Буря Торна (Торунь)

редактировать
Казни в Торне (Торунь)

Переполох Торн (Торунь), или Кровавая баня Торн ( польский : Переполох toruński, немецкий : Thorner Blutgericht, буквально Bloody суд Thorn) относится к казни заказана в 1724 году в польском верховном суде под Августом II Сильным из Саксонии. Во время религиозного конфликта между протестантскими горожанами в лице мэра Иоганна Готфрида Рёснера и римско-католическими студентами иезуитского колледжа в городе Торн (Торунь) в Королевской Пруссии, колледж подвергся вандализму со стороны толпы немецких протестантов. Мэр и девять других лютеранских чиновников были обвинены в пренебрежении служебным положением, приговорены к смертной казни и казнены 7 декабря 1724 года.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Историческая справка
  • 2 1724 События
  • 3 Последствия
  • 4 ссылки
  • 5 Внешние ссылки

Историческое прошлое

Замок Торн (Торунь) был построен крестоносцами немецких рыцарей Тевтонского ордена рядом с существующим славянским городом. В 1233 году город получил право города Кульма. Вскоре прибыло больше поселенцев с монахами- францисканцами и доминиканцами. В 15 веке, после того как все больше недовольны политикой Ордена, граждане монашеского государства Ордена объединились в Прусскую Конфедерацию и в 1454 году вышли из нее с помощью Польской Короны. Возникшая в результате Тринадцатилетняя война закончилась в 1466 году Вторым Торновым миром, в результате которого была создана провинция Королевская Пруссия и вошла в состав Королевства Польского.

После секуляризации Тевтонского ордена, новообразованное герцогство Пруссия и оставшаяся прусская территория приняли лютеранство в 1525 году, став первым государством, сделавшим это. Во время Реформации, то в основном немецкого -populated Royal Пруссия также приняла протестантизм в 1557 году, в то время как большая часть Королевства Польши осталась католик. Во время пребывания в должности мэра ( Bürgermeister ) Генрих Stroband (1586-1609), город стал централизованным и власть перешла в руки его городского совета.

В то время Польша была в значительной степени терпимой в религиозных делах. Однако это постепенно изменилось с приходом Контрреформации. В 1595 году иезуиты прибыли, чтобы продвинуть Контрреформацию, взяв под свой контроль церковь Св. Иоанна. Протестантские городские власти пытались ограничить приток католического населения в город, поскольку католики (иезуиты и доминиканцы) уже контролировали большинство церквей, оставив протестантским гражданам только святую Марию.

Во второй половине 17 века напряженность между католиками и протестантами усилилась. В 1645 году коллоквиум Charitativum, дискуссия между лидерами конкурирующих верований, не привел к соглашению. Подобно тому, как религиозная напряженность в остальной Европе улеглась после кровавой Тридцатилетней войны и Вестфальского мира, в некогда очень терпимом Речи Посполитой ситуация ухудшалась. С 1682 года церковь Святой Марии должна была охраняться лютеранским бюргервером ( ополчением ) во время процессий в честь праздника Тела Христова, так как собравшиеся католики также могли занять эту церковь. Дальнейшие ожесточенные конфликты произошли в 1688 и 1721 годах.

1724 События

Иоганн Готфрид Рёснер (21 ноября 1658 в Цюллихау - 7 декабря 1724 в Торн / Торунь ), мэр Торна

16 и 17 июля 1724 года, когда иезуиты провели еще одну процессию, произошли драки между учениками иезуитов и лютеранскими жителями, поскольку ученики иезуитов обвиняли собравшихся лютеран в неуважении к Святой Марии, не снимая шляп во время процессии и не преклонив колени перед ней. ее статуя. В следующем аргументе лютеранская милиция арестовала студента-католика по имени Станислав Лисецкий. В ответ ученики иезуитов затащили в свой монастырь ученика Лютеранской гимназии по имени Ян Нагорны с требованием освободить Лисецкого. После того, как толпа собралась перед монастырем, чтобы потребовать освобождения Нагорного. Иоганн Готфрид Рёснер, который в том году занимал пост президента городского совета, приказал городской милиции разогнать разъяренную толпу, но командир не повиновался, как и «гражданские стражи». Только «коронационная гвардия», верная королю, могла в конечном итоге умиротворить сцену, но только после того, как толпа вошла в здание иезуитов, причинив ущерб.

Было избито несколько иезуитов, осквернены портреты католических святых, частично разрушен главный алтарь. Впоследствии многие книги и картины были брошены в кучу и подожжены. После этого события иезуиты и доминиканцы пытались убедить Рёснера и десять других ведущих граждан, все из которых были немецкими протестантами, перейти в католицизм. Они отказались и остались в городе, несмотря на оказанное давление, когда иезуиты подали на них в суд в верховном королевском суде Варшавы. Суд был проведен во второй монархии августа II Сильного в Саксонии в эпоху Сайлент сейма, время, в котором русская империя диктуемого польской внутренней политики. Август, бывший лютеранин, который должен был перейти в католицизм, чтобы быть избранным на польский престол, сожалел, что не смог помиловать осужденных.

Рёснер и двенадцать других лютеран были приговорены к смертной казни 16 ноября. Князь Ежи Доминик Любомирский привел полк солдат в город, чтобы привести приговор в исполнение. Рёснер и другие должностные лица должны были быть обезглавлены за «пренебрежение своим долгом и умиротворение беспорядков», а двое других, обвиненных в осквернении Богородицы, должны были быть четвертованы и сожжены.

Один из осужденных обратился в католицизм и был спасен, как и предшественник и доверенное лицо Рёснера, Якоб Генрих Зернеке (1672–1741), уважаемый историк, написавший Chronica Thornica в 1711 году. 12 декабря он получил амнистию и эмигрировал. в Данциг (Гданьск).

Последняя оставшаяся протестантская церковь, церковь Святой Марии, была сделана католической и передана монахам-францисканцам, которые отслужили там мессу в день казни, 7 декабря 1724 года, дату, которая сейчас отмечается в память протестантских мучеников. Кроме того, с этого момента большинство членов городского совета должны были быть католиками. Протестантская школа, часовня и типография должны были быть переданы под контроль католиков.

Последствия

Событие было использовано тем, что Карин Фридрих называет « эффективной пропагандистской машиной Бранденбурга-Пруссии », как пример польской нетерпимости, даже когда государства, которые наиболее активно протестовали, сами участвовали в религиозных преследованиях. В большей части протестантской Европы это событие нанесло ущерб репутации Польши как страны, обладающей религиозной терпимостью.

Более того, 165 публикаций и сотни газет сообщили о предполагаемом притеснении протестантов в Торне. Спустя десятилетия, во время раздела Польши, Вольтер напомнил приговор протестантам как пример «религиозной нетерпимости поляков» и прославил русскую армию.

В польских учебниках истории это событие редко упоминалось до 1979 года. Норман Дэвис утверждает, что это было единственное событие, в связи с которым название места рождения Коперника было запомнено в протестантской Европе.

Рекомендации

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2023-03-19 11:20:01
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте