Племена Черногории

редактировать

племена Черногории (черногорцы и сербы : племена Црне Горе / plemena Crne Gore) или черногорские племена (черногорские и сербские: црногорска племена / crnogorska plemena) были историческими племенами в областях Старой Черногории, Брда, Старая Герцеговина и Приморье, и были геополитическими единицами Османской Черногории Вилайет (или Князь-Епископство Черногория, 1697–1852), восточный Санджак Герцеговины, части Санджака Скутари и Венецианская Албания, территории, которые в 20 веке были включены в Черногорию.

Многие племена были объединены в княжество Черногория (1852–1910). Племенное собрание (збор) Княжества Черногория изначально официально состояло из двух общин Старой Черногории (Црногорцы, «черногорцы») и Брда (Брджани, «горцы»). В антропологических исследованиях эти племена делятся на племена Старой Черногории, Брды, Старой Герцеговины и Приморья, а затем на подгруппы (братства / кланы - братства и, наконец, семьи). Сегодня они убедительно свидетельствуют о социальной антропологии и семейной истории, поскольку с тех пор они не использовались в официальных структурах (хотя некоторые племенные регионы частично совпадают с современными муниципальными территориями). Группы родства дают ощущение общей идентичности и происхождения.

Содержание

  • 1 Происхождение
  • 2 Организация
  • 3 Культура
  • 4 История
    • 4.1 Предпосылки
    • 4.2 Ранний современный период
    • 4.3 XIX век
    • 4.4 XX век
  • 5 Антропология
    • 5.1 Влахи
  • 6 Племена
    • 6.1 Разрозненные братства
  • 7 Аннотации
  • 8 См. Также
  • 9 Ссылки
  • 10 Источники
  • 11 Внешние ссылки

Происхождение

Племена на территории современной Черногории формировались и развивались в разное время в процессе, который не был единообразным. Организацию племен можно проследить в Османский период. Основным условием образования племени было владение общинной (в основном) пастушеской землей, защищаемой всем племенем. Соседние племена, а также члены одного и того же племени воевали друг с другом за стада и пастбища. Зимнее пастбище, катун, было экономической базой, лишенность которой могла угрожать выживанию племени. Племена формировались чаще путем агломерации, чем кровного родства, хотя в племенных преданиях есть свои члены, происходящие от общего предка; ядро объединяло более мелкие группы, которые принимали знания как свои собственные.

Согласно Б. Журневу, племена Старой Черногории, Брды и Старой Герцеговины произошли от катунов. Катун был прежде всего родственной организацией, пастухи (валахи) также служили солдатами, то есть также военной организацией. жупа (уезд), территориальная организация феодального государства Неманич, была заменена катуном в провинциях, где катуны преобразовались в племена. Будь то через родственные катуны, которые возникли и превратили несвязанные элементы в одну основную группу, предположительно связанную с кровью, или объединив семьи без навязанной кровной ассоциации, они внесли элементы своей родственной организации и военной демократии в племена, которые были созданы на руинах феодального правления. территориальная организация.

Организация

Племена (племена, синг. племе) были территориальными и социально-политическими единицами, состоящими из кланов (братства, синг. братство) в исторической Черногории. Племена не обязательно являются родственниками, поскольку они служат только геополитической единицей. Особенно большой автономией племена пользовались в период со второй половины 15 века до середины 19 века. Первоначально они записывались как катуны - основная социальная и этническая структура валахов, не всегда однородная по крови, на голове которой был катунар - вождь племени. С славянизацией бывшие катуны стали называться племена (что означает как племя, так и род), в то время как катунар стал славянским войводой или кнезом. После османской оккупации относительная изоляция друг от друга и отсутствие централизованной власти сделали их местными самоуправляющимися единицами.

Кланы или братства (братство) - это патрилокальные родственные группы, которые обычно следуют их происхождение от определенного предка мужского пола и общая фамилия. Братство - это экзогамная группа. Имена братств происходят от имен, прозвищ или профессии предка. В большинстве случаев брак в рамках братства запрещен независимо от биологической дистанции между будущими супругами. Однако это не относится к некоторым более крупным братствам, которые иногда допускают эндогамные браки, если генеалогическое расстояние между супругами достаточно велико. На войне члены братства (bratstvenici) должны были стоять вместе. Размер таких отрядов варьировался от 50 до 800 воинов (1893 г.). Со временем братство разделилось на более мелкие подразделения и приобрело отдельные названия. Современные фамилии черногорцев обычно происходят от этих более мелких единиц. Члены, как правило, хранят свою семейную историю, и многие могут перечислить линию предков основоположнику братства.

Отношения между племенем и братством рыхлые. Во времена племенной автономии братства обычно долгое время концентрировались в одном и том же месте и поэтому составляли часть племени. Различные братства, проживавшие на территории одного племени, часто не были связаны друг с другом. Новое братство могло быть установлено (и часто было), если незнакомец искал убежища, обычно из-за конфликта с османскими властями или из-за кровной мести внутри племени.

Племена были важным институтом в Черногории повсюду. его современная история и создание государства. У каждого племени был свой вождь, и они вместе составляли «собрание» или собрание (збор или скупштина). Племенное собрание избирало владыку (епископа-правителя) из образцовых семей, которые с 15 века были главными фигурами в сопротивлении османским набегам. Объединение племен (и смягчение кровной мести) было их основной целью, но результаты ограничивались узкой сплоченностью и солидарностью.

Культура

Динарское общество горских пастухов имело патриархально-героический характер. культура с эндемичной культурой насилия, вызванной выживанием из бедности на бесплодной местности, изоляцией от городов и образования и сохранением племенных структур. Неграмотность была обычным явлением, и народные песни имели большее влияние на нравственные нормы по сравнению с православным религиозным учением. Острые столкновения отца и сына были обычным явлением, поскольку жестокое самоутверждение вызывало уважение. Данило Медакович в 1860 году отметил парадокс динарских мужчин: «Он столь же храбр в бою, как и боится суровых властей. Суровые власти могут превратить его в настоящего раба», что приводит к готовности сражаться, но никогда истинная политическая свобода. Партизанская война также оказала негативное влияние на соблюдение законов, поскольку грабежи и грабежи составляли важную часть экономического дохода. Суровая черногорская жизнь отражена в Горном венке (1847).

Кланы часто вступали в межплеменные конфликты и кровную месть (krvna osveta ). Сотрудничество с внешним врагом (османами, австрийцами) против внутреннего не было редкостью, как Милован Джилас рассказывает: «Мы, черногорцы, затаили злобу не только на врага, но и друг на друга». Джилас в своих детских воспоминаниях описал кровную месть и последующую месть как «долг, который мы заплатили за любовь и жертвы, которые наши предки и соплеменники несли ради нас. Это была защита нашей чести и доброго имени, а также гарантия наших дев..Это была наша гордость перед другими; наша кровь не была водой, которую кто-либо мог пролить... Это были столетия мужской гордости и героизма, выживания, материнского молока и клятвы сестры, погибших родителей и детей в черном, радости и песен превратились в тишину и плач. Это было все, все ". Хотя и делала жизнь несчастной, «угроза вендетты помогала удерживать людей в браке... отдельные племена оставались жизнеспособными в качестве политических единиц в рамках системы вендетты, потому что перемирие обычно могло быть заключено, когда это было необходимо».

В современных переписях населения Черногория, потомки идентифицируют себя как черногорцы, сербы, этнические мусульмане и боснийцы и албанцы.

Организационная структура различается значительно между различными кланами и племенами. Традиционно Войвода считался высшим авторитетом в племени. Однако назначение на такую ​​должность также разошлось между кланами и эволюционировало с течением времени. В некоторых племенах должность была наследственной и не обязательно переходила от отца к сыну, а в некоторых была выборной. Племена Старой Черногории редко имели воеводы до 18 века. Таким образом, власть находилась в руках местного кнеза (аналогично англосаксонскому эсквайру ). Племена нагорья назначали воеводы с середины 15 века, а племена Старой Герцеговины начали эту практику столетием позже. Воевода имел право представлять племя в целом, и, таким образом, его преданность османам или принцам-епископам Черногории, даже провозглашение себя независимым, определяла политический курс племени. С более сильной центральной властью воеводства постепенно были признаны своего рода дворянством в Черногории, и правитель имел право лишить их титула. Этот исторический процесс заложил основу для создания современной Черногории, которая превратилась в страну из свободной федерации племен на рубеже 18/19 века. Название кнез постепенно исчезло, и его заменили на Сардар (аналогично Граф, но ниже Воевода). В период теократии высшая религиозная власть была зарезервирована за игуменом некоторых средневековых монастырей, которые племя считало своими собственными и для которых оно развивало культ поклонения. Морача является особым примером, поскольку она служила местом скопления как племен Ровчани, так и Морачани, а также до начала XIX века Васоевичей, которые позже развили свой собственный культ после Дурджеви Ступови.

История

Предыстория

Каждое племя имеет сложное историческое и географическое происхождение. В средние века славянскому населению удалось культурно ассимилировать коренных романизированных потомков «иллирийских» племен. Племенные названия (в том числе несколько неславянских) оставили след в топонимии Черногории и соседних стран. Что касается исторических записей по возрасту и свидетельствам, показано, что, по крайней мере, между 14 и 15 веками многие племенные миграции в Черногории из Косово, Метохии, Албании, Босния и Герцеговина.

Ранний современный период

В 1596 г. вспыхнуло восстание в Белопавличи, затем распространилось на Дробняци, Никшич, Пива и Гацко (см. сербское восстание 1596–97 ). Он был подавлен из-за отсутствия иностранной поддержки.

В 1689 году вспыхнуло восстание в Пипери, Ровке, Белопавличи, Братоножичи, Кучи и Васоевич, в то время как в то же время вспыхнуло восстание в Призрене, Печ, Приштина и Скопье, а затем в Кратово и Крива Паланка в октябре (Восстание Карпоша ).

В 1697 г., с избранием из Данило I Шчепчевича из племени Негуши в качестве митрополита (владика) Цетине, наследование было ограничено кланом Петровичей до 1918 года (за исключением коротких периодов правления Шчепана Мали и Арсений Пламенак ). Поскольку православные епископы не могли иметь детей, официальный титул переходил от дяди к племяннику. Данило I учредил первый свод законов Черногории, суд для арбитража судебных дел, и изо всех сил пытался объединиться племена.

В 1774 году, в том же месяце смерти Щепана Мали, Мехмед-паша Бушати атаковал Кучи и Белопавличи, но был окончательно разбит и вернулся в Скутари.

Отсутствие межплеменного единства ослабило оборону Черногории в войне с турками, так как хорошо провалилась централизованная система, сделав Черногорию отсталой и местечковой. Петру I Петровичу на Цетинском собрании в 1787 году впервые удалось успешно объединить древние черногорские племена против османского врага. Результатом были победы и завоевание территорий, особенно Брда, затем в Восточной Герцеговине, в долине Зета, на побережье от Бара к югу от Улциня, что привело к контролю большего количества племен. Однако из-за предыдущего сербского влияния в этих частях эти племена восставали, если Цетинье предпринимало попытки обложить их налогом. Хотя большинство из этих семи племен были включены в 1796 г., Ровчаны и Морачани были включены только в 1820 г., а Васоевичи - в 1858 г. От этих племен позже произошли Караджордже (Васоевичи) и Милош Обренович ( Братоножичи).

В 1789 году Йован Радонич, губернатор Черногории, второй раз написал императрице России: «Теперь все мы, сербы из Черногории, Герцеговина, Баньяни, Дробняци, Кучи, Пипери, Белопавличи, Зета, Клименти, Васоевичи, Братоножичи, Печ, Косово, Призрен, Арбания, Македония принадлежат вашему превосходительству и молитесь, чтобы вы, как наша добрая мать, прислали князя Софроние Югович-Маркович."

19 век

После Первого сербского восстания (1804), меньшие восстания вспыхнули также в Дробняци (1805), Ровце и Мораче.

Князь-епископ Петар I (г. 1782-1830) обратился за помощью к России в 1807 году для создания новой сербской империи с центром в Черногории. Он провел успешную кампанию против бея Боснии в 1819 г.; отражение османского вторжения из Албании во время русско-турецкой войны привело к признанию суверенитета Черногории над Пипери. Петру I удалось объединить Пипери, Кучи и Белопавличи в свое государство. В 1847 году разразилась гражданская война, в которой Пипери и Црмница пытались отделиться от княжества, охваченного голодом, и не могли облегчить их пайками османов, сепаратисты были подавлены, а их главарь расстреляна. На фоне Крымской войны в Черногории возникла политическая проблема; Дядя Данило I, Георг, призывал к еще одной войне против османов, но австрийцы посоветовали Данило не брать в руки оружие. Против Данило был сформирован заговор, возглавляемый его дядями Георгием и Перо, ситуация достигла апогея, когда османы разместили войска вдоль герцеговинской границы, спровоцировав горцев. Одни призывали к нападению на Бар, другие совершили набег на Герцеговину, и недовольство подданных Данило возросло настолько, что Пипери, Кучи и Белопавличи, недавние и все еще не спланированные приобретения, провозгласили себя независимым государством в июле. 1854 г. Данило был вынужден принять меры против повстанцев в Брде, некоторые перешли на турецкую территорию, а некоторые подчинились и должны были заплатить за гражданскую войну, которую они вызвали.

Петр II Петрович-Негош еще больше объединил черногорские племена, формирование государственного устройства и независимость Черногории в 1878 году, а также солидарность с Сербией и сербдом. Хорватский историк Иво Банак утверждает, что из-за сербского православного религиозного и культурного влияния черногорцы потеряли из виду свое сложное происхождение и считали себя сербами. Как и во времена Данила I, пропагандировался физическое преследование мусульманского населения, что также было частью религиозного определения черногорской идентичности.

20 век

Расширение Черногории (1830–1944).

В 1904 Никола I Петрович-Негош реорганизовал Черногорское княжество в «капитанства», каждый из которых был организован на уровне племен. У каждой нахиджи был свой старейшина (из соответствующего племени). На собрания племен регулярно приходили все взрослые мужчины из соответствующего клана. «Генеральное собрание Черногории» было высшим политическим органом и посредником между черногорским народом и властями Османской империи. Он состоял из вождей всех племен Черногории.

Территориальная экспансия Черногории продолжалась, и после Балканских войн (1912–13) в нее вошли значительные части Герцеговины, Сербии и Албания. С 1880 года амбиции Николы I столкнулись с амбициями династий Обренович и Караджорджевич в отношении руководства сербами. Черногорский национализм (федерализм) в конечном итоге пострадал от политической активности молодых черногорцев, проживающих в Сербии. Во время Подгорицкого собрания (1918), которое решило судьбу Черногории как независимого государства (поддерживаемого зелеными ) или объединенной части Королевства Сербия (при поддержке белогвардейцев) племена разделились даже внутренне. Зеленые состояли из высокогорных племен Морачани, Пипери и Ровчи, катунских кланов Белице, Цетинье, Цвето и Куче и Герцеговинские племена Никшичи и Рудинджани. Зеленые этнически объявили себя сербами, но не поддержали то, что они видели, как сербскую аннексию черногорского государства. Однако в конце концов победили белые, поддерживаемые остальными племенами.

Во время Второй Мировой Войны, племена были внутренне разделены на две стороны: четников (сербских роялистов ) и югославов. Партизаны (коммунисты ), воевавшие друг с другом за власть Югославии. В результате конфликт распространился внутри племенных и клановых структур.

Антропология

Влахи

Чешский историк Константин Йозеф Йиречек (1918) считал, что Население Дукля состояло из очень смешанного населения новоприбывших славян и пожилых людей, таких как албанцы и румыны. Хорватский историк Милан Шуффлай (1925–1927) считает, что влахско-албанско-черногорский симбиоз прослеживается в этимологии имен в Пипери, Могуши, Кучи, и фамилии с суффиксом «-ул» (Градул, Радул, Сербул, Владул) и топонимические названия гор, Дурмитор и Посетитель. Сербский историк Владислав Шкарич (1918) считал, что многие имена братства, такие как Сарапи, Радомани и другие в Черногории, принадлежали мигрантам из центральной Албании, в то время как Букумири из Братоножичи, Ваймеши из Васоевичи, Ибалджи из Герцеговины происходил из северной Албании. Сербский этнолог Йован Цвиич (1922) отметил славянскую ассимиляцию и миграцию многих групп Матаруге, Макуре, Мугоши, Кричи, Шпаньи, Чичи и другие валахи, которые упоминались как братства или племена. Он считал, что все горни («высшие») племена жили в частях нынешних сербских племен в Брде и Старой Герцеговине, и что многие группы были ассимилированы в племена Пипери, Кучи, Братоножичи, Белопавличи и другие, сохранившие свое старое имя. Американский культурный антрополог Кристофер Бём утверждал, что некоторые кланы произошли от праславянского иллирийского населения современной Черногории, в то время как большинство кланов имели славянское происхождение, либо с самых ранних сербских поселенцы или более поздние сербские иммигранты, которые прибыли в этот район из соседних регионов во время османского господства на Балканах.

хорватский лингвист Петар Скок (1918–1919), в то время как исследуя рагузанские документы 15-го века, отметили, что на территории Жабляка и Столаца существовала особая область, называемая донжи Власи или Влачи inferiores («нижние валахи»), и что, таким образом, где-то должны были существовать горни власи («верхние валахи»), не упомянутые в документах; он считал, что это могло быть расположено в сегодняшней Катунской нахии в Черногории, что, вероятно, относится к catunos / catuni Cernagore с 1435 года.

Йован Эрделянович говорил об объединении сербов (славян) и влахов, и отметил, что в На более ранней стадии формирования динарских племен сербское и сербизированное туземные братства объединились в племенную единицу под одним названием. Йован Цвиджич отметил неопределенность в отношении того, всегда ли термин «Влах» в средневековой Сербии и других частях использовался для настоящих влахов или также для сербских пастухов, поскольку термин постепенно приобрел вторичное значение «пастырь», независимо от этнической принадлежности. По словам хорватско-албанского историка Зефа Мирдита (2009), некоторые сербские ученые, такие как Д. Журнев (1951), часто полностью отвергали этническую самобытность влахов, считали их только социальной категорией и провозглашали их сербами или славянами, несмотря на то, что влахи были всегда упоминался как, согласно Мирдите, подлинная этническая принадлежность в средневековых записях до XVI века. Франц Бабингер (1951) также выступал против точки зрения Журнева. Черногорский этнолог Петар Шобайич заявил, что первые славянские поселенцы в районе Зеты смешивались с местными романизированными иллирийскими аборигенами и славянизировали их, хотя и принимали племенные имена аборигенов (Шпани, Матагужи, Матаруги, Малоншичи, Макуре, Букумири, Кричи). Позднее сербские поселенцы вступили в конфликты с этими ранними смешанными племенами, что в конечном итоге привело к уничтожению последних и формированию новых более сильных племен.

Сербский историк Иван Божич указал, что славянизация не была завершена в 15 веке., и что современники четко разграничивали славян и тех, кто был валахами / морлахами или включал влахов примесь, а также прослеживали вклад валахов в Черногорию. Сербский историк Сима Жиркович (1968–1973) отмечал, что на протяжении всего средневековья влах использовался как этнический термин в греческом, албанском, болгарском, латинском, саксонском языках, и хотя он был почти лингвистически славянским и культурно адаптирован к окружающая среда, их отделение от других славян в документах свидетельствует об их ином происхождении, экономической деятельности и статусе, а также о том, что они не были полностью приняты как члены одного и того же этнического и социального общества. В записях XIV века из Которского залива термин «влах» (Nos Vlaci, cum Vlachis, dictorum Vlacorum) имел этническое значение наряду со славянами и турками, согласно Зефу Мирдита (2009). Черногорский историк Шпиро Кулишич (1980) считал, что в деловых договорах необходимо было установить личность собеседника, в том числе этническую и местную. В 1296 году люди Чекличи были идентифицированы как валахи (Р. Ковиянич, 1963).

Иречек утверждал, что в рагузанских документах катуны и влахи (пастухи) описывались как часть племени, а не все племя.. Сербский антрополог Петар Влахович (1996) утверждал, что славяне, поселившиеся к VII веку, вступили в контакт с остатками римлян (валахов), которые позже стали составной частью всех балканских народов. Хотя старое балканское население долгое время сохраняло свои особенности, оно не оказало большего влияния на славянские племенные общины. Часть старого балканского населения, считавшего себя римскими наследниками, раньше славян ушла из внутренних районов в прибрежные города. Тем временем римляне (валахи), оставшиеся в горах, стали подданными славян. Эти горные валахи по своей численности и по культуре не оказали заметного влияния на развитие общества и, в меньшей степени, на формирование особого этноса. Влияние римского населения в городах Зета было невелико, что видно также из сербских королевских хартий XIII и XIV веков, в которых упоминаются этнические группы сербов, латинян, арбанаси и влахов, а порядок свидетельствует об их численности. ; албанцы, которых не могло быть много, были больше, чем валахи. По его словам, имя Влах также обозначало профессию пастуха, потому что наряду с этническими влахами были славянские пастухи, которых называли «валахи» не по этническому, а по экономическому статусу. Славянская географическая номенклатура, за исключением незначительных случаев, является определенным подтверждением, поскольку славяне селились вдоль дорог и рек, а также катуны.

Племена

Племена Древней Черногории.

сербский географ Йован Цвиджич перечислил 21 племя на территории Старой Черногории, 7 в Брде (нагорье), 16 в Старой Герцеговине и 2 в Приморье (Черногорское побережье ). Они были разделены на две отдельные группы; Старый черногорский и племена в высокогорье. Последние были сосредоточены на северо-востоке реки Зета и в основном состояли из племен, бежавших от османской оккупации и присоединившихся к Черногории после сражений при Мартиничи и Крушах (1796 г.).

Древние черногорские племена были организованы в пять (позже четыре) территориальных единицы, называемых нахиджа (термин заимствован из османского нахие ); Катунска, Лешанска, Пьешивцы (позже включенные в Катунскую), Риека и Црмничка нахия.

Разрозненные братства

Существуют также крупные разрозненные или эмигрантские братства, такие как Малешевцы, Павковичи, Приедоевичи, Требешани (Никшичи), Милорадовичи-Грабрени, Угреновичи, Бобани, Пилатовци, Мрдженовичи и Вельовичи.

Аннотации

  1. ^Четыре основные региональные и историографические единицы известны как:
    • Старая Црна-Гора («Старая Черногория») или просто Црна-Гора. Племена известны как crnogorska plemena. Население известно под демонимом Crnogorci.
    • Brda («Высокогорье, холмы») или Sedmoro brda («Семь холмов»). Племена известны как brdska- или branska plemena. Население известно под демоном Brđani.
    • Старая Герцеговина («Старая Герцеговина») или просто Герцеговина. Племена известны как starohercegovačka- или hercegovačka plemena. Население известно под демоном Герцеговци.
    • Приморье («Приморье»). Племена известны как приморские племена. Население известно под демоном Приморцы.

См. Также

Ссылки

Источники

Книги

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-11 11:12:56
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте