Большая часть транспортной системы в Ирландии находится в государственных руках, с обеих сторон ирландской границы. Ирландская дорожная сеть развивалась отдельно в двух юрисдикциях, на которые разделена Ирландия, в то время как Ирландская железнодорожная сеть была в основном создана до раздела Ирландии.
в Республика Ирландия, министр транспорта, действуя через Министерство транспорта, отвечает за дорожную сеть штата, железнодорожная сеть, общественный транспорт, аэропорты и ряд других направлений. Хотя некоторые участки дороги были построены на частные или государственно-частные средства и используются как платные дороги, они принадлежат Правительству Ирландии. Железнодорожная сеть также принадлежит государству и эксплуатируется, в то время как в настоящее время государство по-прежнему владеет основными аэропортами. Общественный транспорт в основном находится в руках государственной корпорации, Córas Iompair Éireann (CIÉ) и ее дочерних компаний Bus Átha Cliath (Dublin Bus ), Bus Éireann (ирландский автобус) и Iarnród Éireann (Irish Rail).
1 ноября 2005 г. правительство Ирландии опубликовало план Transport 21, который включает 18 млрд евро на улучшение дорог и 16 млрд евро на улучшение железных дорог, включая Западный железнодорожный коридор и Dublin Metro.
Транспортный сектор Республики Ирландия отвечает за 21% выбросов парниковых газов в штате.
В Северной Ирландии, сеть автомобильных дорог и железные дороги находятся в государственной собственности. Департамент инфраструктуры отвечает за эти и другие области (например, услуги водоснабжения). Два из трех основных аэропортов Северной Ирландии находятся в частной собственности. Исключение составляет аэропорт города Дерри, который принадлежит и финансируется муниципальным советом Дерри. Государственная корпорация Транспортная холдинговая компания Северной Ирландии (которая торгуется как Translink ) управляет услугами общественного транспорта через свои три дочерние компании - NI Railways Company Limited, Ulsterbus Limited и Citybus Limited (теперь торговая марка Metro).
Ирландские железные дороги находятся в государственной собственности, с Iarnród Éireann (Ирландская железная дорога) в Республике и NI Railways в Северной Ирландии. Обе компании сотрудничают в обеспечении совместной Enterprise обслуживание между Дублином и Белфастом. Услуги InterCity предоставляются между Дублином и крупными городами республики, а также в Ольстере вдоль железной дороги Белфаст-Дерри. Сети пригородных железных дорог работают в Дублине, Дублинская пригородная железная дорога и в Белфасте, Белфаст пригородной железной дороги, с ограниченным количеством местных услуг. в или запланированных на Корк, Лимерик и Голуэй.
Железнодорожная сеть в Ирландии была развита различными частными компаниями в течение XIX века, с некоторыми принимающими правительствами Fundi нг. Сеть достигла наибольшего размаха к 1920 году. широкая колея 1600 мм (5 футов 3 дюйма) была согласована как стандарт для острова, хотя были также сотни километров 914 мм ( 3 фута) узкоколейные железные дороги.
Многие линии на западе были выведены из эксплуатации в 1930-х годах под началом Иамона де Валера, с дальнейшим значительным сокращением услуг как CIÉ, так и Ulster Transport Власть (UTA) в 1960-е гг. Оставила несколько рабочих линий в северной трети острова. Проводится кампания по возвращению в строй некоторых закрытых линий, в частности линии Лимерик - Слайго (Западный железнодорожный коридор ), чтобы способствовать экономическому возрождению на западе, который отстал. позади остальной страны. Также предпринимаются меры по восстановлению движения на линии Дублина на Наван и небольшие кампании по восстановлению железнодорожного сообщения между Слайго и Эннискиллен / Ома / Дерри и Маллингар и Атлон / Голуэй. В соответствии с планом правительства Ирландии Транспорт 21, железнодорожное сообщение Корк - Мидлтон было вновь открыто в 2009 году. Повторное открытие участка Наван - Клонсилла и Западный железнодорожный коридор входят в число будущих проектов в рамках одного и того же плана.
Услуги общественного транспорта в Северной Ирландии скудны по сравнению с другими частями Ирландии или Великобритания. Крупная железнодорожная сеть была сильно урезана в 1950-х и 1960-х годах. Текущие услуги включают пригородные маршруты в Ларн, Ньюри и Бангор, а также в Дерри. Существует также ветка от Колрейн до Портраш.
. С 1984 года электрифицированные поезда, которыми управляет Ярнрод Эйрианн, связали Дублин с его прибрежными пригородами. Первоначально работающая между Брэем и Хоутом, система Dublin Area Rapid Transit (DART) была расширена с Брей до Greystones в 2000 г. и далее расширен с Хоут-Джанкшен до Малахайд. В 2004 г. в Дублине была открыта система легкорельсового транспорта, Luas, обслуживающая центральные и западные пригороды, и управляемая Veolia по франшизе Агентства по закупкам железной дороги. Строительство системы Луас вызвало серьезные потрясения в Дублине. Планы по строительству сети Dublin Metro, включая линии метро, обсуждались в 2001 году, но застопорились из-за финансового кризиса в конце того десятилетия.
Ирландия имеет одну из крупнейших грузовых железных дорог в Европе, которой управляет Bord na Móna, общей протяженностью почти 1400 километров (870 миль).
Ирландские дороги связывают Дублин со всеми крупными городами (Белфаст, Корк, Лимерик, Дерри, Голуэй и Уотерфорд ). Движение слева. Указатели в Ирландской Республике показаны в километрах, а ограничения скорости - в километрах в час. Знаки ограничения расстояния и скорости в Северной Ирландии используют имперские единицы, как и на остальной территории Соединенного Королевства.
Исторически сложилось так, что землевладельцы разрабатывали большинство дорог, а позже магистральные трасты собирали плату за проезд, так что уже в 1800 году в Ирландии была сеть дорог протяженностью 16 100 километров (10 000 миль). В 2005 году правительство Ирландии приступило к реализации плана Transport 21, предусматривающего инвестиции в размере 34 миллиардов евро в транспортную инфраструктуру с 2006 по 2015 год. Несколько дорожных проектов были реализованы, но экономический кризис, начавшийся в 2008–2009 годах, помешал его реализации. полная реализация.
В период с 2011 по 2015 гг. дизельные автомобили составляли 70% новых автомобилей. В 2015 году в Ирландии было зарегистрировано 27 новых автомобилей на 1 000 жителей, что соответствует среднему показателю по ЕС.
Первые в Ирландии услуги почтовых автобусов были заключены с правительство Джона Андерсона с Уильямом Борном в 1791 году, который также заплатил за улучшение состояния дорог. Система почтовых вагонов, экипажей и «бианов» была развита Чарльзом Бьянкони, базирующимся в Клонмеле, с 1815 года как предшественник современной ирландской системы общественного транспорта. 141>
Государственный Bus Éireann (Irish Bus) в настоящее время обеспечивает большинство автобусных рейсов в Ирландии за пределами Дублина, включая сеть экспресс-автобусов, соединяющих большинство городов Ирландии, а также местные автобусы. в провинциальных городах. Bus Átha Cliath (Dublin Bus ), дочерняя компания Bus Éireann, обеспечивает большинство автобусных перевозок в Дублине, а некоторые другие операторы предоставляют ряд маршруты. К ним относятся Aircoach, дочерняя компания FirstGroup, которая предоставляет услуги в аэропорт Дублина из центра Дублина, Южного Дублин-Сити, Грейстоунз и Брей. Они также обслуживают две междугородные экспрессы без остановок между аэропортом Дублина, центром Дублина и Корком, а также беспосадочный маршрут между центром Белфаста, аэропортом Дублина и городом Дублина. Другие операторы, такие как ирландский Ситилинк и GoBus.ie, соревнуются на маршруте Дублин-Голуэй. управляет прямыми рейсами из Беттистауна, Лейтауна и Джулианстауна в Дублин, в то время как Dublin Coach предоставляет услуги в Портлауаз и Лимерик. JJ Kavanagh and Sons также выполняет регулярные рейсы на маршруте Портлауаз / Лимерик, а также предлагает услуги в Уотерфорд, Карлоу, Килкенни, Клонмел и несколько региональных городов и деревень на юге.
Существуют некоторые частные сельские операторы, такие как Halpenny's в Блэкрок, графство Лаут, который был первым частным автобусным оператором, предоставившим общественные услуги в Ирландии (Feda O'Donnell Coaches), который выполняет рейсы два раза в день из Ранафаст, графство Донегол в Голуэй и обратно.
В Северной Ирландии Ольстербус обеспечивает автобусную сеть с ее дочерняя компания Metro, предоставляющая услуги в Белфасте. Оба являются частью государственной Translink. Tiger Coaches обслуживает автобусное сообщение между Белфастом и Лисберном очень поздно ночью по пятницам и субботам.
Частные компании по аренде предлагают группам, путешествующим по Ирландии, с вариантами от автомобилей до 56 пассажирских автобусов. Частные компании по аренде автобусов можно найти на CTTC.ie.
Трансграничные перевозки (например, из центра Дублина в Белфаст) в основном осуществляются партнерством Ulsterbus и Bus Éireann, при этом некоторые услуги проходят через границу исключительно одним двух компаний (например, Дерри – Слайго, которым управляет автобус Эйрен). Aircoach, частный оператор, тем не менее, выполняет конкурирующую услугу Dublin to Belfast Express через аэропорт Дублина.
Вид транспорта | 2012 | 2013 | 2014 |
---|---|---|---|
Личный автомобиль - водитель | 70,4% | 69,0% | 69,1% |
Легковой автомобиль - пассажир | 6,1% | 5,8% | 5,3% |
Ходьба | 13,6% | 15,4% | 14,8% |
Автобус | 3,9% | 3,8% | 4,4% |
Цикл | 1,2% | 1,3% | 1,6% |
Рельс / DART / Luas | 1,3% | 1,5% | 1,4% |
Такси / наемные | 0,8% | 0,9% | 0,9% |
Грузовые автомобили / мотоциклы / прочее | 2,7% | 2,5% | 2,5% |
Газотранспортная сеть 1795 км (1115 миль) (2003). Имеется гораздо более обширная торговая сеть.
Основные порты Ирландии находятся в Дублине, Белфасте, Корк, Росслэр, Дерри и Уотерфорд. Меньшие порты существуют в Арклоу, Баллина, Дроэда, Дандолк, Дун Лаогэр, Фойнс, Голуэй, Ларн, Лимерик, Нью-Росс, Слайго, Уорренпойнт и Уиклоу.
Порты Ирландской Республики обслужили 2,8 миллиона путешественников, пересекших море между Ирландией и Великобританией в 2014 году, что на 1 миллион меньше, чем в 2003 году. Это число постоянно снижается в течение количество лет (20% с 1999 г.), вероятно, из-за бюджетных авиакомпаний. Паромное сообщение между Великобританией и Ирландией через Ирландское море включает маршруты из Fishguard и Pembroke в Росслэр, Stranraer в Белфаст и Ларн, и Кэрнрайан Ларну; Маршрут Суонси - Корк закрыт. Также существует связь между Ливерпулем и Белфастом через остров Мэн. Самый большой автомобильный паром в мире, Ulysses, обслуживается Irish Ferries на маршруте Дублин – Холихед.
Кроме того, есть паромы из Росслэра и Дублина в Шербур и Роскофф во Франции.
Подавляющее большинство торговли тяжелыми товарами осуществляется по морю. Порты Северной Ирландии обрабатывают 10 мегатонн (Мт) товарной торговли с Великобританией ежегодно, в то время как порты на юге обрабатывают 7,6 Мт, что составляет соответственно 50% и 40% от общего объема торговли по весу.
В Ирландии пять основных международных аэропортов: Дублинский аэропорт, Международный аэропорт Белфаста (Олдергроув), аэропорт Корк, аэропорт Шаннон и аэропорт Западная Ирландия (Нок). Дублинский аэропорт - самый загруженный из этих, перевозящий почти 28 миллионов пассажиров в год; второй терминал (T2) был открыт в ноябре 2010 года. Все они обслуживают Великобританию и континентальную Европу, а Корк, Дублин и Шеннон также предлагают трансатлантические услуги. Авиамаршрут Лондон - Дублин является девятым по загруженности международным маршрутом в мире, а также самым загруженным международным маршрутом в Европе, с 14 500 рейсами между ними в 2017 году. В 2015 году этим маршрутом воспользовались 4,5 миллиона человек. вторая по загруженности в мире. Aer Lingus - главный авиаперевозчик Ирландии, хотя Ryanair - крупнейшая авиакомпания страны. Ryanair - крупнейший в Европе бюджетный перевозчик, второй по количеству пассажиров и крупнейший в мире по количеству пассажиров на международном уровне. В течение нескольких десятилетий до 2007 года Шеннон был обязательной остановкой на трансатлантических маршрутах в Соединенные Штаты. В последние годы он открыл службу предварительной проверки, позволяющую пассажирам пройти через иммиграционные службы США перед вылетом из Ирландии.
Есть также несколько небольших региональных аэропортов: аэропорт Джордж Бест в Белфаст-Сити, аэропорт города Дерри, аэропорт Голуэя, Керри Аэропорт (Фарранфор), аэропорт Слайго (Страндхилл), аэропорт Уотерфорда и аэропорт Донегол (Каррикфинн). Регулярные рейсы из этих региональных пунктов в основном ограничиваются рейсами в другие части Ирландии и в Великобританию. Авиакомпании, базирующиеся в Ирландии, включают Aer Lingus (бывшая национальная авиакомпания Республики Ирландия), Ryanair, Aer Arann и СитиДжет. Услуги на Аранские острова обслуживаются из Аэрфорт-на-Минна (региональный аэропорт Коннемара).
Национальная авиакомпания Ирландии Aer Lingus предоставляет услуги из Белфаст-Сити, Корка, Дублина и Шеннона в Европу, Северную Африку и Северную Америку. Аэропорты Дублина и Корка находятся в ведении государственного органа DAA (Управление аэропорта Дублина). Другие ирландские авиакомпании: Ryanair, одна из крупнейших в мире, Stobart Air, CityJet, ASL Airlines Ireland и Aer Lingus. дочерняя компания Аэр Лингус Риджинал. Ряд других операторов специализируется на авиации общего назначения.
На 2018 год количество пассажиров было следующим:
Ранг | Аэропорт | Взлетно-посадочные полосы | Максимальная длина | Пассажиры | Замена. 2015–2016 |
---|---|---|---|---|---|
1 | Дублин | 2 | 2637 м (8652 футов) | 31 319 419 | 6,3% |
2 | Белфаст Интернэшнл | 2 | 2780 м (9120 футов) | 6268960 | 7,4% |
3 | Белфаст-Сити | 1 | 1829 м (6001 фут) | 2511261 | 1,9% |
4 | Корк | 2 | 2,133 м (6,998 футов) | 2,387,806 | 3,8% |
5 | Шеннон | 1 | 3,199 м (10,495 футов) | 1,677,611 | 4,9% |
6 | Западный аэропорт Ирландии | 1 | 2340 м (7680 футов) | 775.063 | 3,5% |
7 | Керри | 1 | 2000 м (6600 футов) | 365339 | 8,9% |
8 | Город Дерри | 1 | 1,969 м (6,460 футов) | 185,843 | 4,2% |
9 | Донегол | 1 | 1496 м (4,908 футов) | 46,537 | 0,0% |
10 | Коннемара | 1 | 600 м (2000 футов) | 15,322 | 6,8% |
11 | Инишмор | 1 | 490 м (1610 футов) | 8,814 | 5,6% |
× | Город / город 1 | Город / поселок 2 | Город / поселок 3 | Город / поселок 4 | Город / поселок 5 | Город / поселок 6 | Город / поселок 7 | Город / поселок 8 | Город / поселок 9 | Город / поселок 10 | Город / поселок 11 | Город / поселок 12 | Город / поселок 13 | Город / поселок 14 | Город / поселок 15 | Город / поселок 16 | Город / поселок 17 | Город / поселок 18 | Город / поселок 19 | Город / поселок 20 | Город / поселок 21 | Город / поселок 22 | Город / поселок 23 | Город / поселок 24 | Город / поселок 25 | Город / поселок 26 | Город / поселок 27 | Город / поселок 28 | Город / поселок 29 | Город / поселок 30 | Город / поселок 31 | Город / поселок 32 | Город / поселок 33 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
км | Атбой | |||||||||||||||||||||||||||||||||
км | 80 | Атлон | ||||||||||||||||||||||||||||||||
км | 188 | 241 | Баллимена | |||||||||||||||||||||||||||||||
км | 144 | 221 | 46 | Белфаст | ||||||||||||||||||||||||||||||
км | 100 | 128 | 298 | 285 | Каслбар | |||||||||||||||||||||||||||||
км | 60 | 80 | 152 | 136 | 168 | Каван | ||||||||||||||||||||||||||||
км | 232 | 255 | 44 | 91 | 26 9 | 180 | Колрейн | |||||||||||||||||||||||||||
км | 368 | 217 | 467 | 424 | 274 | 300 | 491 | Корк | ||||||||||||||||||||||||||
км | 220 | 234 | 89 | 114 | 221 | 163 | 50 | 478 | Дерри | |||||||||||||||||||||||||
км | 40 | 142 | 163 | 120 | 230 | 88 | 187 | 309 | 188 | Дроэда | ||||||||||||||||||||||||
км | 80 | 124 | 211 | 168 | 235 | 108 | 235 | 259 | 236 | 53 | M-50. Дублин | |||||||||||||||||||||||
км | 72 | 160 | 127 | 84 | 248 | 80 | 152 | 341 | 165 | 37 | 85 | Дандолк | ||||||||||||||||||||||
км | 248 | 219 | 418 | 375 | 301 | 274 | 443 | 78 | 430 | 260 | 211 | 211 | Дунгарван | |||||||||||||||||||||
км | 60 | 40 | 222 | 176 | 130 | 40 | 200 | 297 | 193 | 90 | 80 | 120 | 251 | Эджвортстаун | ||||||||||||||||||||
км | 184 | 108 | 453 | 407 | 173 | 213 | 387 | 140 | 408 | 296 | 243 | 324 | 160 | 148 | Эннис | |||||||||||||||||||
км | 120 | 126 | 434 | 168 | 160 | 46 | 157 | 363 | 107 | 1 37 | 154 | 100 | 337 | 86 | 234 | Эннискиллен | ||||||||||||||||||
км | 128 | 96 | 354 | 341 | 92 | 160 | 326 | 201 | 276 | 268 | 219 | 249 | 227 | 136 | 80 | 190 | Голуэй | |||||||||||||||||
км | 152 | 124 | 333 | 290 | 250 | 178 | 358 | 148 | 345 | 175 | 126 | 207 | 96 | 155 | 150 | 265 | 174 | Килкенни | ||||||||||||||||
км | 160 | 230 | 515 | 472 | 290 | 319 | 539 | 87 | 476 | 357 | 308 | 389 | 165 | 296 | 155 | 382 | 215 | 195 | Килларни | |||||||||||||||
км | 160 | 123 | 409 | 366 | 183 | 217 | 417 | 99 | 368 | 251 | 202 | 283 | 119 | 175 | 41 | 280 | 109 | 131 | 114 | Лимерик | ||||||||||||||
км | 40 | 55 | 245 | 197 | 112 | 56 | 228 | 284 | 191 | 118 | 105 | 147 | 244 | 15 | 156 | 101 | 156 | 162 | 310 | 202 | Лонгфорд | |||||||||||||
км | 32 | 48 | 215 | 169 | 154 | 59 | 232 | 242 | 221 | 75 | 65 | 85 | 216 | 35 | 155 | 121 | 144 | 120 | 261 | 159 | 42 | Маллингар | ||||||||||||
км | 60 | 116 | 244 | 201 | 227 | 130 | 269 | 223 | 256 | 86 | 37 | 118 | 175 | 107 | 206 | 193 | 205 | 89 | 272 | 165 | 114 | 72 | Naas | |||||||||||
км | 100 | 80 | 368 | 325 | 174 | 169 | 332 | 134 | 307 | 210 | 161 | 242 | 151 | 146 | 84 | 232 | 100 | 93 | 149 | 43 | 153 | 111 | 124 | Ненаг | ||||||||||
км | 60 | 179 | 97 | 110 | 199 | 72 | 102 | 423 | 57 | 133 | 181 | 110 | 375 | 143 | 338 | 50 | 255 | 290 | 404 | 297 | 128 | 130 | 201 | 254 | Ома | |||||||||
км | 200 | 202 | 375 | 332 | 328 | 300 | 400 | 195 | 387 | 217 | 160 | 249 | 117 | 235 | 239 | 363 | 306 | 121 | 280 | 198 | 242 | 200 | 141 | 202 | 332 | Росслэр | ||||||||
км | 180 | 134 | 374 | 392 | 168 | 279 | 402 | 119 | 352 | 277 | 227 | 309 | 146 | 214 | 20 | 342 | 94 | 158 | 134 | 28 | 221 | 179 | 190 | 69 | 329 | 224 | Шеннон | |||||||
км | 160 | 117 | 215 | 202 | 84 | 121 | 187 | 323 | 137 | 201 | 207 | 200 | 334 | 96 | 255 | 75 | 175 | 228 | 338 | 231 | 81 | 123 | 199 | 195 | 114 | 358 | 216 | Слайго | ||||||
км | 260 | 215 | 509 | 466 | 249 | 312 | 483 | 118 | 434 | 351 | 302 | 383 | 195 | 289 | 148 | 375 | 175 | 228 | 33 | 107 | 296 | 254 | 265 | 143 | 398 | 295 | 128 | 297 | Трали | |||||
км | 60 | 43 | 256 | 213 | 169 | 93 | 281 | 207 | 256 | 149 | 101 | 130 | 181 | 80 | 165 | 156 | 138 | 85 | 226 | 124 | 77 | 35 | 89 | 76 | 204 | 164 | 144 | 158 | 219 | Талламор | ||||
км | 160 | 174 | 373 | 330 | 310 | 228 | 397 | 123 | 385 | 215 | 166 | 247 | 46 | 205 | 170 | 291 | 236 | 51 | 208 | 129 | 212 | 170 | 129 | 160 | 329 | 73 | 155 | 289 | 226 | 135 | Уотерфорд | |||
км | 180 | 189 | 350 | 307 | 315 | 244 | 374 | 184 | 362 | 112 | 134 | 224 | 107 | 263 | 228 | 307 | 295 | 110 | 269 | 187 | 228 | 186 | 129 | 189 | 307 | 19 | 214 | 333 | 285 | 151 | 63 | Уэксфорд | ||
км | 120 | 170 | 270 | 227 | 280 | 204 | 295 | 254 | 282 | 112 | 55 | 144 | 176 | 181 | 281 | 146 | 265 | 132 | 346 | 240 | 188 | 146 | 75 | 19 9 | 227 | 109 | 265 | 253 | 340 | 146 | 133 | 84 | Уиклоу |