Комиссия по установлению истины и примирению | |
---|---|
Создана | 1996-2003 гг. |
Местоположение | Кейптаун, Южная Африка |
Метод составления | Судебный Восстановительное правосудие |
Утверждено |
|
Срок полномочий судьи | Содействие национальному единству и примирению Закон № 34 от 1995 г. |
Веб-сайт | http://www.justice.gov.za/trc/ |
Комиссия по установлению истины и примирению (TRC ) был подобным суду органом реституционного правосудия, созданным в Южной Африке после окончания апартеида. Свидетели, которые были идентифицированы как жертвы грубых нарушений прав человека, были приглашены рассказать о своем опыте, а некоторые были отобраны для публичных слушаний. Виновные в насилии также могут давать показания и требовать амнистии как в гражданском, так и в уголовном порядке.
TRC, первая из 1003 проводимых на международном уровне общественных слушаний, рассматривалась многими как важнейший компонент перехода к полной и свободной демократии в Южная Африка. Несмотря на некоторые недостатки, обычно (хотя и не повсеместно) считается, что он был успешным.
Институт правосудия и примирения был основан в 2000 году в качестве организации-преемника TRC.
TRC был создан в соответствии с Законом о содействии национальному единству и примирению, No. 34 от 1995 г. и базировалась в Кейптауне. Слушания начались в 1996 году. Мандат комиссии заключался в том, чтобы свидетельствовать, регистрировать и в некоторых случаях амнистировать виновных в преступлениях, связанных с нарушениями прав человека, а также предлагать компенсацию и реабилитацию жертвам. Был также создан реестр примирения, чтобы обычные южноафриканцы, которые хотели выразить сожаление по поводу прошлых неудач, также могли выразить свое раскаяние.
В TRC было несколько высокопоставленных членов, включая архиепископа Десмонда Туту (председатель), Алекс Борейн (заместитель председателя), Сиси Кхампепе, Винанд Малан и Эмма Машинини.
Работа TRC осуществлялась через три комитета:
Открытые слушания Комитет по нарушениям прав человека и Комитет по амнистии прошли на многих площадки по всей Южной Африке, в том числе Кейптаун (в Университете Западного Кейпа ), Йоханнесбург (в Центральной методистской миссии) и Рандбург (в Библейской церкви Рема).
Комиссия была уполномочена предоставить амнистию тем, кто совершил злоупотребления в эпоху апартеида, при условии, что преступления были политически мотивированными, соразмерными, и лицо, подающее амнистию, полностью раскрыло. Чтобы избежать правосудия победителя, ни одна из сторон не была освобождена от явки перед комиссией. Комиссия заслушала сообщения о нарушениях прав человека и рассмотрела заявления об амнистии со всех сторон, от государства апартеида до освободительных сил, включая Африканский национальный конгресс.
Комиссия выявила более 19 050 человек. были жертвами грубых нарушений прав человека. Еще 2975 жертв были опознаны по заявлениям об амнистии. Сообщая эти цифры, Комиссия выразила сожаление по поводу того, что количество жертв между теми, кто добивается реституции, и теми, кто просит амнистии, очень мало совпадало.
В общей сложности было отклонено 5 392 заявления об амнистии, удовлетворены только 849 из 7 111 (включая ряд дополнительных категорий, таких как «отозвано»).
Акцент КИП на примирении резко контрастировал с подходом, принятым на Нюрнбергском процессе и другими мерами по денацификации. Примирительный подход рассматривался как успешный способ борьбы с нарушениями прав человека после политических изменений, вызванных внутренними или внешними факторами. Следовательно, другие страны учредили аналогичные комиссии, хотя и не всегда с таким же объемом или разрешением для взимания платы с тех, кто в настоящее время находится у власти.
Существуют разные мнения относительно того, является ли метод восстановительного правосудия (используемый Комиссией по установлению истины и примирению) более или менее эффективным, чем метод карательного правосудия ( который использовался во время Нюрнбергского процесса). В одном исследовании эффективность Комиссии TRC измерялась на разных уровнях:
В исследовании Орландо Лентини, в этом исследовании были измерены мнения трех этнических групп: британских африканцев, африканеров и коса. По словам исследователей, все участники считали, что TRC эффективен в выявлении правды, но в разной степени, в зависимости от рассматриваемой группы.
Различия во мнениях об эффективности можно отнести к тому, как каждая группа рассматривала судебное разбирательство. Некоторые считали их не совсем точными, поскольку многие люди лгали, чтобы уберечься от неприятностей, получая амнистию за свои преступления. (Комиссия предоставит амнистию некоторым с учетом тяжести совершенных преступлений.) Некоторые заявили, что судебное разбирательство только помогло им напомнить об ужасах, которые произошли в прошлом, когда они работали над тем, чтобы забыть такие вещи. Таким образом, эффективность деятельности TRC с точки зрения достижения тех самых вещей в его названии до сих пор остается спорным.
Слушания были первоначально установлены, чтобы быть услышанным в камере, но вмешательство 23 неправительственных организаций в конечном итоге позволило СМИ получить доступ к слушаниям. 15 апреля 1996 года Национальная радиовещательная компания Южной Африки транслировала в прямом эфире первые два часа первого слушания по делу о нарушениях прав человека. При финансовой поддержке правительства Норвегии радио продолжало вести прямые трансляции. Дополнительные громкие слушания, такие как показания Винни Манделы, также транслировались в прямом эфире.
Остальные слушания транслировались по телевидению каждое воскресенье с апреля 1996 года по июнь 1998 года в часовых эпизодах телеканала. Программу представил прогрессивный журналист-африканер Макс дю Пре, бывший редактор Vrye Weekblad. В число продюсеров программы входили Аннелиз Берджесс, Ян Тернер, Бенедикт Мотау, Гаэль Рейгон, Рене Шибе и Бронвин Николсон, ассистент по производству.
О комиссии сняты разные фильмы:
О TRC было поставлено несколько пьес:
Исследование, проведенное в 1998 г. Южноафриканским центром изучения насилия и примирения и Группой поддержки Хулумани, в ходе которого было обследовано несколько сотен жертв нарушений прав человека во время Эпоха апартеида, как выяснилось, большинство считало, что КИП не удалось достичь примирения между черными и белыми сообществами. Большинство полагало, что справедливость была предпосылкой для примирения, а не альтернативой ему, и что КИП был взвешен в пользу виновных в злоупотреблениях. В результате недостатков КИП и неотложных травм многих жертв группы потерпевших вместе с неправительственными организациями и юристами в начале 2000-х обращались в суды Южной Африки и США по различным вопросам, связанным с КИП.
Еще одна дилемма. Перед КИП стоял вопрос о том, как отдать должное показаниям тех свидетелей, которым был необходим перевод. Считалось, что из-за большого расхождения между эмоциями свидетелей и тех, кто их переводил, большая часть воздействия терялась при межъязыковой передаче. Кратко опробованное решение заключалось в том, чтобы переводчики имитировали эмоции свидетелей, но это оказалось катастрофическим и было быстро отменено.
В то время как бывший президент Ф. В. де Клерк предстал перед комиссией и повторил свои извинения за страдания, причиненные апартеидом, многие чернокожие южноафриканцы были возмущены амнистией за нарушения прав человека, совершенные правительством апартеида. BBC назвала такую критику проистекающей из «основного недоразумения» в отношении мандата TRC, который заключался в раскрытии правды о злоупотреблениях в прошлом с использованием амнистии в качестве механизма, а не для наказания за прошлые преступления. Критики TRC оспаривают это, заявляя, что их позиция - это не недоразумение, а отказ от мандата TRC.
Среди наиболее резонансных этих возражений были критические замечания, высказанные семьей известного активиста против апартеида Стива Бико, убитого полицией безопасности, история которого была опубликована в фильм Крик свободы. Семья Бико описала TRC как «средство политической целесообразности», которое «лишило их права на правосудие». Семья выступила против амнистии его убийц на этих основаниях и подала иск в высший суд Южной Африки, утверждая, что TRC неконституционен.
На другой стороне спектра бывший апартеид Президент штата П.У. Бота отказался явиться в комиссию, назвав это «цирком». Его неповиновение привело к штрафу и условному приговору, но они были отменены по апелляции. Драматург Джейн Тейлор, ответственная за нашумевший Убу и Комиссию по установлению истины, нашла ошибку в однобоком влиянии Комиссии:
TRC, несомненно, является монументальным процессом, последствия которого потребуются годы, чтобы разобраться. Однако, несмотря на всю свою всепроникающую силу, он проникает в нашу культуру асимметрично, неравномерно во многих секторах. Его место в небольших сельских общинах, например, когда оно обосновывается в местном церковном зале и принимает значительное количество населения, сильно отличается от его положения в крупных городских центрах, где его присутствие ограничивается другими видами социальной и экономической деятельности..