Полное название:
| |
---|---|
Статусы ратификации в подписавших государствах:. Ратифицировано Прервано Отклонено | |
Тип | Военный пакт |
Контекст | Холодная война, Европейская интеграция |
Составлен | 24 октября 1950 г. |
Подписан | 27 мая 1952 г. |
Местоположение | Париж |
Действует | Никогда |
Условие | Ратификация всеми государствами-членами |
Срок действия | 50 лет после вступления в силу |
Стороны | 6
|
Депозитарий | Правительство Франции |
Traité instituant la Communauté européenne de défense в Wikisource |
Договор об учреждении Европейского оборонного сообщества, также известный как Парижский договор, это нератифицированный договор, подписанный 27 мая 1952 года шестью «внутренними» стран европейской интеграции : страны Бенилюкса, Франция, Италия и Западная Германия. Договор создал бы Европейское оборонительное сообщество (EDC) с общеевропейскими силами обороны. Договор не был ратифицирован французским парламентом, и он никогда не был ратифицирован Италией, поэтому он не вступил в силу. Вместо этого Лондонская и Парижская конференции предусматривали присоединение Западной Германии к НАТО и Западноевропейскому союзу (ЗЕС, в значительной степени бездействующий преемник 1948 года. Western Union, WU, который уже был каннибализирован НАТО).
Договор был инициирован планом Плевена, предложенным в 1950 году тогдашним премьер-министром Франции Рене Плевен в ответ на американский призыв к перевооружению Западная Германия. Формирование панъевропейской оборонной архитектуры в качестве альтернативы предложенному вступлению Западной Германии в НАТО было предназначено для использования военного потенциала Германии в случае конфликта с советским блоком. Подобно тому, как План Шумана был разработан, чтобы положить конец риску того, что Германия будет иметь экономическую мощь самостоятельно, чтобы снова начать войну, план Плевена и EDC были предназначены для предотвращения военной возможности Германии снова начать войну.
Европейское оборонное сообщество предполагало создание общеевропейских вооруженных сил, разделенных на национальные компоненты, и имеющих общий бюджет, общий оружие, централизованные военные закупки и институты.
Схема, показывающая функционирование институтов, предусмотренных Договором об учреждении Европейского оборонного сообщества (EDC), предоставление Европейских сил обороны в распоряжение Сообщества и связь между EDC и Организация Североатлантического договора (НАТО, со ссылкой на Верховный главнокомандующий ОВС НАТО в Европе и Совет этой организации):
Основные вклады в предлагаемые силы из 43 дивизий :
* Германия имела бы военно-воздушные силы, но пункт в договоре EDC запрещал бы ей создавать военные самолеты, атомное оружие, управляемые ракеты и линкоры.
В этих вооруженных силах французские, итальянские, бельгийские, голландские и люксембургские компоненты будут подчиняться своим национальным правительствам, а западногерманские компоненты будут подчиняться EDC. Это происходило из-за опасений возвращения германского милитаризма, поэтому было желательно, чтобы правительство Западной Германии не контролировало немецкие вооруженные силы. Однако в случае отказа было решено позволить западногерманскому правительству контролировать собственные вооруженные силы в любом случае (чего договор не предусматривал).
Европейское политическое сообщество (EPC) было предложено в 1952 году как комбинация существующего Европейского сообщества угля и стали (ECSC) и предлагаемое Европейское оборонное сообщество (EDC). Проект договора ЕПК, составленный ассамблеей ЕОУС (ныне Европейский парламент ), предполагал бы непосредственно избираемую ассамблею («Народную палату»), сенат, назначаемый национальными парламентами, и наднациональный исполнительная власть подотчетна парламенту.
Проект Европейского политического сообщества провалился в 1954 году, когда стало ясно, что Европейское оборонительное сообщество не будет ратифицировано Французской национальной ассамблеей, которая опасалась, что проект повлечет за собой неприемлемую потерю национального суверенитет. В результате пришлось отказаться от идеи Европейского политического сообщества.
После краха EPC европейские лидеры встретились на Мессинской конференции в 1955 году и учредили Комитет Спаака., что проложит путь к созданию Европейского экономического сообщества (ЕЭС).
В конце 1940-х годов становились очевидными разногласия, возникшие в результате холодной войны. Соединенные Штаты с подозрением смотрели на растущую мощь СССР, и европейские государства чувствовали себя уязвимыми, опасаясь возможной советской оккупации. В этой атмосфере недоверия и подозрений Соединенные Штаты рассматривали перевооружение Западной Германии как возможное решение для повышения безопасности Европы и всего Западного блока. В сентябре 1950 года Дин Ачесон по телеграмме, представленной Верховным комиссаром Джоном Дж. Макклоем, предложил новый план европейским государствам; Американский план, получивший название «пакет», был направлен на усиление оборонной структуры НАТО за счет создания 12 дивизий Западной Германии. Однако после разрушений, которые Германия нанесла во время Второй мировой войны, европейские страны, в частности Франция, не были готовы к восстановлению германской армии. Находясь посреди двух сверхдержав, они рассматривали эту ситуацию как возможность активизировать процесс интеграции Европы, пытаясь предотвратить потерю военного влияния, вызванную новым биполярным порядком.
24 октября 1950 года премьер-министр Франции Рене Плевен предложил новый план, получивший его имя, хотя он был разработан в основном Жан Монне, целью которого было создание наднациональной европейской армии. Этим проектом Франция пыталась удовлетворить требования Америки, избегая, в то же время, создания немецких дивизий и, таким образом, перевооружения Германии. EDC должен был включать Западную Германию, Францию, Италию и страны Бенилюкса. Соединенные Штаты будут исключены. Это был конкурент НАТО (в котором США играли доминирующую роль), а Франция играла доминирующую роль. Подобно тому, как План Шумана был разработан, чтобы положить конец риску того, что Германия получит экономическую мощь для возобновления войны, план Плевена и EDC должны были предотвратить такую же возможность. Великобритания одобрила план в принципе, но согласилась присоединиться только в том случае, если наднациональный элемент будет уменьшен.
Согласно плану Плевена, европейская армия должна была состоять из воинских частей из стран-участниц и руководить Советом министров государств-членов.
Хотя с некоторыми сомнениями и колебаниями, Соединенные Штаты и шесть членов ECSC одобрили план Плевена в принципе.
Первоначальное одобрение Плана Плевена привело к Парижской конференции, начатой в феврале 1951 года, где обсуждалась структура наднациональной армии.
Франция опасалась потери национального суверенитета в области безопасности и обороны, и поэтому Париж не мог мириться с поистине наднациональной европейской армией. Однако из-за сильного интереса Америки к западногерманской армии проект соглашения по измененному плану Плевена, переименованному в Европейское оборонное сообщество (EDC), был готов в мае 1952 года при поддержке Франции.
Среди компромиссов и разногласий, 27 мая 1952 года шесть министров иностранных дел подписали Парижский договор об учреждении Европейского оборонного сообщества (EDC).
Все подписавшие стороны, кроме Франции и Италии, ратифицировали договор. Итальянский парламент прервал процесс ратификации из-за неудачной ратификации Францией.
Подписавшая сторона | Учреждение | Голосование | Ref. | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Дата | 👍🏻 | 👎🏻 | ✊🏻 | |||
Бельгия | Сенат | 3 марта 1954 г. | ? | ? | ? | ? |
Палата представителей | 26 ноября 1953 г. | 148 | 49 | 0 | ? | |
Франция | Национальное собрание | 30 августа 1954 г. | 264 | 319 | 31 | ? |
Сенат | Прервано | ? | ||||
Германия | Федеральный парламент | 19 марта 1953 года | ? | ? | ? | ? |
Федеральный совет | ? | ? | ? | ? | ? | |
Италия | Сенат | Прервано | ? | |||
Палата депутатов | Прервано | ? | ||||
Люксембург | Палата депутатов | 7 апреля 1954 года | ? | ? | ? | ? |
Нидерланды | Палата представителей | 23 июля 1953 года | 75 | 11 | 0 | |
Сенат | ? | ? | ? | ? | ? |
EDC прошел на ратификацию в Национальном собрании Франции 30 августа 1954 года, но проиграл 319 голосами против 264.
К моменту голосования опасения по поводу будущего конфликта исчез со смертью Иосифа Сталина и окончанием Корейской войны. Этим опасениям сопутствовало серьезное расхождение между первоначальным планом Плевена 1950 года и потерпевшим поражение в 1954 году. Расхождения включали военную интеграцию на уровне дивизии, а не батальона, и изменение структуры командования, в результате чего НАТО Верховный главнокомандующий ОВС НАТО в Европе (SACEUR) отвечает за оперативные возможности EDC. Причины, приведшие к неудачной ратификации Договора, были двоякими: они касались крупных изменений на международной арене, а также внутренних проблем Французской Четвертой республики. Были голлисты опасения, что EDC угрожает национальному суверенитету Франции, конституционные опасения по поводу неделимости Французской республики и опасения по поводу ремилитаризации Западной Германии. Французские коммунисты выступили против плана связывания Франции с капиталистическими Соединенными Штатами и противопоставления их коммунистическому блоку. Другие законодатели были обеспокоены отсутствием Соединенного Королевства.
. Премьер-министр, Пьер Мендес-Франс пытался успокоить недоброжелателей договора, пытаясь ратифицировать дополнительные протоколы с другими подписавшими государствами. Они включали единственную интеграцию сил прикрытия, или, другими словами, тех, которые были развернуты в Западной Германии, а также реализацию большей национальной автономии в отношении бюджетных и других административных вопросов. Несмотря на центральную роль Франции, план EDC потерпел крах, когда он не получил ратификации в парламенте Франции.
Договор так и не вступил в силу. Вместо этого, после неудачной ратификации в Национальном собрании Франции, Западная Германия была принята в НАТО, и страны-члены ЕЭС пытались наладить внешнеполитическое сотрудничество в рамках спонсируемого Де Голлем Плана Фуше ( 1959–1962). Европейская внешняя политика была окончательно утверждена во время третьей попытки с Европейским политическим сотрудничеством (EPC) (1970). Это стало предшественником Общей внешней политики и политики безопасности (CFSP).
Сегодня Европейский Союз и НАТО, а ранее также Западноевропейский Союз, все выполняют некоторые из функций, которые были предусмотрены для EDC, хотя ни один из них не приближается к степени наднационального военного контроля, который EDC мог бы обеспечить.
После окончания Второй мировой войны суверенные европейские страны заключили договоры и, таким образом, сотрудничали и согласовывали политику (или объединяли суверенитет) во все большем числе областей, в так называемом проекте европейской интеграции или строительстве Европы (французский : la construction européenne). Следующая временная шкала описывает юридическое начало Европейского Союза (ЕС) - основных рамок для этого объединения. ЕС унаследовал многие из своих нынешних обязанностей и членство в Европейских сообществах (ЕС), которые были основаны в 1950-х годах в духе Декларации Шумана.
Обозначение:. S: подписание. F: вступление в силу. T: прекращение. E: истечение срока. де-факто замена. Отн. с рамками ЕС / ЕС:. де-факто внутри. за пределами | Европейский Союз (ЕС) | [Продолжение ] | |||||||||||||||
Европейские сообщества (ЕС) | (Компонент I) | ||||||||||||||||
Европейское сообщество по атомной энергии (EAEC или Euratom) | [Продолжение ] | ||||||||||||||||
/ / / Европейское сообщество угля и стали (ECSC) | (Распределение компетенций) | ||||||||||||||||
Европейское экономическое сообщество (EEC) | |||||||||||||||||
Шенгенские правила | Европейское сообщество (EC) | ||||||||||||||||
'TREVI' | Правосудие и внутренние дела (JHA, столп II) | ||||||||||||||||
Организация Североатлантического договора (НАТО) | [Продолжение ] | Сотрудничество полиции и судебных органов по уголовным делам (PJCC, компонент II ) | |||||||||||||||
. Англо-французский альянс | [Силы обороны передал НАТО ] | Европейское политическое сотрудничество (EPC) | Общая внешняя политика и политика безопасности. (CFSP, компонент III ) | ||||||||||||||
Western Union [ Социальные, культурные задачи передал Совету Европы ] | [Co nt. ] |
| |||||||||||||||
Совет Европы (СЕ) | |||||||||||||||||
Дюнкеркский договор ¹. S: 4 марта 1947 г.. F: 8 сентября 1947 г.. E: 8 сентября 1997 г. | Брюссельский договор ¹. S: 17 марта 1948 года. F: 25 августа 1948 года. T: 30 июня 2011 года | Лондонский и Вашингтонский договоры¹. S : 5 мая / 4 апреля 1949 г.. F: 3 августа / 24 августа 1949 г. | Парижские договоры: ECSC и EDC ⁶. S: 18 апреля 1951/27 Май 1952 г.. F: 23 июля 1952 г. / -. E: 23 июля 2002 г. / - | Изменение протокола и. завершение Брюссельского договора ¹. S: 23 октября 1954 г.. F: 6 мая 1955 г. | Римские договоры: EEC ² и EAEC. S: 25 марта 1957 г.. F: 1 января 1958 г. | соглашение между ЗЕС и СЕ ¹. S: 21 октября 1959 г.. F: 1 января 1960 г. | Брюссельский договор (слияние) ³. S: 8 апреля 1965 г.. F: 1 июля 1967 г. | Отчет Давиньона. S: 27 октября 1970 г. | выводы Европейского совета. S: 2 декабря 1975 г. | Единый европейский акт (SEA). S: 17 / 28 февраля 1986 г.. F: 1 июля 1987 г. | Sc Хенгенский договор и Конвенция. S: 14 июня 1985 г./19 июня 1990 г.. F: 26 марта 1995 г. | Маастрихтский договор ²⁴. S: 7 февраля 1992 г.. F: 1 ноября 1993 г. | Амстердамский договор. S: 2 октября 1997 г.. F: 1 мая 1999 г. | Ниццкий договор. S: 26 февраля 2001 г.. F: 1 февраля 2003 г. | Лиссабонский договор ⁵. S: 13 декабря 2007 г.. F: 1 декабря 2009 г. |