Транспорт в Польше включает воздушные, водные, автомобильные и железнодорожные перевозки. В стране разветвленная сеть городского общественного транспорта, такого как автобусы, трамваи и метро. Как страна, расположенная на «перекрестке» Европы, Польша с ее высоко развитой экономикой - это страна с большой и все более современной сетью транспортной инфраструктуры.
Самым важным водным путем страны является река Висла. Крупнейшие морские порты - порт Гданьск, порт Гдыня и порт Щецин. Авиаперелеты обычно используются для международных поездок, многие рейсы отправляются из Варшавского аэропорта имени Фредерика Шопена. Железные дороги соединяют все крупные города Польши, а государственная корпорация Польские государственные железные дороги (PKP) через свои дочерние компании обслуживает большое количество внутренних и международных рейсов различной скорости и комфорта. Кроме того, пять из шестнадцати польских воеводств имеют своих провинциальных поставщиков железнодорожных услуг.
Польшу обслуживает разветвленная сеть железных дорог. В большинстве городов главный железнодорожный вокзал расположен недалеко от центра города и хорошо связан с местной транспортной системой. Оператором инфраструктуры является Группа ПКП. Железнодорожная сеть очень плотная в западной и северной Польше, в то время как восточная часть страны менее развита. Столица, Варшава, имеет единственную в стране систему скоростного транспорта : Варшавское метро.
Единственная линия высокоскоростной железной дороги (хотя, по большинству определений, реальная высокоскоростная железная дорога включает только скорости более 200 км / ч) в центрально-восточной Европе - это Центральная железнодорожная линия (Польша), Centralna Magistrala Kolejowa (CMK). Он имеет длину 223 км (139 миль) и был построен в 1971–1977 годах; он связывает Варшаву с Краковом и Катовице. Большинство поездов на CMK работают со скоростью до 160 км / ч (99 миль / ч), но с декабря 2014 года новые поезда Alstom Pendolino ED250 курсируют на 90-километровом участке CMK на 200 км / ч (124 мили в час), и проводимые улучшения должны поднять разрешенную скорость до 200 км / ч (124 миль в час) на большей части трассы. В ходе тестовых прогонов на CMK в ноябре 2013 года новый поезд Pendolino ED250 установил новый польский рекорд скорости 293 км / ч (182 миль / ч).
Другие высокоскоростные линии:
Проекты Варшава - Лодзь Линия модернизируется для обеспечения скорости до 160 км / ч (чтобы связать воедино Варшавско-Лодзинскую агломерацию).
Планировалось построить новую высокоскоростную линию (350 км / ч) из Варшавы в Познань и Вроцлав с развилками в Лодзь и Калиш., Но проект был отменен в ноябре 2011 года из-за его высокой стоимости.
PKP Group - четвертая по величине железная дорога в Европе. Поезда курсируют его различные дочерние компании.
В Польше работают следующие компании:
Протяженность сотен километров 600 мм (1 фут 11 ⁄ 8 дюйма), 750 мм (2 футов 5 ⁄ 2 дюйма), 785 мм (2 фута 6 / 32 дюйма) и 1000 мм (3 фута 3 ⁄ 8 дюйма) узкоколейки в Польше. Эти железные дороги в основном находятся в упадке, некоторые сохранились как музей или туристические железные дороги.
За исключением Linia Hutnicza Szerokotorowa и нескольких очень коротких участков около пограничные переходы, Польша использует на своих железных дорогах стандартную ширину колеи. Таким образом, Linia Hutnicza Szerokotorowa (известная под аббревиатурой LHS, английский: Линия сталелитейных заводов широкой колеи) в Славков является самой длинной широкой колеей железнодорожная линия в Польше. Линия проходит по однопутной дороге на протяжении почти 400 км (250 миль) от польско-украинской границы, пересекая ее к востоку от Грубешув. Это самая западная ширококолейная железнодорожная линия в Европе, которая связана с системой ширококолейных железных дорог стран бывшего Советского Союза.
Всего: 23 420 км (14 550 миль)
По состоянию на декабрь 2002 года узкоколейные железные дороги больше не принадлежали и не эксплуатировались PKP. Они были переданы региональным властям или стали самостоятельными компаниями.
Польские дороги общего пользования сгруппированы по категориям, относящимся к административному делению. В Польше 412 264 км (256 170 миль) дорог общего пользования, из которых 131 863 км (8 940 миль) без покрытия (2011):
В последние годы сеть улучшалась, и в последнее время государственные расходы на дорожное строительство резко увеличились из-за быстрого развития страны и притока европейских Союз финансирует инфраструктурные проекты.
Польские автомагистрали и скоростные автомагистрали являются частью национальной сети дорог. По состоянию на декабрь 2018 года протяженность автомагистралей (автострада, единственное число - автострада) составляет 1638 километров (1020 миль) и 2092 км (1300 миль) скоростных автомагистралей (drogi ekspresowe, единственное число - droga ekspresowa).
Автомагистрали в Польше, 1638 км (1020 миль) (2018):. A1 | A2 | A4 | A6 | A8 | A18
Скоростные дороги в Польше, 2092 км (1300 миль) (2018):. S1 | S2 | S3 | S5 | S6 | S7 | S8 | S10 | S11 | S12 | S14 | S16 | S17 | S19 | S22 | S51 | S52 | S61 | S74 | S79 | S86
Самый важный аэропорт в Польше - Варшавский международный аэропорт имени Фредерика Шопена. Варшавский аэропорт является основным международным транспортным узлом для LOT Polish Airlines.
помимо Варшавского имени Шопена, Вроцлав, Гданьск, Катовице, Краков и Познань имеют международные аэропорты.
В рамках подготовки к чемпионату Евро-2012 по футболу, который совместно принимали Польша и Украина, ряд аэропортов по всей стране был отремонтирован и переоборудован. Это включало строительство новых терминалов с увеличенным количеством трапов и стендов в аэропорту Коперника во Вроцлаве и аэропорту Леха Валенсы в Гданьске.
Польский рынок авиаперевозок До 2004 года был закрытым рынком с двусторонними соглашениями между странами, обслуживаемыми из национального узла - Варшавы. Региональные аэропорты в основном служили в качестве спиц и контролировались PPL, государственной администрацией аэропортов. Однако в 1990-х годах было решено дерегулировать рынок аэропортов и отменить доминирующее положение PPL. Почти все местные аэропорты (кроме аэропорта Зелена-Гура) превратились в отдельные компании, а в управление ими были вовлечены местные органы власти, что привело к частичной децентрализации. Вскоре после открытия польского неба для соревнований полеты «в обход» Варшавского хаба стали более распространенными.
Действуют двенадцать пассажирских аэропортов, а также аэропорт Херингсдорф в немецкой деревне Гарц, в 7 км от польского приморского курорта Свиноуйсьце.
Список аэропортов в Польше Ниже приведены крупнейшие аэропорты Польши (в порядке убывания за 2013 г.):
Внутренние рейсы:
Аэропорты с взлетно-посадочными полосами с твердым покрытием: Всего: 84 (2005)
Аэропорты - с грунтовыми взлетно-посадочными полосами: Всего: 39 (2005)
Вертодромы: 2 (2005)
Самым важным водным путем страны является река Висла. Крупнейшими морскими портами являются порт Щецин и порт Гданьск.
. Морской транспорт в Польше имеет две основные подгруппы: речной и морской. На побережье Балтийского моря существует ряд крупных морских портов, обслуживающих международные грузовые и пассажирские перевозки; это, как правило, глубоководные порты, которые могут обслуживать очень большие суда, включая паромы ро-ро из Unity Line, Polferries и Stena Line, обслуживающие пассажирские линии Польша - Скандинавия.
Речные перевозки работают почти на всех крупных польских реках и каналах (например, Дунай – Одер и Эльблонгские каналы ), а также на внутренних прибрежных маршрутах.
Польша имеет 3997 км (2480 миль) судоходных рек и каналов (по состоянию на 2009 год).
Всего: 57 судов (1000 GT и более) общим весом 1 120 165 GT / 1799569 тонн дедвейт (DWT)
Суда по типу: навалочные 50, грузовые 2, химовозы 2, самосвалы 1, пассажиры на коротком море 2 (оценка 1999 г.)
Большинство польских городов имеют хорошо развитое городское автобусное сообщение. Обычно город имеет собственное местное автобусное сообщение, однако в некоторых случаях у них есть частные конкуренты, работающие на определенных маршрутах по соглашению с местными властями.
До 1990-х годов междугородным сообщением управляла одна государственная компания ПКС. С тех пор он был разбит на ряд независимых государственных и муниципальных предприятий. Кроме того, появилось несколько частных операторов. Существует два класса обслуживания, различающиеся по длине транспортного средства:
Хотя они часто используют одни и те же автобусные остановки, они, как правило, используют разные станции.
Большие города имеют плотную сеть трамвая, которые являются основным видом общественного транспорта. В настоящее время существует 14 систем, обслуживающих более 30 городов, включая Быдгощ, Гданьск, Катовице, Краков, Лодзь, Познань, Щецин, Варшава и Вроцлав, с общей длиной пути от 200 км (120 миль) (Силезские Interurbans ) до менее чем 10 км (6 миль) (Трамваи в Грудзёндзе ). Новая сеть была построена в Ольштыне в 2015 году. См. список городских трамвайных систем в Польше
С 1990-х годов ряд городов пытается модернизировать определенные части своих сетей до легкорельсовый транспорт стандартный (называемый szybkie tramwaje, en. Fast trams). Наиболее заметными инвестициями являются Познаньский скоростной трамвай и Краковский скоростной трамвай с подземным переходом 1,5 км (0,9 мили) premetro.
Троллейбусы можно найти в трех городах: Гдыня (некоторые маршруты доходят до Сопот ), Люблин и Тыхы.
Первая линия метро была открыта в Варшаве в 1995 году. Часть второй линии была открыта в 2015 году. Это часть инфраструктуры железнодорожного транспорта страны. Официальных планов строительства метро в других городах нет из-за нехватки средств, но продолжаются споры о том, стоит ли их строить, особенно в Краков.
Станция Plac Wilsona
Станция Stare Bielany
Станция Rondo ONZ и железнодорожная линия Siemens Inspiro
(оценка 2006 г.)