Традиционная камбоджийская медицина

редактировать

Традиционная камбоджийская медицина (кхмерский : វេជ្ជ សា ស្រ្ត បូរាណ ខ្មែរ) включает несколько традиционной медицины системы в Камбодже.

Целители и травники традиционной камбоджийской медицины все вместе именуются кру-кхмером (кхмерский : គ្រូ ខ្មែរ). В Камбодже существует множество региональных вариаций практики и знаний о травах традиционной медицины. Традиционные камбоджийские медицинские практики широко используются в Камбодже.

Хотя здоровье входит в пятерку самых важных вопросов правительства Камбоджи, система здравоохранения в стране не отвечает требованиям, и люди в более отдаленных деревнях в провинциях испытывают трудности с получением медицинской помощи. Эта ситуация отражена во многих развивающихся странах, и отчасти по этой причине Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) способствует использованию и сохранению знаний о некоторых традиционных лекарствах во многих из них. эти районы по всему миру, включая Камбоджу.

Поскольку в Камбодже проживают этнические китайцы и этнические вьетнамцы, также практикуются традиционная китайская медицина и традиционная вьетнамская медицина и представлен в стране.

Содержание

  • 1 Методы и культура
  • 2 История
    • 2.1 Известные крухмеры
  • 3 Центры и организации
  • 4 Законы и постановления
  • 5 См. Также
  • 6 Источники
  • 7 Ссылки

Методы и культура

Практикующих традиционной камбоджийской медицины называют кру-кхмером (или, альтернативно, кру-кхмае) (គ្រូ ខ្មែរ), что означает «кхмерские учителя», и аспект учитель-ученик между практикующим и пациентом имеет центральное значение для консультации. Кру-кхмеры специализируются на нескольких категориях, таких как установка костей, травничество или гадание. Иногда используются различные части животных, минералы и татуировки. В рамках традиционной камбоджийской медицины сверхъестественный мир может как лечить, так и вызывать болезни, и поэтому определения между лекарственным и духовным часто размыты.

Кхмерская традиционная медицина разделяет китайскую традиционную медицину. три объяснительных модели болезни: сверхъестественная теория, натуралистическая теория и поддержание баланса горячего и холодного (инь-ян ). Медицинский и парамедицинский персонал предлагает четыре формы терапии: подношение спиртных напитков, дермабразия, поддержание баланса горячего и холодного тепла и лекарственные травы.

Знания кхмерской традиционной медицины опосредованы учитель учителю. Каждый кру кхмер отвечает своему индивидуальному учителю по имени Кру Кхом через духовную связь даже после смерти своего Кру Кхома. В этих отношениях присутствуют сложные правила и ритуалы.

Традиционная кхмерская медицина полагалась на письменные тексты, кхмерские шастры или рукописи на пальмовых листах, начиная с IX века, которые хранились и изучались в множество храмов в бывшей Кхмерской империи. Однако во время гражданской войны в Камбодже и последующего режима красных кхмеров практически все исторические научные тексты и философская литература в Камбодже были уничтожены, в том числе многие кхмерские медицинские рукописи

Чтобы понять профессию и практику кру-кхмеров более подробно, профессию можно разделить на несколько подклассов, каждая из которых связана с определенным методом, недостатком внимания и / или предоставляемыми услугами.

  • Крутнам ( или kru phsom thnam) (кхмерский : គ្រូថ្នាំ ឬ គ្រូ ផ្សំថ្នាំ) означает «объединитель лекарств» и включает традиционных травников.
  • Kru bakbeg (или kru to chhang) (кхмерский : គ្រូ បាក់បែក ឬ គ្រូ ត ឆ្អឹង) означает «сломанный» (или «костный соединитель»). Это костоправы, использующие различные травяные отвары в бинтах.
  • Крути (кхмерский : គ្រូទាយ) - прорицатели и предсказатели судьбы. Методы варьируются от астрологических карт и мантр до трав и выдувания (сдох флом).
  • Кру снех (кхмерский : គ្រូស្នេហ៍) означает «заклинатель», а эти кру кхмеры делают «лекарство от любви» или талисманы для общего счастья.
  • Крусон Тхит (кхмерский : គ្រូ សណ្ឋិត) - прорицатели с постоянным доступом к некоторым особым духам. Предполагается, что они предугадывают течение определенных болезней и иногда тоже используют травы.
  • Кру тмуп (кхмерский : គ្រូធ្មប់) - колдуны, которые, как говорят, вызывают болезни или причиняют зло людям. Ни один кру-кхмер, которого презирали и опасались в традиционной камбоджийской культуре и считал самим злом, не признал бы себя и не практиковал бы это. Чтобы излечить зло, причиненное этим, понадобится помощь кру-тей, кру-сон-титх, кру-чол-руп или буддийского монаха.
  • кру чол руп (или кру борамей) (кхмер : គ្រូ ចូល រូប ឬ គ្រូ បារមី) означает «входящий в тело», одержимые медиумы, часто женщины. Они могут поставить диагноз или изгнание нечистой силы.
  • Буддийские монахи играют важную роль в практике традиционной камбоджийской медицины, поскольку они проводят экзорцизм, в основном профилактический экзорцизм.
  • Чхмоб боран (кхмерский : ឆ្មប បូរាណ) - акушерки, которые под руководством личного духа оказывают уход и ритуальную помощь матери и ребенку во время и после родов.

Отдельные целители кхмеров-кру могут выполнять несколько ролей вместе.

История

Считается, что Нек Поан был центральным храмом традиционной кхмерской медицины ангкорского периода. На изображении изображено центральное святилище Неак Поан.

Точное происхождение традиционной кхмерской медицины (ТКМ) остается неясным, но считается, что она была основана и формализована с периода Нокор Пном (эпоха Фунана) до 9 века. в ангкорский период. На него повлияли Аюрведа (традиционная индийская медицина) и традиционная китайская медицина. Эти иностранные рамки и практики были смешаны с местными верованиями и суевериями, чтобы создать основы TKM. Храм Неак Поан, как полагают, был центральным храмом кхмерской медицины в ангкорскую эпоху. Джаяварман VII, правивший около 1181–1218 годов, приказал построить 102 больницы («залы, лишенные болезней» или арогьясала) по всему своему царству.

Кхмерские надписи, исследованные французским археологом Жоржем Кодесом в начале 20 века, подтвердили существование 15 больниц (из 102 больниц Джаявармана VII) по всему королевству. Вот эти 15 больниц:

Храм Та Пром Кель - одна из 102 больниц короля Джаявармана VII, расположенных в историческом парке Ангкор.
Имена на английском языкеИмена на кхмерском Источники (коды надписей, страницы)
1Чоан Чумជាន់ ជំ ុK-11 Inv.I p. 3
2Храм Хнаប្រាសាទខ្នាК-160 с. 240
3Кок РокаគោករកាK-435 BEFEO, XIII стр. 34, XV стр. 108
4Храм Бантей Тленгប្រាសាទបន្ទាយថ្លែងK-667 BEEFEO, XXX, стр. 222, 224
5Сай Фонгសាយ ហ្វុ ងK-368 Inv.II p. 96
6Храм Та Моан Точប្រាសាទ តា មាន់ តូចK-375 Inv.II p. 132
7Ват Пакамវត្ត ផ្គាំK.386 Inv.II p. 223
8Конбуриគន់ បូរីK.387 Инв. II стр. 238
9Ном Ванនំ វ័នK-395 Inv.II стр. 265
10Wat Kuវត្ត គុK-402 Inv, II стр. 310
11Запад гопура из Ангкор Том គោ បុ រៈ ខាងលិច អង្គរធំK-602 BEFEO, XXVI, p. 512
12Та Пром Кел храмប្រាសាទតាព្រហ្មកិលK-614 Inv.III, p. 116
13Та Кео, больничный храмប្រាសាទតាកែវK-537 BCA1, 1917–30
14Храм Та Ке Понгប្រាសាទតាកេពង់К-209 Инв., III стр. 438
15Wat Svayវត្ត ស្វាយK-912, EFEO № 22, стр. 8

Надписи в этих больницах описывают количество медицинского персонала и их различные роли, такие как менеджеры больниц, персонал объединения лекарств, персонал водогрейных котлов, измельчители лекарств и распространители лекарств. Надпись на Саи Фонге стала самой известной цитатой короля Джаявармана VII: «Болезни людей делают его более болезненным, чем его собственная болезнь».

Прасат Чрей (кхмерский : ប្រាសាទជ្រៃ) и Прасат Лек 8 (храм номер 8) (кхмерский : ប្រាសាទ លេខ ៨) - это храмы в Самбор Прей Кук, которые раньше были больничными часовнями в эпоху Ченла. Внутри больничных часовен измельченные или раздробленные традиционные лечебные травы, извлеченные из стволов, корней и листьев растений, смешивались с очищенной водой. Затем лекарственная жидкость была вылита на Шива Линга для повышения эффективности, после чего она потекла из базы Линга через внешнюю часть часовен по водосточной трубе, соединенной с северной стороной. зданий. Здесь пациенты, ожидавшие снаружи больницы, наконец, получили лекарственную жидкость.

Джаяварман VII приказал в XII веке в Ангкорской империи создать 102 «зала безболезненности», обслуживающих население в целом.

знания и практика ТКМ были записаны в рукописи из пальмовых листьев, написаны на языке пали и хранились в храмах по всей империи. Считается, что большинство из этих оригинальных кхмерских медицинских манускриптов было уничтожено во время гражданской войны в Камбодже, но некоторые из них до сих пор существуют и представляют собой одни из самых надежных источников происхождения TKM.

Сохранившиеся древние кхмерские медицинские тексты показывают значительную систематизацию медицинских знаний, но институционализированная кхмерская медицинская система со связанными с ней практиками, основанными на доктринах, не дожила до современной эпохи в Камбодже. Ученые и историки давно задаются вопросом, что же случилось с этой великой медицинской традицией, и 13 век считается переломным моментом в истории традиционной кхмерской медицины. Постепенный упадок Ангкорской империи и религиозный сдвиг в сторону буддизма Тхеравады, по-видимому, сильно повлияли на изначальную медицинскую культуру. Считается, что сиамское завоевание Ангкора не разрушило медицинские традиции, а скорее присвоило медицинские знания и сохранило их как тайские вместо кхмерских. Считается, что французская колониальная эпоха также повлияла на развитие древних кхмерских медицинских традиций и помешала им. В отличие, например, от Индии, где происходил диалог и обмен знаниями между первоначальными колонизаторами и индийскими врачами, колониальное присутствие в Камбодже, начиная с 18 века, было почти мгновенным, и французы с самого начала требовали и полагались на западную медицину, отменив местную камбоджийскую медицину. медицинские традиции в целом. После обретения независимости и военных действий Камбоджи во время гражданской войны, режима красных кхмеров и вьетнамской оккупации продолжалось подавление медицинских традиций, в особенности духовных аспектов. Это многовековое давление привело к фрагментации кхмерской медицинской традиции, иногда с появлением местных обновлений.

Исторически были отмечены три подкатегории профессии кру кхмеров: kru pet (кхмеры : គ្រូពេទ្យ), kru thnam и tmup. Кру пет были самыми почитаемыми и теоретически образованными. Они изучали рукописи на пальмовых листах в храмах и в основном находили вокруг резиденций и храмов королевской семьи, в меньшей степени среди населения в целом. Крутнам, травники, не особо интересовавшиеся религиозными аспектами, были намного многочисленнее и их можно было найти по всей стране. Тмап были колдунами. Эти общие категории все еще используются в Камбодже сегодня, но класс питомцев кру не существует.

Известные кхмеры-кру

домашние отшельники кру всегда прославлялись и почитались в кхмерской культуре за их доброту в спасении человеческих и животных жизней. Статуи были созданы, чтобы отдать дань уважения питомцу кру, как скульптура отшельника на горе Пном Сантук, и были построены отшельники или храмы, посвященные питомцу кру, такие как Маха Русей (кхмерский : មហាឫសី) отшельник на горе Пном Да.

Семахатата (кхмерский : សឹ ម្ហ ទ ត្ត) был королевским врачом короля и Джаявармана I в период Ченла. Кроме того, он был королевским чиновником короля Бхававармана I и Махендравармана. В то время он был также мэром Вьядхапуры.

Яджнавараха был религиозным кхмером-кру и королевским врачом Кхмерской империи в 10 веке. Наряду с кхмерской традиционной медициной он также практиковал Аюрведу, систему индийской традиционной медицины.

Центры и организации

A был открыт в Камбодже в 1982 году. В 1983 году в исследовательском центре началось производство избранных лекарств, и был опубликован ряд книг по целебным растениям. Специалисты по традиционной камбоджийской медицине были приглашены на медицинский факультет для проведения конференций, и одна из целей факультета - включить традиционную медицину во все учебные программы начального, среднего и университетского уровней.

В 2009 г. Пномпень. Школа обучает и собирает знания о традиционной медицине Камбоджи, обычно называемой кхмерской традиционной медициной. В школе особое внимание уделяется гигиене и анатомии.

Законам и постановлениям

Регулирование лекарственных трав в Камбодже было введено в 1998 году. лекарства регулируются как лекарства, отпускаемые без рецепта, и только для самолечения. По закону нельзя делать никаких заявлений о лекарственных травах.

Нормативные требования к производству или оценке безопасности, а также механизмы контроля, установленные для обеспечения соответствия, находятся в ведении Департамента лекарственных средств и пищевых продуктов. По состоянию на 2005 год в Камбодже зарегистрировано 48 лекарственных средств растительного происхождения; однако ни один из них не включен в национальный список основных лекарственных средств.

Травяные препараты в Камбодже продаются в аптеках как лекарства без рецепта, в специальных торговых точках лицензированными практикующими врачами и без ограничений.

См. Также

Источники

Ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-11 09:14:48
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте