Траян Вуя | |
---|---|
Родился | (1872-08-17) 17 августа 1872 г.. Сурдукул-Мик, Австро-Венгерская империя |
Умер | 3 сентября 1950 (1950-09-03) (78 лет). Бухарест, Румыния |
Национальность | Румын |
Род занятий | Изобретатель |
Известен | Ранний летающий аппарат |
Траян Вуя или Траян Вуя (румынское произношение: ; 17 августа 1872 г. - 3 сентября 1950 г.) был румынским изобретателем и пионером авиации, который разработал, построил и испытал первый трактор моноплан. Он был первым, кто продемонстрировал, что летательный аппарат может подниматься в воздух, двигаясь на колесах по обычной дороге. Ему приписывают мощный прыжок длиной 11 м (36 футов), сделанный 18 марта 1906, а позже он заявил, что он совершил мощный прыжок на 24 м (79 футов). Несмотря на то, что изобретение Вуи не увенчалось успехом в продолжительном полете, оно повлияло на Луи Блерио в разработке монопланов. Позже Вуйя также разработал вертолеты.
Гражданин Франции с 1918 года, Вуя возглавлял румын (особенно трансильванцев ) Франции в Сопротивлении во время Вторая мировая война. Он вернулся в Румынию незадолго до своей смерти в 1950 году.
Вуя родилась в семье румынских родителей Симиона Попеску и Ана Вуя, проживающих в Сурдукуле. Мик, деревня в районе Банат, Австро-Венгерская империя, сегодня в Румынии; это место теперь называется Траян Вуя. Окончив среднюю школу в Лугоже, в 1892 году он поступил в Школу механики Политехнического университета Будапешта, где получил диплом инженера. Затем он поступил на юридический факультет в Будапеште, Венгрия, где в мае 1901 года получил докторскую степень в области права, защитив диссертацию на тему «Военная промышленность и промышленность, государственный и контрактный режим».
Он вернулся в Лугож, где он изучил проблему полета человека и сконструировал свой первый летательный аппарат, который назвал «самолет-автомобиль». Он попытался построить машину, но из-за финансовых ограничений решил поехать в Париж в июле 1902 года, надеясь найти кого-нибудь, кто заинтересован в финансировании его проекта, возможно, энтузиастов воздушных шаров. Он встретил значительный скептицизм со стороны людей, которые считали, что машина тяжелее воздуха не может летать. Затем он посетил Виктора Татина, известного теоретика и экспериментатора, который построил модель самолета, который летал в 1879 году. Татин был заинтересован в этом проекте, но сомневался, что у Вуи был подходящий двигатель или что его самолет мог быть стабильным. Затем Вуя представил свой план Académie des Sciences в Париже 16 февраля 1903 г., но был отклонен с комментарием: «Проблема полета с машиной, которая весит больше воздуха, не может быть решена, и она это всего лишь мечта ».
Не испугавшись, Вуйя подал заявку на французский патент 15 мая 1903 года и получил патент № 332106 на свой дизайн. Свой первый летательный аппарат он начал строить зимой 1902– 03. Преодолевая финансовые трудности, он также приступил к созданию двигателя собственной конструкции, на который он получил различные патенты, первый из которых был получен в 1904 году.
К декабрю 1905 г. Вуя закончил постройку своего первого самолета «Вуя I». Это был моноплан с высоким крылом, полностью сделанный из стальных труб. Базовая рама состояла из пары треугольных рам, нижние элементы которой образовывали стороны прямоугольного шасси, на котором находились четыре колеса с пневматическими шинами, а передняя пара - управляемая. Крыло было установлено на вершинах этих шпангоутов и напоминало крыло планеров Отто Лилиенталя, с несколькими изогнутыми стальными трубами, расходящимися наружу из центров на вершине каждой из боковых шпангоутов, скрепленных проволокой. прикреплены к паре шкворней и покрыты лакированным полотном. Регулировка тангажа достигалась изменением угла атаки крыла. За крылом и под крылом устанавливался трапециевидный руль направления. Он был оснащен газовым двигателем углекислотой, приводящим в движение один пропеллер трактора. 25-сильный двигатель пришлось адаптировать самому Вуя, поскольку подходящего двигателя не было. Жидкий диоксид углерода испаряли в котле Serpollet и подавали в двигатель Serpollet. Запаса топлива хватило примерно на пять минут работы на полной мощности. Самолет был построен для Вуи парижской инжиниринговой компанией Hockenjos and Schmitt.
Вуя выбрал место в Монтессон, недалеко от Парижа, для тестирования. Сначала он использовал машину без крыльев, чтобы получить опыт управления ею на земле. Крылья были надеты в марте, а 18 марта 1906 года он ненадолго взлетел. После ускорения примерно на 50 м (160 футов) самолет оторвался от земли и пролетел по воздуху на высоте примерно 1 м (3 фута 3 дюйма) на расстояние примерно 12 м (39 футов), но затем двигатель вырезал, и он упал. Пойманный ветром, он был поврежден о дерево. 9 августа был совершен более длинный прыжок в 24 м (79 футов) на высоте около 2,5 м (8 футов), закончившийся тяжелой посадкой, повредившей винт.
В августе 1906 г. он модифицировал самолет., уменьшив развал крыла и добавив руль высоты. В этой форме его иногда называют Vuia I-bis. Британский историк авиации Чарльз Гарвард Гиббс-Смит описал этот самолет как «первый несущий человека моноплан принципиально современной конфигурации», но «неудачный», потому что он был неспособен к длительному полету.
Французский журнал L'Aérophile подчеркнул, что машина Вуйя могла взлетать с плоской поверхности без помощи, такой как наклон, рельсы или катапульта. В то время Европа знала об усилиях братьев Райт, которые 17 декабря 1903 года подняли свой Райт Флайер с ровной поверхности, используя тележку-тележку, движущуюся по направляющей, хотя мало кто еще признал достижение. К сентябрю 1904 года Райты совершили устойчивые и контролируемые полеты по полному кругу.
Основные характеристики Vuia I:
В 1907 году Вуйя построил «Вуйя II», используя двигатель внутреннего сгорания «Антуанетта» мощностью 25 лошадиных сил (19 киловатт). Этот самолет имел ту же базовую конфигурацию, что и Vuia I-bis, но был меньше и легче, с общим весом (включая пилота) 210 кг (460 фунтов) и размахом крыла 7,9 метра (26 футов). 5 июля Вуя совершил короткий прыжок с двигателем, пролетев 20 м (66 футов), но повредил самолет и получил легкие травмы при приземлении. Никаких дальнейших попыток управлять самолетом не было.
Чарльз Дольфус, бывший куратор Музея авиации в Париже, писал, что пионер авиации Альберто Сантос Дюмон использовал колеса на своем самолете. под влиянием того, что Дюмон видел попытки полета Вуи.
Сообщается, что Вуя сделал свой первый прыжок с электроприводом 18 марта 1906 года в присутствии своего механика и двух близких друзей. Отчеты об этом испытании, опубликованном в то время, и его более поздних полетных испытаниях, до 19 августа 1906 года, основаны на письмах, которые он написал L'Aérophile, официальному журналу Aéro Club. Франции. Вуя провел первую известную публичную демонстрацию своего самолета 8 октября 1906 года, когда он поднялся в воздух на четыре метра, свидетелями чего стали Эрнест Архидьякон и Эдуард Сюркуф. В другом журнале того периода, Flight, он назвал пятиметровый прыжок 8 октября 1906 г. самой ранней записью в списке его тестов, приведенном в таблице «выполненных действий. наиболее выдающимися авиаторами последних лет ».
Между 1918 и 1921 гг. Vuia построил два экспериментальных вертолета на базе Juvisy и Исси-ле-Мулино аэродромы.
Он похоронен на кладбище Беллу в Бухаресте, Румыния.
Другое изобретение от Vuia был парогенератор с внутренним сгоранием, который генерирует очень высокое давление - более 100 атм (10 МПа) - которое до сих пор используется на тепловых электростанциях. Траян Вуя и один из его партнеров, Эммануэль Ивонно, запатентовали несколько типов газогенераторов.
27 мая 1946 года Вуя был назван почетным членом Румынской академии.
Место его рождения, Бужору, в Тимиш после его смерти был переименован в Траян Вуя.
Международный аэропорт Тимишоара Траян Вуя (TSR), третий по величине аэропорт Румынии, носит его имя.
На Викискладе есть материалы, связанные с на Траян Вуя (пионер авиации). |