Племя

редактировать
Социальная группа, существовавшая до развития или вне государства; Альтернативно, суверенная нация Мужчины племени Шкрели на праздник Святого Николая в Бжете на территории Шкрели, Албания, 1908

Термин племя используется во многих различных контекстах для обозначения категории человек социальной группы. Преимущественное использование этого термина в дисциплине антропология. Это определение оспаривается, отчасти из-за противоречивого теоретического понимания социальных структур и структур родства, а также из-за проблематичного применения этой концепции к чрезвычайно разнообразным человеческим обществам. Антропологи часто противопоставляют эту концепцию другим социальным и родственным группам, поскольку она иерархически больше, чем род или клан, но меньше вождества, нация или штат. Эти условия также оспариваются. В некоторых случаях племена имеют юридическое признание и некоторую степень политической автономии от национального или федерального правительства, но это юридическое использование термина может противоречить антропологическим определениям.

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 Классификация
    • 2.1 Споры и амортизация использования
  • 3 Сегодняшний
  • 4 См. Также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние links

Этимология

Слово «племя» впервые появилось в английском языке в среднеанглийской литературе XII века в отношении двенадцати колен Израиля. Среднеанглийское слово происходит от древнефранцузского tribu и, в свою очередь, от латинского tribus (множественное число tribūs) в отношении предполагаемого трехчастного разделения первоначального римского государства по этническому признаку на трибу, известные как Ramnes (или Ramnenses), Титис (или Титиенс) и Луцер, соответствующие, согласно Марку Теренцию Варрону, латинянам, сабинянам и этрускам соответственно. Рамны были названы в честь Ромула, вождя латинян, Титес в честь Тита Татия, лидера сабинян, а Луцеры в честь Лукумо, лидера этрусской армии. который помогал латинянам. В 242–240 гг. До н. Э. Племенное собрание (comitia tributa) в Римской республике включало 35 племен (четыре «городских племени» и 31 «сельское племя»). Согласно Ливию, три «племени» были эскадронами конницы, а не этническими подразделениями.

Английское слово «tribe», происходящее от латинского tribus («разделение народа, племя»), обычно считается происходящим от протоиндо Европейское составное * tri-dʰh₁u / o- ('разделено на три, трёхчастное деление'; сравните с умбрийским trifu 'троица, район', санскрит trídha 'тройное').

Классификация

Попытки определить и охарактеризовать племена сопровождались значительными дебатами. В народном представлении племена отражают изначальную социальную структуру, из которой развились все последующие цивилизации и государства. Антрополог Элман Сервис представил систему классификации для обществ во всех человеческих культурах, основанную на эволюции социального неравенства и роли состояние . Эта система классификации состоит из четырех категорий:

Таким образом, племена считаются быть политической единицей, сформированной из организации семей (включая кланы и родословные), основанной на социальной или идеологической солидарности. Принадлежность к племени может пониматься упрощенно как идентичность, основанная на таких факторах, как родство ("клан "), этническая принадлежность (" раса "), язык, место проживания, политическая группа, религиозные верования, устные традиции и / или культурные обычаи.

Археологи продолжают изучать развитие догосударственных племен. Текущие исследования показывают, что племенные структуры составляли один тип адаптации. n к ситуациям, обеспечивающим обильные, но непредсказуемые ресурсы. Такие структуры оказались достаточно гибкими, чтобы координировать производство и распределение продуктов питания в периоды нехватки, не ограничивая и не стесняя людей в периоды излишков.

Споры и обесценение употребления

Термин «племя» широко использовался в области антропологии до конца 1950-х и 1960-х годов. Продолжающееся использование этого термина вызвало споры среди антропологов и других ученых, работающих в социальных науках, с учеными антропологических и этноисторических исследований, оспаривающих полезность концепция. В 1970 году антрополог Дж. Клайд Митчелл писал:

Племя, давно уважаемая категория анализа в антропологии, в последнее время стало объектом пристального внимания антропологов... Почти наверняка возникли сомнения в полезности племени как аналитической категории. из-за быстрого вовлечения народов даже в самых отдаленных частях земного шара в политические, экономические, а иногда и прямые социальные отношения с индустриальными странами. Сомнения, однако, основаны, в конечном счете, на определении и значении, которое различные ученые придают термину «племя», его прилагательному «племенной» и его абстрактной форме «трайбализм».

Несмотря на то, что границы членства для племени концептуально являются простые, в действительности они часто расплывчаты и могут меняться со временем. В своем исследовании 1975 года «Понятие племени» антрополог Мортон Х. Фрид представил многочисленные примеры племен, в которые входили члены, которые говорили на разных языках и практиковали разные ритуалы или которые разделяли языки и ритуалы с представителями других племен. Точно так же он привел примеры племен, в которых люди следовали за разными политическими лидерами или за теми же лидерами, что и члены других племен. Он пришел к выводу, что племена в целом характеризуются подвижными границами, неоднородностью и динамизмом и не являются узкими местечками.

Отчасти сложность этого термина состоит в том, что он стремится создать и применить общую концептуальную основу в различных культурах и культурах. народы. Поэтому разные антропологи, изучающие разные народы, делают противоречивые выводы о природе, структуре и обычаях племен. Антрополог Мартин ван Брюнессен, писавший о курдских народах, утверждал, что «термины стандартного антропологического употребления« племя »,« клан »и« происхождение »кажутся смирительной рубашкой, которая плохо соответствует социальной реальности Курдистана».

Есть и другие негативные коннотации термина «племя», которые уменьшили его использование. В своей статье в 2013 году ученый Мэтью Ортолева отметил, что «подобно слову« индеец »[т] рибе является словом, имеющим коннотацию колониализма». Survival International говорит: «Важно проводить различие между племенами и коренными народами. потому что племенные народы имеют особый статус, признанный в международном праве, а также проблемы в дополнение к тем, с которыми сталкивается более широкая категория коренных народов ".

Сегодняшний

Карта неконтактных племен, примерно в начале 21 века

Немногие племена сегодня остаются изолированными от развития современной государственной системы. Племена утратили свою легитимность выполнять традиционные функции, такие как уплата десятины, отправление правосудия и защита территории, которые были заменены функциями и учреждениями государства, такими как налогообложение, суды и военный. Большинство из них пережили упадок и утрату культурной самобытности. Некоторые адаптировались к новому политическому контексту и изменили свою культуру и обычаи, чтобы выжить, в то время как другие получили юридические права и защиту.

Антрополог Мортон Фрид предположил, что большинство выживших племен происходят не от догосударственных племен, а скорее от догосударственных племен. Он предположил, что такие «второстепенные» племена возникли как современные продукты государственной экспансии. Группы включают небольшие, мобильные и подвижные социальные образования со слабым лидерством. Они не производят излишков, не платят налогов и не поддерживают постоянную армию. Фрид утверждал, что вторичные племена развиваются одним из двух способов. Во-первых, государства могут использовать их как средство расширения административного и экономического влияния в своих внутренних районах, где прямой политический контроль обходится слишком дорого. Государства будут поощрять (или требовать) от людей на их границах формировать более четко ограниченные и централизованные государства, потому что такие государства могут начать производить излишки и налоги и будут иметь руководство, реагирующее на потребности соседних государств (так называемые «запланированные») племена Соединенных Штатов или Британской Индии являются хорошими примерами этого). Во-вторых, банды могли образовывать «второстепенные» племена как средство защиты от государственной экспансии. Члены групп образуют более четко ограниченные и централизованные государства, потому что такие государства могут начать производить излишки, которые могут поддерживать постоянную армию, способную сражаться против государств, и у них будет руководство, которое может координировать экономическое производство и военную деятельность.

В зарегистрированных кастах и ​​зарегистрированных племенах Индии и индейских племенах Северной Америки племена считаются политическими образованиями или суверенные государства, которые сохранили или получили юридическое признание и некоторую степень автономии со стороны национального или федерального правительства.

См. Также

Примечания

Ссылки

Внешние ссылки

Найдите tribe или tribal в Викисловаре, бесплатном словаре.
Последняя правка сделана 2021-06-11 11:12:08
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте