Традиционный китайский закон

редактировать

Законы Императорского Китая

Традиционный китайский закон относится к законам, постановлениям и правилам, используемым в Китай до 1911 г., когда пала последняя имперская династия. Он непрерывно развивался, по крайней мере, с 11 века до нашей эры. Эта правовая традиция отличается от обычного права и гражданского права традиций Запада, а также исламского права и классическое индуистское право - и в значительной степени противоречит концепциям современного китайского права. Он включает в себя элементы как легалистов, так и конфуцианских традиций социального порядка и управления.

Для жителей Запада, пожалуй, наиболее поразительной особенностью традиционной китайской уголовной процедуры является то, что это была следственная система, в которой судья, обычно окружной магистрат, проводит публичное расследование преступления, а не состязательную систему, когда судья выбирает между адвокатами, представляющими обвинение и защиту. «Китайцы традиционно презирали роль защитника и считали таких людей паразитами, которые пытались извлечь выгоду из трудностей других. Судья считал себя тем, кто ищет истину, а не сторонником какой-либо стороны».

Два традиционные китайские термины приближены к «закону» в современном западном смысле. Первый, fǎ ( ), в первую очередь означает «норма» или «модель». Второй, lǜ ( ), обычно переводится как «статут».

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Раннее развитие
    • 1.2 Законность и Цинь
    • 1.3 Кодекс Тан
  • 2 Разновидности права
    • 2.1 Уголовное право
    • 2.2 Административное право
    • 2.3 Гражданское право
  • 3 Порядок действий
  • 4 Моральные ценности и закон
  • 5 Законотворчество и правовое обоснование
  • 6 Общие характеристики
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Ранний китайский закон
  • 11 Внешние ссылки
История

Раннее развитие

Правительственные чиновники разработали законы для регулирования древнего китайского общества. Законы аристократических обществ раннего Китая уделяли существенное внимание поддержанию различных рангов и порядков среди знати, в дополнение к контролю над населением. В результате lǐ (禮), что означает «ритуал» или «этикет», управлял поведением знати, в то время как син (刑), правила наказания, управляли простолюдином и рабами.

Ранние правители династии Чжоу издали или применяли законы, которые уже отражали ценности режима первородства, наиболее заметным из которых является сыновняя почтительность. Самый ранний документ о законе в Китае, который обычно считается подлинным, - это (康 誥), набор инструкций, изданных королем Ву Чжоу младшему принцу для управления феодальным владением. Кан Гао - это глава в Книге документов.

В течение 6 века до нашей эры несколько независимых государств, на которые раздробилось царство Чжоу, кодифицировали свои уголовные законы и написали их на бронзовых котлах. Например, сохранились по крайней мере две кодификации из штата Чжэн, от 536 г. до н.э. и 504 г. до н.э. - первая на котлах, а вторая на бамбуке. Кроме того, другие известные коды включают коды Вэй, составленные Ли Куи. Такая кодификация была частью процесса, с помощью которого правители пытались повысить эффективность центрального государственного управления. Однако они вызвали критику со стороны ортодоксальных государственных деятелей, в том числе Конфуция, на том основании, что они стерли различие между «благородным» и «низменным».

Пять наказаний датируются этим временем.

Законничество и Цинь

В 221 г. до н.э. государство Цинь наконец получило превосходство над своими соперниками, и, таким образом, была основана династия Цинь. Одной из причин его успеха было принятие по совету лорда Шан Яна далеко идущих уголовных и административных кодексов в 4 веке до нашей эры. Законы предусматривали суровые наказания за невыполнение обязанностей, возложенных государством, и в целом наказывали всех одинаково. На этом этапе закон был отмечен чисто легалистским духом, враждебным моральным ценностям, отстаиваемым конфуцианской школой мысли.

Школа легистов, представленная такими мыслителями, как Хань Фэй Цзы, настаивала на том, что правитель всегда должен полагаться на уголовное право и наложение суровых наказаний как на главный инструмент правительства. В то же время следует строго исключать моральные соображения и социальное положение. Другой отличительной чертой мышления законников было то, что равенство должно стоять перед законом. Что касается законодательной техники, то законники подчеркнули, что правила, установленные правителем для наказания за правонарушения, должны быть ясными и понятными для простых людей и должны быть должным образом доведены до сведения населения.

Цинь применяли множественные телесные наказания, такие как смерть от кипячения, колесницы, избиения и постоянные увечья в виде татуировок и кастрации. Люди, совершившие преступления, также были приговорены к каторжным работам для государства.

Законничество выжило в ослабленной форме после династии Хань на смену Цинь. Было признано, что существует потребность в сложных уголовных и административных кодексах, которые позволяли бы императору управлять страной через иерархию министров и должностных лиц, все из которых в конечном итоге были ответственны перед ним. Все имперские правовые системы сохранили изначальное требование легистов о подробном определении полномочий должностных лиц и о наказании за нарушения, будь то непреднамеренные или непреднамеренные. Ханьские законодатели приняли во внимание конфуцианские ценности и ввели правила, предназначенные для их реализации.

К 167 г. до н.э. закон изменился, и сама кастрация не использовалась для наказания, а стала необязательной заменой казни.

Код Тан

Этот процесс продолжался на протяжении всей династии Хань и более поздних династий, достигших высшей точки в династии Тан. Чюй Дун-цзы показал, что «конфуцианизация» китайского права была медленным процессом и что объединение конфуцианских взглядов на общество с кодексами законов было завершено только в великом Кодексе Тан 624 г. н.э. Кодекс рассматривается как образец точности и ясности с точки зрения составления и структуры.

Оригинальный Кодекс Тан был обнародован в 624 году императором-основателем (Гаозу) династии Тан. В наше время он станет самым ранним полностью сохранившимся юридическим кодексом в истории китайского права. Он был снабжен комментарием, известным как Танглу Шуйи, включенным в 653 г., на четвертый год правления Вечного великолепия, как часть Танского Кодекса вечного великолепия.

Кодекс Тан был основан на Кодексе Северного Чжоу (Бей Чжоу Лу, ​​557-581), обнародованном 89 годами ранее в 564 году, который, в свою очередь, был основан на более раннем, менее всеобъемлющем и менее детальном Кодексе Цао Вэй (Cao Wei Lu, 220-265) и Кодекс Западной Цзинь (Xi Jin Lu, 265-317), обнародованный почти четырьмя веками ранее в 268 году.

Конфуцианские взгляды не слишком полагаются на закон и наказание за поддержание общественного порядка. Доказательства этого можно найти в разделе «Устремление» (Zhi) 200-томной «Старой книги о Тан» (Jiu Tang Shu), выдающемся произведении танской историографии. Классический исторический труд был составлен под официальным контролем в 945 году во время поздней династии Цзинь (Хоу Цзинь, 936–946) эпохи пяти поколений (Удай, 907–960), примерно через три столетия после реальных событий. Одна глава о наказании и законе (Xingfa) помещается последней после семи глав, посвященных обрядам (Liyi), после чего идут четыре главы о музыке (Yinyue), три главы о календаре (Li), две главы об астрономии и астрологии (Tianwen)., один по физике (Ухэн), четыре по географии (Дили), три по иерархии должностей (Чжигуань), один по каретам и костюмам (Юфу), два по сутрам и книгам (цзинцзи), два по товарам (чихуо) и, наконец, одну-единственную главу о наказании и законе в таком порядке.

Конфуцианский кодекс обрядов (Лиджи), а не закон, как ожидается, станет контролирующим документом в отношении цивилизованного поведения. В конфуцианском мировоззрении верховенство закона применяется только к тем, кто вышел за рамки цивилизованного поведения. От цивилизованных людей ожидается соблюдение надлежащих обрядов. Ожидается, что действия только социальных изгоев будут контролироваться законом. Таким образом, верховенство закона рассматривается как состояние варварской примитивности, предшествующее достижению цивилизованного состояния добровольного соблюдения надлежащих обрядов. То, что законно, не обязательно морально или справедливо.

Под руководством министра конфуцианской церкви Тан Фан Сюаньлин, 500 разделов древних законов были объединены в 12 томов в Кодексе Тан под названием:

Том 1: Срок и es (Mingle). Том 2: Безопасность и запрет (Weijin). Том 3: Офис и иерархия (Чжижи). Том 4: Домашние дела и брак (Huhun). Том 5: Конюшни и хранилище (Цзюку). Том 6: Импичмент и повышение (Шаньсин). Том 7: Воровство и грабеж (Цейдао). Том 8: Соревнования и судебные тяжбы (Доусун). Том 9: Обман и ложь (Чжавэй)). Том 10: Прочие правила (Zalu). Том 11: Арест и побег (Buwang). Том 12: Суд и заключение (Duanyu)

Кодекс Тан перечисляет пять форм телесных наказаний для крепостных:

  1. порка (кит. : 笞; пиньинь : чи)
  2. порка (кит. : 杖; пиньинь : zhàng)
  3. Заключение (китайский : 徒; пиньинь : ту)
  4. Изгнание (Китайский : 流; пиньинь : liú)
  5. Смерть (китаец : 死; пиньинь : sĭ)

снисходительность применяется в соответствии с восьмью соображениями :

  1. кровным родством
  2. мотивом преступления
  3. добродетелью виновного
  4. Способности виновника
  5. Прошлые заслуги
  6. Дворянский статус
  7. Дружба
  8. Прилежный характер

Конфуцианство в его переработанной форме (Неоконфуцианство ) продолжало оставаться государственной ортодоксией при династиях Сун, Мин и Цин. Это гарантировало сохранение конфуцианских основ кодекса Тан, а в некоторых отношениях даже укрепление. Однако ко времени династии Цин масса законодательных актов возросла до такой степени, что было сомнительно, что даже официальные лица смогут адекватно справиться со сложными различиями, которые они содержат.

Разновидности права

Традиционное китайское право можно разделить на «официальное» и «неофициальное». «Официальный закон» исходит из власти императора. Доктрина разделения властей была неизвестна в Китае до 20 века. В частности, судебные и административные функции выполнялись магистратами, а не отдельными лицами. Император делегировал своим чиновникам многие из своих административных и судебных полномочий, оставив за собой законодательные функции.

Официальное право можно разделить на два основных компонента: уголовное право и административное право. Первые предусматривали наказания за определенное поведение, а вторые определяли обязанности должностных лиц.

Напротив, «неофициальным» правом было обычное право народа, правила, которые разрабатывались на местах или в торговых гильдиях для решения вопросов, представляющих общий интерес. Ни одно из стандартных слов закона - фа (法) или лю () - никогда не применялось к правилам подобного рода.

Из этих разновидностей только уголовное право систематически изучалось западными учеными. Сложность китайской административной системы мешает западным студентам получить общее представление о правовых принципах, которыми она управляется. Изучение неофициального права также было ограничено отчасти из-за того, что данные содержатся в таком разнообразии исходных материалов, к которым чрезвычайно трудно получить доступ. Отсутствие доступа к исходным материалам создало у более ранних ученых, как китайских, так и западных, ошибочное впечатление, что в Имперском Китае не было системы гражданского права.

Уголовный закон

Центральным элементом уголовного закона является «Кодекс наказаний», изданный каждой династией с момента ее основания. Хотя фрагменты законов сохранились от Цинь и Хань, первым сохранившимся полным кодексом был Кодекс Кайхуан, разработанный во время династии Суй и принятый более поздними династиями, включая Тан, в 653 году. предоставил модель для всех более поздних традиционных уголовных кодексов через определение пяти наказаний и десяти мерзостей. Только монгольская династия Юань не смогла издать уголовный кодекс, но сборники юридических материалов этой династии все еще демонстрируют сильное влияние кодекса Тан.

Уголовные кодексы содержат только правила, предусматривающие наказания за конкретные правонарушения, правила, определяющие в целом назначение наказания, или правила, устанавливающие принципы толкования. За каждое правонарушение назначалось конкретное наказание. Задача мирового судьи состояла в том, чтобы определить собственное название преступления, раскрытого по фактам. Автоматически следовало определение правильного наказания.

Уголовный кодекс считался неотъемлемой частью государственных правил, но наказания все же должны были быть гуманными. Калечащие наказания, которые характеризовали более ранний закон, больше не применялись к 8 веку. Пять обычных наказаний, установленных кодексом Тан, были в порядке убывания степени строгости: смерть, пожизненное изгнание, каторга (принудительные работы), избиение тяжелой палкой или избиение легкой палкой. Они оставались обычными наказаниями до последних лет Цин.

Уголовные кодексы были разделены на «Общие принципы» и «Особые правонарушения». Каждая династия сохранила одно и то же основное содержание, хотя коды Мин и Цин вносили некоторые изменения в классификацию преступлений. Кодексы Тан и Сун состояли из ряда статей (律), многие из которых были приняты, иногда без изменений, кодами Мин и Цин. После того, как в начале правления династии были утверждены статьи кодекса, ни император-основатель, ни его преемники не захотели их менять.

Следовательно, чтобы справиться с проблемой изменения обстоятельств, Мин начал практику добавления подстановок (例) в код. Эта практика широко распространилась при Цине, в результате чего к концу XIX века уголовный кодекс потерял часть своей внутренней согласованности и стал громоздким инструментом. Подстатюры были более конкретными и подробными, чем статьи. К уголовным кодексам добавлены пояснительные комментарии. Наиболее авторитетными были одобренные престолом для включения в кодекс. Часто они сами содержат правила, которых нет в статьях или подзаконных актах. В случаях, когда нельзя ссылаться на двусмысленную статью или подстановку, предыдущие решения Совета по наказаниям могут действовать как «прецеденты ».

Некоторые правила уголовного кодекса, особенно касающиеся гражданских дел, устарели или не соблюдались. Жан Эскарра предположил, что уголовное законодательство в целом предназначалось для использования в качестве руководства к образцу поведения, а не в качестве набора обязательных правил. Хотя эта точка зрения была в значительной степени отвергнута, очевидно, что многие из установленных правил о семейных отношениях были сохранены из-за их символической ценности.

После периода Хань все правила кодекса, которые не были люй, назывались лин (постановления) и ге (постановления), иногда ши (модели) и часто чжи (указы).

Административное право

Административное право было хорошо развито в Китае очень рано; большая часть его основных рамок была заложена династией Чжоу. В административной структуре император был верховным и, следовательно, выше закона. Он мог принимать законы, отменять существующие законы и отменять административные решения, принимаемые от его имени. Тем не менее, несмотря на то, что он был автократическим, само существование сложной бюрократической машины сдерживало его произвольное использование власти.

Иногда он мог изменить смертный приговор, переданный ему центральными судебными органами для его утверждения, но он всегда делал это со ссылкой на факты конкретного дела и объяснил в своем указе причины изменения. он сделал. Иногда он даже принимал возражения своих должностных лиц о том, что изменение было неправильным, и соглашался с тем, что он должен действовать в соответствии с существующим законом.

Гражданское право

Обычное право, относящееся к тому, что на Западе называется частным правом или гражданским правом. В частности, он содержит правила, регулирующие вопросы контракта и имущества. В отличие от западных систем, в которых гражданское право предшествовало уголовному, в традиционном китайском праве все было наоборот. Из положений Уголовного кодекса судьи могли либо напрямую вывести принципы гражданского права, если в уголовном кодексе был указан вопрос, например, касающиеся долга и ростовщичества, операции с землей, заимствование и залог собственности, продажа товаров на рынках или косвенное закрепление уголовного закона как основания для частного гражданского иска.

Хотя стереотипное представление о китайских магистратах состояло в том, что они не хотели вмешиваться в качестве арбитров в любой гражданский спор, более поздние исследования показали, что большая часть работы магистрата связана с урегулированием гражданских споров. С этой точки зрения, нежелание магистратов заниматься рассмотрением дел было связано в основном с тем фактом, что китайская гражданская администрация была небольшой, а нагрузка на магистратов была очень большой. Более того, ученые начала 21 века, такие как (黃宗智), утверждали, что традиционная китайская система правосудия была справедливой, эффективной и часто использовалась при урегулировании споров.

Использование собственности было разделено на права на верхний слой почвы () и право недропользования (). Арендодатели с правами недропользования имели постоянное право на собственность, если они платили налоги и получали официальные печати от правительства, но не имели права активно использовать землю. Вместо этого те, кто имеет права на верхний слой почвы, платили землевладельцу фиксированную ренту (или часть доходов от того, что было произведено на земле) не только за право заниматься сельским хозяйством и жить на земле, но и за право самостоятельно продавать или сдавать в аренду верхний слой почвы. права другой стороне. Таким образом, пока права на верхний слой почвы принадлежали другой стороне, сторона, владеющая недрами, не имела права активно использовать землю или выселять владельца верхнего слоя почвы. Земля, как и другие формы собственности, рассматривалась как коллективная собственность семьи, а не отдельных лиц в семье. Другой концепцией прав собственности в имперском Китае был dianmai (典 賣 / 典 卖), более известный как huomai (活 賣 / 活 卖), или условная продажа собственности, которая позволяла продавцу (то есть его семье) выкупить землю. по первоначальной цене (без процентов). Предполагалось, что земля, принадлежащая семье в течение нескольких поколений, должна принадлежать одной семье. Начиная с династии Суй и далее женщины не могли владеть собственностью напрямую, и, чтобы земля оставалась в одной семье, она должна была переходить между наследниками мужского пола в соответствии с правилом первородства..

Процедура

Подозреваемые и преступники были арестованы окружной полицией или начальниками почтовых отделений, подчинявшимися начальнику окружной полиции. Одним из важных принципов традиционного китайского права было то, что лицо не могло быть осуждено за преступление без признания. Поскольку для осуждения и приговора требовалось признание, применение пыток часто использовалось для получения такого признания. Распространенным инструментом был бастинадо, наносимый на ягодицы и бедра.

Во времена Цинь и Хань местные магистраты были полностью уполномочены применять всю шкалу наказаний, включая смертную казнь.

Как правило, все уголовные дела, независимо от их тяжести, сначала рассматривались в суде того района, в котором имели место факты. Судья расследовал факты, установил виновность или невиновность, а затем предложил наказание за преступление в соответствии с кодексом. Когда применялся приговор большей строгости, чем избиение, необходимо было направить дело в следующий вышестоящий суд в иерархии, в суд префекта, для повторного слушания. Решение префекта было окончательным только в случаях каторги. Случаи ссылки или смерти автоматически рассматривались губернатором провинции. Все дела об убийствах и все дела, по которым был вынесен смертный приговор, были отправлены в столицу для рассмотрения высшим судебным органом - Советом по наказаниям. Ни один смертный приговор не мог быть приведен в исполнение, за исключением крайних обстоятельств, без явного согласия самого императора.

Моральные ценности и закон

В отличие от законников, конфуцианский взгляд на право всегда был сосредоточен на морали. Сюнь Цзы, ранний конфуцианский мыслитель, видел необходимость в законодательстве, но в равной степени подчеркивал важность добродетели со стороны законодателя и судебной власти. Существовало убеждение, что соблюдение конфуцианских моральных предписаний с помощью государственного аппарата необходимо для сохранения цивилизованного общества. Поощрение сыновней почтительности помогло укрепить связанный с этим долг уважения и подчинения императорской власти.

Кодексы сигнализируют об их моральной ориентации, помещая в самом начале раздела «Общие принципы» описание преступлений, известных как «Десять мерзостей ». Эти преступления были признаны наиболее отвратительными. Как говорится в официальном комментарии к кодексу Цин: «Виновные в любом из Десяти Мерзостей разрушают человеческие узы (倫), восстают против Небес (天), идут против разума (理) и нарушают справедливость (義)».

Законотворчество и правовая аргументация

При рассмотрении нового законодательного акта необходимо будет оценить его связь с существующим законодательством. Законы издавались через правительственных чиновников, а затем показывались Императору, чтобы они изменили законы и заставили людей повиноваться.

Общие характеристики

Равенство перед законом никогда официально не принималось как правовой принцип и как юридическая практика. Например, система освобождения восьми категорий лиц от уголовного преследования (ba yi) и система освобождения от наказания путем отказа от служебных должностей (guandang) являются формально признанными правовыми приемами.

В отличие от Запада, где светские и религиозные силы сосуществовали и поддерживали традицию плюрализма, традиционная китайская правовая система, как инструмент суверена, никогда не встречала сильных аналогов. и поэтому никогда не мирился с существованием каких-либо чуждых полномочий и юридических правил, кроме императорских. С социокультурной точки зрения на Западе люди обычно изначально рассматривались как связанные с единой религиозной традицией (то есть, сильное разделение традиционно существовало между конкурирующими деноминациями или между христианством и иудаизмом), в китайской культуре люди имели могли одновременно быть приверженцами буддизма, даосизма и конфуцианства или их комбинации.

В отличие от многих других народов, китайцы никогда не приписывали свои законы божественному законодателю. То же самое верно и для правила, которое управляло всей жизнью и которое, следовательно, могло бы с полным правом называться «законами»; не найдено божественного происхождения и для ли (правил правильного поведения).

См. Также
Ссылки
Дополнительная литература
  • Бодде, Дерк, «Основные концепции китайского права: возникновение и эволюция правовой мысли в традиционном Китае., «Очерки китайской цивилизации», под ред. Шарль Ле Блан и Дороти Борей. Princeton: Princeton University Press, 1981.
  • Чю Тун-цзы, Закон и общество в традиционном Китае. Париж и Гаага: Mouton, 1961.
  • Escarra, Jean. Le droit chinois: концепция и эволюция. Institutions législatives et judicaires. Science et enseignement. Пекин: Анри Вейч, 1936.
  • Хуанг, Филипп, Гражданское правосудие в Китае: представительство и практика в Цин. Стэнфорд, Калифорния, Stanford University Press, 1996.
  • Цзян Юнлинь (2011). Мандат Неба и Великий Кодекс Мин (серия азиатских законов). Вашингтонский университет Press. ISBN 978-0295990651. Проверено 24 апреля 2014 г. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
Ранний китайский закон
  • Хулсеве, Энтони Ф.П. «Законник и законы Цинь», Лейденские исследования по синологии, ed. WL Idema. Лейден: EJ Brill, 1981.
  • Hulsewé, Anthony FP Остатки закона Хана. Vol. 1. Leiden: EJ Brill, 1955
  • Hulsewé, Anthony FP Remnants of Ch 'in Law: Аннотированный перевод юридических и административных правил Цинь III века до нашей эры, обнаруженный в префектуре Юньмэн провинции Хупей в 1975 году. Том 1. Лейден: EJ Brill, 1985
  • Uchida Томоо (內 田智雄), Кандзё кэйсё ши (漢書 刑法志). Киото: Университет Досишиа, 1958.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-11 09:15:01
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте