Истина, исходящая из ее колодца | |
---|---|
Художник | Жан-Леон Жером |
Год | 1896 |
Средний | Холст, масло |
Размеры | 91 см × 72 см (36 дюймов × 28 дюймов) |
Местоположение | Музей Anne de Beaujeu, Moulins, Allier |
La Vérité sortant du puits armée de son martinet pour châtier l'humanité (английский: Истина, исходящая от хорошо вооруженного кнутом, чтобы наказать человечество ) - картина французского художника 1896 года Жан-Леон Жером.
Начиная с середины 1890-х годов, в последнее десятилетие своей жизни, Жером сделал по крайней мере четыре картины, олицетворяющие Истину в виде обнаженной женщины, брошенной в колодец, на дно или выходящей из него. Образ возникает из перевода афоризма философа Демокрита : «Истины мы ничего не знаем, потому что истина в колодце». (Греческое ἐτεῇ δὲ οὐδὲν ἴδμεν: ἐν βυθῷ γὰρ ἡ ἀλήθεια, eteêi dè oudèn ídmen: en buthô gàr hē alḗtheia, [буквально] «на самом деле мы ничего не знаем, ибо истина в бездне сущности») возникают из выражения la vérité nue, «голая правда».
В Салоне на Елисейских полях 1895 года Жером показал картину под названием Mendacibus et histrionibus occisa in puteo jacet alma Veritas (английский: Воспитатель Истина лежит в колодец, убитый лжецами и актерами), в котором он изобразил «обнаженную Истину, убитую Ложью, ее тело брошено в колодец, а за ней зеркало, из которого отбрасываются вспышки света, освещающие темную бездну». На следующем Салоне в 1896 году Жером показал истину, исходящую из ее колодца.
Предполагалось, что обе картины (как и аналогичная более поздняя работа Эдуарда Деба-Понсана ) были комментариями по поводу дела Дрейфуса, но историк искусства Бернар Тиллье утверждает, что образы Жерома Истины и колодца были частью его непрекращающейся обличительной речи против импрессионизма.
La Photography est un art. Фотография, которая заставляет артистов убирать повседневную рутину и делать более заметные формулы. Elle nous a ouvert les yeux et forcé à regarder ce qu'auparavant nous n'avions jamais vu, service considrable et inappréciable qu'elle a rendu à l'Art. C'est grâce à elle que la vérité est enfin sortie de son puits. Elle n'y rentrera plus.
(Фотография - это искусство. Она заставляет художников отказаться от своей старой рутины и забыть свои старые формулы. Она открыла нам глаза и заставила увидеть то, чего мы раньше не видели ; великая и непередаваемая услуга для искусства. Именно благодаря фотографии Истина наконец вышла из ее колодца. Она никогда не вернется.)
Жером сохранил хотя бы одну из картин. Когда он умер в 1904 году, «горничная нашла его мертвым в маленькой комнатке рядом с его ателье, упавшим перед портретом Рембрандта и у подножия его собственной картины« Правда »», - но источник этого анекдота, биограф Моро-Вотье не уточняет, на какой картине изображена Истина.
С 1978 года «Истина, исходящая из ее колодца» является частью постоянной экспозиции Музея Анны де Божье в Мулен, Франция. В 2012 году, после того как картина побывала в Лос-Анджелесе, Париже и Мадриде, в музее прошла выставка La vérité est au musée («Истина в музее»), на которой были собраны многочисленные рисунки, эскизы и варианты, сделанные Жеромом и другие художники, имеющие отношение к картине и ее теме. Многочисленные интерпретации загадочного значения картины побудили одного из кураторов музея сказать: «C'est notre Joconde à nous». («Это наша Мона Лиза.»)
Истина на дне колодца (этюд к картине 1895 года) Жан-Леона Жерома, Музей Жоржа-Гарре, Везул.
Mendacibus et histrionibus occisa in puteo jacet alma Veritas (Истина-воспитатель лежит в колодце, убитая лжецами и актерами, 1895) Жан-Леон Жером.
Истина на дне колодца (1895) в Лионском музее изящных искусств, еще одна работа Жерома, использующая метафоры Истины, ее зеркала и колодца.
Nec Mergitur (при этом она не затоплена) или La Vérité sortant du puits (1898) от Эдуарда Деба-Понсана, Амбуаза.