Договор о создании Союза ССР

редактировать
Декларация и Договор о создании Союза Советских Социалистических Республик
Полное название:
Обложка Декларации и Договора 1922 г. об образовании the USSR.jpg
Тип <3148>Союзный договор Подпись29 декабря 1922 г.
МестоМосква, Советская Россия
Действует30 декабря 1922 г.
Срок действия8 декабря 1991 г.. (Беловежские соглашения подписаны Российской,. Украинской и Белорусской Советскими республиками ). 21 декабря 1991. (Остальная часть Союза присоединилась к соглашениям, подписав Алма-Атинский протокол ). 26 декабря 1991. (Союз распался на последней сессии Sup помни советские )
подписантыМихаил Фрунзе. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика Михаил Калинин. Флаг Украинской Советской Социалистической Республики (1919-1929).svg Григорий Петровский. Флаг Белорусской Советской Социалистической Республики (1919-1927).svg Александр Червяков. Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика Михаил Цхакая
ПартииРоссийская СФСР. Флаг Украинской Советской Социалистической Республики (1919-1929).svg Украинская ССР. Флаг Белорусской Советской Социалистической Республики (1919-1927).svg Белорусская ССР. Закавказская СФСР
ЯзыкиРусский
Английский Wikisource содержит оригинальный текст, относящийся к этой статье: Перевод: Соглашение об образовании СССР
Русский Wikisource содержит оригинальный текст, относящийся к этой статье: Договор о создании Советского Союза

Декларация и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик (Русский : Декларация и договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик) официально создал Союз Советских Социалистических Республик (СССР), широко известный как Советский Союз. Он де-юре легализовал союз нескольких советских республик, существовавший с 1919 года, и создал новое централизованное федеральное правительство (Съезд Советов Советского Союза и Центральный Исполнительный Комитет Советского Союза (ЦИК) были законодательными, а Совет Народных Комиссаров - исполнительными), где основные функции были централизованы в Москве.

Договор вместе с Декларацией о создании СССР был одобрен 30 декабря 1922 года конференцией делегаций РСФСР., Закавказская СФСР, Украинская ССР и Белорусская ССР. Договор и Декларация были утверждены I Съездом Советов СССР и подписаны главами делегаций - Михаилом Калининым, Михаилом Цхакая, Михаил Фрунзе и Григорий Петровский, Александр Червяков соответственно 30 декабря 1922 года. Договор предусматривал гибкость для приема новых членов. Таким образом, к 1940 году Советский Союз вырос из четырех республик-основателей до 15 республик.

8 декабря 1991 года президенты России, Украины и Беларуси подписали Беловежские соглашения. Соглашение провозгласило роспуск СССР государствами-учредителями (денонсация Договора о создании СССР) и учредило СНГ. 10 декабря соглашение было ратифицировано парламентами Украины и Беларуси. 12 декабря соглашение было ратифицировано Парламентом России, поэтому РСФСР отказалась от Договора о создании СССР и де-факто провозгласила независимость России от СССР.

26 декабря 1991 года СССР был самораспущен Советом Республик Верховного Совета Советского Союза, первой палатой из Советского законодательного собрания (вторая палата, Совет Союза не имела кворума).

Содержание

  • 1 Предпосылки
    • 1.1 Список предыдущих договоров
  • 2 Содержание
  • 3 Непосредственные последствия
    • 3.1 Политика
    • 3.2 Центральная Азия
    • 3.3 Советская Конституция
  • 4 Последствия и законность
  • 5 1940
  • 6 Аннулирование
  • 7 Временная шкала
  • 8 См. также
  • 9 Ссылки
    • 9.1 Примечания
    • 9.2 Библиография
  • 10 Внешние ссылки

История вопроса

Договор был результатом многих внутренних политических конфликтов внутри партии большевиков и правительств внутри Союза. Первоначально Владимир Ленин не видел, чтобы Октябрьская революция России положила конец всем иностранным границам как таковым. Эту точку зрения поддержали Лев Троцкий и его последователи, которые считали, что Россия - только первый шаг в будущей мировой революции. Однако по мере того, как Красная Армия приближалась к границам бывшей Российской империи и ее границам (включая вновь созданные границы территорий, объявивших независимость после Октябрьской революции), ей требовался повод, чтобы пересечь их. Одним из таких методов было создание альтернативного правительства, Советской республики, которое затем возьмет на себя власть, когда Красная Армия свергнет существующее правительство. Так было с Украиной, Грузией, Арменией и Азербайджаном и неудачными кампаниями, например, в странах Балтии и Польше. В качестве альтернативы, оно могло бы использовать присутствие меньшинства для подрыва постоянной армии (например, создание татарской и башкирской автономий), а там, где не было национального меньшинства, правительство, основанное на географический регион - Дальневосточная Республика, Туркестан.

Однако окончательный провал Красной Армии в польско-советской войне поставил большевиков планы мировой революции приостановлены. Одновременно растущая фигура Иосифа Сталина преследовала другую повестку дня. Сам Ленин рассматривал создание национальных республик как постоянную черту в соответствии со своей политикой коренизации. Весной 1922 года у Ленина случился первый инсульт, и Сталин, все еще оставаясь наркомом по делам национальностей, получил новое официальное кресло, поскольку Генеральный секретарь Коммунистической партии.

Сталин утверждал, что теперь, когда Гражданская война в России завершилась и военный коммунизм был заменен Новой экономической политикой, которая требовала страны, юридические де-юре которой структура соответствовала бы ее де-факто концепции и реорганизации большевистского государства в единое суверенное образование. Это включало ликвидацию многих отколовшихся советских правительств и восстановление верховной власти в Москве.

Линия прямо противоречила обоим сторонникам коренизации и некоторым местным органам власти, особенно в Украине (противодействие Кристиана Раковского ) и Грузии (Грузинское дело ). Таким образом, договор можно рассматривать как компромисс между различными группами в лагере большевиков, чтобы удовлетворить чаяния крупных меньшинств (названные примеры Грузии и Украины), а также сделать возможным возможное расширение. Белоруссия была самой маленькой республикой, но ее официальные языки включали польский и идиш в дополнение к русскому и белорусскому, чтобы подорвать авторитет соседней Второй Польской Республики и использовать его многочисленное еврейское меньшинство, а также белорусов и украинцев в Польше в качестве будущей пятой колонны. В то же время было создано новое централизованное федеральное правительство, в котором ключевые функции явно находились в руках Москвы.

Список предыдущих договоров

  • 30 сентября 1920 г., Договор о военно-экономическом союзе (Российская СФСР и Азербайджанская ССР).
  • 28 декабря 1920 г., Договор о Рабоче-крестьянском союзе (Российская СФСР и Украинская ССР). ССР).
  • 16 января 1921 г., Договор о Рабоче-крестьянском союзе (РСФСР и Белорусская ССР).

Содержание

Декларация и договор о создании СССР 1922 г., стр. 3 (с подписями) Декларация и договор о создании СССР

Оригинал документа включал титульный лист, декларацию, договор (содержащий предисловие и 26 статей) и подписи делегаций, подписавших его.

На титульном листе заголовок «Союз Советских Социалистических Республик» был набран на русском, французском, английском и немецком, а также собственно слова Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик также на этих четырех языках. В нем содержался оригинальный государственный герб Советского Союза.

. Декларация была написана как отражение современных международных отношений и того, почему этот договор был необходим. Согласно повествованию, теперь существует два разных лагеря: «эксплуататорский» капиталист с колониализмом, шовинизм и социальный и этническое неравенство и «свободный» социалистический со взаимным доверием, миром, международным сотрудничеством и солидарностью. Первый стремился разрушить последний, но из-за общего блага, на котором основан последний, первый потерпел неудачу.

В декларации перечислены три фактора, объясняющих, почему создание этого Союза является необходимым шагом. Прежде всего, последствия Гражданской войны привели к разрушению экономики многих республик, и восстановление на новый социалистический лад оказывается трудным без более тесного экономического сотрудничества. Во-вторых, над социалистическим лагерем по-прежнему нависают внешние угрозы, а его суверенитет требует союза для защиты. Наконец, идеологический фактор, заключающийся в том, что советская власть носит интернационалистский характер и подталкивает трудящиеся массы к объединению в единую социалистическую семью. Эти три фактора оправдывают объединение в единое государство, которое гарантирует процветание, безопасность и развитие.

Наконец, в декларации указывается, что образовавшийся Союз Советских Социалистических Республик создан по свободной воле народов, что его цель соответствует идеалам Октябрьской революции, что каждый и каждая социалистическая республика имеет право присоединяться к Союзу и выходить из него по своей воле, и, намекая на советскую внешнюю политику социалистического ирредентизма (см. Мировая революция ), заканчивает констатировать, что договор... послужит решающим шагом на пути объединения всех трудящихся во «Мировую Социалистическую Советскую Республику».

После декларации идет сам договор, состоящий из предисловия и 26 статей.

  • В предисловии фиксируется, что Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, Украинская Социалистическая Советская Республика, Белорусская Социалистическая Советская Республика и Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (содержащая Грузию, Азербайджан и Армению ), действуя добровольно, соглашается образовать единый Союз Советских Социалистических Республик, который регулируется статьями, перечисленными в договоре.
  • Статья 1 перечисляет компетенцию ответственности, которую будут нести власти Союза. К ним относятся все иностранные дела; международные договоры; изменение внешних границ; расширение Союза за счет принятия новых республик; объявление войны и согласие на мир; внешняя и внутренняя торговля; власть над экономическим развитием; создание единой почтово-транспортной службы; вооруженные силы; внутренняя миграция; создание единой судебной системы, образования и здравоохранения, а также унификация всех единиц измерения. Таким образом, все вышеперечисленное будет напрямую контролироваться властью Союза. Более того, в последнем пункте прямо указывалось, что власти Союза теперь могут отменять действия властей всех республик (будь то съезды Советов, Советы народных комиссаров или центральные исполнительные комитеты), которые были сочтены нарушившими положения настоящего Договора.
  • Статьи 2–10 определяли структуру высших органов власти Союза. законодательной властью, согласно договору, был съезд Советов Советского Союза, а в период между съездами он должен был осуществляться Центральным исполнительным комитетом СССР. Советский Союз (ЦИК) (2). Делегаты Конгресса избираются местными Советами в составе одного избранного представителя от 25 000 избирателей в городах и одного представителя на 125 000 избирателей в сельской местности (3). Делегаты съезда будут избираться местными губернскими Советами, а не республиканскими (4). Съезды будут проводиться ежегодно или могут быть созваны по запросу как минимум двух республиканских или союзных ЦИК (5). ЦИК будет основным органом, выполняющим исполнительные функции в период между съездами. Этот ЦиК состоял из 371 человека, члены которого были пропорционально представлены населению Союза и избирались Конгрессом (6). Союзный ЦИК будет собираться четыре раза в год на регулярной основе, в то время как нерегулярные заседания могут созываться по требованию союзного правительства (Совет народных комиссаров ) или одной из составляющих республик (7). Съезд и ЦИК будут проводиться в столицах союзных республик в порядке, определяемом Президиумом ЦИК (8). Последний должен был назначаться ЦИК - высшим органом власти между его сессиями (9). Этот Президиум будет состоять из девятнадцати членов с четырьмя председателями, каждый из которых представляет четыре республики (10). Президиум также имел право созывать внеочередное заседание ЦИК.
  • Статьей 11 назначен орган исполнительной власти, Совет Народных Комиссаров (СНК). Члены совета назначались ЦИК и включали десять портфелей (комиссариатов), а также председателя и его заместителей.
  • Статья 12 уточняла функции Верховного суда Советский Союз (под контролем ЦИК) и тайная полиция, ОГПУ (под контролем СНК, и председатель ОГПУ должен был быть участником СНК с правом совещательного голоса). Создание этих двух органов было оправдано как меры по преодолению криминальных и контрреволюционных элементов в этой самой статье.
  • Статьи 13–17 определяли рамки судебных разбирательств между высшими органами Союза (ЦИК и СНК) и каждой республики. Все постановления Союзного СНК действовали во всех республиках (13). Также был подтвержден многоязычный аспект Союза, в котором указывалось, что все указы Союза должны печататься на официальном языке каждой составляющей республики (русский, украинский, белорусский, грузинский, армянский и тюркский (т.е. азербайджанский )) (14). Было указано, что решение СНК Союза может быть отменено только ЦИК Союза или его Президиумом (16), и если республиканский ЦИК решит опротестовать резолюцию или постановление ЦИК Союза, протест сам по себе не останавливает выполнение документ (15). Последнее возможно только при наличии явных нарушений действующего законодательства, и в таких случаях республика должна немедленно уведомить СНК Союза и соответствующий комиссариат (17).
  • В статье 18 перечислены полномочия, которые будут сохранены. республиками и определил их соответствующие Советы Народных Комиссаров, каждый из которых должен иметь председателя, его заместителей, одиннадцать портфелей и представителей с правом совещательного голоса нескольких комиссариатов союзного уровня, в частности иностранных дел, обороны, внешней торговли, транспорт и логистика.
  • В то же время статья 19 уточняет, что органы республиканского уровня, Верховный Совет народного хозяйства (председатель которого также должен был иметь полное кресло в соответствующей республиканский СНК), комиссариаты по продовольствию, финансам и труду, а также советская инспекция (Рабкрин ), хотя и подчинялись республиканским властям, их деятельность должна была регулироваться ЦИК Союза.
  • Статья 20 обсудили, что бюджеты республик будут формировать бюджет Союза и что все расходы и расходы республик будут определяться ЦИК Союза. Более того, последний также будет определять долю прибыли, если таковая будет, которую получит каждая республика.
  • Статьи 21–23 создали единое советское гражданство (21), государственную символику (флаг, гимн и герб - 22), а также указание столицы Союза в Москва (23).
  • Статья 24 требует, чтобы республики внесли поправки в свои конституции в отношении договора.
  • В статье 25 указано, что любые поправки, дополнения или изменения к договору могут вноситься только Конгрессом Советов Союза..
  • Статья 26 подтвердила пункт декларации, согласно которому каждая республика имеет право покинуть Союз.

Немедленное последствие

Политика

Первоначально договор мало что изменил политический спектр. Большинство руководящих должностей в высших органах РСФСР автоматически перешло к СССР. Например, председателем Всесоюзного центрального исполнительного комитета (ЦИК) стал Михаил Калинин, который сохранил свое кресло в качестве российского ЦИК. Точно так же позиция Ленина как председателя Совета Народных Комиссаров РСФСР (СНК), которую он занимал со времен революции, теперь должна была измениться как председатель СНК Союза. Однако, поскольку Ленин оставался больным после инсульта, оба его кресла занял Алексей Рыков в качестве исполняющего обязанности главы правительства.

Позиция Иосифа Сталина как Генерального секретаря Коммунистической партии также не изменилась. Однако позиция партии была. До заключения договора Коммунистическая партия России (большевиков) (РКП (б)) имела свои собственные бюро для наблюдения за деятельностью в отдаленных регионах, таких как Туркестанское бюро, Закавказское бюро и т. Д. После заключения Договора партия была реорганизована в Всесоюзная Коммунистическая партия (б) (ВКП (б) - В - Всесоюзная, Всесоюзная). Хотя партии республик остались, партия России сохранила свое положение primus inter pares, но также официально стала высшим органом власти в СССР.

Центральная Азия

Одной из областей, в которой советское разделение власти не было решено во время подписания договора, была Советская Средняя Азия, где было несколько проблем. Основное поле битвы во время Гражданской войны в России, регион после нее останется нестабильным. Туркестан перешел под контроль России сравнительно недавно, между 1867 и 1885 годами. Более того, в отличие от других этнических границ бывшей Российской империи, которые были определены во времена царской власти дней (например, Закавказье утратило феодальное управление к середине XIX века) советская власть унаследовала две провинции, которые де-юре никогда не входили в состав России, Бухарский эмират и Хивинское ханство. Во время Гражданской войны в России они разделили судьбу других республик, но даже там их особый статус сохранился, и они были образованы как Бухарская и Хорезмская Народная Советская Республика. Несмотря на победы Михаила Фрунзе, конфликт продолжался, и целые провинции находились под контролем басмачского движения в 1922 году.

Чтобы решить вопрос, по очереди с политикой коренизации была предпринята масштабная программа национального размежевания в Центральной Азии. 27 октября 1924 г. ЦИК издал указ, согласно которому бывшие Бухарская, Хивинская Народные Республики, а также Туркестан РСФСР были преобразованы в Узбекскую ССР и Туркменскую ССР. ССР, обе из которых стали полноправными союзными республиками 13 мая 1925 года. Границы новых республик совпадали с этническими, и в Узбекистане первоначально также была недавно образованная Таджикская Автономная Советская Социалистическая Республика, которая будет возведен в полную союзную республику 16 октября 1929 г. и станет Таджикской ССР.

Конституцией Советского Союза

В январе 1924 г. состоялся Второй съезд Советов Советского Союза, что было названо в соответствии с ратифицированным договором первой 1924 г. Конституции СССР. Текст конституции - это, по сути, переписанный и расширенный договор. Он даже содержит такое же объявление. В договоре было 26 статей, а в конституции - одиннадцать глав и 72 статьи.

Последствия и законность

Некоторые эксперты утверждают, что первоначальный Союз Советских Социалистических Республик прекратил свое существование как таковой после принятия Советской Конституции 1936 года 5 декабря. 1936 г., который значительно изменил внутреннее устройство и преобразовал Советский Союз из конфедерации в полноценную федеративную страну. Вместо съезда Советов новая конституция учредила постоянный парламент - Верховный Совет. Он также связал воедино большую часть властей и самым значительным образом подтвердил роль Коммунистической партии как «движущей силы» трудящихся масс Советского Союза.

Что касается первоначального Договора, принятие Конституции реорганизовало структуру Союза. Закавказская СФСР перестала существовать, а три ее республики полностью вошли в состав Союза. Одновременно две автономии РСФСР, Казахская и Киргизская АССР, были преобразованы в полноценные республики. Таким образом, семеро стали одиннадцатью.

Закавказская СФСР просуществовала до 5 декабря 1936 года, когда она была разбита на Армянскую, Грузинскую и Азербайджанскую ССР. В тот же день Казахская и Киргизская АССР в составе РСФСР прекратили свое существование, а их территория была разделена между новой Казахской и Киргизской ССР.

1940

В прелюдии к Второй мировой войне, несколько новых республик были созданы перед 1941 вторжением Германии в Советский Союз. Первой была Карело-Финская ССР, которая 31 марта 1940 года была преобразована в союзную республику из Карельской АССР, ранее входившей в состав РСФСР.

После аннексии стран Балтии, Литва, Латвия и Эстония были преобразованы в литовские ССР (13 июля), Латвийская ССР (21 июля) и Эстонская ССР (также 21 июля) и были формально присоединены к Советскому Союзу 3, 5 и 6 августа. соответственно. Последней республикой была Молдавская ССР, которая объединила большую территорию Бессарабии с Молдавской АССР, ранее входившей в состав Украинской ССР.

После Второй мировой войны не было никаких новых республик. Вместо этого Карелло-Финская ССР была преобразована в автономную республику и повторно анонсирована РСФСР 16 июля 1956 года.

Аннулирование

8 декабря 1991 года руководители Украинской и Белорусской ССР и РСФСР встретились , чтобы договориться об аннулировании договора 1922 года, действие которого было прекращено 25 декабря 1991 года, фактически распада СССР.

15 марта 1996 года Государственная Дума Российской Федерации выразила свою правовую позицию в отношении решения Верховного Совета РСФСР в «Денонсации Договора о создании Советского Союза» как неправомерного, неконституционного акта. принят с грубым нарушением Конституции РСФСР, норм международного права и тогдашнего действующего законодательства.

Хронология

См. также

Ссылки

Примечания

Библиография

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-11 10:37:36
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте