Традиционное календжинское общество

редактировать

Традиционное календжинское общество - это образ жизни, существовавший среди календжинских говорящих людей до наступление колониального периода в Кении и после упадка Chemwal, Lumbwa и других календжинских общин в конце 1700-х и начале 1800-х годов.

- традиции кочевого скотоводства, сосредоточенные на разведении крупного рогатого скота, овец и коз, а также выращивании сорго и жемчужного проса, имеют давнюю историю. Он был датирован последним тысячелетием до нашей эры, когда общины, говорящие на языке календжин, впервые прибыли в Кению.

Содержание

  • 1 Географическая протяженность и подразделения
    • 1,1 Эм / эмет
    • 1,2 Борориет
    • 1,3 Кок / Kokwet
  • 2 Генеалогические подразделения
  • 3 Социальные подразделения
    • 3.1 Возрастной набор (Ипинда)
      • 3.1.1 Возрастной набор Имена
  • 4 Управление и военные
    • 4.1 Военные
      • 4.1.1 Оружие
  • 5 Экономика
    • 5.1 Охотник-клиент
    • 5.2 Кузнечное дело
    • 5.3 Деньги
    • 5.4 Торговля
  • 6 Религиозные верования
    • 6.1 Религиозные столпы
    • 6.2 Асис - Высшее Существо
    • 6.3 Имена Бога
    • 6.4 Божества
    • 6.5 Места поклонения
  • 7 Традиционные знания
    • 7.1 Камуратанет
    • 7.2 Медицина
      • 7.2.1 Чепкерихот
    • 7.3 Астрономия
  • 8 Обычаи
    • 8.1 Посвящение
    • 8.2 Брак
      • 8.2.1 Организация брака
      • 8.2.2 Церемония
      • 8.2.3 Браки между женщинами
  • 9 Игры
  • 10 Временные рамки
    • 10.1 Времена года (oltosiek)
    • 10.2 Месяца (arawek)
  • 11 Ссылки

Географическая протяженность и деление

Районы вокруг озера Баринго являются домом для ряда участков Календжин

Календжин традиционно занимали и до сих пор составляют этническое большинство в географических частях Западной Кении и Рифт-Валли. Кипсиги живут в областях, расположенных вокруг Керичо, Нанди около Капсабет, Кейо и Марквета в Долине Керио и Холмах Черангани. Тугены населяют Север и Юг Баринго, Себеи области вокруг горы Элгон и Покот на северной стороне горы Элгон и районы к северу от озера Баринго.

территория Календжин в целом не была признана географической местностью, однако различные субплемена календжин имели аналогичный набор классификаций географических населенных пунктов в пределах их соответствующих племенных земель.

Эм / Эмет

Эм или Эмет, эквивалент графства, был самым признанным географическим делением среди областей Календжин. Это подразделение было идентифицировано как политический институт, но основная работа по гражданскому контролю и управлению выполнялась kokwotinwek (множественное число от kokwet). Лингвистические данные указывают на то, что эта форма социальной организации восходит к их южно-нилотскому наследию. Считается, что южные нилоты две тысячи лет назад сотрудничали в рыхлых надклановых группировках, называемых * e: m.

Борориет

Этот уровень управления был уникальным для секции Нанди в Календжин. Гражданский совет борориета состоял из старейшин старших классов составляющего его kokwotinwek. Он функционировал только для решения проблем, представляющих общий интерес для кокветов, таких как споры между кокветами и вопросы, которые не удалось разрешить удовлетворительным образом.

Коквет / Коквет

Коквет был самым значительная политическая и судебная единица среди календжинцев. Руководящим органом каждого коквета был его совет коквета; Слово коквет фактически по-разному использовалось для обозначения всего района, его совета и места, где заседал совет.

Кокветские старейшины были местными властями по выделению земли для возделывания; они были органом, для которого рядовой член племени искал решения в споре или проблеме, не поддающейся разрешению путем прямого соглашения между сторонами.

Генеалогическое разделение

Традиционное Календжинское общество было разделено на орет (кланы). Некоторые из наиболее распространенных ортинуек включают Тоёи, Тунго, Талаи и Капчепкенди. Члены кланов не обязательно имели общие кровные узы, поскольку иммигрантов в земли Календжин часто принимали в существующий клан. Наиболее ярким примером этого является принятие членов Сегелай Масаи в клан Талаи среди Нанди.

Социальные различия

Согласно социальной системе Календжин, мужской пол делится на мальчики, воины и старики. Женский пол делится на девушек и замужних женщин. Первая стадия началась при рождении и продолжалась до инициации.

Установленного возраста (ипинда)

Все мальчики, которые были обрезаны вместе, считаются принадлежащими к одной ипинде. Эти возрастные группы играли важную роль в традиционном календжинском обществе, поскольку использовались для записи времени. Когда молодые люди определенной ипинды достигли совершеннолетия, им была поставлена ​​задача защищать земли племен и общество; период, когда они отвечали за защиту общества, был известен как возраст этой ипинды. В целом было восемь возрастов, хотя это варьировалось между разделами, поскольку возрастной набор временно исключался из использования, если в эпоху ипинды происходило катастрофическое событие.

Еще в начале 1900-х годов центральные календжинские группы одновременно инициировали одинаковый возрастной набор, в то время как отдаленные группы были на один или максимум два шага не в фазе. Было высказано предположение, что такая синхронизация предполагает, что большинство или все группы календжин составляли не просто этнолингвистическую категорию, но единую систему обмена информацией.

В наше время система возрастных групп стала центральным элементом различные академические исследования, которые пытаются соотнести этот метод с западной системой исчисления времени, чтобы лучше соотнести исторические повествования во времени.

Имена возрастного набора

СебэйМайнаЧумоСоуКоронкороКвоиметКаплелаичНьикеаоНьонки
СабаотСовоМайнаГабаякКоронгоро? *ГамненакГамныкеваНионгиик
НандиМайнаЧумаСаве-КипкойиметКаплелахКимниигейНьонги
КипсигисМайнаЧумаСаве-КипкойиметКаплелахКипниигейНьонги
КейоМайнаЧумаСоуКоронгороКипкойметКабллахКимнегеуНьонги
МаракветМайнаЧумоСоуКоронгоро / КипкойметКаберурКаплелахКимниигеуНьонги
Туген-ЧумоСоуКоронгороКипкойметКаблелехКимникеуНёнки
ПокотМайнаЧумвоСоуКоронгороКипкойметКаплелахМуркутвоНьонги

- * Ла Фонтен утверждает, что существует восемь «возрастных категорий», но перечисляет семь имен, порядок которых вызывает сомнения.

Управление и армия

Среди календжинов не было ни одного вождя. В каждой деревне или Коке обычно был староста, который прославился своей мудростью или богатством, или и тем, и другим. Отныне он получил имя Ки-рувок-ин.

Нанди приняли систему правления Сенгвер в начале XIX века, выбрав Оркойет, который занимал точно такое же положение, что и масаи Лайбон, то есть он был верховным вождем всего раздела Нанди. Кипсиги переняли эту систему правления у Нанди в конце 19 века.

Военное

Оружие

Оружие воинов обычно состояло из копья, щит, меч и дубинка. К концу 19 века использовалось до четырех видов копий, представляющих разные эпохи и районы. В Нанди эрен-гатиат эпохи Сирква все еще использовался, но только стариками. У него было короткое и маленькое лезвие в форме листа с длинным хвостовиком с втулкой и длинным прикладом. Также использовались два типа копья эпохи масаев, известные как нготит . Те из восточных, северных и южных графств имели длинные узкие лезвия с длинным железным обухом, короткой головкой и коротким стержнем. Те из центрального графства (emgwen) имели короткие широкие клинки с короткими железными обухами. В западных графствах использовалось копье с особенно маленькой головкой, длинным древком и без обуха, оно было известно как ндирит . Пасторальный Покот нес два копья эпохи масаи, известных как нготва, в то время как сельскохозяйственные секции вооружались мечом, известным как чок .

Экономика

Общество Календжин было в значительной степени самодостаточен в своих потребностях и значительный объем внутриплеменной торговли удовлетворяет основные потребности.

Клиент-охотник

Отличительной особенностью торговли в традиционной экономике Календжин были отношения охотника-клиента, принятые в эпоху Сириквы. В рамках этой договоренности окиеки будут обеспечивать лесные продукты, которые будут обмениваться с календжинами на продукты земли. Примечательными продуктами в этом обмене были мед, слоновая кость и слоновая кость носорога.

Кузнечное дело

К началу 20 века в Нанди было несколько кузнецов (китонгик), которые говорили и на нанди, и на масаи.. Кузнецы рассказали о своем прибытии следующим образом. «После того, как по разным причинам они потеряли весь свой скот, Уасин Гишу Масаи покинули свои дома и разошлись в разных направлениях. Некоторых из тех, кто забрел в Нанди, гостеприимно принял Арап Сутек, который был единственным кузнецом в то время в Нанди.

Деньги

Календжинцы не чеканили свою собственную валюту, однако к концу 19 века и , возможно, раньше, рупия (рупия), пайс (песайят) и цент (олкисойет) использовались календжинами.

Торговля

Внутрикаленджинская торговляИмпортЭкспорт
Кипсиги --
Нанди курительные трубки, железная проволока, железная цепь, латунная проволока, белые бусы и белая тканьдомашний скот, слоновая кость
туген крупный рогатый скот, козы и керамиказерно и мед
Keiyo зерно и мед крупный рогатый скот, козы и керамика
Покот зерно и медкрупный рогатый скот, козы и керамика
сабаот --
терик -медицинские услуги (основные операции)
торговля с соседними племенами
масаи мечи, копья и магические услугидомашний скот
Okiek фрукты, мясо дичи, леопард и шкуры обезьяны, мед и слоновая костьдомашний скот
кисий зерно домашний скот
лухья зерно и табачные трубки домашний скот
Торговля с восточными Рынки Кении
Суахилижелезная проволока, железная цепь, латунная проволока, белые бусины и белая тканьслоновая кость

1. Кипсиги сделали табакерку в первую очередь с Нанди.

Религиозные верования

Религиозные столпы

Три основных религиозных столпа (солнце, гром и молнии и живых духов) было объяснено, что они имеют отношение к религиозным верованиям Календжин. Однако недавно были добавлены дополнительные группы, включающие специалистов по дичи и людей. Все эти столпы относятся к страхам и психологии Календжина, контролируемым табу и суевериями.

Асис - Высшее Существо

Календжины были монотеистами, поклоняющимися одному Высшему Существу, как и многие африканские этнические группы..

Имена Бога

Основными именами Высшего Существа в мифологии Календжин были Асис и Чепталель, хотя использовались и другие имена. Например, сабаот использовал имя Йееин, Сук использовал Илат, Мараквет использовал Chebet chebo Chemataw (дочь дня), Cheptalil (тот, кто сияет) и Chibo Yim (человек неба). Исследования выявили более двенадцати основных имен, которые кипсиги использовали для обозначения Божества своего традиционного поклонения. Различные имена использовались для обозначения салаников, атрибутов их Божества, во многом как Джах, Иегова и Адонай используются в иудео-христианских вера.

Божества

Натурфилософия Календжина описывает два главных божества, Асис и Илат. Однако среди южных частей Календжина есть три главных сверхъестественных существа, поскольку двойственная природа Илата идентифицируется как два отдельных божества, Илет не-ми и Илет не-я

Илат / Илет ассоциируется с громом и дождь. Говорят, что он населяет глубокие бассейны и водопады, а радуга - это его выброшенная одежда. У Нанди Илет не-ми и Илет не-я соответственно являются хорошими и плохими богами грома. Грохот грома рядом, говорят, это Илет не-я, пытающийся спуститься на землю, чтобы убить людей, а отдаленный раскат грома - это Илет не-ми, защищающий человека, отгоняя его имя. Разветвленная молния - это меч Илет не-я, а простая молния - это меч Илет не-ми.

Места поклонения

Календжинцы традиционно не строили сооружения для поклонения, «поскольку считалось, что это уменьшило бы Его силу и ограничило бы ее конкретным зданием». Однако у них было три основных места традиционного поклонения.

  • Каапкорос, вершина холма, отведенная для поклонения календжинами. Когда календжин или различные части поселялись на каком-то месте, одна вершина холма отводилась для поклонения. По мере того, как племя расширялось и люди отходили от этого места, другие холмы считались священными. Очевидно, первый kaapkoros имел место очень скоро после того, как календжинцы поселились в Кении - или даже задолго до этого. Люди собирались в среднем один раз в год в каапкоросе, где богослужения вели священники, известные как Тисиик.
  • Мабвайта - это термин, используемый секцией Кипсиги для семейного алтаря или молитвенного дерева, которое было помещено в к востоку от дома, когда выходил через дверь. Разделы Нанди и Кэйо называли это коросёт. Это было дубликатом того, что в Каапкоросе, и было центром поклонения и церемоний, связанных с домом и семьей.
  • Сач оораан - это календжинский термин, используемый для пересечения двух или более троп или дорог. Сач анг'ван используется для обозначения места, где отходят четыре тропинки или дороги. Много лет назад, когда перекресток использовался для церемоний или практик, он считался святыней. С тех пор вспомнили, что пятно использовалось для удаления чего-то плохого. Детей не разрешили подходить к святыне на перекрестке. Бросание листа на сач оораан было формой молитвы к Асису, чтобы избавить его от болезней.

Традиционные знания

Камуратанет

Камуратанет - это традиционный процесс обучения календжинцев его члены соответствуют поведению, знаниям, навыкам, отношениям, добродетелям, религии и моральные нормы. Kamuratanet предоставляет параметры, которые используются для определения того, что является приемлемым и нормальным, а что неприемлемым и, следовательно, ненормальным. Хотя оно проводится на протяжении всей жизни человека, оно формализуется во время ятитает (обрезания) и последующего тумдо (посвящения).

Медицина

Традиционная медицина Календжин признает как сверхъестественные, так и технические навыки, с мужчинами-практиками больше связаны с первым, а практикующие - со вторым. Когда человек заболел, это приписывалось злому духу, часто родственнику, и проводилась церемония очищения, после которой проводилось лечение. Лекарства изготавливали из коры, корней и листьев различных деревьев и растений. Была отработана операция, умело поставлены и ампутированы конечности. Баночная терапия использовалась часто, и раны временами прижигались огненной палкой.

Чепкерихот

Нанди Чепкерихот соответствует обычному практикующему врачу. На самом деле врачей-нанди 21 века зовут Чепкеричот. Эту роль могли выполнять как мужчины, так и женщины, за исключением особого класса акушерок (kork'ap sikis), которым занимались только женщины. Хотя они взимали плату, она не подлежала оплате до тех пор, пока пациент не выздоровел. Лечебные свойства и препараты растений были секретом, передаваемым от отца к сыну или от матери к дочери. Нанди чепкерихот мог выполнять незначительные операции, включая кровотечение, купирование и установку костей, но в случае серьезных операций вызывали специалиста из Терик. В начале 20 века было замечено, что Терик «специалисты выполняют (ред) операции некоторого масштаба».

Астрономия

Покотное знание различных небесных тел было захвачено в мифологии Календжина. Среди нанди некоторые из этих терминов являются общими. Млечный Путь известен как Poit'ap kechei (буквально море звезд), утренняя звезда - Tapoiyot, полуночная звезда - Kokeliet и пояс Ориона - Kakipsomok. Млечный путь традиционно воспринимался как большое озеро, в котором купаются и играют дети. Однако есть указания на то, что было осведомленность о движении звезд. Например, Вечерняя звезда называется звездой Окика - Кипокиот, потому что в прошлом по ее внешнему виду жены Окика знали, что их мужья скоро собираются вернуться домой. Кроме того, есть указания на то, что это движение звезд иногда было связано с земными проблемами. Здесь, по появлению или отсутствию Плеяд - Коремериков, Нанди знали, ожидать ли им хорошего или плохого урожая. Иногда существовали суеверия относительно определенных событий. нимб - ормаришет, традиционно считался частоколом для скота. По крайней мере, в начале 20-го века прорыв, произошедший на восточной стороне, считался неудачным, в то время как один на западной стороне считался удачным. комета - чептаписет или кипсаруриет в то же время считалась предвестником великого несчастья.

Обычаи

Посвящение

Практика посвящения охватил многие аспекты традиционного календжинского общества; являясь циклом в традиционном календаре (примерно равным столетию) и играющим значительную роль в военных традициях эпохи масаев.

У Нанди есть традиция, согласно которой первым человеком, который практиковал обрезание в Нанди, был некий Кипкенё, который приехал из страны, называемой До (другие сообщения То, указывающий на интервокальный звук Kalenjin * d - ближайшее произ. tto).

История гласит, что у Кипкеньо было несколько братьев и сестер, которые все умерли, когда достигли половой зрелости, поэтому Кипкеньо решил, когда у него было несколько собственных детей, «изменить» их всех в этом возрасте. Поэтому он обрезал их, и, поскольку ни один из его детей не умер, Нанди последовал его примеру, в результате чего обрезание стало всеобщим.

— Холлис, А.К., Нанди - их язык и фольклор, 1909

Это соответствует лингвистическим исследованиям, которые указывают на период значительного культурного переноса между южными нилотами и восточными кушитами до вступления южных нилотов в западную Кению.

Лингвистические исследования помещают эту точку культурного взаимодействия в место, расположенное недалеко от общей границы между Суданом, Угандой, Кенией и Эфиопией. Это соответствует месту, упомянутому в повествовании, то есть Тулует-ап-Сейке (ныне гора Секкер).

Брак

Мужчина обычно вступал в брак в возрасте двадцати пяти лет. Так как мужчины были обрезаны. только с интервалом от двенадцати до пятнадцати лет, причем самый младший возраст для обрезания мальчиков был около тринадцати лет. Иногда мальчик женился в подростковом возрасте, когда его отец был богатым или старым и не имел других сыновей, которые могли бы унаследовать его собственность. Точно так же девушка никогда не выходила замуж до тех пор, пока ей не сделали обрезание. Церемонии посвящения женщин проводились каждый год примерно через месяц после марша дождей (iwot kot) до (kipsunde) сентября, чтобы у них было достаточно еды. обычно она находится в среднем или более позднем подростковом возрасте и должна была пройти обрезание в течение предыдущих двух-трех лет, проведя промежуточный период в строгом уединении.

Брачный союз

Первый брак мужчины и девушки был устроен их родителями или опекунами в соответствии с предполагаемым женихом; Мужчина с дочерью, выдаваемой замуж, был обязан ждать, пока к нему не поступит предложение руки и сердца. С другой стороны, молодой человек мог попросить своего отца обеспечить ему жену, которую он мог назвать конкретной девушкой по своему выбору. Племя, конечно, практиковало многоженство.

Богатство невесты: Отец невесты объявил выкуп за невесту (каньёк), величина которого немного варьировалась от клана к клану, но не в пределах одного клана. Это будет в районе двух стад крупного рогатого скота (одна телка и одна вол) и трех овец или коз.

Церемония

Традиционно церемонию проводил старейшина, а жених и невеста благословлялись четырьмя людьми, несущими букеты синендет (традиционно благоприятное растение), которые формировали процессию и четыре раза обошли пару, и, наконец, жених и невеста привязывали друг другу веточку секутиет (традиционно благоприятного растения) к запястьям. За этим последовали пиршества и танцы.

Браки женщины и женщины

Были зарегистрированы браки женщины и женщины в культуре Нанди, хотя неясно, практикуются ли они до сих пор, и только около трех процент браков нанди состоит из женщин и женщин. Браки между женщинами и женщинами - это социально одобренный способ для женщины взять на себя социальные и экономические роли мужа и отца. Они допускались только в тех случаях, когда женщина либо не имела собственных детей, либо имела только дочерей (одна из них могла быть «оставлена» дома) или ее дочь (и) вышли замуж. Система практиковалась «для поддержания огня» - другими словами, для поддержания семейной линии, или патрилинии, и была способом решения проблемы бесплодия или отсутствия наследников мужского пола. Женщина, которая для этого вышла замуж за другую женщину, должна была пройти церемонию «инверсии», чтобы «превратиться» в мужчину. Эта биологическая женщина, теперь уже социально мужская, стала «мужем» для молодой женщины и «отцом» для детей младшей женщины, и ей пришлось заплатить выкуп за невесту семье своей жены. Ожидалось, что она откажется от своих женских обязанностей (таких как работа по дому) и возьмет на себя обязанности мужа; кроме того, ей были разрешены социальные привилегии, предоставляемые мужчинам, такие как посещение частных церемоний мужского обрезания. Запрещались сексуальные отношения между женским мужем и ее новой женой (а также между женским мужем и ее старым мужем); скорее, женщина-муж выбрала для новой жены супруга-мужчину, чтобы она могла иметь детей. Дети жены считали женского мужа своим отцом, а не биологическим отцом, потому что она (или «он») была социально обозначенным отцом.

Игры

Как и везде в Африке и во всем мире, дети Календжин имели игрушки и играли в разные игры. Маленькие дети любили строить хижины на песке и собирали улиток, гальку и пасленовые ягоды, изображая коров, овец и коз. Маленькие мальчики также играли в шутливые военные игры, вооружаясь деревянными копьями, щитами и дубинками из камыша. Маленькие девочки делали кукол из плодов колбасного дерева и наряжали их в шкуры, ожерелья и браслеты из семян. Другие игры, в которые играли маленькие дети, включали моророчет (лягушку) и кимнис, где от десяти до двадцати детей садились в круг и передавали за собой кусок живого угля. Один ребенок стоял за пределами круга и пытался угадать, у кого был уголь.

Молодежь и взрослые тоже любили прошлые времена. У больших мальчиков и девочек иногда устраивали имитацию праздников обрезания, но, поскольку детям не разрешалось говорить об обрезании, они называли это брендингом. Другие игры включали осыпь (стрельба из лука, которая, как говорили, олицетворяла кровотечение из волов), хемосиратет (прыжок в высоту) и кангетет (поднятие копья).

Кечуйек, почти универсальная игра бао, иногда играли взрослые люди, хотя они не делали доску с отсеками, как это делают многие племена банту, а скорее проделывали дыры в земле в которые они распространяли семена.

Деление времени

Год Календжин (кеньит) начался в феврале. Он состоял из двух сезонов, известных как olto (мн. Oltosiek), и был разделен на двенадцать месяцев, arawet (мн. Arawek).

Seasons (oltosiek)

Первое время года, olt -ap-iwot (iwotet) был сезон дождей и длился с марта по август. Сухой сезон, олт-ап-кеме (кемеут), длился с сентября по февраль.

Церемонии сбора урожая кипсунде и кипсунде ойенг проводились соответственно в сентябре и октябре, чтобы отметить смену времен года.

Месяцы (arawek)

ИмяЗначениеСоответствует
1-й месяцКиптамоГорячо в поляхфевраль
2-й месяцИват-кутливневый дождьмарт
3-й месяцПробуждение-апрель
4-й месяцНгейСердце, оттесненное голодоммай
5-й месяцРоб-туиЧерный дождь или черные тучииюнь
6-й месяцPuretMistиюль
7-й месяцЭпесо-август
8-й месяцКипсундеПодношение Богу на кукурузных поляхсентябрь
9-й месяцКипсунде oieng *Второе приношение Богуоктябрь
10-й месяцМулкулСильный ветерноябрь
11-й месяцMulkulik oiengВторой сильный w indдекабрь
12-й месяцNgotiotoМесяц завода по производству подушек для булавокянварь

Литература

Последняя правка сделана 2021-06-11 09:15:21
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте