Люди Топоса

редактировать

Молодой человек Топоса

Топоса - этническая группа в Южном Судане, проживающий в регионе Большая Капоэта бывшего Восточная Экватория штата. Они традиционно пасли крупный рогатый скот, овец и коз, а в прошлом были вовлечены в торговлю слоновой костью. У них есть традиция постоянных низкоуровневых войн, обычно набегов скота, против своих соседей.

Во время Второй суданской гражданской войны (1983–2005) Топоса помогала Народно-освободительной армии Судана (НОАС), а иногда и правительству Судана. После войны продолжались спорадические столкновения с соседними племенами. Образ жизни Топосы постепенно модернизируется, а традиционная социальная организация разрушается.

Содержание

  • 1 Местоположение
  • 2 Культура
  • 3 Ранняя история
  • 4 Гражданская война
  • 5 Недавние события
  • 6 Источники
  • 7 Источники

Местоположение

Восточный Штат Экватория - Большая Капоэта на востоке

Люди Топоса живут в Большой Капоэте, рядом с реками Сингайта и Локалиен, и имеют ритуальный центр на реке Лойоро. Для сезонного выпаса они мигрируют в Моруангипи и иногда на восток в Треугольник Илеми. Люди топоса также живут на юго-востоке штата Джонглей. Их основные поселения включают Капоэта, Ривото и Нарус. Земля полузасушливая и пересеченная, с холмами и хребтами, разделенными мелкими равнинами и сезонными ручьями. Растительность ограничена кустарниками и невысокой травой.

Топоса в основном полагается на крупный рогатый скот, овец и коз, от которых получают молоко, кровь, мясо и кожу. В сезон дождей животные пасутся возле деревень. Когда дожди заканчиваются, мужчины отводят стада на пастбища в сухой сезон, а затем медленно возвращают их, выпас по пути, чтобы прибыть в деревню, когда начнется следующий сезон дождей. Некоторые участки с хорошими пастбищами нельзя использовать из-за отсутствия питьевой воды.

Женщины также занимаются ограниченным сельским хозяйством в долинах рек. Основная культура - сорго, выращиваемое на плодородных глинистых почвах. В зависимости от условий может быть серьезная нехватка или большие излишки. В стране Топоса низкое непредсказуемое количество осадков. Ручьи проливные, текут только в сезон дождей.

Культура

Деревня Топоса

Язык Топоса - это нилотский язык. Он принадлежит к группе Туркана, в которую также входят Карамоджонг из Уганды, Ньянгатом из Эфиопии и Туркана из Кении. Языки туркана и топоса настолько близки, что взаимно понятны. Другие названия языка Топоса - Акара, Каре, Куми, Тапоса и Топота.

Экономика и общественная жизнь Топосы вращаются вокруг выпаса скота, включая крупный рогатый скот, верблюдов, ослов, коз и овец. Топоса также собирает золото и другие драгоценные минералы в руслах ручьев. Мальчики сначала получают уход за козами и овцами, а затем переходят к уходу за скотом, когда они достигают совершеннолетия. Они могут путешествовать на значительные расстояния в поисках воды и пастбищ. Владение скотом вместе с заряженным ружьем - главные критерии статуса и богатства. Крупный рогатый скот занимает центральное место в культуре Топоса. Топоса всегда соревновались со своими соседями за воду и пастбища и всегда занимались угонами скота. Традиционным оружием Топоса было длинное метательное копье, которое использовалось в набегах вместе со щитом. Атакующий бежал вперед зигзагами, уклоняясь от снарядов, метнул копье и затем отступал, готовый устроить засаду преследующему врагу.

Топоса разделяют привычку к постоянным низкоуровневым войнам со своими соседями, главным образом для захвата скота.. По словам П. Гулливер писал в 1952 году: «Туркана воевали со всеми своими соседями, за исключением Джи, с которым они иногда вступали в союз против Карамаджонга и Додот. Карамаджонг аналогичным образом вёл войну со всеми своими соседями, за исключением дудотов, с которыми они иногда вступали в союз против цзе. Цзе заявляет о дружбе с топосой, но поскольку у них нет общих границ, это будет иметь не имели большого значения. Топоса и Дониро не воевали друг с другом и, как известно, сформировали союз против Турканы. Топоса и Джие были врагами ".

Ожидается, что женщины будут продолжать заниматься домашним хозяйством, готовить, растить детей и ухаживать за престарелыми. Такое разделение труда может быть неэффективным. Когда одна из неправительственных организаций ввела выращивание волов, сначала они решили, что будет легче, если мужчины будут заниматься вспашкой, хотя возделывание земли будет делом женщин, чем заставить женщин вторгнуться в мужской мир животноводства. Позже они решили, что женщинам нужно разрешить пахать, но советы старейшин отвергли это мнение. Однако старейшины Топосы имеют ограниченные полномочия, и НПО пошла дальше и обучила некоторых женщин вспашке быков, в основном вдов и сирот. Эксперимент закончился в 1985 году, когда в этот район прибыли повстанческие силы, и старейшины, естественно, приписали бедствие тому, что женщинам разрешили управлять скотом.

Старейшина Топоса

Среди топоса нет четкой политической организации, хотя старейшинам уважают. начальники и мудрецы. Большинство решений о клане или сообществе принимается на собраниях, на которых присутствуют только мужчины, которые традиционно проводятся в темные часы перед рассветом. Вопросы войны и мира решаются секциями советов старейшин, и старейшины обладают священной властью над дождем и засухой. Капитан Кинг, солдат англо-египетского кондоминиума, который завоевал Топосы и правил ими в течение шестнадцати лет, писал: «Кажется, нет сомнений в том, что до прихода абиссинцев даже идея« вождя »была совершенно неизвестна для Топота; дела секции и нации регулировались лидерами правящего класса, следующий за ним был выше класса воинов... Одаренные личности, такие как Тулиабонг или Лотукол, сам старейшина, могли благодаря своей силе характера или доблести проявлять необычное влияние; но это было сугубо личным, и не было никакой концепции передачи его смерти его сыну ".

Топоса верят в высшее существо и в духов предков, которые могут помочь в преодолении таких проблем как засуха или эпидемии болезней среди их стад. Они верят, что люди изначально жили с «Наквуге» в небе, но многие соскользнули по веревке на землю. Затем веревка порвалась, отделяя их от неба. По данным на 2000 год, около 5% населения умели читать. Культура Топосы устно передается через песни, танцы, музыку, стихи и фольклор. Римско-католическая епархия Торита с некоторым успехом активно обращалась в свою веру среди Топоса.

Ранняя история

Топоса принадлежат к тому, что было названо "кластером Карамоджонга" ", в которую входят народ карамоджонга в Уганде, народ донгиро и народ Джие на юго-востоке Южного Судана и юго-западе Эфиопии, а также туркана люди Кении. Топоса говорят, что они возникли в горах Лосолия в Уганде, переместившись во время сильной засухи, унесшей жизни как людей, так и животных. Считалось, что смертельная ссора между народами льво и тапов (предки тапоса) нарушила гармонию всей жизни в северной Уганде, вызвав большой голод в 1587–1623 годах. Людей заставляли отойти на большие расстояния, а оставшихся довели до каннибализма. Покинув сердце первоначальной группы, предки топоса на некоторое время поселились в Лосиланге, а затем отправились на север в поисках пастбищ. В Лойоро одна группа, Ньянгатом или Донгиро, двинулась на восток, в то время как участки Мосинго и Кор Топосы, под давлением Турканы, двинулись на запад и к 1830 году обосновались в Капоэте.

Лотухо имеет традицию, согласно которой их славное королевство Иматари было разрушено топосой где-то в начале девятнадцатого века. Изгнанный король Лотухо укрылся в Топосаланде в одиночестве, кроме своей собаки. Он вернулся с отрядом Топосы, окружившим город. Когда люди укрылись в королевском дворце, имевшем крепкие стены, топоса перевалила через стены. После битвы Лотуху расселились по деревням на своей нынешней территории.

Дети Топоса

Топоса стали заниматься торговлей слоновой костью в конце 19-го и начале 20-го века. Когда Мухаммад Ахмад основал Махдийю в 1881 году, торговля слоновой костью через Судан на севере почти прекратилась. Вместо этого экспорт начал идти через Эфиопию. Когда в 1890-х годах британцы установили свое присутствие в Судане и Восточной Африке, они ввели правила, запрещающие вывоз через свою территорию незрелой или женской слоновой кости. В ответ топоса все чаще обращались к Маджи в Эфиопии как к рынку для своей слоновой кости. Перед Первой мировой войной влияние Эфиопии простиралось на запад до реки Кидепо и далее, и торговля слоновой костью в этой области не пострадала до 1927 года.

Топоса установила тесные отношения с торговцами суахили и смешанные браки были обычным явлением. Язык топоса стал lingua franca к западу от озера Рудольф и на большей части Восточной Экватории. Торговый путь между Мбале на территории нынешней Уганды и Маджи пролегал через территорию Топосы не потому, что это был самый короткий путь, а потому, что по нему круглый год была надежная вода, и можно было легко найти ослов для перевозки слоновой кости. Другой маршрут пролегал из Маджи через Обавок, Север, Лафон и болото Бадигеру к Нилу. Торговля слоновой костью доставляла оружие и боеприпасы из Эфиопии на территорию Топосы, и они использовались в совместных с суахили набегах скота на соседний народ.

Правительство англо-египетского Судана "умиротворило" «Территория Топоса в 1926/1927 году. Примерно в то же время британское восточноафриканское правительство установило свои посты в северной Турканаланде к югу. В условиях постоянного ужесточения ограничений к началу 1930-х годов топоса оставались основными торговцами слоновой костью в южных низменностях Судана. Страна Топоса оставалась частью Судана, когда эта страна стала независимой в 1956 году. Первая суданская гражданская война, которая длилась с 1955 по 1972 год, оказала некоторое влияние на Топоса. Вторая суданская гражданская война, разразившаяся в 1983 году, оказала огромное влияние.

Гражданская война

Женщина Топоса на фоне бронетранспортера

Во время Второй Суданской гражданской войны (1983–2005 гг.) Топоса помогала Народно-освободительной армии Судана ( НОАС) временами, а иногда помогала правительству Судана. Топоса заняли прагматичный подход, якобы на стороне того, кто дал им больше всего еды и оружия. НОАС чередовала насилие и более примирительный подход к Топосе. В 1985–1986 годах НОАС атаковала гражданское население Топосы, которое считала «враждебным». С 1987 года НОАС начала попытки улучшить отношения с гражданским населением. К 1988 году некоторые из бойцов НОАС были Топосой.

Суданские вооруженные силы стремились использовать традиционную напряженность между топосой и народом динка, которому многие из Лидеры НОАС принадлежали, поставляя оружие и боеприпасы Топоса. Огнестрельное оружие использовалось как для защиты, так и для увеличения богатства животных, и само по себе стало символом богатства. В течение 1990-х годов правительство Судана выдало Топосе не менее 50 000 единиц стрелкового оружия. В 1992 году АК-47, поставленный государством, можно было обменять на десять коров, или НОАС предоставила винтовки G3 в обмен на АК-47. Набеги хорошо вооруженного Топоса на своих соседей, таких как народ сури в Эфиопии, резко участились. Внутренне перемещенные лица (ВПЛ), перемещавшиеся через территорию Топосы, подвергались преследованиям со стороны Ополчение или бандиты Топоса.

Капоэта, город в стране Топоса, был захвачен НОАС 25 февраля 1988 года. Правительство вооружило Топоса, чтобы они могли сражаться с НОАС, а также со своими традиционными соперниками Люди Лотуко. В марте 1992 года ополченцы Топосы совершили нападение на колонны помощи, пытаясь доставить припасы в Капоэта. Беженцы, бежавшие из Почаллы, захваченной суданским правительством, подверглись нападению со стороны ополченцев Топоса, когда они направлялись в Капоэту. 28 мая 1992 года правительство вернуло Капоэту в результате внезапной атаки. Ополчение Топоса, зная местность, сыграло центральную роль. Эвакуированные гражданские лица из Капеоты двинулись на юг, в Нарус, а оттуда более 20 000 перебрались в Локичокио в Кении, включая 12 500 несовершеннолетних без сопровождения взрослых.

Согласно Amnesty International, НОАС начала политику «преднамеренное и произвольное убийство мирных жителей этнической группы Топоса вокруг Капоэты... в отместку за участие проправительственных ополченцев Топосы в захвате Капоэты и последующих нападениях на беженцев, покидающих город». К концу 1990-х годов были предприняты серьезные усилия по снижению межэтнической напряженности. Межафриканское бюро по животным ресурсам спонсировало семинары и встречи по гармонизации с целью разрешения и предотвращения конфликтов между скотоводческими сообществами, такими как Топоса и их соседи. Участники женского семинара Дидинга -Туркана-Топоса- Ньянгатом в феврале 2000 г. взяли на себя ответственность за предотвращение дальнейшего угона скота и набегов между общинами. Роль женщин, желающих пересечь границы и в одностороннем порядке инициировать мирные переговоры, беспрецедентна и имеет решающее значение. Католическая епархия Торита принимала активное участие в разрешении конфликтов между Топосой и конфликтов между Топосой, Дидинга и Буйя, и Ассоциацией развития Топосы была создана для содействия развитию и миростроительству между Топоса.

Недавние события

Мать и дитя Топосы Молодой человек

Конфликт между Топосой Наморуньянга и Дидинга из Уезд Буди. В засушливый сезон топоса загоняли свой скот в холмы Дидинга в поисках воды и пастбищ, пока на земле Топоса не начинались дожди. В прошлом эта практика осуществлялась по соглашению между двумя общинами, когда дарили подарки в обмен на право доступа к пастбищам. С распространением оружия и нарушением порядка во время гражданской войны традиционные протоколы игнорировались, и насилие стало обычным явлением. В мае 2007 года представители племени топоса из Наморуньянга совершили набег на Нгауро Пайям в округе Буди, напали на группу, отдыхавшую после работы на коллективном поле, и забрали 300 голов крупного рогатого скота и 400 коз или овец. 49 женщин, 4 ребенка и 5 мужчин были убиты, а другие ранены.

Надапал, прямо через границу в Кении, является плодородным районом, в котором многие Топоса укрылись во время гражданской войны. война. После окончания конфликта некоторые кенийцы хотели, чтобы Топоса в районе Надапал вернулась в Южный Судан. Топоса сопротивлялись, возможно, отчасти потому, что они чувствовали, что такие племена, как динка и нуэр возмущены поддержкой Топоса правительства Судана во время гражданской войны, и поэтому с ними будут обращаться. как нежелательное меньшинство в Восточной Экватории. В этом районе продолжаются столкновения между топосой и турканой. В отчете за май 2010 года говорится, что в результате боевых действий между Топосой и Турканой погибло более 40 человек и было украдено около 4000 голов скота. В нем также говорилось, что Джордж Эчом, заместитель губернатора Восточного Экваториального штата, утверждал, что Надапал принадлежит Южному Судану.

В отчете 1982 года говорилось, что на языке топоса говорят 105 000 человек, в том числе 95 000 по обе стороны рек Зингьетта и Локалиен и 10 000 человек в Эфиопии. Более свежие отчеты показывают гораздо более высокую численность населения. В последнее время произошли улучшения в сфере здравоохранения, водоснабжения и ветеринарии. Многие из детей Топоса сейчас ходят в школу в Нарусе и Натинге. Эти изменения глубоко затрагивают традиционную социальную организацию. Женщины начинают играть более заметную роль в разрешении споров. Губернатор Восточной Экватории, вступивший в должность в мае 2010 года, - бывший бригадный генерал Луи Лобонг Лохор. Он - Топоса из Восточного округа Капоэта.

Ссылки

Источники

Последняя правка сделана 2021-06-11 07:27:38
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте