Totentanz (Liszt)

редактировать
Композиция Ференца Листа для фортепиано с оркестром

Totentanz Исполняется Нилом О'Доаном с оркестром

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. .

Totentanz (английский: Танец мертвых): Paraphrase on Dies irae, S.126, это название произведения для соло фортепиано и оркестр Ференца Листа, известный тем, что основан на григорианском plainchant мелодии Dies irae, а также за стилистические новинки. Впервые он был запланирован в 1838 году, завершен и опубликован в 1849 году и пересмотрен в 1853 и 1859 годах.

Содержание

  • 1 Одержимость смертью
  • 2 Источники вдохновения
  • 3 Стилистические нововведения
  • 4 Сохранившиеся версии
  • 5 Известных исполнителей
  • 6 Примечаний
  • 7 Внешние ссылки

Одержимость смертью

Танец смерти (Totentanz) из Liber Chronicarum [Нюрнбергские хроники], 1493, аттр. to Майкл Вольгемут

Некоторые названия произведений Листа, такие как Totentanz, Funérailles, La lugubre gondola и Pensée des morts, показывают увлечение композитора смертью. В молодом Листе мы уже можем наблюдать проявления его одержимости смертью, религией, раем и адом. Согласно Алану Уокеру, Лист часто посещал парижские «больницы, игорные заведения и приюты» в начале 1830-х годов, и он даже спускался в тюремные темницы, чтобы увидеть приговоренных к смерти.

Источники вдохновения

Триумф смерти, ок. 1355

В романтическую эпоху, из-за увлечения всем средневековьем, аспект фантастической или гротескно-мрачной иронии часто заменял первоначальный нравственный замысел. Музыкальный пример такой иронии можно найти в последней части Symphonie fantastique Гектора Берлиоза, в которой цитируется средневековый (григорианский) Dies Irae (Судный день ) мелодия в шокирующей модернистской манере. В 1830 году Лист посетил первое исполнение симфонии и был поражен ее мощной оригинальностью. «Тотентанц» Листа («Танец смерти»), набор вариаций для фортепиано с оркестром, также является перефразированием простой песни Dies Irae.

Еще одним источником вдохновения для молодого Листа была знаменитая фреска «Триумф смерти» Франческо Трэйни (во времена Листа приписывалась Андреа Орканья, а сегодня также Буонамико Буффальмакко ) в Кампо Санто, Пиза. Лист сбежал в Италию со своей любовницей, графиней д'Агу,, а в 1838 году он посетил Пизу. Всего десять лет спустя первые наброски Листа воплотились в полную версию его Тотентанца. В 1853 и 1859 годах последовали исправления, и его окончательная форма была впервые представлена ​​в Гааге 15 апреля 1865 года учеником Листа Гансом фон Бюлов, которому и посвящена работа.

Стилистические нововведения

вступительные меры

Так как он основан на григорианском материале, Totentanz Листа содержит звучащие в средневековье отрывки с каноническим контрапунктом, но, безусловно, Самым новаторским аспектом озвучивания является шокирующе модернистский, даже перкуссионный характер фортепианной партии. Начало удивительно близко к вступлению в Бартока Соната для двух фортепиано и ударных, сочинения, написанного почти сто лет спустя. Возможно, это не совпадение, поскольку Барток часто исполнял Тотентанц Листа. Другими модернистскими особенностями являются секции, похожие на токката, где повторяющиеся ноты пианиста бьются с дьявольской интенсивностью, и особые звуковые эффекты в оркестре - например, col legno в струнах звучит как дрожь или лязгающие кости. Ричард Поль (один из первых биографов) отмечает: «Каждая вариация раскрывает какого-то нового персонажа - серьезного человека, взбалмошного юноши, презрительного сомневающегося, молитвенного монаха, отважного солдата, нежной девушки, игривого ребенка.. "

Существующие версии

Как и у большинства частей Листа, существует ряд версий. Рядом с первой версией «Тотентанца» Листа вторая версия De Profundis была подготовлена ​​из рукописных источников Листа Ферруччо Бузони (1919). Стандартная версия - это последняя и третья версия произведения (1859 г.). Лист также написал версии для двух фортепиано (S.652) и сольного фортепиано (S.525). Отредактированное Эмилем фон Зауэром, оригинальное издание для двух фортепиано, однако, просто включало сольную часть обработки Листа для фортепиано с оркестром с транскрипцией оркестрового сопровождения во втором фортепиано. Доктор Андрей Каспаров с тех пор переосмыслил этот сеттинг как произведение для фортепианного дуэта. Он отлично показывает широту Totentanz, когда он равномерно распределяется между двумя исполнителями.

Выдающиеся исполнители

Помимо выступлений Ханса фон Бюлова, Белы Бартока, Сергея Рахманинова и Ферруччо Бузони, выступления, имеющие историческое значение, включают выступления ученика Листа Хосе Вианна да Мотта (1945 - Port Nat S IPL 108), а также Дьёрдь Цифра (EMI 74012 2), Клаудио Аррау, Хорхе Боле (Декка), Артуро Бенедетти Микеланджели (1961 - Аркадия HP 507.1; 1962 - Memoria 999-001), Мишель Берофф (EMI Classics), Байрон Янис (RCA), Марта Аргерих, Кристиан Цимерман (Deutsche Grammophon), Арнальдо Коэн (Naxos and BIS), Раймонд Левенталь и Энрико Пейс на Втором Международном конкурсе пианистов имени Ференца Листа в 1989 году.

Примечания

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-11 08:15:28
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте