Трансцендентальные этюды (французский: Études d'exécution transcenda nte ), S.139, представляют собой серию из двенадцати композиций для фортепиано Ференца Листа. Они были опубликованы в 1852 году как переработка серии 1837 года, которые, в свою очередь, являлись развитием серии исследований, написанных в 1826 году.
Составление Трансцендентальных этюдов началось в 1826 году, когда 15-летний Лист написал серию юношеских и гораздо менее сложные с технической точки зрения упражнения, называемые Étude en douze (Этюд из двенадцати упражнений), S.136. Затем Лист значительно разработал эти пьесы, и в 1837 году были опубликованы гораздо более технически сложные упражнения, названные Douze Grandes Études (Двенадцать великих этюдов), S.137.
Трансцендентальные этюды являются переработкой его Douze Grandes. Études. Эта третья и последняя версия была опубликована в 1852 году и посвящена Карлу Черни, учителю Листа на фортепиано и самому плодовитому композитору этюдов. Набор включал в себя по большей части упрощения: в дополнение ко многим другим сокращениям Лист удалил все отрезки более десятой, что сделало пьесы более подходящими для пианистов с меньшими руками. Однако некоторые на самом деле считают четвертый этюд финального набора, «Мазепа», более требовательным, чем его версия 1837 года, поскольку он очень часто изменяет и пересекает руку, создавая эффект «скачущего галопом».
При пересмотре набора этюдов 1837 года Лист добавил программные названия на французском и немецком языках ко всем, кроме этюдов № 2 и 10. Редактор Ферруччо Бузони позже дал названия Fusées (Ракеты). к Этюду № 2 и Аппассионате к Этюду № 10; однако названия Бузони обычно не используются. Например, музыкальное издательство G. Henle Verlag относится к этим двум по показаниям темпа, molto vivace и allegro agitato molto, соответственно.
Henle занимает 4-е место (Mazeppa), No. 5 (Feux follets), No. 8 ( Wilde Jagd), № 10 (Аппассионата) и № 12 (Chasse-neige) как самые сложные этюды набора со сложностью 9 из 9 по шкале редактора Генле. Наименьшая сложность дается № 3 (Paysage) - 6 из 9.
Первоначальная идея Листа заключалась в том, чтобы написать 24 этюда, по одному в каждой из 24 мажорных и минорных тональностей. Он выполнил только половину этого проекта, используя нейтральные и плоские ключевые подписи. В 1897–1905 годах русский композитор Сергей Ляпунов написал свой собственный сборник Douze études d'exécution transcendante, соч. 11, выбирая только те клавиши, которые опущены Листом, а именно клавиши диез, чтобы "завершить" полный набор из 24. Набор этюдов Ляпунова был посвящен памяти Листа, а последний этюд был назван Élégie en mémoire de Franz Liszt.
Пианист | Записано | Лейбл |
---|---|---|
Дьердь Циффра | 1957–1958 | EMI |
Лазар Берман | 1963 | Виктор |
Клаудио Аррау | 1974–1976 | Philips |
Майкл Понти | 1982 | Leo Records |
Йозеф Бульва | 1983 | |
Хорхе Боле | 1985 | Decca |
Владимир Овчинников | 1988 | EMI |
Дженис Вебер | 1988 | MCA |
Лесли Ховард | 1989 | Hyperion |
Jenő Jandó | 1994 | Наксос |
Борис Березовский | 1995–1996 | Тельдек |
Франсуа-Рене Дюшабль | 1998 | EMI |
Янина Фиалковская | 2000 | Записи в день открытия |
Фредди Кемпф | 2001 | BIS |
Кристофер Тейлор | 2002 | Liszt Digital |
Бертран Чамайу | 2005 | Sony |
Алиса Сара Отт | 2009 | Deutsche Grammophon |
Веселин Станев | 2010 | RCA Red Seal |
Мариангела Вак atello | 2010 | Brilliant Classics |
Mélodie Zhao | 2011 | Claves Records |
Вадим Холоденко | 2013 | Harmonia Mundi |
Даниил Трифонов | 2016 | Deutsche Grammophon |
Мордехай Шехори | 2018 | Cembal d'amour |