Традиционная одежда Косово

редактировать
Женский рабочий инструмент - век

Традиционная одежда (народный костюм ) является одним из факторов это отличало эту нацию от соседних стран, восходящих к иллирийской эре.

Эволюция, которую претерпела эта одежда, служила модернизации и современному стилю, однако Основные символы и мотивы, по которым создается эта одежда, имеют тенденцию напоминать иллирийскую древность. Материалы и традиционные способы изготовления этой одежды на протяжении истории практически не изменились. Утилиты, которые используются при создании этой одежды, характерно для косоваров, называемых vegjë или vek, ткацкий станок (напоминающий английские spinning jenny и летающий шаттл ). Способы получения материалов и одежды остались прежними. Мотивы и узоры на этих предметах одежды можно объяснить доисторической религией. Треугольники, ромбы, круги и кресты встречаются часто, и они известны как символы здоровья и плодородия. Хроматически эта одежда состоит из трех основных цветов, наиболее символичным из которых является красный.

Содержание

  • 1 Историческое происхождение
    • 1.1 Мужская одежда
    • 1.2 Женская одежда
  • 2 Типы традиционной одежды в Косово
    • 2.1 Женская одежда
      • 2.1.1 Одежда Pështjellak
      • 2.1.2 Одежда Xhubleta
      • 2.1.3 Одежда Dukagjini
      • 2.1.4 Одежда
    • 2.2 Мужская одежда
  • 3 Традиционная одежда по регионам
    • 3.1 Llap clothing
    • 3.2 Karadak clothing
      • 3.2.1 Мужская одежда
      • 3.2.2 Женская одежда
  • 4 Ссылки

Историческое происхождение

Традиционная мужская одежда Подгура, характеризуемый мархамой, поскольку он носит традиционный инструмент Лахута Женская одежда Подгура с кружевной короной

Среди 140 видов традиционных албанских костюмов одежда Подгура Veshja e Podgurit является косовской, отличается своим разнообразием и является влияние во всех остальных регионах. Этот костюм принадлежал большинству иллирийских и албанских регионов, включенных в международные рамки. Предметы одежды состоят из мужских и женских рубашек с широкими рукавами и узким воротником, который застегивается на пуговицы, и белой традиционной шляпы, которую носят мужчины, называемые плис, кожаные мокасины или опинга. По мнению археологов Приштинского музея, одежда Подгура датируется V и IV веками до нашей эры. Однако трансформации этого костюма произошли из-за различных социальных и культурных ситуаций, технических изобретений, а также обмена элементами между этническими группами. В ходе полевых исследований сообщалось, что в 19 веке и в первые два десятилетия 20 века женская одежда претерпела морфологические изменения. Образ 19 века заключался в расчесывании их волос и их заплетении. Они также носили красные полусферические шляпы, украшенные крошечными золотыми монетами. Вокруг макушки шляпы было натянуто тугое кружево lidhëse длиной 60 см. Его связали так, чтобы волосы оставались скрытыми. Мархама - это тип материи, которую носили на шее и подбородке, но вышитый хвост мархамы лежал вдоль правого плеча, и это называлось масдорджа. Рубашка была длиной до стопы, а рукава были длинными и широкими, примерно 35 см, также были расшиты. Shtjellakët (pështjellakët, mbështjellakët), представлявшие собой куски материала, напоминающие фартук, были большими по размеру и узкими по ширине и имели геометрические мотивы, такие как топор или круг. Мокасины были сделаны из шкуры крупного рогатого скота и связаны кусками овечьей шкуры. Их называли мокасинами гогиште. В качестве поясов они носили шерстяной материал, называемый шокэ, который вязали на ткацком станке. Ширина была 3 см, вышитая часть завязывалась на спине. Их цвета были очень характерными и разными, такими как красный, зеленый, желтый и черный. Детям из богатых семей одежду вязывали портные, что делало их похожими на других взрослых мужчин. Начиная с полового созревания и далее детская одежда становится более детализированной. В этом возрасте мальчики начинают носить плис, тогда как в холодные дни они носили шарфы и тиркэ, традиционные белые шерстяные брюки. В возрасте безбрачия мальчики носили тирке (которые всегда были белыми), плис и жилеты. Однако детская одежда в целом отличается своей простотой. Он состоит из рубашки до колен из белой ткани в сочетании с вертикальным шокэ каштанового цвета. Ношение шокэ детьми было очень редким явлением; его носили только в те годы, когда они хранили целомудрие и хотели произвести впечатление на женщин своего социального круга. В детской одежде чаще использовались белый и черный цвета, тогда как блейзеры также были обогащены красным, желтым, зеленым и коричневым. В холодную погоду молодежь также носила шляпу определенного типа, называемую капулаце. Он был сделан из шерстяных нитей, имевших форму черепа, и они покрывали все части головы и лица, кроме глаз и носа. Пиджаки также были частью молодежной одежды и были сделаны из сутаны, напоминавшей взрослый костюм. Мальчики носили волосы до плеч. До того, как костюмы были связаны портными, модели сначала вырезались в Печ. Это делалось один раз в год, осенью или зимой.

Мужская одежда

Мужская одежда в то время была символом красоты. Этот наряд включает рубашку, тёлинат, длинные трусы, шарф и тёрк. Одежда взрослых различалась в зависимости от их материального положения. В рамках мужской одежды наиболее символичным был наряд жениха. Костюм построен на символическом значении начала нового этапа жизни. Жители Подгура носили белые полусферические плис. Наряду с ним был также платок из белой ткани, который состоял из нескольких горизонтальных шоке разного цвета. Этот шарф был обернут вокруг плиса и закрывал часть головы и ушей. Шарфы носили мужчины старшего возраста, от сорока. Мужские рубашки назывались «каштановыми рубашками», потому что их шили из горизонтального шокэ каштанового цвета. «Рубашки из каштана» сегодня можно увидеть нечасто, разве что в горных районах. Блейзеры носили поверх рубашек. Часть рукавов, воротник и рукава - в черную полосу. Жилет или хамадани из сутаны имел широкие рукава, доходил до талии и не имел воротника. Он был застегнут на застежку. Жилет был двубортный, черного цвета. В холодную погоду они носили блейзеры митани, сделанные из сутанового материала. Его случайным образом надевали поверх жилета или хамадани. У него были длинные рукава, но без воротника. Черный ремешок закрывал детали вдоль рукавов, вокруг шеи и вдоль локтей. У Митани было отверстие от подмышек до локтей, и эти отверстия использовались для свободного удерживания митани. В левой части был нашит небольшой карман, в котором мужчины хранили сигары. Митани также носили молодые люди, но это было проще, чем митани мужчин. Среди традиционной одежды мужчин Подгура наиболее известна хурдиа, тип одежды, которую носят молодые мальчики, и символизирует гордость. Он был сделан из сутаны, и обычно его делали портные. У него были длинные узкие рукава, открытая грудь, длина до пояса и свободная часть на спине. Кроме хурдиа, есть еще и джапанксиджа - одежда пастухов. Однако его также носили другие в случае плохой погоды или длительных путешествий. В ночное время он также использовался в качестве укрытия. Он был сделан из белой сутаны с черными полосами, а также был без рукавов и длиной до стопы, тогда как его ширина зависела от длины, принимая форму конуса. Вдоль пояса носили красный шокэ, который был старше разноцветного шокэ. Его длина должна была быть достаточно большой, чтобы ее можно было обернуть вокруг талии 5 раз. Tëlinat или длинные трусы были сделаны из льна, от которого и произошло их название. Позже эти длинные трусы также стали шить из ткани на ткацком станке. Края вышиты шириной 20 см. Летом мужчины носили телину вместе с рубашкой, которую называли рубашкой из покрышки. Шокэ был привязан к талии, из-за чего рубашка напоминала килт. Тирке были сделаны из сутана, качество которого зависело от количества содержащегося в нем шнура. Качественная тирка состояла из 20 нитей шнура. А у более низкого качества было 2-3 нитки шнура. Экономический статус определял, какие они носили. Тем не менее в Подгуре традиционно носили белую тирку с черными шнурами. Маленькие мальчики редко носили черные повязки, но они считались печально известными, потому что их надевали ночью, чтобы не привлекать внимания. Носки, которые они носили, были из овечьей шерсти и были от пятки до пят, а иногда и до колен. Некоторые люди носили короткие носки, которые назывались месте, поверх предыдущих. Они были сделаны из шерсти и кожи быка, а мокасины - из овечьей кожи. После Второй мировой войны мокасины шили из ниток разных галстуков и хлопка. Вместо опинга их называли йрнек. В то время мужчины носили множество аксессуаров, таких как кольца, qystek të sahatit или иначе известные как карманные часы и т. Д. Оружие также можно рассматривать как часть мужских аксессуаров, и револьвер был наиболее распространенным. Простота - вот что характеризует одежду стариков. Самым важным предметом их одежды был гоксуфи, который представлял собой жилет из кожи ягненка. Он был без рукавов, иногда до колен. Они были двусторонними в зависимости от климата.

Женская одежда

Одежда для девочек

Одежда для молодых женщин. Цветочная вышивка символизирует жизненную силу и молодость.

Несмотря на то, что костюмы молодых девушек не считаются чем-то особенным или уникальным, в отличие от женских, эти костюмы претерпели за свое время множество трансформаций. Частью образа девочек была их прическа, напоминающая у мальчиков. Рубашки, которые они носили, были такими же, как и у женщин, но были более простыми. Они также носили узкую юбку, называемую pështjellci, длиной до колен, сделанную из шерстяных ниток на ткацком станке. Эти юбки в последние годы также шили из льняной нити. По краю юбки вышиты различные цветочные узоры, символизирующие молодость и жизненную силу. Их мокасины были идентичны женским. Традиционная одежда молодых девушек не сохранилась полностью из-за перехода к модернизму.

Женская одежда

Преобразование женской одежды в основном произошло между Первой мировой войной и Мировой Вторая война. Шапки полусферической формы с вышивкой золотыми монетами были заменены шнурками, называемыми лидша. В районе Истока эти шнурки назывались хотоз. Тканевая рубашка также должна была изменить свою структуру за это время. Вместо тканевых рубашек чаще использовалась кёмиша э аррэс, которая также является частью мужской одежды. Рукава укорачивались до локтей и тоже подтягивались. Когда рукава укорачивались, использовался другой материал, чтобы покрыть часть ладони до локтя. Они были сделаны из шерстяных ниток и были известны как mëngët или рукава. Часто их связывали разными цветами.

Митани тоже претерпела изменения; у него были длинные рукава и плотный воротник. Оно было до талии и было темно-фиолетовым. Обычно его продавали портные. Жилет, который является новинкой в ​​традиционной женской одежде, был без рукавов. У него не было воротника, а мотивы были солнечными и лунными. Материал, из которого были связаны эти жилеты, был известен как коха и продавался портными из Печ, Косовска-Митровица и Джаковица. Во время разных путешествий женщины носили жакеты, называемые гунами, из шерстяных ниток. Он был до колен, с широкими рукавами, а части шеи вышивали нитками черного шнура. Женщины также носили мех, который редко был овечий и известный как «гала». Это был предмет одежды без рукавов. Тэлинат оставался в основном таким же, за исключением камзаве, которые были кусками более толстого материала и покрывали колени. Их обычно украшали разной вышивкой. Носки шили из толстой овечьей шерсти и украшали по мякоти. Эти украшения различаются по возрасту. Традиционная женская одежда состояла из множества аксессуаров, таких как серьги, браслеты и кольца.

Одежда пожилых женщин

Различия между одеждой пожилых женщин и одеждой молодых такие же, как и различия между одеждой пожилых и пожилых женщин. молодые мужчины. Их главная характеристика - простота одежды. За исключением различий между возрастными группами, одежда также менялась в зависимости от ситуации. На свадьбах и других счастливых событиях надевали новую одежду, а на похоронах надевали особый костюм, известный как veshja e Harcit.

Типы традиционной одежды в Косово

Женская одежда

Женская одежда лучше сохранилась, чем мужская в регионах Косово. Существуют региональные варианты женской одежды.

Одежда Pështjellak

Самая известная одежда называлась «pështjellak», которая соответствовала длинной белой рубашке и двум «pështjellak» (белый фартук), переду и назад один. «Pështjellaku i parmë», или передний фартук, равный длине рубашки, и он был скроен по размеру бедра женщины. «Pështjellaku i pasëm», задний фартук был короче переднего. Другими компонентами этой одежды были: «тёлина'т» (традиционное нижнее белье), «желеку» - короткий жилет с вышивкой, «шокэ» - крупный шерстяной материал на талии, традиционные черные носки и платки разного цвета. Большой популярностью у женщин пользовались аксессуары - золотые и серебряные ожерелья, браслеты и кольца. Носки традиционно были черными, и их носили с обувью «опинга», сделанной из кожи разных животных.

одежда Xhubleta

Другой равнозначно известной одеждой является одежда Xhubleta. Xhubleta - это колоколообразная волнистая юбка, которая удерживается двумя ремнями на плечах и надевается поверх белой льняной рубашки с длинными рукавами. Его текстура состоит из длинных подвешенных длинных черных ремешков, вытравленных на материале, который обычно был каштановым бархатом. Носки и туфли были такими же, как и одежда pështjellak. В районе Ругова (Запад Косова) одежда шублета носилась особенно после Второй мировой войны.

Одежда Дукаджини

Вешья-э-Дукагджинит состояла из длинной белой рубашки с длинными рукавами и длинными рукавами. Телины также из хлопка, но их края красочно вышиты. От пояса и вверх женщины носили украшенную золотыми нитками безрукавку, которая была расстегнута спереди и застегивалась красивыми застежками. Два pështjellak также являются характерной чертой этой одежды. Носки были шерстяными, а «опинга» - из кожи крупного рогатого скота. Декоративные мотивы одежды этого региона зоологические, ботанические и геометрические. Мотив змеи, петуха и Солнца связан с древними верованиями иллирийских язычников. Эта одежда по умолчанию была другой для невест, у которых рукава были расшиты асимметричными узорами неразличимых цветов.

Есть одежда

Женская одежда «Хас»

Одежда южного региона Хас входит в число отличительные типы одежды в Косово. Эта одежда обычно встречается сегодня, поскольку она пережила изменения европейских стилей. Короткая белая рубашка и белое льняное платье в пол - главные составляющие образа. Нижним бельем служили длинные белые трусы, традиционный пыштеллак был немного шире, чем в других регионах. Желек (жилет) украшен бисером, в основном красным. Он также мог содержать золотые нити. Для официальных мероприятий они надевали небольшую шляпу, украшенную бусинами и золотыми заклепками. Носки в этом костюме были белыми, в отличие от других костюмов.

Мужская одежда

Мужская одежда тирки Мужские митан, кшамадан (внизу), шокэ и декоративный револьвер

Мужская одежда была менее сохранившийся, однако с годами он выглядит более унифицированным. Мужская одежда практически не менялась от региона к региону. До 1914 года Первой балканской войны одной популярной одеждой была одежда с «фустанеллой» (разновидность килта). Самой популярной была одежда «тирки». Полный образ имел элементы, похожие на женские (белая рубашка, телина, шокэ, носки, опинга, желек (жилет)), однако тирки (белые шерстяные брюки) были характерны только для мужской одежды. Рубашка и трусы «tlina» были исключительно белого цвета. Воротники рубашек имели Т-образную форму, а рукава рубашек имели простую белую вышивку. От талии мужчины носили либо желек (жилет), либо кшамадан, традиционный западный шерстяной мех, который обычно был белым, но также встречался в темных тонах. Мужскими аксессуарами были «гаджтан» - длинный черный шнур, украшенные кнопками на джинсах и хамадане, а также металлические застежки. Эти жилеты были сконструированы таким образом, чтобы обладатель мог свободно двигать руками, а рукава свободно свисали назад. Тирки всегда украшали вокруг талии, карманов и по вертикали черными швами. Мужчины носили шерстяные белые носки и обувь из шкуры крупного рогатого скота. На головах они носили плис, шерстяные шапки, и мархаму, большой белый шарф, опоясывающий голову и шею и покрывающий плис. Мархама произошла от иллирийцев. Другими аксессуарами были qystek, большая золотая цепочка, которую они надевали на плечи, сахати - карманные часы, коробка для сигарет, резная зажигалка и различные серебряные кольца. Иногда мужчины держали в шокэ ружья. Различия в этой одежде от региона к региону были небольшими - они могли носить более плотно или свободно, украшения на их тирки могли быть украшены более толстыми или тонкими швами. Были украшения, которые подразумевали определенный экономический статус, социальный статус или социальную иерархию. Например, 3 золотых нити в тирки означали безбрачие, а 12 золотых нитей - брак. 24 золотых нити означали богатство и власть, и наиболее часто встречались у пожилых людей.

Традиционная одежда, основанная на регионах

Llap одежда

Область Подуево находится на северо-востоке Косово. Его традиция одежды не пережила модернизацию одежды, и компоненты этого образа стали артефактами. Последняя версия этой одежды, которая запомнилась, состояла из одежды «тирки» для мужчин и одежды «пештжеллак» для женщин. Предметы одежды, составляющие эту одежду, были чем-то похожи на одежду других регионов - тирки, желек, шока, плиси, мархама и обычные аксессуары, такие как «qystek» - карманные часы, резная металлическая коробка для сигарет для мужчин и «pështjellak». ', рубашки белые,' телина ',' шока ',' опинга '- мокасины и платки женские. Женщины, как правило, носили больше аксессуаров по сравнению с другими регионами Косово, а на их рубашках было больше вышивок ярких цветов. Как мужская, так и женская одежда предполагала социально-экономическое положение владельца, в зависимости от качества материала, количества вышивки, выбора цветов и, в конечном итоге, количество золотых нитей, вытравленных на спине их рубашек или митан. Немногочисленные сохранившиеся прототипы этой одежды в настоящее время сохранились в Историческом музее Приштины.

Одежда карадаков

Мужская одежда

Мужская одежда Карадака состоит из рубашки, телината, жилета., митани, хурдиа, мех, носки, мокасины, плиссированные изделия и различные аксессуары, такие как карманные часы, коробки для сигарет и оружие. Шокэ молодых мальчиков был белее и содержал много вышивки, тогда как шока старших мужчин был бордовым. Рубашки юношей и пожилых мужчин различались шириной и длиной. Носки, которые носили младшие, были разноцветными, а у стариков - попроще. Тирки молодежи и так называемые агзона мужчины (эпитет храбрости и гордости) были черного цвета.

Женская одежда

В наши дни в этом регионе мусульмане и христиане носят так - называлось Veshje me dimi (традиционные вышитые брюки, похожие на панталоны). Одежда, которую носят сегодня, похожа на одежду, которую носили во второй половине 19 века, которая состоит из телины, дими, рубашки, жилета, митани, пёштжеллака, носков, мокасин, головного платка и аксессуаров, таких как серьги., браслеты, кольца, ожерелья и застежки. Veshja me dimi состоит из пуштелляка, сделанного из меха, который является наиболее важным элементом одежды, и рубашки, сделанной из шелка или хлопка.

Ссылки

Общие
Особые
Последняя правка сделана 2021-06-11 09:15:57
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте