Анатолийский ковер

редактировать
Термин, обычно используемый для обозначения ковров, сотканных в Анатолии Анатолийский ковер с двумя нишами, регион Конья, около 1750–1800 гг. LACMA M.2004.32 Ковер Бергама, Западная Анатолия, первая половина 18 века.

Анатолийский ковер - это удобный термин, обычно используемый сегодня для обозначения ковров и ковров, сотканных из Анатолия (или Малая Азия ) и прилегающие регионы. Географически область его производства можно сравнить с территориями, на которых исторически доминировала Османская империя. Он обозначает завязанное ворсом напольное или стеновое покрытие, которое производится для домашнего использования, местной продажи и экспорта. Анатолийские ковры вместе с плоскими тканями килим представляют собой важную часть региональной культуры, которая сегодня официально считается культурой Турции и происходит от этнических, религиозных и религиозных традиций. культурный плюрализм одного из древнейших центров человеческой цивилизации.

Ткачество ковров - это традиционное ремесло, восходящее к доисторическим временам. Коврики были сотканы намного раньше, чем можно было бы предположить даже из самых старых сохранившихся ковров, таких как пазырыкский коврик. За свою долгую историю искусство и ремесло тканых ковров вобрали в себя и интегрировали различные культурные традиции. Следы византийского орнамента можно увидеть на анатолийских коврах; Тюркские народы, мигрировавшие из Средней Азии, а также армяне, кавказские и курдские племена, проживавшие или переселявшиеся в Анатолию в разные исторические периоды, внесли свои традиционные мотивы и орнаменты. Приход ислама и развитие исламского искусства оказали глубокое влияние на дизайн анатолийских ковров. Таким образом, его орнаменты и узоры отражают политическую историю и социальное разнообразие этого района. Однако научные исследования пока не смогли связать какую-либо конкретную конструктивную особенность с какой-либо конкретной этнической или региональной традицией или даже провести различие между кочевыми и деревенскими моделями орнаментов.

В группе восточных ковров. анатолийский ковер отличается особыми характеристиками красок и цветов, мотивов, фактур и техник. Примеры варьируются по размеру от маленьких подушек (ястиков) до больших ковров размером с комнату. Самые ранние сохранившиеся образцы анатолийских ковров, известные сегодня, относятся к XIII веку. С тех пор на придворных мануфактурах и в провинциальных мастерских, в деревенских домах, племенных поселениях или в палатках кочевников ткали различные типы ковров. Коврики производились одновременно на всех уровнях общества, в основном из овечьей шерсти, хлопка и натуральных красителей. Анатолийские ковры чаще всего связаны с симметричными узлами, которые были настолько широко распространены в этой местности, что западные торговцы коврами в начале 20-го века применили для этой техники термин «турецкий» или «гиордовый» узел. Начиная с 1870-х годов, османские придворные мануфактуры также производили ковры с шелковым ворсом, иногда с ткаными золотыми или серебряными нитями, но традиционным материалом для изготовления большинства анатолийских ковров была ручная шерсть, окрашенная естественным путем..

В Европе анатолийские ковры часто изображались на картинах эпохи Возрождения, часто в контексте достоинства, престижа и роскоши. Политические контакты и торговля между Западной Европой и исламским миром активизировались после 13 века нашей эры. Когда в XIV веке была установлена ​​прямая торговля с Османской империей, все виды ковров сначала без разбора получили торговое название «турецкие» ковры, независимо от места их фактического производства. С конца девятнадцатого века восточные ковры вызывают исторический и научный интерес в западном мире. Постепенно стали лучше понимать богатство и культурное разнообразие ковроткачества. В последнее время также плоские тканые ковры (Килим, Сумак, Цичим, Зили) привлекли внимание коллекционеров и ученых.

Искусство и ремесло анатолийских ковров претерпели серьезные изменения с появлением синтетических красителей, начиная с последней трети XIX века. Массовое производство дешевых ковров, предназначенных для коммерческого успеха, привело древние традиции к исчезновению. В конце двадцатого века такие проекты, как DOBAG Carpet Initiative, успешно возродили традиции анатолийского ткачества ковров с использованием ручного прядения, натуральной окрашенной шерсти и традиционных узоров.

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Ковры сельджуков: отчеты путешественников и фрагменты Коньи
    • 1.2 Коврики анатолийских бейликов
    • 1.3 Османские ковры
      • 1.3.1 Коврики «животные» 15 века
      • 1.3.2 Ковры Гольбейна и Лотто
      • 1.3.3 Ковры Ушак
      • 1.3.4 Коврики Белого грунта (Селенди)
      • 1.3.5 Османские ковры Cairene
      • 1.3.6 «Трансильванские» ковры
      • 1.3.7 XIX век: «Mecidi» "стиль и мануфактура двора Хереке
    • 1.4 Современная история: упадок и возрождение
  • 2 Ковроткачество: материалы, техника, процессы
    • 2.1 Материалы
    • 2.2 Краски и крашение
    • 2.3 Ткачество и отделка
  • 3 Истоки и традиции анатолийского дизайна ковров
    • 3.1 Среднеазиатские традиции
    • 3.2 Романо-эллинистические традиции
    • 3.3 Исламские традиции
    • 3.4 Другие культурные влияния
    • 3.5 Социа l контекст: суд и город, деревня и кочевое производство
      • 3.5.1 придворное производство
      • 3.5.2 городское и деревенское производство
      • 3.5.3 кочевое и племенное производство
  • 4 области
    • 4.1 региональные технические характеристики
    • 4.2 Западная Анатолия
    • 4.3 Центральная Анатолия
    • 4.4 Восточная Анатолия
  • 5 Тематические галереи
    • 5.1 Узоры центральноазиатского происхождения: полоса облаков, сиденье лотоса, облачный воротник
    • 5.2 Узоры исламского происхождение: Каллиграфические границы, бесконечное поле повтора, дизайн молитвенной ниши
  • 6 См. также
    • 6.1 Типы
    • 6.2 Другие похожие коврики
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки
История

Происхождение ковроткачества остается неизвестным, поскольку ковры подвержены использованию, износу и разрушению насекомыми и грызунами. Споры возникли по поводу точности утверждения о том, что самые старые записи о плоских тканых килимах происходят из раскопок Чатал-Хююк, датируемых примерно 7000 г. до н.э. Отчет археологов остался неподтвержденным, поскольку в нем говорится, что настенные росписи, изображающие мотивы килимов, распались вскоре после их обнажения.

Историю ткачества ковров в Анатолии следует понимать в контексте политической и социальной истории страны. Анатолия была домом для древних цивилизаций, таких как хетты, фригийцы, ассирийцы, древние персы, Армяне, древние греки и Византийская империя. Город Византия был основан в седьмом веке до нашей эры греками и перестроен в римский город в 303 году нашей эры римским императором Константином I. Ткачество ковров, вероятно, было известно уже в Анатолии в то время, но сегодня нет ковров, которые можно было бы датировать этим временем. В 1071 году Селджук Алп Арслан победил римского императора Романа IV Диогена при Манцикерте. Это считается началом господства турок-сельджуков.

ковров сельджуков: отчеты путешественников и фрагменты Коньи

В начале четырнадцатого века Марко Поло писал в отчете о его путешествиях :

... et ibi fiunt soriani et tapeti pulchriores de mundo et pulchrioris coloris.. "... и здесь они делают самые красивые шелка и ковры в мире, и с самыми красивыми цветами ».

Придя из Персии, Поло отправился из Сиваса в Кайсери. Абу'л-Фида, цитируя , Ибн Саид аль-Магриби относится к вывозу ковров из анатолийских городов в конце 13 века: «Здесь производятся туркменские ковры, которые экспортируются. во все другие страны ". Он и марокканский купец Ибн Баттута упоминают Аксарай как крупный центр ткачества ковров в начале-середине 14 века.

Самые ранние из сохранившихся тканых ковров были найдены в Конье, Бейшехире и Фостате и датированы 13 веком. Эти ковры анатолийского периода сельджуков (1243–1302 гг.) Считаются первой группой анатолийских ковров. Восемь фрагментов были найдены в 1905 году Ф. Мартина в мечети Алаэддина в Конье, четыре в мечети Эшрефоглу в Бейшехире в провинции Конья Р.М. Рифшталь в 1925 году. Другие фрагменты были найдены в Фостате, ныне пригороде Каира.

Судя по их первоначальным размерам (Рифшталь сообщает о ковре длиной до 6 м), Ковры Конья, должно быть, производились на городских мануфактурах, поскольку ткацкие станки такого размера вряд ли можно было установить в кочевом или деревенском доме. Где именно были сотканы эти ковры, неизвестно. Узоры полей ковров Конья в основном геометрические и небольшие по сравнению с размером ковра. Аналогичные узоры располагаются диагональными рядами: шестиугольники с гладкими или крючковатыми очертаниями; квадраты, заполненные звездами, с вставленными куфическими орнаментами; шестиугольники в ромбах, состоящие из ромбов, заполненных стилизованными цветами и листьями. Их основные бордюры часто содержат куфические орнаменты. Углы не «разрешены», что означает, что рамка обрезается и не продолжается по диагонали вокруг углов. Цвета (синий, красный, зеленый, в меньшей степени также белый, коричневый, желтый) приглушены, часто два оттенка одного цвета противопоставляются друг другу. Практически все фрагменты ковра имеют разные узоры и орнаменты.

Ковры Бейшехир тесно связаны с образцом Коньи по дизайну и цвету. В отличие от «ковров с животными » следующего периода, изображения животных редко встречаются во фрагментах сельджуков. На некоторых фрагментах можно распознать ряды рогатых четвероногих, расположенных напротив друг друга, или птиц у дерева.

Стиль ковров сельджуков имеет параллели в архитектурном убранстве современных мечетей, например, в Диврини, Сивасе и Эрзуруме, и может иметь отношение к византийскому искусству. Сегодня ковры хранятся в музее Мевляны в Конье и в Музее турецкого и исламского искусства в Стамбуле.

Коврики анатолийских бейликов

В начале тринадцатого века на территорию Анатолии вторглись монголы. Ослабление правления сельджуков позволило туркменским племенам, известным как тюрки-огузы, объединиться в независимые суверенитеты, бейлики. Позже они были интегрированы в Османскую империю султанами Баязидом I (1389-1402), Мурадом II (1421-1481), Мехмедом Завоевателем (1451 год). -1481) и Селим I (1512-1520).

Литературные источники, такие как Книга Деде Коркут, подтверждают, что туркменские племена производили ковры в Анатолии. Какие виды ковров ткали туркменские бейлики, остается неизвестным, так как мы не можем их идентифицировать. Текке, одно из тюркских племен бейликской группы, обосновалось в Юго-Западной Анатолии в XI веке, а позже вернулось в Каспийское море. Племена текке в Туркменистане, жившие вокруг Мерва и Амударьи в XIX веке и ранее, ткали особый тип ковров, характеризующийся стилизованными цветочными мотивами, называемыми гульс, повторяющимися рядами.

Османские ковры

Около 1300 г. н.э. группа туркменских племен под властью Сулеймана и Эртугрула двинулась на запад. При Османе I они основали Османскую империю на северо-западе Анатолии ; в 1326 году османы завоевали Бурсу, которая стала первой столицей османского государства. К концу 15 века Османское государство стало крупной державой. В 1517 году египетский султанат мамлюков был свергнут в османско-мамлюкской войне.

Сулейман Великолепный, десятый султан (1520-1566), вторгся в Персию и вынудил персидского шаха Тахмаспа (1524–1576) перенести свою столицу из Тебриза в Казвин до мира Амасьи было согласовано в 1555 году.

По мере роста политического и экономического влияния Османской империи Стамбул стал местом встречи дипломатов, торговцев и художников. Во время правления Сулеймана I. в придворных мануфактурах (Эль-и Хиреф) вместе работали художники и ремесленники разных специальностей. Каллиграфия и миниатюрная живопись выполнялись в мастерских каллиграфии, или наккашхане, и оказали влияние на ковроткачество. Помимо Стамбула, Бурса, Изник, Кютахья и Ушак были домами для мануфактур разной специализации. Бурса прославилась своими шелковыми тканями и парчой, Изник ​​ и Кютахья были известны керамикой и плиткой, Ушак, Gördes и Ladik за свои ковры. В районе Ушак, одном из центров османского «придворного» производства, производились одни из лучших ковров шестнадцатого века. Гольбейн и ковры Лото были тканы здесь. Шелковые бархатные ковры из золотой парчи, известные как maatma, ассоциируются со старой османской столицей Бурса, в Западной Анатолии, недалеко от Мраморного моря.

Коврики «животные» 15 века

Изображение слева: ковер Феникс и Дракон, 164 x 91 см, Анатолия, около 1500 г., Пергамский музей, Берлин. Изображение справа: Ковер с животными, около 1500 г., найденный в церкви Марби, Jämtland, Швеция. Шерсть, 160 см x 112 см, Шведский исторический музей, Стокгольм

Сегодня существует очень мало ковров, которые представляют собой переходный период между поздним сельджукским и ранним османским периодами. Традиционный китайский мотив, борьба между фениксом и драконом, можно увидеть на анатолийском ковре, который сегодня находится в Пергамском музее в Берлине. Радиоуглеродный анализ подтвердил, что ковер «Дракон и Феникс» был соткан в середине 15 века, в период ранней Османской империи. Он завязан симметричными узлами. Китайский мотив, вероятно, был введен в исламское искусство монголами в XIII веке. Другой ковер с изображением двух медальонов с двумя птицами и деревом был найден в шведской церкви Марби. Другие фрагменты были найдены в Фостате, ныне пригороде Каира. Ковер с серийными медальонами в виде птицы и дерева показан на картине Сано ди Пьетро «Обручение Богородицы» (1448–1452).

Коврики «Дракон и Феникс» и «Марби» были единственными существующими примерами анатолийских ковров животных, известных до 1988 года. С тех пор было найдено еще семь ковров этого типа. Они сохранились в тибетских монастырях и были удалены монахами, бежавшими в Непал во время китайской культурной революции. Один из этих ковров был приобретен Музеем искусств Метрополитен и аналогичен картине сиенского художника Грегорио ди Чекко : «Женитьба Богородицы», 1423 год. На нем изображены стоящие перед лицом больших животных, у каждого из которых есть меньший животное внутри.

Больше ковров с животными было изображено на итальянских картинах 14-15 веков, и, таким образом, они представляют собой самые ранние восточные ковры, показанные на картинах эпохи Возрождения. Хотя сохранилось лишь несколько образцов ранних анатолийских ковров, европейские картины информируют о поздних сельджукских и ранних османских коврах. К концу 15 века геометрические орнаменты участились.

Ковры Гольбейна и Лото

На основании распределения и размеров их геометрических медальонов различают «большие» и «маленькие» ковры Гольбейна. Маленький тип Гольбейна характеризуется небольшими восьмиугольниками, часто включающими звезду, которые равномерно распределены по полю и окружены арабесками. Большой шрифт Гольбейна показывает два или три больших медальона, часто с восьмиконечными звездами. Их поле часто покрыто мелкими цветочными орнаментами. В МАК в Вене, Лувре в Париже и Метрополитен-музее хранятся особенно красивые ковры Ушак.

Ковры Lotto представляют собой желтую сетку геометрических арабесок с чередующимися элементами крестообразной, восьмиугольной или ромбовидной формы. Самые старые образцы имеют «куфические» границы. Поле всегда красное и покрыто ярко-желтыми листьями на нижнем раппорте восьмиугольных или ромбовидных элементов. Известны ковры различных размеров до 6 квадратных метров. Эллис выделяет три основные группы дизайна ковров Lotto: анатолийский стиль, стиль килим и орнаментальный стиль.

Ковры Holbein и Lotto имеют мало общего с украшениями и орнаментами, которые можно увидеть на предметах османского искусства, кроме ковров. Бриггс продемонстрировал сходство между обоими типами ковров и коврами Тимуридов, изображенными на миниатюрных картинах. Ковры Гольбейна и Лото могут представлять традицию дизайна, восходящую к периоду Тимуридов.

Ковры Ушак

Звезда Ушак ковры ткались в больших форматах. Они характеризуются большими темно-синими звездообразными первичными медальонами в бесконечном повторении на красном фоне, содержащем вторичный цветочный завиток. На дизайн, вероятно, повлиял северо-западный персидский книжный дизайн или персидские ковровые медальоны. По сравнению с коврами-медальонами Ushak, концепция бесконечного повтора в коврах Star Ushak более подчеркнута и соответствует ранним турецким традициям дизайна. Из-за сильного намека на бесконечное повторение, дизайн звезды Ushak может использоваться на коврах различного размера и во многих различных размерах.

Фрагмент ковра Медальон Ушак, ок. 1600. Музей исламского искусства, Берлин

Медальон Ушак Ковры обычно имеют красное или синее поле, украшенное цветочной решеткой или усиками листьев, овальные первичные медальоны, чередующиеся с более мелкими восьмилепестковыми звездами, или лопастные медальоны, переплетается с цветочным узором. Их кайма часто содержит пальметты на цветочном и листовом свитке, а также псевдокуфические символы.

Ковры с медальонами Ушак с их криволинейным узором значительно отличаются от узоров более ранних турецких ковров. Их появление в шестнадцатом веке намекает на потенциальное влияние персидского дизайна. Поскольку турки-османы оккупировали бывшую столицу персов Тебриз в первой половине шестнадцатого века, они будут знать и иметь доступ к персидским коврам-медальонам. Известно, что несколько примеров были в Турции в давние времена, например, ковер, который Эрдманн нашел во дворце Топкапы. Однако ковровый медальон Ушак, задуманный как часть бесконечного повтора, представляет собой специфическую турецкую идею и отличается от персидского понимания изолированного центрального медальона.

Звезда и медальон Ушаки представляют собой важное нововведение., так как в них растительный орнамент впервые появляется на турецких коврах. Замена цветочных и лиственных орнаментов геометрическими узорами и замена бесконечного повтора большими, центрированными композициями орнаментов была названа Куртом Эрдманном «революцией узоров».

Другой Небольшая группа ковров Ушак называется Двойные Ушаки . В их конструкции угловые медальоны сдвинуты близко друг к другу, так что они образуют нишу на обоих концах ковра. Это было понято ood в качестве молитвенного коврика, ведь в одной из ниш подвешен кулон, напоминающий светильник мечети. Полученная схема оформления напоминает классический персидский медальон. В отличие от дизайна молитвенного коврика, некоторые из двойных ниш ушаков также имеют центральные медальоны. Таким образом, двойные нишевые ушаки могут служить примером интеграции персидских узоров в более древнюю анатолийскую традицию дизайна.

Белые коврики (Selendi)

Белые коврики "Selendi" с птичьими орнаментами. Монастырская церковь Сигишоара, Румыния.

Известны также образцы ковров, сотканных в районе Ушак, поля которых покрыты орнаментами, такими как Чинтамани мотив, сделанный из трех цветных сфер, расположенных в треугольниках, часто с двумя волнистыми полосами, расположенными под каждым треугольником. Этот мотив обычно появляется на белом фоне. Вместе с птицей и очень небольшой группой так называемых ковриков со скорпионами они образуют группу, известную как «белые коврики на земле» . Коврики для птиц имеют сплошной геометрический рисунок поля в виде повторяющихся четырехлистников, заключенных в розетку. Несмотря на геометрический дизайн, узор имеет сходство с птицами. Коврики группы с белым полом были отнесены к соседнему городу Селенди на основании официального прейскуранта Османской империи (narh defter) 1640 года, в котором упоминается «белый ковер с леопардовым рисунком».

Османские ковры из кайрена

После османского завоевания мамлюкского султаната в Египте в 1517 году произошло слияние двух разных культур, как это видно на коврах мамлюков, сотканных после этой даты. Более ранняя традиция ковра мамлюков использовала прядение «S» (по часовой стрелке) и прядение «Z» (против часовой стрелки) и ограниченную палитру цветов и оттенков. После завоевания кайренские ткачи приняли османско-турецкий дизайн. Производство этих ковров продолжалось в Египте и, вероятно, также в Анатолии, в начале 17 века.

«Трансильванские» ковры

Трансильвания, в настоящее время Румыния была частью Османская империя с 1526 по 1699 год. Это был важный центр торговли коврами с Европой. Ковры также ценились в Трансильвании, а турецкие ковры использовались в качестве декоративной отделки стен в христианских протестантских церквях. Среди прочего, Брашов Черная церковь до сих пор хранит множество анатолийских ковров, которые для удобства называются «трансильванскими коврами». Благодаря их сохранению в христианских церквях, как бы необычна ни была обстановка, ковры были защищены от износа и изменений истории и часто оставались в отличном состоянии. Среди этих ковров - хорошо сохранившиеся ковры Гольбейн, Лотто и Берд Ушак.

Ковры, которые сегодня называют «трансильванскими коврами», имеют османское происхождение и были сотканы в Анатолии. Обычно их формат небольшой, с границами продолговатых угловатых картушей, центры которых заполнены стилизованными, противоположными растительными мотивами, иногда перемежаемыми более короткими звездчатыми розетками или картушами. Их поле часто имеет форму молитвенной ниши с двумя парами ваз с цветущими ветвями, симметрично расположенными по отношению к горизонтальной оси. В других примерах полевой декор конденсируется в медальоны из концентрических ромбов и рядов цветов. На перемычках молитвенной ниши присутствуют жесткие арабески или геометрические розетки и листья. Основной цвет - желтый, красный или темно-синий. Записи трансильванской церкви, а также нидерландские картины семнадцатого века, на которых подробно изображены ковры с таким рисунком, позволяют точно датировать.

Изображение слева: Питер де Хуч: Портрет семьи, занимающейся музыкой, 1663, Кливлендский музей искусств. Изображение справа: Молитвенный коврик «трансильванского» типа, 17 век, Национальный музей, Варшава

К тому времени, когда «трансильванские» ковры впервые появляются на западных картинах, королевские а аристократические предметы в основном продвигались к портретам, изображающим персидские ковры. Менее обеспеченные натурщики по-прежнему показаны с турецкими типажами: Портрет Авраама Графея 1620 года Корнелиса де Вос и Портрет Томаса де Кейзера неизвестный человек »(1626) и« Портрет Константина Гюйгенса и его клерка »(1627) - одни из самых ранних картин, изображающих« трансильванские »типы ковров османских турецких мануфактур. Трансильванские счета, таможенные счета и другие архивные документы свидетельствуют о том, что эти ковры экспортировались в Европу в больших количествах. Вероятно, увеличение производства отражает растущий спрос со стороны высшего среднего класса, который теперь мог позволить себе покупать эти ковры. Питер де Хучс Картина 1663 года «Портрет семьи, занимающейся музыкой» изображает османский молитвенный коврик « Трансильванский «тип».

Анатолийские ковры «трансильванского» типа хранились также в других европейских церквях в Венгрии, Польше, Италии и Германии, откуда они продавались и попадали в европейские и американские музеи и частные коллекции. Помимо трансильванских церквей, Национальный музей Брукенталя в Сибиу, Румыния, Музей изящных искусств (Будапешт), Музей Метрополитен и Замок Скоклостер недалеко от Стокгольма в Швеции хранит важные коллекции "трансильванских" ковров.

Ковры редко можно найти в самой Анатолии из переходного периода между классической Османской эпохой и девятнадцатым веком. Причина этого остается неясной. Ковры, которые можно достоверно датировать восемнадцатым веком, имеют небольшой формат. В то же время в западноевропейских резиденциях было меньше восточных ковров. Кажется вероятным, что в это время ковры не экспортировались в больших количествах.

XIX век: стиль «Меджиди» и придворная мануфактура Хереке

Дворец Долмабахче, Розовый зал, в типичном стиле «мециди» ковер

К концу восемнадцатого века стиль «турецкого барокко» или «мециди» развился из французского барокко. Ковры были сотканы по образцам французского Савоннери и гобеленов Обюссона. Султан Абдулмеджид I (1839–1861) построил дворец Долмабахче по образцу Версальского дворца.

. Ткацкая мастерская была основана в 1843 году в Хереке, прибрежный город в 60 км от Стамбула в заливе Измит. Он также снабжал королевские дворцы шелковой парчой и другими тканями. Императорская фабрика Хереке изначально включала ткацкие станки для производства хлопчатобумажных тканей. Шелковая парча и бархат для драпировки и обивки производились в мастерской, известной как «камхане». В 1850 году хлопковые ткацкие станки были перевезены на фабрику в Бакиркёй, к западу от Стамбула, а жаккардовые станки были установлены в Хереке. Хотя в первые годы фабрика производила продукцию исключительно для османских дворцов, по мере роста производства тканые изделия были доступны на Капалычарши или на Большом базаре во второй половине XIX века. В 1878 году пожар на фабрике причинил значительный ущерб, и она возобновлялась только в 1882 году. Производство ковров началось в Хереке в 1891 году, и опытные ткачи были привлечены из центров ковроткачества Сиваса, Маниса и Ладик. Все ковры ткались вручную, и в первые годы их делали либо для османских дворцов, либо в качестве подарков для приезжих государственных деятелей. Позже их стали ткать и на экспорт.

Ковры хереке известны в первую очередь своим тонким плетением. В их производстве используются шелковые нити или тонкая шерстяная пряжа, а иногда и золотые, серебряные и хлопковые нити. Шерстяные ковры, изготовленные для дворца, имели 60–65 узлов на квадратный сантиметр, а шелковые ковры - 80–100 узлов.

Самые старые ковры хереке, выставленные сейчас в Топкапы и других дворцах Стамбула, содержат большое разнообразие цветов и рисунков. Типичный «дворцовый ковер» украшен замысловатыми цветочными узорами, включая тюльпан, ромашку, гвоздику, крокус, розу, сирень и гиацинт. Часто имеет четверть медальонов по углам. На фабрике Хереке широко использовались медальонные конструкции более ранних ковров Ушак. Эти медальоны изогнуты на горизонтальной оси и сужаются к точкам на вертикальной оси. Молитвенные коврики хереке имеют геометрические узоры, усики и лампы в качестве фона в изображении михраба (молитвенной ниши). Когда-то относящийся исключительно к коврам, сотканным в Хереке, термин «ковер Хереке» теперь относится к любому высококачественному ковру, сотканному с использованием аналогичных технологий. Ковры хереке остаются одними из лучших и наиболее ценных образцов тканых ковров в мире.

Современная история: упадок и возрождение

Изображение слева: Ворсовый ковер, около 1875 года; Юго-Западная Анатолия, с яркими, но гармоничными натуральными красителями. Изображение справа: Племенной курдский кувал, ок. 1880 год в традиционном дизайне, с резкими синтетическими цветами.

Современная история ковров и ковровых покрытий началась в девятнадцатом веке, когда возрос спрос на ковры ручной работы на международном рынке. Тем не менее, традиционный турецкий ковер ручной работы, окрашенный естественным образом, является очень трудоемким продуктом, поскольку каждый этап его изготовления требует значительного времени, от подготовки, прядения, окрашивания шерсти до настройки ткацкого станка и завязывания каждого узла. вручную и отделка ковра перед отправкой на рынок. В попытке сэкономить ресурсы и затраты и максимизировать прибыль в условиях конкурентного рынка были введены синтетические красители, нетрадиционные ткацкие инструменты, такие как ткацкий станок, и стандартизированные конструкции.. Это привело к быстрому разрушению традиции, что привело к вырождению искусства, культивировавшегося веками. Этот процесс был признан историками искусства еще в 1902 году. До сих пор неизвестно, когда именно начался этот процесс вырождения, но он наблюдается в основном с тех пор, как имело место широкомасштабное внедрение синтетических красок.

В конце двадцатого века была признана потеря культурного наследия, и были предприняты усилия по возрождению традиции. Инициативы были начаты с целью восстановления древней традиции ковроткачества из натуральной окрашенной шерсти вручную. Возврат производителей к традиционному крашению и ткачеству, а также возобновление интереса покупателей к этим коврам Эйланд назвал «эпохой возрождения ковров». Таким образом, анатолийские ковры по-прежнему отличаются от ковров, сотканных в других регионах.

Ковроткачество: материалы, техника, процессы
Турецкий ковер ткач в Конье

В традиционных семьях женщины и девушки занимаются плетением ковров и килимов как хобби, а также средство заработка. Женщины осваивают навыки ткачества в раннем возрасте, тратя месяцы или даже годы на создание ворсовых ковров и плоских тканых килимов, которые были созданы для их использования в повседневной жизни. Как и в большинстве ткацких культур, традиционно ремесленниками и ткачами являются женщины и девушки.

Материалы

Создатели ковров ручной работы используют только натуральные волокна. Чаще всего для ворса используются шерсть, шелк и хлопок. Кочевые и деревенские ткачи иногда также используют козью и верблюжью шерсть. Традиционно прядение осуществляется рукой. Затем несколько нитей пряжи скручивают вместе так, чтобы полученная пряжа была достаточно прочной, чтобы ее можно было использовать для ткачества.

. Овечья шерсть - это наиболее часто используемый ворсовый материал в турецких коврах, потому что он мягкий, прочный, легкий в работе и не слишком дорогой. Он менее восприимчив к загрязнениям, чем хлопок, не реагирует на электростатические разряды и изолирует как от жары, так и от холода. Такое сочетание характеристик не встречается у других натуральных волокон. Шерсть происходит из шуб овец. Натуральная шерсть бывает белого, коричневого, палевого, желтого и серого цветов, которые иногда используются напрямую, без процесса окрашивания. Овечья шерсть тоже хорошо переносит красители. Традиционно шерсть, используемая для изготовления турецких ковров, прядется вручную. Прежде чем пряжу можно будет использовать для ткачества, несколько прядей необходимо скрутить вместе для дополнительной прочности.

Хлопок используется в основном в основе, основы и утки ковров. Хлопок прочнее шерсти и, когда он используется в качестве основы, заставляет ковер ровно лежать на земле, так как его не так легко деформировать, как шерстяные нити. Некоторые ткачи, например туркмены, также используют хлопок для вплетения небольших белых деталей в ковер, чтобы создать контраст.

Шерсть на шерсти (ворс шерсти на шерстяной основе и утке): это самый традиционный тип анатолийских ковров. В ковроткачестве «шерсть на шерсти» используются более традиционные мотивы дизайна, чем в его аналогах. Поскольку шерсть не может быть прядена очень тонко, количество узлов часто не такое высокое, как на ковре «шерсть на хлопке» или «шелк на шелке». Ковры из шерсти на шерсти чаще относят к племенному или кочевому производству.

Шерсть-на- хлопок (ворс шерсти на хлопковой основе и утке): эта конкретная комбинация позволяет создать более сложный узор, чем «ковер из шерсти на шерсти», как хлопок. можно тонко вращать, что позволяет получить большее количество узлов. Коврик «шерсть на хлопке» часто указывает на городскую ткачиху. Ковры из шерсти на хлопке из-за более высокой плотности ворса тяжелее ковров из шерсти на шерсти.

Шелк -он-шелк (шелковый ворс на шелковой основе и утке): это самый замысловатый тип ковра с очень тонким переплетением. Узел рассчитывается на некоторых высококачественных коврах «шелк на шелке» может достигать 28 × 28 узлов / см. Количество узлов для шелковых ковров, предназначенных для напольных покрытий, не должно превышать 100 узлов на квадратный см, или 10 × 10 узлов / см. Ковры, сотканные с числом узлов более 10 × 10 узлов / см, предназначены для использования в качестве гобелена для стен или подушек, поскольку их ткань менее устойчива к механическим воздействиям. Эти очень тонкие коврики с замысловатой тканью обычно имеют размер не более 3 × 3 м.

Красители и крашение

Натурально окрашенная шерсть при производстве ковров в Турции

Традиционные красители, используемые для анатолийских ковров, получают из растений, насекомых и минералов. В 1856 году английский химик Уильям Генри Перкин изобрел первый анилиновый краситель, мовеин. После этого было изобретено множество других синтетических красителей. Недорогие, легко приготовляемые и простые в использовании, по сравнению с натуральными красителями, их использование задокументировано в коврах Ушак уже к середине 1860-х годов. Традиция естественного окрашивания была недавно возрождена на основе химического анализа природных красителей из старинных образцов шерсти и экспериментального воссоздания рецептов и процессов окрашивания в начале 1980-х годов.

Согласно этим исследованиям, натуральные красители в коврах Анатолии используются:

Процесс окрашивания включает в себя подготовку пряжи, чтобы сделать ее восприимчивой к нужным красителям, путем погружения в протравы, погружая пряжу в крашение. раствор и оставив его высыхать к воздуху и солнечному свету. Для некоторых цветов, особенно темно-коричневого, требуются железные протравы, которые могут повредить ткань или поблекнуть. Это часто приводит к более быстрому износу ворса на участках, окрашенных в темно-коричневый цвет, и может создавать рельефный эффект на старинных турецких коврах.

С помощью современных синтетических красителей можно получить почти любой цвет и оттенок, так что практически невозможно определить, в готовом ковре использовались натуральные или искусственные красители. Современные ковры могут быть сотканы из тщательно отобранных синтетических цветов и обладают художественной и утилитарной ценностью.

Анатолийский ковер отличается от ковров другого происхождения тем, что в нем более ярко используются основные цвета. Ковры Западной Анатолии предпочитают красный и синий цвета, тогда как ковры Центральной Анатолии используют больше красного и желтого, с резкими контрастами в белом.

Ткачество и отделка

Турецкий (роликовый) ткацкий станок и ткачи (1908). Турецкий (симметричный) узел Персидский (асимметричный) узел, открытый вправо Килим конец и бахрома

Для изготовления ковра ручной работы требуются различные инструменты. ткацкий станок, горизонтальный или вертикальный каркас, необходим для крепления вертикальных основ, в которых завязаны узлы сваи, и одного или нескольких отростков горизонтальных утков вплетаются («снимаются») после каждого ряда узлов с целью дальнейшей стабилизации ткани. Утки могут быть как неокрашенными, так и окрашенными, чаще всего в красный и синий цвет.

Узлы ворса обычно завязываются вручную. В большинстве ковров из Анатолии используется симметричный турецкий двойной узел. Каждый узел завязан на двух основах. При такой форме завязывания узлов каждый конец ворсовой нити скручивается вокруг двух нитей основы через равные промежутки времени, так что оба конца узла попадают между двумя нитями на одной стороне ковра. Затем нить стягивают вниз и обрезают ножом.

После того, как ряд узлов был вставлен, в него вплетаются один или два, а иногда и больше рядов утков, и ткань уплотняется путем взбивания тяжелой расческой. Когда ковер готов, его вырезают из ткацкого станка. Бока или кромки обычно покрыты шерстью. Кромки состоят из до десяти нитей основы. В особенности деревенские и кочевые ковры имеют плоские тканные килимы концы, иногда включая плетеные на ворсе племенные знаки или деревенские гербы. Ворс ковра стригут специальными ножами, чтобы получить ровную поверхность. У некоторых ковров эффект рельефа достигается за счет неравномерного стрижки ворса. Наконец, ковер моют перед использованием или отправкой на рынок.

Вертикальный ворс турецких ковров обычно падает в одном направлении, так как узлы всегда опускаются до того, как нить ворсовой пряжи обрезается, и работа возобновляется на следующем узле, укладывая ряд за рядом узлов сверху. друг друга. При прикосновении к ковру возникает ощущение, подобное поглаживанию шерсти животного. Это может быть использовано для определения того, где ткач начал завязывать ворс. Ворс турецких ковров обычно составляет от 2 до 4 мм. Грубые ковры кочевников, такие как Yürük, могут быть толщиной до 12 мм. У специального постельного ковра ятак толщина ворса может достигать 20-25 мм.

Истоки и традиции анатолийского дизайна ковров

Анатолийский дизайн ковров объединяет разные направления традиций. Конкретные элементы тесно связаны с историей тюркских народов и их взаимодействием с окружающими культурами, в их центральноазиатском происхождении, а также во время их миграции и в самой Анатолии. Наиболее важные культурные влияния пришли из китайской культуры и ислама. Ковры из областей Бергама и Конья считаются наиболее тесно связанными с более ранними анатолийскими коврами, и их значение в истории искусства теперь изучено лучше.

Среднеазиатские традиции

Деталь коврика "Лото" с окантовкой из тесьмы. Предполагается, что орнамент китайского происхождения. На большинстве анатолийских ковров границы не определены, то есть не продолжаются по диагонали.

Ранняя история тюркских народов в Центральной Азии тесно связана с Китаем. Контакты между турками и Китаем задокументированы с начала династии Хань.

В своем эссе о централизованном дизайне Томпсон связывает центральный узор медальона, часто встречающийся на анатолийских коврах, с «пьедесталом лотоса» и «облачным воротником» (юнь цзянь).) "мотивы, использованные в искусстве буддийской Азии, которые он датировал династией Юань Китай. Недавно Брюггеманн продолжил упоминал о взаимосвязи китайских и тюркских мотивов, таких как орнамент «облачная лента», происхождение которого он относит к династии Хань. Ранний анатолийский «Ковер Феникс и Дракон» изображает другой традиционный мотив китайской мифологии, битву между фениксом (Фэнхуан ) и драконом.

римско-эллинистическими традициями

Есть документальные свидетельства использования ковров древними греками. Гомер пишет в Илиас XVII, 350, что тело Патроклоса покрыто «великолепным ковром». В Одиссее Книга VII и X упоминаются «ковры». Плиний Старший писал (нат. VIII, 48 ), что ковры («полимита») были изобретены в Александрии. Неизвестно, было ли это плоское или ворсовое переплетение, поскольку из текстов невозможно получить подробную техническую информацию.

Афиней из Навкратиса описывает роскошные ковры в своей книге Deipnosophists, написанной около 230 года нашей эры.

«И под ними были разбросаны пурпурные ковры из тончайшей шерсти с узором ковра с обеих сторон. И были красиво вышитые ковры, очень красиво проработанные на них». (Книга V, стр. 314).

«[...] лечь на кушетку с серебряными ножками, под гладким сардианским ковром самого дорогого описания». (Книга VI, стр. 401)

Ковер «с рисунком на обеих сторонах» мог быть либо плоским, либо ворсовым. Относится ли «фиолетовый» к цвету ткани или к красителю (можно было использовать тирский пурпурный или красный марена ), остается неизвестным. Город Сард находится в Западной Анатолии, таким образом, это может быть самое раннее упоминание о производстве ковров в регионе Малой Азии.

Анатолия находилась под властью Римской империи с 133 г. до н. Э. Восточно-Римская (Византийская) и Сасанидская империи сосуществовали более 400 лет. В художественном отношении обе империи разработали схожие стили и декоративную лексику, примером чего являются мозаика и архитектура римской Антиохии. Узор турецкого ковра, изображенный на картине Яна ван Эйка «Мадонна Паэле», восходит к поздним римским корням и связан с ранней исламской мозаикой пола, найденной во дворце Омейядов <218 г.>Хирбат аль-Мафджар. Архитектурные элементы, которые можно увидеть в комплексе Хирбат аль-Мафьяр, считаются образцом для продолжения доисламских, римских образцов в раннем исламском искусстве.

Исламские традиции

Молитвенный коврик Бурса, конец 16 века, Джеймс Ф. Баллард коллекция

Когда тюркские мигранты переселялись из Средней Азии в Анатолию, они мигрировали в основном через земли, которые уже приняли ислам. Изображение животных или людей запрещено в исламской традиции, которая не делает различия между религиозной и мирской жизнью. С момента кодификации Корана Усманом ибн Аффаном в 651 году нашей эры / 19 хиджры и Умейядом реформами Абд аль-Малика ибн Марвана, Исламское искусство сосредоточено на письме и орнаменте. Бордюры анатолийских ковров часто содержат орнаменты, заимствованные из исламской каллиграфии. Обычно эти «куфические» границы состоят из последовательностей лам-алиф или алиф-лам в переплетенном узоре.

Основные поля анатолийских ковров часто заполнены повторяющимися, переплетенными узорами в «бесконечном повторении». Таким образом, коврик представляет собой часть бесконечного узора, который воображается продолжающимся за его границы в бесконечность. Анатолийские коврики типа "Lotto" или "Holbein" предоставляют примеры шаблонов полей "бесконечное повторение".

Особым исламским узором является узор михраб, который определяет молитвенный коврик. Молитвенный коврик имеет нишу на одном конце, представляющую михраб в каждой мечети, точку направления, по которой прихожанин направляется в Мекку. Узор михраба на турецких коврах часто видоизменяется и может состоять из одинарной, двойной, вертикальной или горизонтальной ниши. Таким образом, узор ниши может варьироваться от конкретного архитектурного до более орнаментального понимания дизайна. Коврики для молитв часто ткут «вверх ногами», что становится очевидным, когда направление ворса ощущается при прикосновении к ковру. У этого есть как технические (ткач может сначала сосредоточиться на более сложном дизайне ниши), так и практические (уклон ворса в направлении прострации поклонника).

Другие культурные влияния

Анатолийские килимы с геометрическим рисунком

Крупные геометрические формы считаются кавказскими или туркменскими происхождением. Кавказская традиция могла быть интегрирована либо мигрирующими турецкими племенами, либо контактами с туркменами, уже живущими в Анатолии.

Центральный медальон, состоящий из крупных концентрически уменьшенных ромбовидных узоров с орнаментом из защелкивающихся крючков, связан с кочевники йорюков Анатолии. Имя Юрюк обычно дают кочевникам, образ жизни которых меньше всего изменился по сравнению с его центральноазиатским происхождением.

В Анатолии несколько этнических меньшинств сохранили отдельные традиции, например, греки, армяне и курды. Хотя греки и армяне в прошлом занимались ковроткачеством и торговлей, никакие дизайнерские мотивы не были четко связаны с их особой христианской культурой. Курдский дизайн ковра отличается от анатолийского. Курдские ковры чаще обсуждаются вместе с персидскими коврами.

Социальный контекст: двор и город, деревня и кочевое производство

Культурное взаимодействие в традиционном производстве ковров

Ковры и коврики производились одновременно и для четырех разные социальные уровни двора, города, села, племени. Элементы городского дизайна часто воспроизводились в сельском производстве и интегрированы деревенскими ткачами в их собственные художественные традиции с помощью процесса, называемого стилизацией.

Придворное производство

Репрезентативные «придворные» коврики ткались в специальных мастерских, часто основанных и охраняемых государем, с намерением олицетворять власть и статус. Таким образом, репрезентативные ковры развивают особую дизайнерскую традицию под влиянием дворов окружающих империй. Коврики изготавливались на придворных мануфактурах в качестве специальных заказов или подарков. Их продуманный дизайн требовал разделения работы между художником, создавшим дизайн-план (называемый «мультфильм») на бумаге, и ткачихой, которому был дан план для выполнения на ткацком станке. Таким образом, художник и ткач были разделены.

Городское и сельское производство

Ковры ткались на городских мануфактурах организованными мануфактурами. Обычно городские мануфактуры имеют более широкий ассортимент узоров и орнаментов и более художественно проработанный дизайн, который могут быть выполнены ткачами, палитра цветов богатая, а техника ткачества может быть более тонкой благодаря доступу к высококачественной шерсти, и трудоустройство специализированных ткачей. Более крупные форматы можно производить на больших стационарных ткацких станках. Ковры сотканы из мультфильмов из материала, предоставленного производителем. Городские мануфактуры могут принимать заказы даже из-за рубежа и производить ковры на экспорт.

Коврики, производимые в деревнях, часто производятся в отдельных домах, но, по крайней мере, частично по заказу и под контролем гильдий или производителей. Домашнее производство может не требовать постоянного труда, но может выполняться, когда позволяет время, помимо других домашних задач. Деревенские ковры как незаменимые предметы домашнего обихода были частью традиции, на которую временами влияли, но существенно отличались от изобретенных дизайнов мастерской. Часто мечети приобретали сельские ковры в качестве благотворительных подарков, которые давали материал для учебы. Сельские ковры редко включают хлопок для основы и утка и почти никогда не включают в себя шелк, так как эти материалы должны были приобретаться на рынке отдельным ткачом.

Узоры и орнаменты ковров придворной мануфактуры воспроизводились в небольших (городских или деревенских) мастерских. Этот процесс хорошо документирован для османских молитвенных ковриков. По мере того, как прототипы придворных дизайнов передавались в небольшие мастерские, и от одного поколения к другому дизайн подвергался процессу, называемому стилизацией, включающим серию небольших, постепенных изменений либо в общем дизайне, либо в деталях более мелких узоров и орнаментов. время. В результате прототип может быть изменен до такой степени, что его невозможно будет узнать. Первоначально неправильно понимаемый как «вырождение» дизайна, процесс стилизации теперь рассматривается как подлинный творческий процесс в рамках отдельной дизайнерской традиции.

Стилизация в анатолийском дизайне молитвенного коврика

Производство кочевников и племен

С окончанием традиционного кочевого образ жизни в Анатолии и, как следствие, потеря специфических традиций, стало трудно идентифицировать настоящий «ковер кочевников». Социальные или этнические группы, известные своим кочевым образом жизни, такие как юрюки или курды в современной Турции, в значительной степени приобрели оседлый образ жизни. Некоторые аспекты традиции, такие как использование определенных материалов, красок, ткачества или отделки, могли быть сохранены, что может быть определено как кочевое или племенное.

Критерии кочевого производства включают:

  • Необычные материалы, такие как основы из козьей шерсти или верблюжья шерсть в ворсе;
  • высококачественная шерсть с длинным ворсом (анатолийские и туркменские кочевники) ;
  • фитинг малого формата для горизонтального ткацкого станка;
  • нестандартный формат из-за частой повторной сборки ткацкого станка, приводящей к неравномерному натяжению основы;
  • выраженный абразивный износ ( неровности одного цвета из-за окрашивания пряжи небольшими партиями);
  • включение плоских переплетений на концах.

В рамках жанра ковроткачества наиболее аутентичными изделиями деревенских и кочевых народов были изделия, изготовленные из служить нуждам сообщества, которые не были предназначены для экспорта или торговли, кроме местных. Сюда входят специализированные сумки и чехлы для подушек (ястик) в Анатолии, дизайн которых адаптирован из самых ранних традиций ткачества.

Регионы
Регионы Турции

Анатолию можно разделить на три основные области производства ковров., сосредоточенные вокруг местных городов и рынков, которые часто дают свои имена коврам, производимым в окрестностях. Западная, Центральная и Восточная Анатолия имеют разные традиции ткачества. Однако ковры промышленного производства часто ткут независимо от местных дизайнерских традиций. Преимущественное использование различных материалов и красок, а также характерных рисунков иногда позволяет более точно отнести ковер к одному из трех регионов или к более конкретному месту ткачества.

Технические характеристики регионов

Западная АнатолияЦентральная АнатолияВосточная Анатолия
Основашерсть, белаяшерсть, в основном белая, иногда коричневаяшерсть и козий ворс, белый и коричневый
Уткишерсть, окрашенная в красный, иногда в коричневый и белыйшерсть, коричневая, белая, окрашенная в красный или желтыйшерсть, в основном коричневая, иногда окрашенная в синий цвет
Количество нитей2-4 или более2-4 или более2-4 или более
Основа депрессиянетиногданет
Selvagesутки сдвоены назад, в основном красные, иногда больше цветовутки сдвоены назад, красные, желтые, другие цветаутки, сдвоенные назад, полихромные, техника кромки «молния»
Концыкилим, красные или полихромные полосыкилим, красный, желтый, полихромныекилим, коричневый, красный, синий, полосатый
Цветакошениль красный, синий, белые акцентыбез кошенили красный, желтыйкошениль красный

Западная Анатолия

A В группе ковры Западной Анатолии часто имеют ярко-красный кирпичный и более светлый красноватый цвет. Белые акценты заметны, а зеленый и желтый встречаются чаще, чем на коврах из других регионов Анатолии. Утки часто окрашивают в красный цвет. Кромки армированы 3-4 нитями основы. Концы ковра часто защищены плетеными килимами плоского плетения, содержащими небольшой ворсистый орнамент.

  • Стамбул - крупнейший город Турции. В течение девятнадцатого века придворные мануфактуры Топкапы, Ускюдар и Кум Капы производили шелковые ковры «сефевидско-османистского» дизайна по образцу ковров шестнадцатого века, используя армянских (из областей Кайсери и Сивас) и персидских ткачей. Кум-Капы в XIX веке был армянским кварталом Стамбула. Использовался асимметричный узел. Производимые здесь шелковые ковры часто ткались серебряными и золотыми нитями. Двумя самыми известными ткачами-дизайнерами были Заре Пеньямян и Тосунян. Заре известен своими молитвенными ковриками, которые часто включали в себя михраб в форме «султанской головы», облачные полосы в молитвенном поле, пальметты и арабески, а также коранические надписи. Он часто подписывал свои ковры. Тосунян делал шелковые ковры с высоким ворсом, ярких цветов и красными краями килим. Дизайн был вдохновлен персидскими коврами с животными типа «Сангушко». Цвета очень сложные: карминно-красный, нефритово-зеленый, желтый и темно-яркий индиго.
  • Хереке - прибрежный город в 60 километрах от Стамбула в заливе Измит. Ткацкая мастерская была основана в 1843 году султаном Абдулмеджидом I. Изначально мануфактура производила исключительно для Османского двора, заказавшего ковры для дворца Долмабахче. Производство ковров началось в Хереке в 1891 году, и искусные ковроткачи были привлечены из центров ковроткачества Сивас, Маниса и Ладик. Ковры хереке известны прежде всего своим тонким переплетением. В их производстве используются шелковые нити или тонкая шерстяная пряжа, а иногда и золотые, серебряные и хлопковые нити. Ковры придворных хереке содержат самые разные цвета и рисунки. На фабрике Хереке широко использовались медальонные конструкции более ранних ковров Ушак. Когда-то относящийся исключительно к коврам, сотканным в Хереке, термин «ковер Хереке» теперь используется как торговое название для любого высококачественного ковра, сотканного с аналогичным рисунком.
  • Бергама - столица района в Провинция Измир на северо-западе Турция. Бергама является торговой площадкой для окрестных деревень и используется как торговое название. История ковроткачества в Бергаме, вероятно, восходит к 11 веку. Сохранились ковры Бергамы, датируемые началом 15 века. Самый известный тип коврового ткания на экспорт, который приписывается региону Бергама, - это так называемый «большой узор тип Holbein » или тип Holbein III. Поздний наследник крупноформатного рисунка Гольбейна часто встречается в коврах Бергама, называемый «4 + 1» или «квинксиальный» дизайн, с большим квадратным центральным медальоном, окруженным четырьмя меньшими квадратами, расположенными по его углам. Также старинные анатолийские ковры, найденные в трансильванских церквях, вероятно, были сотканы в Бергаме. Коврики Bergama обычно имеют крупные геометрические узоры («кавказский» тип) или более цветочные узоры, стилизованные под прямолинейный рисунок («турецкий» тип). Они используют типичные западно-анатолийские цветовые схемы с темно-красным и синим и белыми акцентами. На свадебных коврах («Киз Бергама») часто изображены розетки, расположенные ромбовидным узором на полях. Деревенские и крестьянские ковры из области Бергама часто имеют более грубые узлы с яркими, стилизованными узорами и ярко-синими, красными и белыми цветами на резком контрасте.
  • Деревня Козак находится к северу от Бергама в провинции Измир на северо-западе Турции. По структуре и окраске они относятся к группе Бергама. Коврики малого формата имеют геометрические узоры, часто украшенные защелкивающимися крючками, которые очень напоминают кавказские узоры.
  • Ягчибедир - это не название города, а этикетка для типа ковра, сотканного в провинции Балыкесир в Мраморном регионе. Эти ковры характеризуются высокой плотностью узлов (1000–1400 на квадратный метр) и приглушенными цветами. На них изображены геометрические узоры темно-красного, коричневого и черно-синего цветов. Своим прекрасным плетением, цветами и дизайном они напоминают кавказские узоры, и в основном их сотканы людьми черкесского и туркменского происхождения, которые мигрировали в эту область.
  • Чанаккале находится на восточном берегу Дарданелл недалеко от древней Трои. Ковры в основном ткут в небольших деревнях к югу от Чанаккале. Они показывают большие квадраты, ромбы или многоугольники на своих полях и яркие цвета, такие как кирпично-красный, ярко-синий, шафраново-желтый и белый. Айваджик - деревня к югу от Чанаккале и Эзин рядом с руинами Ассоса и Трои. Ковры типа Бергама. С 1981 года в рамках инициативы DOBAG в небольших деревушках вокруг Айваджика открываются мастерские по производству ковров традиционного дизайна с использованием натуральных красителей. У этой инициативы также есть мастерские в районе Юнтдаг близ Бергамы, где люди туркменского происхождения ткут прочные, толстые ковры в основном геометрического узора. Цветочные орнаменты или молитвенные коврики встречаются редко.
  • Территория между Балыкесиром и Эскишехиром населена в основном турецким племенем под названием Каракецили. Коврики часто бывают меньшего размера, с веселыми ярко-красными, голубыми, белыми и бледно-зелеными. Использование козьей шерсти для основы намекает на кочевое происхождение этого племени. Дизайн геометрический, часто сочетается со стилизованными растительными мотивами. Границы иногда содержат ряды ромбов, что также можно увидеть в более сложной форме на «трансильванских» коврах.
  • Бандырма - столица провинции, которой она дала свое название. Город расположен на Мраморном побережье. С девятнадцатого века ковры с замысловатой тканью производятся в основном в виде молитвенных ковриков. Хлопковая основа и тонко завязанный ворс из шерсти и шелка характеризуют ковер Бандырма как продукт городского производства. В конце девятнадцатого века производство сократилось, поскольку использовались низкокачественный или искусственный шелк и мерсеризованный хлопок. Название города и региона в наши дни часто используется для дешевых подделок, продаваемых другими производителями.
  • Гёрдес находится примерно в 100 км к северо-востоку от Измира. Ковры здесь производили уже в 16 веке. Их в основном цветочные стилизованные узоры восходят к османским цветочным орнаментам шестнадцатого и семнадцатого веков. Основная граница часто состоит из трех рядов гранатов, собранных как цветы группами по три и удерживаемых вместе стеблями. Типична также широкая кайма из семи полос (собокли). Гёрдес больше всего известен своими свадебными и молитвенными коврами. Формы ниш михраба варьируются от простых ступенчатых арок до художественно-архитектурных колонн с горизонтальной прямоугольной перекладиной над нишей михраб. Типичные цвета - вишнево-красный, пастельно-розовый, синий и зеленый вместе с темно-синим индиго. Ранние ковры типа Гёрдес имеют более живой цвет. Начиная с XIX века, некоторые изделия демонстрируют просторные акценты из белого хлопка, а цвета в целом становятся более приглушенными.
  • Кула - столица провинции Маниса, и находится примерно в 100 км к востоку от Измира, по дороге в Угак. Вместе с Угаком, Гёрдесом, Ладиком и Бергамой он принадлежит к важнейшим центрам ткачества ковров в Анатолии. Распространены конструкции молитвенных ковриков с прямыми линиями михрабов. Другой специфический дизайн называется «мазарлик», или кладбищенский дизайн, который является подтипом садового дизайна. Особенно мрачная, но яркая цветовая гамма привела к тому, что один из видов ковров из этой местности получил название «Kömürcü» («угольщик») Кула ». Для ковров Кула характерно сочетание с преимущественно желтой каймой. Необычный для анатолийских и даже восточных ковров тип ковра« Кендирли »Кула использует в своей основе коноплю. Приписывается ряд« трансильванских »ковров.
  • Ушак лежит к северу от Денизли в Эгейском регионе. Это один из самых известных и важных центров ковров. по структуре и узорам существует несколько типов ковров, называемых «звездными», «медальонными» и «белыми» угакскими коврами. Часто изображаемые европейскими художниками в эпоху Возрождения, их часто называют для удобства имя художника, на картинах которого были идентифицированы соответствующие ковры. Наиболее известными являются Holbein и Lotto carpets.
  • Smyrna ковры, тканные в окружение города, известного сегодня как Измир. Их более сложные криволинейные "городские конструкции" отличают Смирну ковры из изделий других анатолийских центров. Одиночные орнаменты напрямую связаны с османскими «придворными» коврами. В частности, основные границы часто содержат удлиненные картуши, подобные тем, что можно увидеть на «трансильванских» коврах.
  • Милас расположен на юго-западном побережье Эгейского региона. С XVIII века здесь ткут преимущественно ковры с рисунком «молитвенный коврик» и характерными «собранными» михрабами. Другие типы включают ковры Ада (остров) Милас из области Караова с вертикально скрученными многоугольниками на их полях и редкий ковер с медальоном Милас с преимущественно желто-золотым медальоном на красном фоне. На их границах часто видны кристаллические звездообразные орнаменты, состоящие из орнаментов в виде стрел, направленных к центру. Подобные рисунки встречаются и на кавказских коврах. Обычно используемые цвета включают бледно-фиолетовый, теплый желтый и бледно-зеленый. Полевые панели часто имеют кирпично-красный цвет.
  • Мегри находится на южном побережье Турции, напротив острова Родос. В 1923 году он был переименован в Фетхие. Коврики Мегри часто показывают разделение внутреннего поля на три различных длинных поля с нанесенными на них цветочными узорами. Встречаются также конструкции молитвенных ковриков со ступенчатыми фронтонами. Типичные цвета - желтый, ярко-красный, светлый и темно-синий, а также белый. Коврики Megri также продаются под названием Milas, и иногда бывает трудно различить эти два продукта городского производства.
  • Isparta в Писидии возникла как новый центр анатолийского производства ковров в конце 1880-х годов.. Город, до этого славившийся выращиванием роз, превратился в конкурентоспособный центр ковроткачества со значительной экспортной деятельностью. Важную роль в этом развитии сыграла одна из крупнейших компаний, действующих в этой области, - восточные производители ковров, которые покупали ковры по монопольной системе, а также обеспечивали ткачей первичным материалом, таким как окрашенная пряжа и с технической помощью, а именно специализированным персоналом, который может улучшить процессы и конечную продукцию. Ковры Isparta были стандартного качества, что повысило их коммерческую ценность и спрос. Их главной особенностью был хлопковый уток и использование асимметричных узлов. Многие из них относились к типу молитвенных ковриков с треугольным узором, напоминающим михраб. Ковер типа Isparta, который Кахраманос считает стандартизированным изделием XIX века, ткут из двухниточной пряжи и с меньшим количеством узлов; их первоначальные узоры имитировали популярные стили Малой Азии, особенно стили Усака, с центральным медальоном, украшенными углами и яркими цветами. Вскоре они обратились к персидскому стилю, который оказался гораздо более популярным на западных рынках, особенно в Соединенных Штатах. Позже, в 1920-х и 1930-х годах, они следовали образцам Сарука. Первоначально пряжа была окрашена натуральными красителями на растительной основе, но вскоре, как и везде, они перешли на химически окрашенную пряжу. Первоначальная шерсть на шерстяной ткани была заменена комбинацией шерсти ягненка для утка и хлопка или льна для основы. Производство ковров в Испарте следовало технологически инновационным решениям того времени, таким как вышеупомянутая замена натуральных красителей химическими, более дешевыми. Химически полученные анилины, использованные вначале, оказались несовместимыми, но вскоре химия предоставила новые синтетические красители с устойчивыми и стандартизованными цветами; это позволяло воспроизводить один и тот же узор снова и снова. Использование миллиметровой бумаги для создания выкройки позволило работникам воспроизводить узоры точно во всех их деталях. Ковроткачество Испарты сильно пострадало после изгнания греческого православного населения в 1922 году, однако Испарта оставалась центром стирки и отделки ковров до сегодняшнего дня.

Центральная Анатолия

Центральная Анатолия - одна из основных областей коврового производства в Турции. Региональные центры ткачества с особым дизайном и традициями:

Город Конья - старая столица империи Сельджуков. Музей Мевляны в Конье имеет большую коллекцию анатолийских ковров, включая некоторые фрагменты ковра, найденные в Алаэддине и Мечеть Эшрефоглу. Ковры из Коньи часто имеют сложный дизайн молитвенного коврика с монохромным ярким мареновым красным полем. На коврах из Конья-Дербент часто есть два цветочных медальона, вплетенных в поле под михрабом. В ковровой традиции Конья-Сельчук используется тощий восьмиугольный медальон в центре поля с тремя противоположными геометрическими формами, увенчанными тюльпанами. Также типичной является широкая декоративная основная граница с детализированными филигранными узорами, обрамленными двумя второстепенными границами с извилистыми краями. виноградные лозы и цветы. Коврики из Кечимуслу часто продаются как коврики Конья. похожее ярко-красное поле марены, но с ярко выраженными зелеными красками на основной границе.

Коврики Конья-Ладик часто показывают рисунки молитвенных ковриков. Их поля в основном окрашены в ярко-красный цвет марены со ступенчатым орнаментом михраб. Напротив, а иногда и выше, молитвенная ниша - это фронтоны поменьше. Фронтоны часто располагаются группами по три человека, каждый из которых украшен стилизованным геометрическим орнаментом в виде тюльпанов. Тюльпаны часто изображают перевернутыми в нижней части молитвенной ниши. Спандрели часто бывают золотисто-желтого цвета и украшены орнаментом из кувшинов. Дизайн «Ладик синекли» также характерен для Ладика. На белом или кремово-белом поле расположено множество мелких черных орнаментов, напоминающих мух (тюрк. «Синек»). Коврики Innice напоминают коврики Ladik в использовании орнаментов из тюльпанов, яркое красное поле дополняется ярко-зеленой основой из пеленок. Ковры Obruk демонстрируют типичный дизайн и цвета Коньи, но их орнаменты более смелые и стилизованные, напоминающие юрюкские традиции ткачей из этой деревни. Коврики Obruk иногда также продаются в Кайсери.

Коврики Kayseri отличаются тонким плетением, характерным для мануфактурного производства, распространенного в этой области. Коврики производятся в основном на экспорт и имитируют изделия из других регионов. Используются шерсть, шелк и искусственный шелк. Лучшие изделия производства Кайсери очень близки к изделиям из Хереке и Кум-Капы. Ургуп, Аванос и Инчесу - города Каппадокии. 317>

Ковры из Аваноса, часто выполненные в виде молитвенных ковриков, отличаются плотным плетением. Как правило, сложная подвеска, представляющая либо светильник мечети, либо треугольный защитный амулет («моска»), свисающий с Молитвенная ниша украшает поле. Молитвенные ниши часто ступенчатые или втянутые по бокам в классической форме «голова и плечи». Поле часто ярко-красного цвета, в окружении золотисто-желтых пеленок и бордюров. Тонкое плетение позволяет создавать сложные орнаменты, благодаря которым ковер Avanos легко отличить от других ковров.

Ковры Ürgüp отличаются по цвету. Преобладает коричнево-золотой, часто встречаются ярко-оранжевый и желтый. Медальон внутри медальона часто вставляется в поле типичного «Ürgüp-красного» цвета, украшенное цветочными мотивами. Пальметты заполняют угловые медальоны и основные бордюры. Внешняя вторичная граница часто имеет взаимные зубцы.

Коврики из Кыршехира, Мукура и Ортакёя тесно связаны, и их нелегко отличить друг от друга. Ткаются молебны и медальоны, а также садовые (мазарлык, кладбища). Преобладают бледно-бирюзово-голубой, бледно-зеленый и розовый цвета. Коврики из Ортакёй имеют шестиугольный центральный орнамент, часто включающий крестообразный узор. По краям изображены стилизованные гвоздики, расположенные в ряд квадратных отсеков. Ковры Mucur часто демонстрируют ступенчатый дизайн «молитвенной ниши в молитвенной нише» с контрастирующими яркими крапиво-красными и светлыми цветами индиго, разделенными желтыми контурами. Границы состоят из рядов квадратов, заполненных геометрическими ромбовидными или ромбовидными узорами. Муцур и Киршехир также известны своими многочисленными нишевыми молитвенными ковриками, или «сапфами».

Нигде - это рыночная площадь в окрестностях, а в окрестных деревнях ткут много ковров. продается под торговой маркой Nide. Если используется дизайн молитвенного коврика, ниша и перемычки обычно бывают высокими и узкими. Точно так же центральное поле не намного больше основной границы. Типичными для Ташпинара являются удлиненные, почти оживляющие центральные медальоны преобладающими цветами являются теплый красный, синий и светло-зеленый. Коврики Fertek отличаются простыми цветочными орнаментами. Основное поле часто не отделено от основной границы, как обычно, второстепенной границей меньшего размера. Внешняя вторичная граница часто имеет взаимные зубчатые узоры. В цветовой композиции часто присутствуют мягкие красные, темно-оливковые, зеленые и синие. Использовались ковры Maden c Охенил красный для их основных полей, которые являются узкими и тонкими, что типично для ковров Nide. Основание их основной каймы часто окрашивается в коррозионно-коричневый цвет, что вызывает ухудшение коврового ворса на этих участках и создает эффект рельефа. Яхали - это региональный центр и рынок для его окрестностей. Ковры из этого региона часто имеют шестиугольный центральный медальон с орнаментами с двойными крючками в полях и гвоздиками на основной границе.

Ковры из Карапинара и Карамана географически относятся к области Конья, но их дизайн более похож коврам, сотканным в районе Ниде. Дизайн некоторых ковров Карапинар показывает сходство, но не имеет отношения к туркменским дверным коврикам («энси»), поскольку три колонны, увенчанные двойными крючками («котчак»), часто образуют молитвенную нишу. Противоположные орнаменты «двойной крючок» заполняют колонны ковров Карапинар и Караман. Другой тип дизайна, часто встречающийся у бегунов Карапинара, состоит из геометрических шестиугольных первичных мотивов, расположенных друг над другом, в приглушенных красных, желтых, зеленых и белых тонах.

Государственные мануфактуры, некоторые из которых организованы как школы ткачества, производят ковры в Сивасе. Дизайн имитирует ковры из других регионов, особенно персидские. Традиционные ковры Сиваса отличались своей плотностью. и короткий бархатный ворс с замысловатым узором, характерным для "городской мануфактуры". Основная граница обычно состоит из рядов из трех гвоздик, скрепленных стволом. Зара, в 70 км к востоку от Сиваса, является армянской колонией которая производит ковры характерного дизайна, состоящего из ряда за рядом вертикальных полос, простирающихся по всему полю. Каждая полоса заполнена замысловатыми цветочными арабесками. Ворс обрезан очень коротко, чтобы можно было отчетливо увидеть детали.

Восточная Анатолия

В настоящее время мы не можем распознать конкретные местные рисунки в коврах Восточной Анатолии. До геноцида армян в 1915 году в Восточной Анатолии проживало большое количество армян, и иногда ковры идентифицируются как армянское производство по их надписям. Отсутствует также информация о курдском и турецком производстве ковров. Исследования 1980-х годов пришли к выводу, что традиция ткачества почти исчезла, и более конкретная информация может быть утеряна.

  • Карс - столица провинции Карс на северо-востоке Анатолия. Ковры, производимые в городе, похожи на кавказские ковры, их цвета более приглушены. Карс также используется как торговое название, связанное с качеством ткачества. Ковры более низкого качества, сотканные в Карсском регионе, иногда называют «худутскими» (то есть пограничными) коврами, которые ткут в приграничных районах между Турцией, Ираном, Арменией и Грузией. Типичный дизайн очень похож на соседние кавказские регионы. Коврики Карс часто демонстрируют дизайн «Касак», который можно увидеть на коврах Фахрало, Гендже и Акстафа, но их структура и материалы отличаются. Ковры Карс или Худут часто имеют ворс и основу из козьей шерсти.

Другие восточноанатолийские ковры обычно не относятся к конкретному месту, а классифицируются в соответствии с их племенным происхождением. Поскольку племена курдов и Yürük на протяжении большей части своей истории жили как кочевники, они стремились ткать традиционный племенной, а не местный дизайн. Если ковер с общим дизайном Юрюка может быть отнесен к определенному региону (поскольку Юруки также живут в других регионах Анатолии), название «Юрюк» иногда предшествует названию региона. В регионе вокруг городов Диярбакыр, Хаккари и провинция Ван проживает большое количество курдов. Города Хаккари и Эрзурум были рынками для курдских килимов, ковров и более мелких изделий, таких как люльки, сумки (хейбе) и украшения для палаток.

Тематические галереи

Образцы Среднеазиатское происхождение: полоса облаков, сиденье лотоса, воротник из облаков

Узоры исламского происхождения: каллиграфические границы, бесконечное поле повтора, дизайн молитвенной ниши

См. Также
  • flag Портал Турции

Типы

Другие похожие ковры и ковры

Ссылки
Внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы, связанные с анатолийскими коврами и коврами.
Последняя правка сделана 2021-06-10 22:36:45
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте