Упрощение процедур торговли рассматривает, как можно улучшить процедуры и средства контроля, регулирующие перемещение товаров через национальные границы, чтобы снизить сопутствующее бремя расходов и максимизировать эффективность при сохранении законных целей регулирования. Деловые расходы могут быть прямой функцией сбора информации и подачи деклараций или косвенным следствием пограничных проверок в виде задержек и связанных с этим штрафов за время, упущенных деловых возможностей и снижения конкурентоспособности
Понимание и использование термина «торговля фасилитация »варьируется в литературе и среди практикующих. «Содействие торговле» в основном используется учреждениями, которые стремятся улучшить регулятивное взаимодействие между государственными органами и торговцами на национальных границах. ВТО в онлайн-учебном пакете определила упрощение процедур торговли как «упрощение и гармонизацию международных торговых процедур», где торговые процедуры - это «действия, практика и формальности, связанные со сбором, представлением, сообщением и обработка данных, необходимых для движения товаров в международной торговле ».
При определении термина многие сторонники упрощения процедур торговли также будут ссылаться на торговое финансирование и процедуры, применимые для осуществления платежей (например, через коммерческие банки). Например, СЕФАКТ ООН определяет упрощение процедур торговли как «упрощение, стандартизацию и согласование процедур и связанных с ними информационных потоков, необходимых для перемещения товаров от продавца к покупателю и для осуществления платежа».
Иногда, термин «содействие торговле» расширен, чтобы охватить более широкую повестку дня в экономическом развитии и торговле, включая: улучшение транспортной инфраструктуры, устранение правительственной коррупции, модернизацию таможенного администрирования, устранение прочего тарифные торговые барьеры, а также экспортный маркетинг и продвижение.
В Докладе о мировой торговле за 2015 г. представлен обзор различных определений упрощения процедур торговли от академических кругов, а также различных международных организаций, что сопоставляется с объемом заключенного Соглашения об упрощении процедур торговли (TFA) ВТО. в декабре 2013 года. СУПТ ВТО стало новой базой для упрощения процедур торговли, при этом многие страны стремятся реализовать меры, выходящие за рамки тех, которые включены в настоящее Соглашение, с целью сохранения конкурентных преимуществ на мировых рынках. Примечательно, что большинство стран сосредоточили свои усилия по упрощению процедур торговли на создании электронных единых окон и других систем безбумажной торговли для дальнейшего снижения торговых издержек.
Цели упрощения процедур торговли были внесены в международную повестку дня в основном благодаря четырем основным факторам.
1) Успешная реализация политики либерализации торговли в рамках ВТО привела к значительному снижению тарифных и нетарифных барьеров, что характерно для развитых стран. (средняя ставка таможенной пошлины от 4,5% до 6,5%, доля беспошлинной подрубрики ГС в таможенных тарифах от 29,2% до 53%). Это сократило налоговые функции таможни и, таким образом, возможность упрощения таможенных процедур с умеренным уровнем риска для национальных доходов открылась для значительного числа государств.
2) Снижение таможенных тарифов привело к тому, что размер импортных пошлин стал соизмеримым или даже ниже, чем затраты на торговые операции (ТТС) в отношении соблюдения таможенных и пограничных формальностей, поскольку последние оценивается по разным данным от 1,5% до 15% от суммы сделки. Соответственно, затраты на торговые операции стали рассматриваться как главный торговый барьер в условиях либерализованного доступа на рынок.
3) Промышленное развитие в современном глобальном мире, основанное на Глобальных цепочках создания ценности (GVC), преобразовало трансграничное перемещение товаров. Сегодня до половины общего объема импорта и экспорта развитых стран составляют «промежуточные товары», которые являются компонентами соответствующих ГЦСС. Соответственно, стоимость таможенных границ для бизнеса значительно выросла.
4) Расширение производственных процессов на основе принципов Just-In-Time (JIT) и отправок электронной коммерции, что повысило требования к скорости выпуска товаров на таможня.
Финансовые: Сбор таможенных пошлин, акцизов и других косвенных налогов; платежные механизмы
Безопасность: Безопасность и меры по борьбе с контрабандой; опасные товары; проверка транспортных средств; иммиграционные и визовые формальности
Окружающая среда и здоровье: Фитосанитарный, ветеринарный и гигиенический контроль; меры по охране труда и технике безопасности; CITES контроль; судовые отходы
Защита потребителей: Тестирование продукции; маркировка; проверки соответствия маркетинговым стандартам (например, фрукты и овощи)
Торговая политика: Администрирование квотных ограничений; возмещение экспортных расходов
Упрощение процедур торговли имеет свои интеллектуальные корни в областях логистики и управления цепочкой поставок. В рамках упрощения процедур торговли рассматриваются операционные улучшения на стыке бизнеса и правительства и связанные с ними транзакционные издержки. Упрощение процедур торговли стало ключевым элементом программ безопасности цепочки поставок и модернизации таможни. В контексте экономического развития он также стал заметным в раунде развития в Дохе. Однако это не менее заметная черта как в односторонних, так и в двусторонних инициативах, направленных на улучшение торговой среды и повышение конкурентоспособности бизнеса. Ссылка на упрощение процедур торговли иногда также делается в контексте «лучшее регулирование ». Некоторые организации, продвигающие упрощение процедур торговли, подчеркивают своей главной целью сокращение бюрократии в международной торговле. Распространяемые идеи и концепции реформирования торговых и таможенных процедур обычно находят отклик в следующих темах:
Глобальный альянс по содействию торговле on - это государственно-частное партнерство, посвященное упрощению процедур международной торговли. Он направлен на то, чтобы сделать трансграничную торговлю более простой, быстрой и рентабельной, способствуя более высокому экономическому и социальному развитию и сокращая бедность. Проекты альянса специально разработаны для оказания помощи правительствам развивающихся и наименее развитых стран в выполнении Соглашения Всемирной торговой организации об упрощении процедур торговли. Партнерство объединяет правительства и бизнес в качестве равноправных партнеров для выявления возможностей устранения задержек на таможне и ненужной волокиты на границах, а также для разработки и внедрения реформ, которые принесут результаты, поддающиеся коммерческой оценке. Его возглавляют Центр международного частного предпринимательства, Международная торговая палата и Всемирный экономический форум в сотрудничестве с Gesellschaft für Internationale Zusammenarbeit. Альянс финансируется правительствами США, Канады, Германии, Дании, Великобритании и Австралии.
.