однако в турецкой культуре такое четкое разделение на суфиев и шиитов вряд ли возможно: например, Юнус Эмре считается некоторыми алевитом, в то время как вся турецкая традиция ашык / озан пронизана идеями бекташи. Суфийский орден, который сам по себе представляет собой смесь шиитских и суфийских концепций. Слово ашык (буквально «любовник») на самом деле является термином, используемым для членов первого уровня ордена Бекташи.

Поскольку традиция турецкой народной литературы простирается более или менее непрерывной линией примерно с 10-го или 11-го века нашей эры до наших дней, возможно, лучше всего рассмотреть эту традицию с точки зрения жанра. В традиции есть три основных жанра: эпос; народная поэзия; и фольклор.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Эпическая традиция
  • 2 Народная поэзия
  • 3 Фольклор
  • 4 Авторы
  • 5 ссылки
Эпическая традиция

Турецкая эпическая традиция должным образом начинается с Книги Деде Коркут, которая написана на языке, который явно похож на современный турецкий и который развился из устных традиций тюрков-огузов, той ветви тюркских народов, которые мигрировали в Западную Азию и Восточную Европу через Трансоксиана, начало в 9 веке нашей эры. Книга Деде Коркут продолжал, чтобы выжить в устной традиции после того, как огузы были, по большому счету, поселились в Анатолии.

Книга Деде Коркут был основным элементом турецкой эпической традиции в Анатолии на протяжении нескольких столетий. Однако в то же время циркулировал еще один эпос - так называемый « Эпос о Кероглу», в котором рассказывается о приключениях Рюшена Али («Кероглу», или «сына слепого»), чтобы отомстить за ослепление своего отца. Происхождение этого эпоса несколько более загадочно, чем происхождение Книги Деде Коркут : многие считают, что он возник в Анатолии где-то между 15 и 17 веками нашей эры; однако более надежное свидетельство, похоже, указывает на то, что история почти такая же древняя, как и история Книги Деде Коркут, датируемая примерно на заре 11 века нашей эры. Несколько усложняет дело тот факт, что Кероглу также является именем поэта традиции ашык / озан.

То, что эпическая традиция в турецкой литературе, возможно, не исчезла полностью, можно увидеть из эпоса о шейхе Бедреддине ( Шейх Бедреддин Дестани), опубликованном в 1936 году поэтом Назимом Хикметом Раном (1901–1963). Это длинное стихотворение, повествующее о восстании анатолийского шейха против османского султана Мехмеда I, представляет собой своего рода современный письменный эпос, который, тем не менее, опирается на те же независимые традиции анатолийского народа, которые можно увидеть в эпосе о Кероглу. Кроме того, многие произведения писателя ХХ века Яшара Кемаля (1923–2015), такие как его длинный роман 1955 года « Мемед, Мой ястреб» ( İnce Memed ), можно считать современными прозаическими эпосами.

Народная поэзия

Традиция народной поэзии в турецкой литературе, как указывалось выше, находилась под сильным влиянием исламских суфийских и шиитских традиций. Более того, что частично подтверждается преобладанием традиции ашык / озан, которая существует и сегодня, доминирующим элементом турецкой народной поэзии всегда была песня.

В целом, существует две традиции турецкой народной поэзии:

  • Aşık / озан традиции, которые, хотя и под сильным влиянием религии, как уже упоминалось выше, по большей части светской традиции;
  • явно религиозная традиция, которая возникла из мест собраний ( текке ) суфийских религиозных орденов и шиитских групп.

Большая часть поэзии и песен традиции ашык / озан, которая до 19 века н.э. была почти исключительно устной, остается анонимной. Однако есть несколько хорошо известных ашиков до того времени, имена которых сохранились вместе с их произведениями: вышеупомянутый Кёроглу (16 век н.э.); Каракаоглан (1606 -1689?), Который может быть самым известным из предварительно девятнадцатого века Aşık с; Дадалоглу (1785? –1868?), Который был одним из последних великих ашиков до того, как традиция начала несколько сокращаться в конце 19 века; и несколько других. Aşık s были по существу менестрелей, которые путешествовали через Анатолию выполняют свои песни на Багламе, на мандолине -like инструмента, чьи парные строки считаются имеющими символическим религиозным значением в Alevi / Бекташ культуры. Несмотря на упадок традиции ашык / озан в 19 ​​веке, она пережила значительное возрождение в 20 веке благодаря таким выдающимся деятелям, как Ашик Вейсел Чатыроглу (1894–1973), Ашик Махзуни Шериф (1938–2002), Нешет Эрташ ( 1938–2012) и многие другие.

Кайгусуз Абдал

Традиция литературы текке имела схожую основу с традицией ашык / озан в том смысле, что стихи, как правило, предназначались для пения, как правило, на религиозных собраниях, что делает их чем-то похожим на западные гимны (турецкие илахи ). Однако одним из основных отличий от традиции ашык / озан является то, что с самого начала были записаны стихи традиции текке. Это произошло потому, что они были созданы уважаемыми религиозными деятелями в грамотной среде текке, в отличие от среды традиции ашык / озан, где большинство не умело ни читать, ни писать. Основными фигурами в традициях литературы текке являются: Юнус Эмре (1240–1320 гг.), Который является одной из самых важных фигур во всей турецкой литературе; Сулейман Челеби (? –1422), который написал очень популярное длинное стихотворение под названием Весилетюн-Некат («Средство спасения», но более известное как Мевлид ) о рождении пророка Мухаммеда ; Кайгусуз Абдал (1397–?), Который широко считается основателем литературы алевитов / бекташи; и Пир Султан Абдал (? –1560), которого многие считают вершиной этой литературы.

Фольклор
Основная статья: Турецкий фольклор Насреддин Хока

Фольклорные традиции - сказки, анекдоты, легенды и тому подобное - на турецком языке очень богаты. Возможно, самой популярной фигурой в этой традиции является вышеупомянутый Насреддин (известный как Насреддин Ходжа, или «учитель Насреддин» по-турецки), который является центральным персонажем тысяч анекдотов. Обычно он выглядит как человек, который, хотя и кажется несколько глупым для тех, кто должен иметь с ним дело, на самом деле оказывается обладателем особой мудрости:

Однажды сосед Насреддина спросил его: «Учитель, у тебя есть сорокалетний уксус?» - «Да, есть», - ответил Насреддин. - «Можно мне?» спросил сосед. «Мне нужно сделать мазь» - «Нет, нельзя», - ответил Насреддин. «Если бы я дал свой сорокалетний уксус тому, кто хотел, у меня не было бы его в течение сорока лет, не так ли?»

Подобны шуткам Насреддина и происходят из схожей религиозной среды, анекдоты Бекташи, в которых члены религиозного ордена Бекташи, представленные через персонажа по имени Бекташи, изображаются как обладающие необычной и неортодоксальной мудростью, которая часто бывает бросает вызов ценностям ислама и общества.

Еще один популярный элемент турецкого фольклора - театр теней, сосредоточенный вокруг двух персонажей Карагеза и Хадживата, которые оба представляют стандартные персонажи : Карагез, родом из небольшой деревни, - это что-то вроде деревенской болваны, а Хадживат - более сложный город. житель. Популярная легенда гласит, что эти два персонажа на самом деле основаны на двух реальных людях, которые работали на Османа I - основателя османской династии - при строительстве его дворца в Бурсе в начале 14 века нашей эры. Двое рабочих якобы проводили большую часть своего времени, развлекая других рабочих, и были настолько забавными и популярными, что мешали работе во дворце и впоследствии были казнены.

Авторы
Юнус Эмре
Хаджи Бекташ Вели
Пир Султан Абдал
Караджаоглан
Дадалоглу
Эрзурумлу Эмра
Ашык Вейсел Чатыроглу
Рекомендации
Последняя правка сделана 2023-04-13 05:12:55
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте