Лоскутного одеяла Тристана, иногда Лоскутное одеяло Тристана и Изольды или Лоскутное одеяло Гиччардини, является одним из самых ранних сохранившихся лоскутных одеял в мире. Изображая сцены из истории Тристана и Изольды, влиятельного романа и трагедии, он был сделан на Сицилии во второй половине 14 века. Сохранилось как минимум две части лоскутного одеяла, одна из которых выставлена в галереях средневековья и ренессанса Музея Виктории и Альберта, а другая - в Барджелло в Флоренция. Третье лоскутное одеяло, также изображающее Тристана и Изольду, но не относящееся к образцам Виктории и Альберта и Барджелло, находится в частных руках. Одеяла Тристана - единственные известные сохранившиеся образцы средневековых одеял.
Одеяло изготовлено из двух слоев льна, сшитых вместе с ватой между ними. Обратный стежок кремовой и коричневой льняной нитью определяет серию изображений с подписями, которые были сделаны в рельеф путем вставки рулонов хлопковой набивки, чтобы приподнять части рисунка., техника, известная как трапунто. Набивка могла быть введена во время процесса квилтинга, или из-за того, что слой основы более рыхлый, его нити могли быть разделены, чтобы ввести набивку; некоторые элементы выполнены с использованием квилтинга.
Изображение на лоскутное одеяло напоминает повествование глав 17–19 новеллы XIV века «Тавола Ротонда о L'Istoria di Tristano», в которой описывается угнетение Корнуолла Лангисом Ирландским и его защитником Аморольдо (вариация на тему «Морхольт ») и битва при Тристане от имени короля Марка Корнуолла. Листва на одеяле включает плющ и виноградную лозу, отсылку к растениям, которые росли и переплетались из гробниц обреченного Тристана и Изольды. Сцены на лоскутном одеяле Виктории и Альберта находятся не в своем первоначальном порядке, так как в какой-то момент они были переставлены. Каждая сцена имеет заголовок на сицилийском языке.
В центральной части лоскутного одеяла Виктории и Альберта шесть сцен с рамкой из четырехлистного клевера :
На границе также восемь сцен. Вдоль нижнего края расположены две сцены:
Слева, сверху:
Справа, сверху:
Одеяло Барджелло состоит из восьми сцен и состоит из трех продольных полос, соединенных вместе. Некоторые сцены на одеяле Барджелло изображают Тристана, покидающего двор своего приемного отца, чтобы отправиться к Марку Корнуоллскому; встреча Тристана с Морхольтом для боя; и их битва верхом.
Третье лоскутное одеяло из частной коллекции, предположительно принадлежащее той же мастерской, но не являющееся частью этих двух одеял, включает центральный медальон с изображением Тристана и Изольды на поле флер де lis.
Одеяло VA имеет размеры 320 см в высоту и 287 см в ширину. Эти измерения были подтверждены в 2006 году, когда оно было подготовлено для демонстрации в новых галереях средневековья и эпохи Возрождения.
Одеяло Bargello имеет высоту 2,47 м и ширину 2,07 м.
Недавние исследования показали, что лоскутные одеяла были сделаны как пара настенных ковров, а затем были изменены. Некоторые источники утверждают, что было третье лоскутное одеяло, которое, как полагают, было изготовлено для королевского Дома Капетингов в Анжу. Этот третий фрагмент, известный как лоскутное одеяло Пианетти или Аццолини, находится в частных руках и, как полагают, происходит из того же источника, что и лоскутные одеяла Виктории и Альберта и Барджелло.
Историк текстиля Сара Рэндлс утверждает, что изначально эти два лоскутных одеяла были одно большое лоскутное одеяло размером 6 метров в высоту на 4 метра в ширину, и в нем отсутствуют значительные секции. План Рэндлса для стеганого одеяла предполагает, что сцены должны были быть расположены по часовой стрелке на границе, с центральными изображениями, парными и читающимися снизу вверх. Ультрафиолетовые световые тесты на одеяле Барджелло выявили следы кальция на обратной стороне, который мог появиться из-за его использования в качестве настенного светильника, хотя такое использование могло и не являться первоначальным намерением.
Долгое время считалось, что лоскутные одеяла были сделаны для свадебного подарка Пьетро ди Луиджи Гвиччардини и Лаодомии Аччяюли в 1395 году, хотя недавнее исследование предлагает более раннюю дату. Три охотничьих рога на щите Тристана являются гербом семьи Гвиччардини. В описи семьи Гвиччардини нет точной ссылки на одеяла, но есть упоминание о «трех стеганых покрывалах».
Одеяло VA, согласно его музейному номеру (1391-1904), было приобретено в 1904 году.
Барджелло приобрели свое лоскутное одеяло в июле 1927 года у графа Паоло Гвиччардини, семье которого, как считается, оно всегда принадлежало.
.