Порты Договора были портовыми городами в Китае и Японии, которые были открыты для внешней торговли главным образом в результате «неравноправных договоров » с западными державами, а также города в Корее, открытые в аналогичных условиях. мода Японской империи.
Британцы основали свои первые договорные порты в Китае по завершении Первой опиумной войны по Нанкинскому договору в 1842 году. А также уступили остров Гонконг в Соединенное Королевство i На неограниченный срок договор также установил пять договорных портов: Шанхай, Кантон (Гуанчжоу ), Нинпо (Нинбо ), Фучжоу (Фучжоу ) и Сямэнь (Сямэнь ). В следующем году китайцы и британцы подписали Богомский договор, который добавлял положения о экстерриториальности и статусе наиболее благоприятствуемой нации для последней страны. Последующие переговоры с американцами (1843 Договор Вангиа ) и французами (1844 Договор Вампоа ) привели к дальнейшим уступкам для этих стран на тех же условиях, что и британцы.
Вторая группа договорных портов была создана после окончания Войны за стрелы в 1860 году, и в конечном итоге более 80 договорных портов были созданы только в Китае с участием многих иностранных держав.
Все иностранцы жили в престижных кварталах, недавно построенных для них на окраинах существующих портовых городов. Они пользовались правовой экстерриториальностью, как это предусмотрено в неравноправных договорах. Иностранные клубы, ипподромы и церкви были созданы в крупных договорных портах. Некоторые из этих портовых территорий были напрямую арендованы иностранными державами, например, в концессиях в Китае, что фактически вывело их из-под контроля местных властей.
Западные образы портов с китайским соглашением сосредоточены на своеобразная география «набережной», длинной узкой полосы земли в прекрасном месте на набережной, где были расположены предприятия, офисы, склады и дома всех иностранцев. Шанхайская набережная была самой большой и известной. Северный берег реки в Нинбо (ныне известный как Старый Бунд ) был первым в Китае, открывшимся в 1844 году, за 20 лет до Шанхайского вала. Типичный набор содержал британцев, немцев, французов, американцев, японцев и других граждан.
Даже скромная зарплата позволила бы им иметь многочисленных китайских слуг. Бунд представлял собой самоуправляемую операцию со своими магазинами, ресторанами, развлекательными заведениями, парками и церквями. суды, полиция и местные органы власти. Помещения, как правило, были закрыты для туземцев. Британцы, которые доминировали во внешней торговле с Китаем, обычно были наибольшим присутствием. Бизнесмены и чиновники обычно привозили с собой свои семьи и оставались там годами, но отправляли своих старших детей обратно в Англию для получения образования.
Суверенитет Китая был лишь номинальным. Официально иностранным державам не разрешалось размещать воинские части в бухте, но на практике в гавани часто находились один или два военных корабля.
Система договорных портов в Китае длилась примерно сто лет. Она началась Опиумной войной 1841 года и закончилась нападением 1941 года на Перл-Харбор. Основными вовлеченными державами были британцы, французы и американцы, хотя к концу XIX века были задействованы все крупные державы, включая страны Латинской Америки и Свободное государство Конго. Невозможно указать точную дату окончания эры договорных портов. Русские отказались от своих договорных прав после русской революции в 1917 году, и немцы были вынуждены уступить свои договорные права после своего поражения в Первой мировой войне.
Норвегия добровольно отказался от своих договорных прав в договоре о капитуляции 1931 года. Три основные договорные державы, британцы, американцы и французы, продолжали сохранять свои уступки и экстерриториальную юрисдикцию до Второй мировой войны. Это закончилось, когда японцы пошли на уступки после нападения на Перл-Харбор в конце 1941 года. Затем они официально отказались от своих договорных прав в новом соглашении о «равных договорах» с Чан. Националистическое правительство Кай-ши в изгнании в Чунцине в 1943 году.
Между тем прояпонское марионеточное правительство в Нанкине подписал договор о капитуляции с французским правительством Виши в 1943 году. Это не было признано лидером Свободной Франции Шарлем де Голлем. В 1946 году, чтобы побудить китайцев покинуть северную половину Французского Индокитая, де Голль подписал договор о капитуляции с националистом Чан Кайши (Гоминьдан ) правительство.
Все, что осталось от эпохи договорных портов в конце 1940-х годов, закончилось, когда в 1949 году коммунисты захватили Китай.
Энциклопедические подробности по каждому порт договора, см. книгу Роберта Нильда «Заграничные места Китая: иностранное присутствие в Китае в эпоху порта договора, 1840-1943» (2015)..
На этих территориях иностранные державы получили в соответствии с договор аренды, не только право на торговлю и льготы для своих подданных, но и поистине колониальный контроль над каждой концессионной территорией, фактическая аннексия:
Территория | Современная Провинция | Дата | Арендатор | Примечания |
---|---|---|---|---|
Квантун | Ляонин | 1894–1898 | Императорская Япония | Сейчас Далянь |
1898–1905 | Императорская Россия | |||
1905–1945 | Императорская Япония | |||
Вэйхай | Провинция Шаньдун | 1898–1930 | Соединенное Королевство | |
Циндао | Провинция Шаньдун | 1897–1922 | Германская империя | |
Новые территории | САР Гонконг | 1842; 1860; 1898–1997 | Соединенное Королевство | Это территории, примыкающие к первоначальной бессрочной Гонконгской концессии и ее 1860 Коулун расширению |
Гуанчжоувань | Провинция Гуандун | 1911–1946 | Франция | Сейчас Чжаньцзян |
Япония открыла два порта для внешней торговли, Симода и Хакодате, в 1854 г. (Конвенция Канагавы ), в Соединенные Штаты.
В 1858 г. Договором о дружбе и торговле были определены еще четыре порта, Канагава, Хиого, Нагасаки и Ниигата. За договором с США последовали аналогичные договоры с Великобританией, Нидерландами, Россией и Францией. В портах разрешена юридическая экстерриториальность для граждан стран-участниц договора.
Система договорных портов прекратилась в Японии в 1899 году в результате быстрого перехода Японии к современной стране. Япония искренне добивалась пересмотра договора и в 1894 году подписала новый договор с Великобританией, который пересмотрел или аннулировал предыдущий «неравноправный» договор. Другие страны подписали аналогичные договоры. Новые договоры вступили в силу в июле 1899 года.
После Соглашения Канхва 1876 года корейское королевство Чосон согласилось открытию трех стратегических портов и распространению правовой экстерриториальности на торговцев из Японии эпохи Мэйдзи. Первым портом, открытым таким образом, был Пусан, а вскоре после этого последовали Инчхон и Вонсан. Эти города стали важными центрами торговой деятельности для торговцев из Китая и Японии до колонизации Кореи Японией в 1910 году.