Трифиодор (Древнегреческий : Τρυφιόδωρος, романизированный : Трифиодор; эт. 3-й или 4-й век нашей эры) был эпическим поэтом из Панополиса (сегодня Ахмим ), Египет. Его единственная сохранившаяся работа - это эпическая поэма «Разграбление Трои» в 691 стихе. Другие записанные названия включают Marathoniaca и The Story of Hippodamea.
При жизни он был известен как Трифиодор (Τριφιόδωρος, Трифиодорос, «дар Трифиса » [местного бога Ахима]). Путаница между двумя написаниями произошла уже в шестом веке нашей эры из-за широко распространенной путаницы в произношении i / y. Ложная этимология утверждает, что написание «Трифиодор» основано на греческом слове «truphē», что означает «роскошь» или «расточительность».
О жизни Трифиодора известно немного, кроме двух записей в Византийской энциклопедии Суда (T 1111 и 1112), которые, как считается, относятся к одному и тому же человеку.. Суда указывает место его рождения, что он был грамматиком и поэтом-эпопеем, но не тогда, когда он жил. Традиционно его датировали пятым веком, потому что считалось, что он подражает Дионисийскому из Нонна Панополиса (тогда датирован четвертым или пятым веком), а ему, в свою очередь, подражали Колут (жил при императоре Анастасии I ). Однако публикация в 1970-х годах фрагмента папируса из Oxyrhynchus (P. Oxy. 41.2946), содержащего строки 301-402 Мешка Трои и датированного третьим или началом четвертого века, сделала большинство ученых относят его к третьему веку (см. издания Ливреи, Герло и Дубельцига).
Языческое имя Трифиодора не может считаться доказательством того, что он был язычником, и ничто в его стихотворении не позволяет нам назвать его христианином : ссылка в строках 604-5 для детей, платящих своей жизнью за грехи своих родителей, не имеет решающего значения, имея классические параллели, такие как Гомер Илиада 3,298-301.
Единственное сохранившееся произведение Трифиодора - «Разграбление Трои», эпическая поэма из 691 стиха, повествующая о событиях после поимки троянского провидца. Хелен в плавание греческих войск после взятия Трои.
Поэма начинается с обращения к Каллиопе, музе эпической поэзии (строки 1-5). Повествование начинается с краткого обзора тяжелого положения войск греков и троянцев (строки 6–39): оба заминированы усталостью от многолетних боев и тяжелыми потерями. Затем греки схватили троянского провидца и, следуя его совету, призвали Неоптолема (сына Ахилла) присоединиться к своим рядам и украсть Палладион из Трои (строки 40-56). Далее следует конструкция троянского коня, и Трифиодор дает подробное описание (строки 57-107). У греков есть собрание, на котором Одиссей убеждает самых храбрых воинов спрятаться с ним на коне, а остальные войска притвориться, что они бегут из Трои, готовясь вернуться на следующую ночь (108 -234). На следующее утро троянцы обнаруживают исчезновение ахейской армии, осматривают их лагерь и восхищаются Деревянным конем (235-57). Синон появляется перед ними, вся в крови, и убеждает Приама забрать лошадь в их цитадель, чтобы привлечь внимание Афины и избежать ее возвращения грекам (258-303). Троянцы транспортируют коня и ломают нерушимые стены Трои, чтобы доставить его в свою цитадель (304-57). Кассандра пытается привести их в чувство, но Приам приказывает запереть ее (358-443). Пока они празднуют конец войны, Афродита говорит Елене присоединиться к Менелаю (который прячется в коне). Хелен идет в храм Афины, где держат лошадь, и называет имена жен скрытых героев, чтобы соблазнить их выйти. Один из них, Антикл, собирается уступить Одиссею, чтобы задушить его, в то время как Афина приказывает Елене пойти в свою комнату и зажечь факел, чтобы призвать греческий флот обратно в Трою для финальной битвы (454 г.) -98a). В то время как троянцы погружены в глубокий сон, боги оставляют Трою, Елену и световые факелы Синон, чтобы направить возвращение греческого флота (498b-521). Прибывает флот, и спрятанные воины покидают лошадь, давая начало долгой ночи сражений, полной драматических эпизодов (506-663). Затем поэт решает положить конец повествованию и завершить (664-7). Стихотворение завершается кратким описанием того, как в начале нового дня победители проверяют выживших и добычу, поджигают Трою, приносят в жертву Поликсену, чтобы умилостивить дух Ахилла, раздают добычу и оставить навсегда (668-91).
«Ахейцы пролили кровь Поликсены на могилу мертвого Ахилла, чтобы умилостивить его гнев, и взяли каждую свою долю троянских женщин, и разделили всю остальную добычу, золото и серебро, которыми они погрузили свои глубокие корабли и через бурное море отплыло от Трои, положив конец войне ». |
Взятие Илиоса |
Разграбление Трои можно считать частью позднеантичной моды на мифологический эпос, который включает Постгомерику Квинта Смирнского (III век н.э.), Дионисийца Нонн из Панополиса (середина V в. Н. Э.), Похищение Елены (Коллуфом) и Описание статуй в терминах Зевксиппа Христодора (начало шестого века, передано как книга 2 Палатинской антологии ).
В этом стихотворении Трифиодор показывает глубокое понимание Гомера и грамматической традиции интерпретации гомеровских поэм (например, в строках 60-1 он показывает, что он знает о редакционной традиции Гомера Илиады 5.62-4). Он цитирует Гесиода (особенно Triph. 136-8, после Hes. Op. 57-8) и Пиндара (Triph. 643, после Pi. N. 7.42), эллинистическую поэзию (например, Triph. 318-35, после AR 1.362-90). Его изображение Кассандры напоминает Эсхила в его Агамемноне и Еврипид в троянских женщинах.
Что касается возможного влияния Вергилия Энеида 2, между двумя рассказами о конце Трои есть несколько явных различий: Вергилий развивает характер Лаокоона (A. 2.40-56, 199-231) и упоминает только Кассандру (246 -7), а Трифиодор сосредотачивается на Кассандре (358-443) и не упоминает Лаокоона. Напротив, Вергилий и Трифиодор особенно близки в трактовке фигуры Синон, особенно в своих речах (сравните Энеиду 2.76-96, 103-4, 189-94 и Triph. 265-82, 292-303)..
Помимо разграбления Трои, в записях Суды (T 1111 и 1112) Трифиодору приписываются еще два стихотворения: Marathoniaca (Μαραθωνιακά), вероятно повествующие о том, как Тесей победил марафонский бык; История Гипподамеи (Τὰ κατὰ Ἱπποδάμειαν) на одной из женщин с этим именем (например, дочери царя Эномая, которая убила всех своих женихов в гонке на колесницах, пока Пелопс не победил его). В Суда также упоминаются два грамматических произведения: Липограмматическая Одиссея (вероятно, это переписывание Одиссеи, в каждой из книг которого нет буквы: а в книге 1, б в книге 2 и т. Д.) И Парафраз сравнений Гомера (Παράφρασις τῶν Ὁμήρου παραβόλων), исследование длинных сравнений в гомеровских поэмах (поскольку παραβολ - длинное сравнение).
Влияние Трифиодора было обнаружено в Dionysiaca Нонна Панополиса (например, Nonn. D. 25.306, после Triph. 14), Изнасилование Елены Колутом (например, Colut. 195-8, после Triph. 56-61), Musaeus 'Hero and Leander (например, Musae. 140, после Triph. 32) и Paul Silentiary (например, Descr. Соф. 283, после Triph. 631).
Полная (и обновленная) библиографическая запись: https://sites.google.com/site/hellenisticbibliography/empire/ triphiodorus