Турангалила-Симфония | |
---|---|
по Оливье Мессиана | |
![]() | |
Период | Музыка 20 века |
Сочиненный | 1946–1948 (ред. 1990) |
Продолжительность | около 80 минут |
Движения | 10 |
Подсчет очков | Большой оркестр |
Премьера | |
Дата | 2 декабря 1949 г. |
Место нахождения | Бостон |
Дирижер | Леонард Бернстайн |
Исполнители | Бостонский симфонический оркестр Ивонн Лориод (фортепиано) Жинетт Мартено ( ондес Мартено ) |
Турангалило-симфония является крупномасштабным кусок оркестровой музыки Оливье Мессиан (1908-92). Он был написан с 1946 по 1948 год по заказу Сержа Кусевицкого для Бостонского симфонического оркестра.
Премьера состоялась 2 декабря 1949 года в Бостоне, дирижировал Леонард Бернстайн. Комиссия не указала продолжительность, оркестровые требования или стиль пьесы, оставив решение на усмотрение композитора. Кусевицкому было предложено провести премьеру, но он заболел, и задача выпала на долю молодого Бернштейна. Бернштейн был описан как «идеальный дирижер для этого, и это сделало имя Мессиана более широко известным». Ивонн Лориод, которая позже стала второй женой Мессиана, была солисткой на фортепиано, а Жинетт Мартено играла ondes Martenot в первом и нескольких последующих выступлениях.
С 1953 года сестра Ивонны, Жанна Лориод, играла на ондес Мартено во многих выступлениях и записях.
Хотя большинство композиций Мессиана по своему вдохновению религиозны, во время написания симфонии композитор был очарован мифом о Тристане и Изольде, а Симфония Турангалилы является центральным произведением в его трилогии композиций, посвященных темам романтической любви и романтики. смерть; другие произведения - Харави для фортепиано с сопрано и речаты Cinq для хора без сопровождения. Он считается шедевром 20-го века, и продолжительность обычного представления составляет около 80 минут. Когда его спросили о значении продолжительности произведения в его десяти частях и причине использования ondes Martenot, Мессиан просто ответил: «Это песня о любви».
Хотя концепция ритмической шкалы, соответствующей хроматической шкале высот, встречается в работе Мессиана еще в 1944 году, в Vingt regards sur l'enfant-Jésus объединение таких длительностей в фиксированные серии происходит впервые в Вступительный эпизод движения «Турангалила 2» в этом произведении является важным историческим шагом к концепции интегрального сериализма.
Название произведения и названия его частей были добавлены к проекту позже, после того как Мессиан составил список движений произведения. Он описал это имя в своих письмах с 1947 по 1948 год. Он получил название от двух санскритских слов, turanga и līlā, которые он объяснил так:
Мессиан описал радость Турангалилы как «сверхчеловеческую, переполняющую, ослепляющую, безграничную». Он переработал работу в 1990 году.
Произведение оценивается за:
| Перкуссия (от 8 до 11 перкуссионистов)
|
Сложная фортепианная партия включает несколько сольных каденций.
В описании работы Мессиан выделил четыре циклические темы, которые повторяются повсюду; есть другие темы, специфичные для каждого движения. В партитуре темы пронумерованы, но в более поздних произведениях он давал им имена, чтобы их было легче идентифицировать, не предполагая, что имена имеют какое-либо другое литературное значение.
| Это тема статуи, которую вводят тромбоны и туба. По словам Мессиана, он обладает гнетущей, ужасающей жестокостью древних мексиканских памятников и всегда вызывал ужас. Играется в медленном темпе, песанте. |
| Это цветочная тема. Он открывается двумя кларнетами. |
| Эта тема, самая важная из всех, - тема любви. Он появляется во многих различных обличьях, от приглушенных струнных в части 6 до полноценной оркестровой обработки в кульминации финала. |
| Простая цепочка аккордов, используемая для создания противоположных аккордов на фортепиано и пересечения контрапунктов в оркестре. |
Произведение состоит из десяти частей, связанных общими темами, указанными выше, и другими музыкальными идеями:
Первоначальный план композитора заключался в симфонии из четырех традиционных частей, которые в конечном итоге стали номерами 1, 4, 6 и 10. Затем он добавил три части Турангалилы, которые он первоначально называл талас, отсылка к использованию ритма в Индийская классическая музыка. Наконец, были добавлены 2-я, 5-я и 8-я части. Вначале Мессиан разрешал раздельное исполнение движений 3, 4 и 5 как « Три тала» (не путать с первоначальным использованием термина для трех движений Турангалилы), но позже стал осуждать исполнение отрывков.
Дирижер | Оркестр | Пианино | Ondes Martenot | Этикетка | Каталог | Выпущенный | Формат | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Роджер Дезормьер | Национальный оркестр RTF | Ивонн Лориод | Жинетт Мартено | В | 1950 | Живая запись 25 июля 1950 года европейской премьеры на фестивале в Экс-ан-Провансе | ||
Ганс Росбауд | SWF-Sinfonieorchester Baden-Baden | Ивонн Лориод | Жинетт Мартено | Wergo | WER 6401-2 | 1992 г. | Записано 23/24 декабря 1951 г. | |
Морис Ле Ру | Национальный оркестр RTF | Ивонн Лориод | Жанна Лориод | Вега / Аккорд |
| 1962 г. |
| Запись контролировалась Мессианом в 1961 году. Выпущена во Франции. |
Жан Фурне | Нидерланды Радио Филармония | Ивонн Лориод | Жанна Лориод | Q Диск | 1967 | Жить | ||
Сэйдзи Одзава | Симфонический оркестр Торонто | Ивонн Лориод | Жанна Лориод | RCA | 1967 | |||
Андре Превен | Лондонский симфонический оркестр | Мишель Берофф | Жанна Лориод | EMI | SLS 5117 | 1977 г. | Двойной LP | |
Луи де Фроман | Симфонический оркестр RTL | Ивонн Лориод | Жанна Лориод | Форлейн | 1982 г. | Жить | ||
Эса-Пекка Салонен | Филармонический оркестр | Пол Кроссли | Тристан Мурайл |
|
|
| ||
Саймон Рэттл | Симфонический оркестр Бирмингема | Питер Донохью | Тристан Мурайл | EMI |
| 1986 г. |
| |
Мён-Вун Чунг | Оркестр оперы Бастилии | Ивонн Лориод | Жанна Лориод | Deutsche Grammophon | 0289 431 7812 9 | 1990 г. | CD | Первая запись исправленной версии под руководством Мессиана. |
Риккардо Шайи | Королевский оркестр Консертгебау | Жан-Ив Тибоде | Такаши Харада | Декка |
|
|
| |
Марек Яновски | Филармонический оркестр Радио Франции | Роджер Мураро | Валери Хартманн-Клавери | RCA | 1992 г. | |||
Ян Паскаль Тортелье | BBC Philharmonic | Говард Шелли | Валери Хартманн-Клавери | Чандос | CHAN9678 | 1998 г. | CD | |
Антони Вит | Симфонический оркестр Польского национального радио | Франсуа Вайгель | Томас Блох | Наксос | 8.554478-9 | Декабрь 1998 г. | CD | |
Ганс Вонк | Симфонический оркестр Сент-Луиса | Гаррик Олссон | Жан Лорандо | Пентатон | 1999 г. | Жить | ||
Кент Нагано | Берлинский филармонический оркестр | Пьер-Лоран Эмар | Доминик Ким | Teldec | 8573-82043-2 | 2001 г. | CD | Живая запись в марте 2000 года в Берлине |
Норичика Иимори | Токийский симфонический оркестр | Кадзуоки Фудзи | Такаши Харада | Каньон | 2001 г. | |||
Рюсукэ Нумаджири | Японский филармонический оркестр | Ичиро Нодаира | Такаши Харада | Exton | 2002 г. | Жить | ||
Тьерри Фишер | BBC Национальный оркестр Уэльса | Роджер Мураро | Жак Чамкертен | BBC Music | 2006 г. | Жить | ||
Хироюки Иваки | Мельбурнский симфонический оркестр | Каори Кимура | Такаши Харада | ABC Classics | 4812873 | 2007 г. | CD | Концертная запись в 1985 году. Переиздана в 2007 году. |
Сильвен Камбрелинг | SWR Sinfonieorchester Baden-Baden und Freiburg | Роджер Мураро | Валери Хартманн-Клавери | Hänssler Classic | 93,225 | 2008 г. | CD | |
Хуанхо Мена | Бергенский филармонический оркестр | Стивен Осборн | Синтия Миллар | Гиперион | A67816 | 2012 г. | CD | |
Ханну Линту | Симфонический оркестр Финского радио | Анджела Хьюитт | Валери Хартманн-Клавери | Ундина | ODE12515 | 2014 г. | CD | |
Ютака Садо | Оркестр Тонкюнстлера | Роджер Мураро | Валери Хартманн-Клавери | Оркестр Тонкюнстлера | TON2005 | 2018 г. | CD |