A класс обслуживания - это качество проживания на общественном транспорте. Размещение может быть, например, сиденьем или кабиной. Путешествие более высокого класса должно быть более комфортным и, как правило, более дорогим.
Традиционно авиалайнер делится на кормовая, первая, бизнес и эконом каюты. В последние годы некоторые авиакомпании добавили класс премиум-эконом в качестве промежуточного класса между экономическим и бизнес-классами.
Каждый класс салона далее делится на невидимые классы бронирования, которые, несмотря на то, что они забронированы в одну и ту же каюту, различаются по условиям и преимуществам за пределами класса обслуживания, например, баллы для часто летающих пассажиров, ограничение багажа, политика изменения или возврата и т. д.
В Мексике автобусы часто имеют определенные уровни обслуживания, верхний из которых - de lujo или clase lujo, за которым следует plus clase, primera clase и segunda clase.
До того, как круизные лайнеры доминировали в торговле пассажирскими судами, океанские лайнеры имели классы обслуживания, часто классифицируемые по категориям как Первый класс, Второй класс и Управление. Такие компании, как Cunard Line продолжают эту традицию, предлагая каюты Queen's Grill, Princess Grill и Britannia, каждая из которых имеет свои собственные залы отдыха и рестораны на борту.
Поезда часто имеют первый класс (высший класс) и второй класс (известный как стандартный класс в Великобритании). Для поездов со спальными местами может быть больше уровней роскоши.
Традиционные поезда обычно предлагают следующие классы: мягкое спальное место, твердое спальное место, мягкое сиденье и жесткое сиденье, в зависимости от маршрута.
Высокоскоростные поезда (CRH) Китайской железной дороги предлагают следующие классы: мягкое спальное место (доступно только на нескольких ночных маршрутах), бизнес-место, место 1-го класса и место 2-го класса.
До 1949 года большинство железнодорожных бюро (под руководством Министерства транспорта) имело трехклассовую структуру. Как и в большинстве современных случаев, немногие люди могли позволить себе первый или даже второй класс, поэтому иногда в некоторых поездах не было бы услуг первого или второго класса. Некоторые доходили до того, что предлагали товарные вагоны четвертого класса «обслуживания».
В 1949 году первый экспресс-экспресс с зарезервированными местами (特快 對號 車) появился вместе с железнодорожным бюро Тайваня и предлагал трехклассный сервис, унаследованный местными жителями от японского колониального правления. Эта структура была нормой для всех поездов, обычных или экспрессов, до 1953 года.
В 1953 году «Equality Express» был введен только с вагонами второго класса. В конце концов, все экспрессы, за исключением единственного Limited Express, предлагали только услуги второго класса, а все другие, более медленные поезда предлагали только услуги третьего класса. Это привело к тому, что качество обслуживания стало ассоциироваться со скоростью поезда. Diesel Limited Express был представлен в 1956 году только в одном классе.
В 1960 году с реформированием Limited Express (Limited Express с зарезервированными местами и Diesel Limited Express объединены в один тариф), все пассажирские поезда официально предлагали только один класс. Таким образом, все экспрессы имели вагоны только второго класса, а остальные поезда только третьего класса. Со временем появилось больше типов вагонов, но они рассматривались как типы, а не классы.
В самом начале эпохи железных дорог в Европе почти каждый железнодорожный оператор предлагал три класса для обслуживания пассажиров: «Первый класс» был самым роскошным и наименее востребованным классом, оснащенным богато обитыми сиденьями, а «второй класс» также был обитым, но на более низком уровне и с меньшим количеством сидячих мест. Напротив, «третий класс» предоставил только деревянные скамейки. В то время как большинство пассажирских поездов перевозило только один или два вагона «первого класса» и «второго класса», все остальные вагоны были только вагоны «третьего класса».
Сегодня обычно существует два класса, известные как «первый класс» и «второй класс», или «эконом-класс», или их эквиваленты на местном языке. К концу 1950-х годов на большинстве европейских железных дорог трехуровневая классовая структура была отменена в пользу двухуровневой структуры, разработанной UIC. Фактически, старый «первый класс» времен до Второй мировой войны был удален без замены из-за низкой посещаемости в послевоенные времена, поэтому старый «второй класс» стал новым «первым классом». "и" третий класс ", почти не оставивший деревянных сидений, был объявлен новым" вторым классом ".
Поезда в Великобритании имеют двухуровневую структуру классов, причем более высокий уровень называется «первым классом». Нижний ярус был переименован с «третьего класса» во «второй класс» British Rail с 3 июня 1956 года, а затем в «стандартный класс» с 11 мая 1987 года.
A Большинство европейских железнодорожных компаний используют соглашение о том, что секция поезда первого класса обозначается желтым цветом, обычно с желтой полосой над дверьми и / или окнами. Зоны первого класса могут быть целыми вагонами или одним концом вагона, а другой конец - вторым классом. В купе второго класса обычно есть сиденья типа «2 + 2» (по 2 места с каждой стороны от прохода); купе первого класса обычно составляют «2 + 1». В Великобритании и Франции в некоторых пригородных поездах пригородных поездов на короткие расстояния используется "2 + 3" для нижнего класса и "2 + 2" для первого класса.
Метро, пригородные и пригородные поезда иногда идут только второго класса. Поезда первого класса были обычным явлением до 1980-х годов (см. Trans Europe Express ), но сейчас они встречаются редко. Скоростные поезда часто берут больше, чем низкоскоростные поезда на одном и том же маршруте, но все же имеют места первого и второго класса.
Поезда в Ирландии в основном используются только в стандартном классе, и только некоторые из самых дальних рейсов имеют более высокий класс, называемый Premier на складе IE 22000 Class., CityGold на локомотиве Mark 4 и First Plus на трансграничной услуге Enterprise. Никаких пригородных перевозок премиум-класса нет. Премиум-преимущества могут быть ограничены, например, лампа для чтения и услуги официанта; но дойти до кресел с креслами 2 + 1 и расширенных возможностей общественного питания.
В Германии «четвертый класс» («4. Klasse») существовал почти в каждом пригородном поезде со второй половины XIX века до 1928 года. Он обеспечивал очень низкий комфорт передвижения, пассажиров приходилось сидеть даже на деревянных досках с рудиментарными спинками. Большая часть места в отсеках была оставлена пустой, чтобы сельские жители могли перевозить свои товары и домашний скот внутри вагона.
Индийские железные дороги в целом предлагают шесть классов размещения поездов.
Некоторые поезда также имеют один из этих классов:
индонезийские поезда, эксплуатируемые государством- принадлежащий PT Kereta Api Indonesia (Индонезийская компания железных дорог), теперь имеет четыре класса для дальних поездок. Все типы вагонов предназначены только для сидения (без спальных вагонов).
Все классы предназначены для некурящих и оборудованы кондиционерами. Бронирование мест требуется всем пассажирам, кроме пригородных поездов. Все места можно зарезервировать за 30–90 дней до даты поездки и за несколько минут до времени отправления, когда места еще доступны. В поездах среднего и дальнего следования есть бортовой кафетерий, туалеты со смывом (в старых пассажирских вагонах есть туалеты для сидения на корточках ), представитель службы поддержки клиентов на борту (руководитель поезда), охрана на борту и услуги по уборке.
Поезда представительского класса самые быстрые и останавливаются только на нескольких крупных станциях (первый приоритет). Поезда бизнес-класса идут несколько медленнее, но, как правило, не останавливаются слишком часто, так как в этих поездах могут быть вагоны эконом-класса (второй приоритет). Поезда эконом-класса добираются до пункта назначения значительно дольше, поскольку они останавливаются на многих небольших станциях и должны пропускать весь трафик представительского и бизнес-класса, идущий в одном направлении (третий приоритет). На многих менее важных маршрутах отсутствуют деловые или административные услуги, либо то и другое. В некоторых услугах смешано более двух или трех классов (бизнес-бизнес, эконом-класс, эконом-класс для руководителей или бизнес-эконом).
Для местных и пригородных поездов одноклассное обслуживание является наиболее распространенным видом обслуживания. Но в некоторых районах могут быть и другие классы, которые имеют другое расположение сидений и время в пути, когда у более низких классов больше остановок, чем у верхних. Например, на маршруте Джокьякарта – Соло есть поезда с кондиционерами и поперечными сиденьями, а также поезд Prambanan Express без кондиционеров, с продольными сиденьями и большим количеством остановок. Между тем, в столичном регионе Джакарты с середины 2013 года доступен только один класс обслуживания: кондиционер и сидячие места в продольном направлении; однако традиция, зародившаяся в середине 90-х годов, привела к тому, что пригородные поезда технически классифицируются как поезда представительского класса. Пригородные поезда в Джакарте эксплуатируются Kereta Commuter Indonesia, дочерней компанией Индонезийской железной дороги
С 1872 года в Японии трехклассная конструкция как для пассажирских, так и для спальных вагонов. К 1960 году, когда условия в поездах второго и третьего классов улучшились, пассажиров первого класса стало мало; поэтому несколько оставшихся вагонов первого класса были переименованы в «специальные» вагоны, доступные для аренды, и, как следствие, перевели железнодорожную систему Японии на двухклассную систему, из которых первоначальный второй класс стал первым, а первоначальный третий стал вторым.
В 1969 году классовая структура была полностью отменена. Первый класс был переименован в вагоны «Зеленые», а второй - в вагоны «Стандарт».
Все члены группы Japan Railways Group (JR) предлагают отдельные классы поездок с разным уровнем доступности на каждом конкретном поезде.
Железнодорожная компания Кюсю (JR Кюсю), Железнодорожная компания Хоккайдо (JR Хоккайдо) и Восточно-Японская железнодорожная компания (JR Восток) почти во всех междугородних поездах все предлагают улучшенный сервис, известный как Green Car. Кроме того, Central Japan Railway Company (JR Central) и Shikoku Railway Company (JR Shikoku) предлагают Green Car в некоторых поездах, а некоторые West Japan Railway Company В поездах (JR West) также есть зеленый вагон. Альтернативой Green Car является обычный автомобиль. Хотя билеты на обычные автомобили можно приобрести с зарезервированными местами или без них, все билеты Green Car являются зарезервированными местами. Билет необходимо приобретать заранее, также доступна специальная версия проездного Japan Rail Pass, разрешающая передвижение в зеленых вагонах.
Большинство сидений в зеленых вагонах JR Group имеют увеличенную ширину и шаг. На некоторых станциях «Зеленые вагоны» расположены ближе к лестницам и эскалаторам, ведущим к / от платформы поезда. Green Cars также часто предлагает тапочки и материалы для чтения на японском.
Кроме того, JR East предлагает третью категорию услуг, GranClass, доступную на маршруте Хаябуса. Особенности автомобилей GranClass включают кожаные сиденья, которые откидываются под углом 45 градусов, приподнятые подножки, регулируемые обеденные столы и подносы для коктейлей, а также персональные лампы для чтения. Полноценное питание, как японское, так и западное, предоставляется специализированными обслуживающими лицами GranClass, которые также подают безалкогольные и алкогольные напитки. Поскольку Хаябуса обеспечивает междугородние перевозки в регион Тохоку, предоставляются такие удобства для ночлега, как тапочки, одеяла и маски для глаз.
Во время Викторианской эпохи, большинство поездов в Соединенном Королевстве имело три класса размещения: первый класс, второй класс и третий класс. С 1875 года, когда Железная дорога Мидленда изменила название своего жилья второго класса на третий класс, второй класс (эквивалентный премиум-эконом или бизнес-класс ) был постепенно отменен, в то время как первый и третий класс были сохранены. Это произошло потому, что Закон о регулировании железных дорог 1844 требовал предоставления услуг третьего класса. Вдобавок к этому британский третий класс изначально соответствовал стандарту континентального европейского третьего класса и британского первого класса с европейским первым классом (континент сохранил три класса). Это означало, что лодочные поезда в Великобритании по-прежнему часто работали с тремя классами размещения после отмены второго класса в остальной части страны. С 3 июня 1956 года Британские железные дороги переименовали третий класс в «второй класс», окончательно (как «Бритиш Рейл») переименовали его в «стандартный класс» с 11 мая 1987 года ввиду уничижительного подтекста «второго класса».
Тренер с размещением для более чем одного класса называется «составным вагоном».
В Соединенных Штатах и Канаде классы поездов подражают авиакомпаниям, хотя авиакомпании, вероятно, взяли уровни классов от поездов время, когда они достигли совершеннолетия (например, первый, бизнес, тренер). Поезда Amtrak Acela Express бывают двух классов: первого класса и бизнес-класса. Поезда Amtrak Northeast Regional имеют бизнес-класс и класс Coach. Канада Via Rail имеет те же классы, что и Amtrak. Поезда со спальными вагонами имеют дополнительные уровни. Большинство пригородных поездов в США и Канаде, как правило, имеют тариф бизнес-класса и эконом-класс или стандартный тариф. Хотя предлагается бизнес-класс, обычно это просто более просторные сиденья в более современном элегантном салоне. Wi-Fi доступен в пригородных поездах в южном коридоре Онтарио, а также в южном Квебеке (по железной дороге). Полные услуги, такие как еда и напитки, не всегда могут быть предоставлены.