A Triplane - это самолет с неподвижным крылом, оснащенный три вертикально расположенные плоскости крыла. Хвостовые плоскости и носовые части обычно не включаются в это количество, хотя иногда они могут быть включены.
Расположение триплана можно сравнить с бипланом несколькими способами.
У триплана более узкая хорда крыла, чем у биплана с аналогичным размахом и площадью. Это придает каждой плоскости крыла более тонкий внешний вид с более высоким соотношением сторон, что делает его более эффективным и увеличивает подъемную силу. Это потенциально обеспечивает более высокую скорость набора высоты и меньший радиус поворота, что важно для истребителя. Sopwith Triplane был успешным примером, имея такой же размах крыла, что и эквивалентный биплан Sopwith Pup.
. Альтернативно, триплан имеет меньший размах по сравнению с бипланом данной площади и размера крыла. соотношение, что приводит к более компактной и легкой конструкции. Это потенциально обеспечивает лучшую маневренность для истребителя и более высокую грузоподъемность с более практичным наземным обслуживанием для большого типа самолета.
Знаменитый триплан Fokker Dr.I предлагал баланс между двумя подходами, имея умеренно меньший размах и умеренно более высокое соотношение сторон, чем у эквивалентного биплана Fokker D.VI.
Тем не менее, можно провести третье сравнение между бипланом и трипланом, имеющим одинаковый план крыла: третье крыло триплана обеспечивает увеличенную площадь крыла, что дает значительно увеличенную подъемную силу. Дополнительный вес частично компенсируется увеличенной глубиной всей конструкции, что обеспечивает более эффективную конструкцию. Caproni Ca.4 и семейства больших многодвигательных трипланов добились определенного успеха в этом подходе.
Масштабная модель летающей лодки Caproni Ca.60.Эти преимущества компенсируются в большей или меньшей степени в любой данной конструкции дополнительным весом и сопротивлением структурных распорок, а также потеря подъемной силы в результате аэродинамических помех между крыльями в любой штабелированной конфигурации. Идея мультиплоскости была продвинута дальше с помощью квадруплана . Ни один из примеров не был успешным, и по мере развития конструкции биплана стало ясно, что недостатки триплана и квадруплана перевешивают их преимущества.
В практической конструкции наземного самолета нижний набор крыльев обычно устанавливается примерно на одном уровне с нижней стороной фюзеляжа самолета, средний набор на уровне верха фюзеляжа и верхний устанавливается над фюзеляжем на подкосах кабанов. В практической летающей лодке даже самое нижнее крыло должно располагаться значительно выше ватерлинии корпуса, создавая в целом высокую конструкцию.
Первым летательным аппаратом тяжелее воздуха, который перевозил человека в свободном полете, был триплан еще в 1848 году, задолго до появления механических самолетов. Одним из немногих летательных аппаратов Дании в 1907 году и первым двигателем, который летал в Германии, был триплан. Однако триплан редко оказывался практическим решением, и лишь несколько типов были выпущены в производство. Большинство проектов трипланов появилось в течение узкого периода с 1908 по 1923 год. Помимо знаменитых боевых трипланов Первой мировой войны, несколько более крупных типов стали успешными бомбардировщиками, авиалайнерами и морскими патрульными самолетами, иногда в виде различных вариантов. та же базовая конструкция, как во время войны, так и сразу после нее. Последняя конструкция триплана, частное домостроение, была представлена незадолго до начала Второй мировой войны.
Первой машиной тяжелее воздуха, которая перевозила человека в свободном, отвязанном полете, был триплан. Построен Джорджем Кэли и летал в 1848 году. Он был современной по форме, с тремя сложенными друг на друга крыльями над фюзеляжем и отдельным стабилизирующим хвостовым оперением с оперением и хвостовым оперением. Крылья имели типичную для Кэли змейподобную форму в плане с низким удлинением. Корабль был недостаточно велик, чтобы вместить взрослого, поэтому пассажиром был выбран местный мальчик, но его имя неизвестно.
Между 1907 и 1911 годами ряд пионеров экспериментировали с трипланами, некоторые из которых могли летать и летать. другие нет. Ни один из них не оказался выдающимся, хотя серия, выпущенная А.В. Roe имел некоторый успех и продавался в небольших количествах.
В 1907 году датский пионер Якоб Эллехаммер управлял двигателем трипланом и позже получил приз за полет на нем в Германии.
Французский триплан Буссона-Боргни утка 1908 года потерпел неудачу. Goupy №1, разработанный в 1908 году Амбруазом Гупи и построенный Voisin, был более успешным. Через несколько недель после полета Goupy № 1 триплан Ганса Града стал первым самолетом немецкой постройки, который совершил полет. В том же году Фарман модифицировал свою оригинальную машину Voisin до конфигурации триплана, и Доран сконструировал военный триплан.
В 1909 году американец сконструировал свой собственный триплан, а француз сконструировал триплан, который не смог летать. В течение 1909 и 1910 годов пионер английской авиации А.В. Роу построил серию из четырех экспериментальных трипланов - типов I, II, III и IV - и продал небольшое количество своих проектов типов II и III, прежде чем отказаться от триплана.
Александр Грэм Белл экспериментировал с «восьмигранным» крылом и в 1910 году построил образец триплана Oionus I, который не смог летать.
В 1911 году бельгиец построил триплан, способный совершать короткие перелеты или прыжки, а русский Роджествейский также построил триплан.
Во время Первой мировой войны некоторые производители самолетов обратились к конфигурации триплана для истребителя. На практике эти трипланы, как правило, предлагали худшие характеристики по сравнению с аналогичным бипланом, и, несмотря на непродолжительную популярность около 1917 года, только четыре типа были выпущены ограниченным образом.
Ньюпор построил серию прототипов триплана между 1915 и 1917 годами, с сильно смещенным назад верхним крылом для улучшения обзора пилота и характерной треугольной распоркой, удерживающей три крыла. Конструкция привела к плохой управляемости и в конечном итоге была отброшена.
В 1916 году компания Sopwith разработала три различных проекта триплана. Один, известный просто как Sopwith Triplane, был запущен в производство и стал первым военным трипланом, поступившим на вооружение. Он имел крылья равного размаха с высоким удлинением, установленный на фюзеляже, очень похожий на фюзеляж предыдущего биплана Pup, и подпирался по одной прочной стойке с каждой стороны с минимальным количеством проводов. Этот тип был заказан как в RFC, так и в RNAS, но RFC заменил их на другой тип, и Sopwith видел обслуживание только с RNAS, где он успешно работал.
Превосходство типа Sopwith в характеристиках и первые успехи над Albatros D.III вызвали интерес к этой конструкции у военных, особенно в Германии и Австро-Венгрии. В течение 1917 и 1918 годов производилось множество опытных образцов истребителей, иногда неохотно под давлением военных. Примеры произведены компаниями Albatros, Aviatik, Brandenburg, DFW, Euler, Fokker, Friedrichshafen, LFG Roland, Lloyd, Lohner, Oeffag, Pfalz, Sablating, Schütte-Lanz, Siemens-Schuckert., WKF, в Великобритании - Остином, а в США - Curtiss. Только две компании, Fokker и Curtiss, увидят в производстве какой-либо из своих проектов.
Прототип Fokker V.4 1917 года (идентифицированный некоторыми как V.3) имел необычные консольные крылья без распорок, причем самое верхнее крыло прикреплялось к фюзеляжу только с помощью распорок кабана. Крылья сильно вибрировали в полете, и следующий прототип, V.5, имел по одной межплоскостной стойке с каждой стороны, похожую на Sopwith, но без проводов, называемых кожухами. Он стал прототипом знаменитого триплана Fokker Dr.I 1917 года, который стал увековечен как самолет, наиболее тесно связанный с Манфредом фон Рихтгофеном, «красным бароном» в популярной культуре.. Хотя он имел хорошую скорость набора высоты и был очень маневренным, он не был особенно быстрым. После разрушения двух экземпляров в воздухе тип был снят с вооружения для усиления, и к тому времени, когда он был повторно введен в эксплуатацию, он уже не был лидером в характеристиках.
Между тем, в США компания Curtiss произвела много проектов триплана в период с 1916 по 1918 год. Из них несколько истребителей и родственных им типов поступили в производство, в частности, учебно-тренировочный самолет Model L (из которых три экземпляра были сконструированы как гидропланы) и истребители Model S и Model 18-T. Опытный образец Curtiss GS-1 1918 года был необычным с самого начала, поскольку являлся гидропланом-разведчиком.
По характеристикам боевые трипланы вскоре уступили улучшенным истребителям-бипланам . Однако уже в 1919 году было совершено полеты трех прототипов Sopwith Snarks, а в 1920 и 1921 годах - тяжело бронированных Boeing GA-1 и GA-2 для наземной атаки. трипланы оказались слишком тяжелыми, чтобы быть полезными.
Несколько британских дизайнеров использовали конфигурацию триплана в роли противодействия цеппелину. С 1915 года Армстронг Уитворт разработал прототипы F.K.5 и F.K.6. Это были большие трехместные модели с двумя двигателями и средним крылом, значительно большей размахом, чем у других. Затем в 1917 году Blackburn выпустила свой одноместный триплан . Это было что-то вроде возврата, с толкающим винтом и оперением на стреле, как в более ранние времена. Конструкция была предназначена для установки в носовой части фюзеляжа двухфунтовой безоткатной пушки с направленной вверх стрельбой. Ни один из типов не продвинулся дальше стадии прототипа.
Французы начали экспериментировать с конструкциями бомбардировщиков в 1915 году. Прототипы Morane-Saulnier TRK и Voisin Triplane 1915 года и 1916 г. не увенчались успехом. Конструкция Voisin была необычной, поскольку имела дополнительную хвостовую балку над фюзеляжем, помогавшую поддерживать оперение . Французские трипланы имели больший успех в дальнем плавании. Labourdette-Halbronn произвела прототип двухкорпусного триплана-торпедоносца H.T.1 в 1918 г. и два прототипа модифицированной версии H.T.2 в 1919 г. Бессон спроектировал несколько летающих лодок-трипланов в промежутке между ок. 1917 и 1919, первоначально в партнерстве с Леви. У 1917 года было центральное крыло большего размаха, чем у других, и многие экземпляры использовались для противолодочной обороны и патрулирования. Их последняя такая конструкция, 1919 г., имела верхнее крыло, увеличенное до того же размаха, что и центральное крыло, и также была заказана в серийное производство, хотя выпуск был отменен после того, как было поставлено относительно небольшое количество. Бессон отделился от Леви и в том же году создал свой собственный морской патрульный летающий катер, который он выставил на авиасалоне в Париже в 1919 году. Позже он разработал ряд меньших проектов для других ролей, в том числе Besson H-6 почтовый самолет, летавший в 1921 году.
A Caproni Ca.48 авиалайнер.Итальянский Caproni Ca.4 1917 года был еще одним удачным проектом и поступил на вооружение ВВС Италии в качестве тяжелого бомбардировщика в 1918 году. Многие другие варианты были произведены как во время, так и после войны. Позднее Капрони изменил нумерацию многих из этих вариантов как новых типов, включая авиалайнер Ca.48 . Во время первой катастрофы коммерческой авиации в Италии и одной из первых - и в то время самых смертоносных - авиакатастроф, Ca.48 разбился во время полета над Вероной, Италия, 2 августа 1919 года, погибли все находившиеся на борту (от 14 до 17 человек). Неудачный прототип трансатлантического гидросамолета Caproni Ca.60 имел три комплекта трипланов крыльев, взятых у Ca.4, всего девять крыльев, и обычно классифицируется как многоплан.
Среди множества конструкции больших гидросамолетов, произведенные в США компанией Curtiss в период с 1916 по 1918 годы, некоторые из них были триплана, однако ни один из них не поступил в производство, включая прототип Wanamaker Triplane.
Британия также получила свой первый триплан-бомбардировщик в 1917 году с однодвигательным Sopwith Rhino. Это не имело успеха, и Sopwith Cobham, единственный двухмоторный тип, который когда-либо производил Sopwith, через два года показал себя немного лучше. С 1918 года британская компания Bristol разработала серию тяжелых трипланов, которые, как и конструкция Caproni, появлялись в разных вариантах, предназначенных для разных ролей. Первым был бомбардировщик Bristol Braemar, летавший в 1918 году с версией Mk II в 1919 году. 14-местный транспортный вариант Bristol Pullman летал в 1920 году. новая, более крупная конструкция военного грузового корабля, известного как Bristol Tramp. Tarrant Tabor, еще один, гораздо более крупный британский бомбардировщик, был построен с тремя крыльями, чтобы нести шесть требуемых двигателей - четыре более мощных двигателя отсутствовали. Дисбаланс мощности из-за высокой установки привел к аварии Tabor во время первого полета в 1919 году. Его конструктор Уолтер Барлинг разработал американский триплан Witteman-Lewis XNBL-1 аналогичного размера, известный как The «Бомбардировщик Барлинг», совершивший первый полет в 1923 году. В меньшем масштабе авиалайнер Avro 547 представлял собой модифицированный Avro 504 с дополнительным крылом. Два были построены, из которых первый полетел в 1920 году. Он был продан Queensland and Northern Territory Aerial Services, но оказался непригодным для тяжелых условий австралийской глубинки. Единственным трипланом, внесенным Британией в морскую арену, стал прототип Felixstowe Fury 1918 года, также известный как Porte Super-Baby.
Почти так же, как и в случае с бомбардировщиком Барлинг, в 1922 году японцы управляли бомбардировщиком-торпедоносцем Mitsubishi 1MT. Он поступил в производство как Navy Type 10.
После Первой мировой войны было несколько экземпляров Curtiss 18-T. используется для гонок. 18Т-2 почти выиграл в 1922 году (только пилоты ВМС США), но пилот Сэнди Сандерсон закончил топливо прямо перед финишем.
В 1921 г. был создан гоночный триплан "Cactus Kitten" путем модификации биплана "Texas Wildcat 2" (который, в свою очередь, был модификацией моноплана "Texas Wildcat"), став, таким образом, единственной конструкцией в истории, которая перешла от моноплана к биплану. к конфигурации триплана. Также называемый гонщиком Curtiss-Cox, разработанный и спонсируемый Cox из Техаса и оснащенный двигателем Curtiss C-12 мощностью 435 л.с., Cactus Kitten имел размах крыльев 20 футов. В гонке Пулитцера 1922 года он занял второе место после Биплан Curtiss. В конфигурации триплана он превзошел свои предшествующие монопланы и бипланы по управляемости и скорости, и в течение короткого периода в 1922 году триплан снова был замечен: Kitten рекламировался как самый быстрый самолет в мире, способный разгоняться до 200 миль в час.. В том же году он был подарен флоту и использовался в качестве тренера для Пулитцеровской гонки 1922 года, но слава оказалась очень мимолетной.
В 1927 году двухмоторный 22-местный авиалайнер Catron Fisk CF-10 был модифицирован с дополнительными топливными баками и обновленными двигателями и назван Гордостью Лос-Анджелеса. Намерение было войти в гонку, но из-за инцидента в полете самолет разбился до начала гонки.
Некоторые трипланы были разработаны для частного использования. Пожалуй, самым необычным был самолет Curtiss Autoplane 1917 года, летающий триплан. В том же году для частного использования был продан более традиционный триплан Curtiss-Judson, одноразовый и немного увеличенный вариант триплана Curtiss Model F.
После войны во Франции в 1921 году совершил полет частный туристический самолет Besson H-3. А в 1923 году немецкий энтузиаст дельтапланов Ганс Рихтер пилотировал вариант триплана.
После повального увлечения самодельным тандемным крылом Mignet Pou du Ciel (Flying Flea), в 1939 году в Америке был произведен вариант триплана American Flea. В этом варианте верхнее крыло было неподвижным, а нижнее выполняло роль летающих элеронов.
Тандемный триплан имеет два набора крыльев триплана, переднее и заднее. Сделано мало.
Триплан Dufaux 1908 года был первым самолетом отечественной конструкции в Швейцарии, сконфигурированный как тандемный триплан с бипланом меньшего размера с горизонтальным стабилизатором.
Триплан 1909 Roe I Triplane также был описан как тандемный триплан из-за его относительно большого триплана в кормовой части.
Fokker V.8 1917 года был еще одной тандемной конструкцией, хотя и не настоящим тандемным трипланом, с передним крылом триплана, задним крылом биплана и стабилизатором хвоста моноплана.
В 1921 году итальянец Джанни Капрони соединил три стопки крыльев триплана из своей серии Ca.4 с одним фюзеляжем в тандемном тройном триплане, чтобы создать Caproni Ca.60 прототип Noviplano трансатлантический авиалайнер. Он оказался нестабильным и разбился во втором полете.
Еще один образец строился в Канзас-Сити, США, в конце 1922 года.
В последнее время термин «тандемный триплан» использовался для некоторых новых типов монопланов с активным "canard "поверхности носа в дополнение к обычным крыльям и горизонтальному оперению. Конфигурация, имеющая три сопоставимых подъемных поверхности в тандеме, более правильно называть трехплоскостным самолетом, или иногда тандемным тройным или тандемным тройным самолетом, и не является трипланом как таковым. Эти современные типы также можно сравнить с первопроходцами Voisin-Farman I и Curtiss No. 1, которые также имели большое основное крыло с меньшими носовыми и кормовыми плоскостями; самолеты меньшего размера не рассматривались как часть основного крыла и не описывались как тандемные.